Ассоциативное мышление находит связь в архитектуре. Развиваем ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления у детей

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

Способствует развитию воображения;

Помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

Облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

Стимулирует работу мозга;

Улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву - первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

По целенаправленности:

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

УЕБТЫНС

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 159.9 + 72

В.Н. Ткачёв

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Проанализована последовательность творческого процесса в архитектуре и дизайне на проектной стадии: психология выбора источника художественного образа, его трансформации в ходе проектирования, создание архитектурной концепции на основе сопоставления вариантов, использования метафор и гиперболизации.

Показана роль таких психологических качеств креативной личности, как ассоциативное мышление, воображение, способность к озарению и критической оценке художественных достоинств произведения.

Рассмотрены общие вопросы преобразования сложившейся среды обитания городов, психологические аспекты конфликта старой и новой застройки.

Ключевые слова: творческий процесс, эстетический потенциал, художественный прообраз, креативная личность, ассоциативное мышление, художественный замысел, мимесис, озарение, метаморфозы образа, среда обитания.

В семействе пространственных искусств архитектура и дизайн выделяются по меньшей мере четырьмя основными особенностями.

Во-первых, они двухстадийны, так как состоят из фаз проектирования и реализации, причем предметное осуществление проекта не всегда означает реализацию замысла. Завершенность достигается средствами дизайна.

Во-вторых, внешний облик здания и его интерьеры как визуальное свидетельство потребительской ценности делегированы остальными качествами сооружения: целесообразной функциональной схемой, рациональными конструкциями, безотказной инфраструктурой.

В-третьих, многозвенность операций и емкость трудозатрат делают эти занятия по преимуществу коллективными, определяя индивидуальный вклад и авторскую персонификацию в зависимости от факторов, заслуживающих отдельного рассмотрения.

В-четвертых, архитектура и дизайн формируют вкупе образ обитаемой среды; их стилистические признаки определяют синхронное эстетическое мировоззрение людей и детали их бытия. В силу этого архитектура и дизайн являются фокусом естественной или идеологически ориентированной динамики сложения культурных архетипов и канонов, а творчество как инструмент этого процесса становится объектом изучения и контроля.

Цель творческого процесса в обозначенной области - комплексное произведение, обладающее признаками витрувианской триады: пользой, прочностью, красотой - взаимопроникающими и взаимно детерминированными.

Объединяющая их «упаковка» - гармонизация, интегрирующая все параметры в целостность, акцентирующую художественный образ. Гармония форм существует в пространстве объективно, что человек время от времени с удивлением обнаруживает в диапазоне от макромира до космоса, приписывая ее божественному промыслу. При всем том для узнавания признаков эстетического потенциала необходим медиатор - творческая личность с развитой сенситив-ностью, воображением, способностью к выявлению гармонии (цвета, звука, формы), профессионально воспитанной или, условно говоря, врожденной.

Креативная личность, обладающая необходимыми качествами сознания и навыками, позволяющими улавливать эстетические «сигналы», оперировать ассоциативным мышлением в ходе преобразования объекта творчества, быть в состоянии адекватно оценить художественный уровень произведения, становится субъектом созидательного процесса - главным персонажем в системе проектного дела.

А психология творчества опирается на ассоциативное мышление, способность воображения и высокую эстетическую чувствительность, умение сохранить яркость образа профессиональными приемами, важность владения которыми подчеркивал, между прочим, Г. Гегель: «Хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе ее осуществления, а также в упражнении и приобретении навыков» .

Достижение цели творческого процесса раскладывается на последовательное решение задач:

1) создание предпосылок художественного образа, поиск источников вдохновения, стартового материала, обладающего эстетическим потенциалом;

2) собственно творчество с использованием механизмов ассоциативного мышления, усилением образности первоисточника метафорами и гиперболизацией, с допущением таких метаморфоз, которые сильно дистанцируют разрабатываемый образ от его истоков;

3) профессиональное завершение работы, причем готовность произведения к предъявлению оценивается не столько по технической реализации, сколько по достижению ожидаемого автором эффекта и духовного резонанса в общественном мнении (позитивного или негативного).

Акт предъявления произведения, который в архитектуре и дизайне носит перманентный характер (например, пирамиды), вполне может квалифицироваться как продолжение творческого процесса в виде сменяющих друг друга оценочных позиций с выявлением таких глубин замысла, о которых создатели и не помышляли.

Поисковый характер творческого процесса базируется на сопоставительных операциях: при отборе источника художественной образности (случайном или планируемом), метаморфозах объекта проектирования для достижения максимально адекватного цели эффекта, выборе и применении приемов реализации замысла. Основа этих операций - ассоциации - психологический инструмент креативной личности.

Поясним некоторые возможности ассоциативного мышления.

Каждый предмет или явление имеют ряд детерминирующих признаков, фиксирующих целостность представления. Гранитному блоку свойственны как объективные признаки тяжести, прочности, трудности обработки, так и метафоры мощи, неприступности, монументальности, вечности... С цветущей липой ассоциируются зрелая весна, тепло, завораживающий аромат ночных аллей.

Ассоциативная связь может быть установлена между объектами - символами близкого смыслового содержания (печь - тепло) или дистанцированными друг от друга короткой или длинной цепью ассоциативных звеньев (печь - комфорт - зима - заготовка дров - лес). Ассоциативные сопоставления нередко результируются решением, контрастным по отношению к первичным ощущениям: упорядоченная монотонная застройка вызывает желание «встряхнуть» ее включением динамичного яркого объекта.

