Автоматизация изолированного звука л и закрепление