Неясные образные видения креатора, объединенные системой ассоциаций в режиме ожидания, получают внешний импульс от объекта-явления, мощность воздействия которого зависит нередко не от прямого смыслового соответствия цели поиска, а от «субдоминантного», маргинального понятия , новизна которого становится решающим аргументом выбора решения. Это свойственно методике эвристического подхода к творческим задачам. Вообще говоря, проектировщик не несет никаких обязательств по отношению к стартовому образу; более того, привязанность к единожды найденному проектному варианту лишает автора холодного критического рассудка и тормозит творческий процесс. В этой связи нелишне упомянуть, что в ходе метаморфоз начальный образ может утратить свою яркость, оригинальность, свежесть идеи и легко подменяется возникающими попутно замыслами, и это нормально. В социологии есть феномен «6 рукопожатий», показывающий, что достаточно такого числа рукопожатий знакомых друг с другом по цепочке людей, чтобы оказаться в контакте с любым человеком планеты . Ассоциативные цепочки также имеют бесчисленное множество комбинаций.

При необходимости культивации полученного изначально образного источника до финишной стадии его угасание как доминанты останавливается, образ подкрепляется и усиливается дополнительными метафорами, гиперболизацией, вербальной фиксацией с переводом в статус абстрактной идеи, более устойчивой в процессе преобразований.

Несколько слов о феномене появления ассоциаций. В общем этот процесс управляем и приемы инициации идей, активизирующие психику творца на поиск плодотворного решения, описаны в различных эвристических методиках, в т.ч. мозговом штурме, техниках модерации и ментальных карт, синектики, би-социации и др. . И все же особой ценностью обладают ассоциации, возникающие неожиданно, как Венера в блеске морской пены, создающие иллюзию божественного откровения (покоряющие даже разум атеиста). Их источник: разведенные на большие смысловые дистанции объекты сопоставления, уводящие от рутинных связей вещей (подобно озарению инженера С. Брауна, случайно увидевшего в саду паутину, использовать в конструкции моста ванты

), и догадки, всплывающие из памяти глубокого заложения, расцениваемые как подарок интуиции.

Теперь обратимся к собственно творческому процессу, акцентируя психологические акты, прокладывающие дорогу от эмоционального восприятия первообраза к предметной реализации художественного замысла в произведении, «от поэзии представления к прозе мышления» . Его этапы иллюстрируют высказанные выше тезисы.

Первый этап - сознательный или интуитивный поиск источника вдохновения, некоего внешнего толчка, который приведет в действие внутренние ресурсы озадаченной творческой личности, послужит стимулом воображения, источником художественного образа:

а) Образ сохраняет свою изобразительную и выразительную сущность до финала творческого процесса и является опорой авторской интерпретации стартового образа; чаще всего такой прямолинейный перенос эстетического впечатления от истока на готовое произведение свойственно ранним культурам, заимствовавшим в своем наивном искусстве образы живой природы (этот метод мимесиса - прямого заимствования - отражен в архитектуре Древнего Египта, античности; примеры тому - лотосовидные стволы и капители мегалитических храмов Египта, притча Витрувия о Каллимахе - изобретателе коринфской капители , а также протомы капителей в ападанах Персеполя); но рецидивы мимесиса - зооморфные или техногенные - возможны и даже популярны в современной архитектуре, например, проекты Й. Утцона, Ф. Гери, Н. Фостера; это результат действия ассоциаций по принципу тождества.

б) Впечатление от первоисточника служит только катализатором идей авторской установки, намеком на возможные траектории морфологических преобразований прообраза усилиями подготовленного ассоциативного мышления, сохраняющего только аллюзию сходства за счет формализации образа источника, абстрагирования его параметров в силу технологических требований, скажем, приемов обработки камня; натуралистичные подражания, имитации форм уступают место подобиям, ассоциированным по более глубоким признакам; стремление древних греков достичь гармоничного обобщения образов природы и человека в скульптуре и архитектуре, канонизация наиболее совершенных пропорций человеческой фигуры, их перенос в абстрагированные антропоморфные элементы ордеров отразили факт включения в изобразительную практику ассоциативного мышления более высокого уровня; этим обозначился перевод архитектуры в искусство выразительное - при сохранении до некоторых пор связи с изобразительностью ортодоксального мимесиса; художественный намек становится утонченным приемом сопоставления с прообразом, свидетельствующим о возросшем уровне вкуса, профессионализма и индустриализации искусства архитектуры.

в) Образ уводится от прообраза на большие ассоциативные дистанции до полного отчуждения от смысла первоначального импульса (иного или контрастного), где подавляющее влияние оказывает ориентированное апперцептивное восприятие, в основе которого лежат внутренние образные ресурсы креативной личности (хрестоматийна легенда о вороне на снегу, вид кото-

рой сподвинул В.И. Сурикова на работу над «Боярыней Морозовой»; можно предположить, что И.И. Шишкин писал трагическое полотно «На севере диком», отталкиваясь от пережитой символики мертвенного лунного света; И.И. Левитан, создавая свою картину «Над вечным покоем», ассоциирует изначальный образ широкого речного простора с беспредельной печалью о судьбах России, возбуждая безальтернативный резонанс в душе и сердцах зрителей, даже спустя столетие; архитекторы также широко пользуются ассоциативно-образными заготовками, например, И.А. Фомин писал: «Когда в жизни возникает реальный вопрос о проектировке, приходится извлекать из склада готовых изделий некоторый образ и перекраивать его для жизни» .

Психологический механизм контрастных ассоциаций используется не для аннигиляции пар первичных впечатлений, а для усиления эмоционального напряжения в развитии темы; в архитектуре и дизайне контрастные ассоциации используются для создания образных акцентов, подчеркивающих целостность и гармоничную полноценность композиции (по Гегелю гармония - это единство, развитие, сочетание с дисгармонией, внутренним противоречием , по пифагорейцам, гармония есть соединение разнообразной смеси и согласия разнообразного).

Второй этап. Метаморфозы образного материала идут в режиме сопоставительно-вариативной работы, базирующейся на «взаимоузнавании» ассоциаций, фильтрующих выбор направления решения и, если необходимо, выстраивающих смысловые цепи.

На этом этапе формирования основной концепции художественного образа ассоциации:

уточняются, закрепляются вербально, что упрощает операции с их участием;

меняют свою смысловую ориентацию;

затухают как ведущая идея и требуют подкрепления со стороны метафор;

закрепляют концепцию или возвращают на исходные рубежи проектную идею;

не выдержавшую конкуренции или теста на целесообразность.

Сужение поиска, апробация ведущего направления осуществляется через озарение (инсайт) - высший пункт творческого процесса, выводящий на поверхность центральную идею, подставляемую под перекрестную проверку на соответствие главным требованиям. Предпочтительность выбора опирается, конечно, на все причастные критерии, но не является результатом их простого суммирования. Как правило, выигрывает идеологический критерий.

Концептуальная фаза разработки проекта требует ответа на вопрос об отношении креатора к конформности его художественного замысла. Автор либо встраивается в «мейнстрим», либо сознательно идет на ломку сложившихся стереотипов. На данном этапе завершается неопределенность путей решения задачи, отбирается вариант максимального соответствия замыслу вместе с вербальной аргументацией выбора. Возможны незапланированные рецидивы озарений, в корне меняющих ход проектирования процедурами перфекционизма. Особенно велика роль творческой личности, располагающей расторможенным воображением, ресурсом образов, заложенных в профессиональную память и «примеряемых» к каркасу работы.

Третий этап. Осуществление сложившегося замысла, реализация художественной концепции на основе профессиональных навыков и методов касается здесь, напомним, только первой, проектной стадии творчества. В пространственных и плоскостных изобразительных искусствах, включенных в архитектуру и дизайн, эта работа одностадийна (учитывая и эскизный поиск).

В любом случае художественный замысел получает предметную форму, адекватно отображающую суть, символику и свежесть эстетического импульса; следовательно, и ассоциативные ссылки профессиональных приемов должны обладать соответствующим образно-эмоциональным потенциалом: расположением проекций, оригинальными ракурсами общих видов, динамикой цветовых пятен, стилистикой иллюминаций.

В живописи энергетика изображения передается остротой композиции, яркой или приглушенной колористикой, фактурой и широтой мазка, неповторимой авторской манерой. Техника при этом не самоцель, а комплексное средство выражения собственно «эстетического предмета» , что выступает визуально наяву или скрытно, предоставляя зрителю намеки, которые тот должен разгадать и «довести» в своем сознании образ до совершенства. Но, если «концепт» заложен достаточно глубоко, то абстрагирование от смысловой содержательности, подмена ее техническими манипуляциями ведут к самостерилизации художника. Впрочем, патологические явления в искусстве тоже имеют свою привлекательность.

Особо следует остановиться на компьютерных средствах реализации эстетических программ проектирования. Спору нет, это высокотехнологичный уровень инструментального средства проектирования, и в тех случаях, когда автор (творческий коллектив) имеют дело с относительно устоявшимися функционально и конструктивно объектами, целесообразен прием аппли-кативного проектирования с использованием высококачественных эталонов матриц пространственного решения, особенно в жилищной и промышленной архитектуре.

В проектировании уникальных объектов компьютерщик легко может «сорваться» в избыточно выразительную, бутафорскую архитектуру, не требующую особого напряжения мысли и профессионализма. А очарование мнимым совершенством компьютерной продукции распространяется на заказчиков и строителей. Излишнее доверие к технике демобилизует критический и творческий потенциал проектировщика, выхолащивает его композиционные навыки и чувство человеческого масштаба, приводит к техническим и художественным ошибкам, свойственным незрелым работам. Вывод:

допуск дилетантов к компьютерной технике противопоказан; техническое совершенство компьютерной техники должно быть доведено до автоматизации, свободной от «человеческого» фактора;

компьютер следует использовать на предельно стандартных операциях. Четвертый этап. При оценке художественных достоинств произведения используется преимущественно тот же ассоциативный ресурс, который складывался на всем протяжении творческого процесса. По крайней мере авторы рассчитывают, что ассоциации, принятые ими в разработке художественного

образа, будут общепонятны. Учитывается психологическая готовность общества, его вкусовые приоритеты, обстоятельства форс-мажора, и в отдельных случаях резонанс может оказаться негативным. Эта ситуация хорошо иллюстрируется противодействием горожан попыткам «врезать» несанкционированные новостройки в сложившуюся среду обитания, психологическим феноменом отрицания новизны. Речь, понятно, идет о «старых» городах, где любое вмешательство в канву застройки с целью реконструкции требует серьезной аргументации, в которой ассоциации играют роль инструмента убеждения и приобщения оппозиции к сотрудничеству. Явные авангардистские намерения архитекторов вызывают локальные социальные бури.

В теоретическом ключе позитивные или негативные впечатления от новых включений зависят от искусства визуального вписания здания в среду. Адаптационные функции несут те части нового пространственного объекта, которые находятся в секторе бытового обзора; это первые ярусы сооружения и территориальное благоустройство. Таким образом, процедура оценки произведения возвращает авторов к проектированию ландшафтной архитектуры, если это не было предусмотрено заблаговременно или не показалось важным.

Опыт визуальной оценки произведения откладывается в следующих тезисах:

наиболее благоприятные впечатления вызывает сложившаяся, достаточно монохромная и в спокойных ортогональных формах застройка; для профессионального уровня организации интерьеров принято считать, что комфортность достигнута, если она незаметна;

монотонность не дает впечатления гармонии среды, необходимы акценты, не разрушающие общего визуального климата: малые формы, средства монументально-декоративного искусства.

Включение в среду элементов, несущих эстетический потенциал, дозируется. Развитое ассоциативное мышление современного горожанина, как инструмент сопоставления информации и понятий, насыщенных символикой и метафорами, позволяет уловить и усилить любой эстетически окрашенный импульс, утолить потребность в художественных впечатлениях. Более того, сознание потребителя тяготеет к восприятию и мысленному развитию, завершению художественного образа, получая психологическое удовлетворение от «соучастия» в творческом процессе, от попадания в резонанс замыслу художника, архитектора.

Этот феномен «искушенного ценителя» реверсивно отражается и на профессиональном мировоззрении творческой личности. Воспринимая гармонию красок, форм, звуков «нерукотворного» происхождения, подготовленный разум, развивший рафинированный, изысканный вкус, уже не нуждается в непосредственном контакте со сложившимися носителями эстетической информации (картина, скульптура, архитектурная форма), довольствуясь аллюзией, символом, случайной, даже контрастной ассоциацией на «продвинутых» носителях: 3D-кино, бодиарте, плоскостных или трехмерных опусах концептуализма, де-конструктивизма, абсурдизма, - заменяющих «пресную» информацию статичного реализма новыми острыми ощущениями. В архитектуре ослаблена

связь формы и содержания, внешний облик здания не раскрывает его конкретного назначения; архитектурный образ сооружения строится на композиционных соображениях, исходящих из имманентной мотивации, свободной от стилистических реверансов прошлому.

Вскрытие психологических аспектов творческих процессов демонстрирует утрату гуманитарных ориентиров проектной работы в области архитектуры и дизайна (хотя и очевиден перевес архитектурной проблематики в сторону дизайна, решающего задачи организации среды, максимально приближенные к человеку). Существующая проектная и строительная практика свидетельствуют о негативных тенденциях современной архитектуры на создание амбициозных, антисоциальных сооружений, разрушающих визуально и функционально сложившуюся среду городов, которые, бесспорно нуждаются в обновлении, но не стихийном, а программно освобожденном от персональных амбиций и коммерческой корысти.

Деструкцию городов нужно остановить, переключив архитекторов и дизайнеров на рациональное творчество, исключающее понимание архитектуры как игры капризных детей в кубики, и вместе с тем несущее в нее подлинно креативное начало.

P.S. Ознакомление с рядом исследований, посвященных психологии творческого процесса, в частности, работами Т. Любарта и К. Муширу , показало, что направленность наших исследований вписывается в рамки общего научного русла, что предполагает возможность международного сотрудничества в данной области, способствующей повышению уровня архитектурного образования.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М. : Искусство, 1968.

2. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества / Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. 504 с.

3. Райгородский А. Ни один хакер не разрушит весь Интернет // Кампус. 2012. 10 (60), Х1. С. 58.

4. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики. М. : Архитектура-С, 2004. 352 с.

5. Нельке М. Техника креативности. М. : ОМЕГА-Л, 2009. 144 с.

6. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М. : Стройиздат, 1965. 194 с.

7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. М. : Знание, 1964. 350 с.

8. Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. Л. : ОГИЗ, 1936. 343 с.

9. Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1975. 544 с.

10. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М. : Наука, 1973.

11. Бычков В.В. Эстетика. М. : Гардарики, 2006. 572 с.

12. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс / пер. с фр. Е.А. Валуевой) // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. II. N 4. С. 74-80.

13. Lubart T.I. Modells of the creative process: Past, present and future // Creativity Research Journal. 2000-2001, 13 (3-4), pp. 295-308.

Поступила в редакцию в январе 2012 г.

Об авторе: Ткачёв Валентин Никитович - доктор архитектуры, профессор кафедры проектирования зданий и градостроительства, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: ТкачёвВ.Н. Психология творческого процесса в архитектуре и дизайне // Вестник МГСУ. 2013. № 5. С. 239-248.

CREATIVE PSYCHOLOGY IN ARCHITECTURE AND DESIGN

The author analyzes creative processes underway in architecture, particularly, at the stage of design. The author considers the psychology of choice of a source of artistic images, their transformation in the course of design, development of an architectural concept based on comparison of options, and use of metaphors.

The role of such psychological features of a creative personality as associative thinking, imagination, ability to get inspired and critical assessment is demonstrated and analyzed in the article. General issues of transformation of the habitat of cities, psychological aspects of a conflict between old and new buildings are considered.

The present-day design practice is a less creative process that the practice of the past, as the employment of information technologies accelerates drafting of documents and limits the involvement of creativity. The seeming simplicity of information technologies reduces architecture to the craft available to any "user". As a result, the urban environment is filled with computer design, or ambitious and fake buildings.

The psychology of creativity relies on associative thinking, imagination and esthetic sensitivity. The purpose of any creative process is achieved through attainment of the following sequence of objectives:

arrangement of preconditions for development of an artistic image; search for sources of inspiration; availability of the input material possessing esthetic potential;

use of mechanisms of associative thinking, intensification of figurativeness of the primary source using metaphors, so that the metamorphoses separated the new image from its original source;

professional completion of work.

The author proves that any creative process is based on comparisons, and associations serving as the basis for operations that consolidate into a creative process represent a psychological tool used by creative personalities.

1. Gegel" G.V.F. Estetika . Moscow, Iskusstvo Publ., 1968, vol. 1.

2. Ponomarev Ya.A. Psikhologicheskiy mekhanizm tvorchestva. Chelovek v sisteme nauk. Moscow, Nauka Publ., 1989, 504 p.

3. Raygorodskiy A. Ni odin khaker ne razrushit ves" Internet . Kampus . 2012, 10(60), X1, p. 58.

4. Sarkisov S.K. Osnovy arkhitekturnoy evristiki . Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, 352 p.

5. Nel"ke M. Tekhnika kreativnosti . Moscow, OMEGA-L Publ., 2009, 144 p.

6. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Arkhitektura i psikhologiya . Moscow, Stroyizdat Publ., 1965, 194 p.

7. Orlov V.I. Traktat o vdokhnoven"e, rozhdayushchem velikie izobreteniya . Moscow, Znanie Publ., 1964, 350 p.

8. Mark Vitruviy Pollion. Ob arkhitekture . Leningrad, OGIZ Publ., 1936, 343 p.

9. Mastera sovetskoy arkhitektury ob arkhitekture . Moscow, Iskusstvo Publ., 1975, 544 p., vol. 1.

10. Shestakov V.P. Garmoniya kak esteticheskaya kategoriya . Moscow, Nauka Publ., 1973.

11. Bychkov V.V. Estetika . Moscow, Gardariki Publ., 2006, 572 p.

12. Lyubart T., Mushiru K. Tvorcheskiy protsess . Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki . 2005, vol. II, no. 4, pp. 74-80.

13. Lubart T.I. Models of the Creative Process: Past, Present and Future. Creativity Research Journal. 2000-2001, 13(3-4), pp. 295-308.

For citation: Tkachev V.N. Psikhologiya tvorcheskogo protsessa v arkhitekture i dizayne . Vestnik MGSU . 2013, no. 5, pp. 239-248.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Инструкция

При ассоциативном мышлении в памяти человека возникают различные образы, каждый из которых в какой-то мере индивидуален: он порожден подсознанием и опытом. Именно поэтому образы влекут за собой друг друга, и цепочка из них получается неповторимая для каждого человека, даже если вначале присутствует несколько стандартных стереотипных ассоциаций.

Именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Это мышление свойственно каждому, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений и так далее. У детей не возникает проблем с использованием ассоциативного мышления. Примером этому легко может служить способность ребенка играть с любым предметом, наделяя его вымышленными свойствами. Детское воображение создает гораздо более интересные и необычные игрушки, чем любая фабрика по их производству.

Так как социальная структура, которой является человеческое общество, базируется на некоторых стереотипных вариантах поведения, то в процессе взросления человек усваивает их. Это происходит, начиная самого раннего детства, но им не ограничивается. Благодаря подобным процессам ассоциативное мышление у людей начинает основываться не только на собственном опыте, но и на том, чему они научились, то есть, появляется некий общий для всех людей набор ассоциаций. Именно их называют стереотипами. Несмотря на повсеместное негативное отношение к стереотипам, без их существования невозможно было бы себе представить человеческое общество.

Ассоциативное мышление очень важно для работы мозга, так как именно на этой способности базируется память и умение генерировать идеи, в том числе, и для формирования собственной жизни. Творчество – это не только создание какого-либо произведения искусства, удачного или нет, на творчестве основывается вся жизнь человека. Можно сказать, что жизнь – это и есть главный для человека творческий процесс. Именно поэтому различные знания, которые могут помочь формированию новых образов и идей, помогают людям устроить свою жизнь наилучшим образом.

Особенность ассоциативного мышления в том, что его можно непрерывно развивать и улучшать, что позволяет расширить свой потенциал. Работать над этим особенно важно представителям творческих профессий, но и всем остальным тоже не повредит. Развитию ассоциативного мышления способствуют различные упражнения. Например, самое простое – это составление цепочек ассоциаций. Вы просто берете любое слово или ситуацию, а дальше успевайте записывать, какие ассоциации будут всплывать в голове. Еще одно хорошее упражнение – поиск пути ассоциаций. Нужно взять два слова и написать между ними путь из ассоциаций. Любые упражнения, в процессе которых нужно работать с ассоциациями, помогают развить этот тип мышления.

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Ассоциативность – необыкновенная способность гениального мышления

Ассоциативное мышление в науке

Апеллирование ассоциативной образностью есть необходимый, но недостаточный признак гениальности. Выброс ассоциации – это то, на чем качаются весы неравновесного психического состояния фантазии гения. Ассоцианизм как теория мышления своими истоками восходит к величайшему философу древности Аристотелю, а затем эта грандиозная идея вновь возрождается в XVI веке и обнаруживает себя в философских воззрениях Дж. Локка. Затем идея распространяется во времени, образуя всплески в конце ХIХ и начале ХХ веков в философской мысли Англии, Франции, Германии, России.

Локк исходит из того, что ассоциация является связкой, объединяющей психические элементы (сенсуалистский ассоцианизм). Если есть идея, то всегда появляется ее противник. Но в ХХ веке в противовес аристотелевской и локковской восстала идея создателя теории творческого мышления и гештальтпсихологии Макса Вертгеймера.

Необъяснимость почти открытого противоречия в этой теории превосходит все ожидания. Мышление Вертгеймера, работавшего над созданием теории продуктивного мышления, являет редчайший парадокс его собственного сознания. Гештальттеория в своей основе предполагает целостность восприятия мира, её основной постулат – свойства каждой части объекта определяется не только свойствами этой части, но также всеми свойствами всего целостного объекта. Вертгеймер, исключив ассоциации и метафоры из процесса познания, тем самым разорвал процесс познания на части, лишив его целостности. Это был пример великого заблуждения. По этому поводу интересно высказывание Хосе Ортеги-и-Гассета («Две главные метафоры»): «Когда тот или иной автор упрекает философию в использовании метафор, он попросту признается, что не понимает и философию, и метафору. Метафора – незаменимое орудие разума, форма научного мышления. Употребляя её, ученому случается сбиться и принять косвенное или метафорическое выражение собственной мысли за прямое. Подобная путаница …должна быть исправлена; но ведь такого рода погрешность может допустить при расчетах и физик. Не следует же отсюда, будто математику надлежит изгнать из физики. Ошибка в применении метода не довод против него самого. Поэзия изобретает метафоры, наука их использует…» (60, с. 203).

Роль ассоциаций и метафор в творческом мышлении гения анализировалась Эйнштейном. В многочисленных дискуссиях с автором гештальтпсихологии Вертгеймером Эйнштейн рассказывал, как у него возникают и рождаются ассоциативные, комбинационные потоки образов. Эйнштейн сомневался в правильности теории гештальтов в том месте, когда эта теория исключала в продуктивном мышлении ассоциативные и комбинаторные связи. Уже потом он писал: «Профессор Макс Вертгеймер пытался проводить опрос по поводу различия между комбинированием или ассоциированием, я не могу судить, в какой мере его психологический анализ затрагивает существо вопроса» (Цит. по 1, с. 80-81 ).

Уже, исходя из этого замечания, Эйнштейн не считал, что в продуктивном мышлении ассоциативным связям отведена случайная и незначительная роль – в отличие от Вертгеймера, полагавшего, что ассоциации и комбинации несоединимых научных понятий – играют случайный и малозначимый характер.

Анализируя физическую суть относительности пространства и времени, природу постоянства света и многочисленные следствия из своей теории, Эйнштейн обратил внимание и на психологическую суть процесса познания. В проблеме нового представления о мире Эйнштейн был одновременно и творцом, и наблюдателем того, как происходит озарение, как рождается видение физических процессов. Обладая высочайшей степенью рефлексии, он увидел в своем мышлении великую силу ассоциативных образов.

Эйнштейн говорил: «Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами и рассматриваемыми логическими концепциями. Ясно также, что желание достигнуть, в конце концов, логически связанных концепций, является эмоциональной базой этой достаточно неопределенной игры в элементы, о которых я говорил. Но с психологической точки зрения, эта комбинационная игра, видимо, является основной характеристикой творческой мысли – до перехода к логическому построению в словах или знаках другого типа, с помощью которых эту мысль можно будет сообщать другим людям» (Цит. по 1, с. 80). Упомянутое Эйнштейном понятие «эмоциональной базой» прокладывает мостик к эмоциональным полям, взвешивающим информационно-смысловые структуры в сознании ученого.

Слова и знаки – это уже элементы структуры S 2 , а комбинационная игра – это бессознательный синтез ассоциативной структуры S а. И далее Эйнштейн пишет: «Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать (с трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций (подчеркнуто авторами) дала некоторый результат и может быть при желании воспроизведена. Из того, что уже сказано, ясно, что игра в элементы нацелена на аналогию с некоторыми разыскиваемыми логическими связями». Знаки – это те самые символы, на которых как на опорах стоит целостное ассоциативное представление мира. Знаки-символы заполняют пробелы в знаниях, дают толчок к замене символов на новые недостающие связи; дают толчок к рождению новых понятий и построению нового целостного представления.

У гения этот психический процесс появления знаков-символов, символических образов, большого числа их комбинаций, затем переинтерпретации их в логически связанную систему знаний отличается высокой спонтанностью и продуктивностью. Говоря о приоритете комбинационной игры образов перед переходом к логическому построению, Эйнштейн укрепляет нас в версии о том, что в творческом процессе идет непрерывная борьба – сотрудничество между правым образным и левым логическим полушариями мозга.

Чтобы подтвердить исключительную роль ассоциаций в научном мышлении и, прежде всего, роль ассоциаций при фундаментальных открытиях, обратимся к открытию Менделеевым периодического закона и легенде о том, что основная подсказка в виде ассоциативного образа таблицы пришла к ученому, когда он спал. При исключительной одержимости Менделеева и его внутренней сосредоточенности, обусловленной поиском решения мучивших его проблем, ему необходимо было ослабление цензурирующей роли сознания в его борьбе с бессознательным. Необходимо, чтобы сознательное было ослаблено, тогда то, что уже было «нащупано», могло из сферы бессознательного попасть в сферу сознания. Во сне, когда барьеры ослабли, Менделеев увидел желаемую ассоциацию с пасьянсом, зафиксировал её в памяти и наутро преодолел один из барьеров, сдерживающих течение его мысли к своему открытию. Есть еще один замечательный пример роли ассоциации в открытии, который приводит Кедров. Строитель мостов Брандт долго бился над решением труднейшей и непосильной задачи – как перебросить железнодорожный мост через пропасть. Он нашел решение только тогда, когда на лицо ему упала паутина. Брандт интуитивно почувствовал: если паук способен перекинуть паутину от одной ветви дерева к другой, то почему бы также не делать железнодорожный мост (39). Интересен и пример Гюйгенса. Гюйгенс утверждал, что стечение обстоятельств (ассоциация) подсказала ему идею как создать телескоп, иначе, его изобретение потребовало бы «нечеловеческого гения». Гюйгенс обратил внимание на детей, игравших стеклами в его мастерской и его «осенило».

Если хотя бы один гений использует ассоциации в своём творчестве, то этот факт должен был бы поставить под сомнение понятие целостности гештальттеории без ассоциативного мышления как творческой составляющей процесса познания. Но как объяснить упорство Вертгеймера? Его не мог переубедить даже Эйнштейн. Их бесчисленные беседы оставили каждого в убеждении своей правоты. Этот уникальный пример несовпадения взглядов у двух выдающихся ученых подтверждает идею о наличии в сознании любого человека психического фильтра.

Не связывая свою теорию познавательно-психологических барьеров с наличием в сознании психического фильтра, русский философ Б. Кедров (автор идеи ассоциативного скачка в процессе озарения) определял свою позицию убежденно и четко: случайная ассоциация – это необходимый фактор, сопутствующий озарению и, следовательно, ассоциацию можно считать системным фактором, влияющим на рождение открытия. Нет ассоциации, нет – открытия, – полагал Кедров.

Роль бессознательных ассоциаций в творчестве связана с гиперчувствительностью к сигналам внешней среды у творческой личности. Наполняя потоком образов сознание, убирая его цензуру, избавляясь от барьеров, ассоциации обладают мощной взрывчатой силой, несущей всю энергию бессознательного, которая способна складывать из разрозненных образов целостную картину. Поэтому говорят, что ассоциации – это вечный двигатель творчества. Сила ассоциативных чувств, ощущений, мышления и интуиции в том, что они высвечивают такие уровни, где бессильна помощь разума. Фантазия безгранична, потому что число ассоциативных образов безгранично; это множество с несчетным количеством элементом. Не здесь ли исток гениальной неповторимости?

Каждый из образов и каждая из идей, сотканных воображением, фантазией и извлекаемых из бессознательного – необычны. Согласно теории преодоления познавательно-психологических барьеров Кедрова, ассоциации, обуславливают смену комбинаций и дают право на отбор нужных связей. Возможно, такие ассоциации «подбросили как трамплин» мысль Эйнштейна над познавательно-психологическим барьером и явилась теория, где вопреки прежней и очевидной ньютоновской парадигме, время и пространство стали относительными. Казалось, нарушилась стабильность вечного ньютоновского мира. И в этом низвержении истин оказались повинны всего ряд простейших ассоциаций, которые пришли в голову Эйнштейну и таким великим ученым, как Пуанкаре, Вейль, гений которых обладал галлюцинирующей силой ассоциативного мышления. Возможно, ассоциативное понимание мира дает толчок к революционным переворотам в понимании реальности и к новым парадигмам в науках (математике, физике, химии, биологии и др.)

Если роль ассоциаций при открытиях в науке так велика, если запечатленные в памяти информационно-смысловые структуры расширяются и развиваются за счет ассоциаций, то возникает неизбежный вопрос – какова их нейрофизиологическая природа? Оказалось, что выброс ассоциации и её «сцепление» с новыми смыслами имеют глубокую нейрофизиологическую природу. Модель, образ, след памяти (энграмма) легко воспроизводится или считывается из памяти, если траектория мысли ученого случайно наталкивается на ассоциативно связанный с ней другой образ (карточный пасьянс и таблица Менделеева, планетарная модель атома Резерфорда, теория относительности Эйнштейна и т.д.).

Новая парадигма начинается с того, что мысль ученого, окрашенная чувством, движется по элементам старых информационно-смысловых структур и не может вырваться из их плена. Здесь мы напомним интереснейшую метафору, выражающую мысль двух выдающихся ученых: математика Адамара и психолога Тэна. Их принцип – нужно уметь думать «около». Другими словами, чтобы вырваться из круга ложных представлений, нужно только поймать удачу – «зацепиться» хотя бы за один ассоциативный элемент, а дальше, все развивается молниеносно. Гипотеза хранения в мозгу ассоциативно связанных образов подкрепляется данными физиологии мозга по структурному построению памяти. Американский физиолог Д. Хебб полагал, что нервные клетки головного мозга «...нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение, относящихся к нему нейронов, будет активизировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и её мгновенное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные стороны клеточного ансамбля» (Цит. по 9, с. 161).

Те самые структуры, о которых говорили гештальтисты, по-видимому, хранятся в мозгу в виде клеточного ансамбля и возбуждение или раздражение одного из элементов рано или поздно вызывает на поверхность сознания в процессе напряженного поиска всю структуру. В свою очередь, видный физиолог А. Ухтомский говорил: «В высшей психической жизни инертность господствующего возбуждения, то есть доминанта переживаемого момента, может служить источником «предубеждения», «навязчивых образов», «галлюцинаций», но она же дает ученому то маховое колесо, «руководящую идею», основную гипотезу, которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт» (Цит. по 74, с. 49.).

В даре гения, по-видимому, скрыта способность человека «ловить» за огромным числом ассоциаций, когда они настигают его сознание – «новое», а дальше в битву вступает другой дар – дар отбора. Неудачи неизбежны, но иррациональность уже совершившегося открытия и выброса мысли, в конце концов, побеждает. Когда в сеть смысловых структур захвачена нужная ассоциативная связь, то дальше все раскручивается молниеносно. Вся сеть смысловых структур неравномерно окрашена эмоциями, есть резкие пики положительных эмоций, есть пики отрицательных эмоций. Каждый элемент смысловых структур взвешен в эмоциональном поле. Те элементы, которые возбуждены наиболее сильно, готовы быстро вступить в ассоциативную связь. Насыщенный психической энергией поток ассоциаций с молниеносной быстротой укрепляет новыми подпорками еще шаткую, только что рожденную смысловую структуру. Под неё непрерывно подставляются новые ассоциации и новые смыслы, новые локальные структуры. Все становится необратимо, перемещение по оси смыслов произошло. Как раскаленная лава, которая, стремительно растекаясь по склону, меняет окружающий мир, так и в сознании, все попадающее под поток ассоциаций, подвергается необратимому изменению. Неудержимое никаким сопротивлением строится новое здание знаний в воспаленном эмоциями сознании. Открытие свершилось, благодаря необычайной силе воображения и фантазии гения, его уникальной способности черпать из бессознательного ассоциации и выбрать ту, которая прорывается сквозь рубежи психического фильтра.

В целях наглядности ассоциативного творческого процесса ниже на рисунке в системе координат ХУЭ показано эмоциональное поле Э(ху), взвешивающее на одном из участков сознания определенную совокупность информационно-смысловых структур, возбужденных эмоциональными переживаниями. Каждой точке с координатами х i у i соответствует значение эмоции Э i (х i у i ). Как видно из рисунка, наибольшие пиковые значения эмоций приурочены к четырем локальным смысловым структурам. Это возбуждение локальных структур спонтанно приведет к их связи, несмотря на их кажущуюся удаленность друг от друга. Так рождаются открытия, когда внезапное видение новых связей позволяет построить новуюсмысловую структуру. Так рождаются новые идеи, поэтические метафоры и новые смыслы.

Когда появляются пики на фоне спокойного эмоционального фона, тогда одновременно с ними на рубеж штурма сознания выплескивается спонтанность. Возбуждение клеток на участках нейронной системы в коре больших полушарий наиболее сильно там, где расположены пики эмоционального поля. Каждому участку нейронной сети соответствует определенная смысловая структура. Эти поля являются сильным возбуждающим стимулом для развития этих структур. Хотя напряженная мысль в творческом процессе по-прежнему протекает (причем многократно) по элементам старой структуры, но пики эмоций в поле уже начинают свою созидательно-разрушительную работу. Для наглядности этого процесса на рисунке изображены поля эмоций, приуроченные к информационно-смысловым структурам.

Рис. 15. Поле эмоций, приуроченное к определенному участку смысловых структур.

Сильный эмоциональный раздражитель возбуждает в мозгу доминантный очаг. При случайно возникшей ассоциации, воображение рисует психическую модель, отображающую частично элементы другой структуры, в которой начинается процесс преодоления противоречий старой структуры. Ассоциация рождает новый раздражитель, который осуществляет частичное торможение предыдущего и вызывает появление в мозгу нового центра возбуждения. В краевом сознании, по образному выражению Тэна, «толпятся еще неосознанные идеи», а по концепции Ухтомского, доминанта переживаемого момента может служить источником «навязчивых образов». Доминанта резко уменьшает область перебора новых идей и новых образов и вероятность замыкания их в новую структуру увеличивается. Иначе, ассоциация резко суживает область поиска. Метафорически это можно изобразить как пересечение полос света от двух прожекторов. Освещение в одном направлении не может быть полным, но подключение к нему второго прожектора, направленного в то же место, приводит к желанной находке.

Нейрофизиологи считают, что возбуждение одного из нейронов приводит к последовательному возбуждению клеток нейронной системы, и цепь замыкается передачей импульса по нервным отросткам снова на нейрон, то есть в ответ на определенно повторяемое раздражение возникает характерное распределение участков возбуждения в данной клеточной системе нейронов. Пиковые значения поля эмоций имеют сильную корреляцию с наиболее актуализированными локальными участками смысловых структур. Актуализация вызывает повышенную психическую напряженность. Изолинии поля между пиками показывают участки сознания, где наблюдается спокойный фон поля эмоций. Если пики эмоций относятся к информации, распределенной по нейронной сети, и она может иметь ассоциативную связь между отдельными смыслами, то в этом случае возникает эффект синаптического облегчения прохода нервных импульсов от одного участка нейронной сети к другому. Мысль гения, окрашенная и возбужденная его чувством, его эмоциональным возбуждением многократно протекая по элементам старой структуры, возбуждает все соседние нейроны на своем пути. Когда в окрестности возбужденной замкнутой нейронной цепи вдруг оказываются связанные ассоциативным смыслом элементы другой структуры, тогда в один из моментов происходит спонтанный бессознательный выброс элемента из ассоциативной структуры. Он как бы захватывается в первую траекторию и попадает в область сознания, а затем в память, где оказывается закрепленным. Так возникают ассоциативно связанные элементы и через них две и более связанные информационно-смысловые структуры.

По-видимому, миссия дара гениальности заключается в молниеносном захвате огромного числа комбинаций траекторий нервных импульсов и толчке разветвляющихся на бесчисленные ручейки синаптических передач нервных импульсов. Такой подход объясняет проблему, почему ассоциации увеличивают вероятность рождения догадки, и проливает свет на гипотезу фиксации следа памяти (до сих пор эта проблема не разрешена) о том, что фиксация есть результат проторения нервного пути, по которому шли нервные импульсы при запоминании. Прохождение нервного импульса по пути, облегченному повторной циркуляцией сигнала, обеспечивает более прочное запоминание и более быстрое считывание информации (76).

Ассоциативное мышление не ограничено пространством науки, а простирается во все отдаленные уголки познания и, прежде всего, на область искусства.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.


Copyright © 20 10

Loading...Loading...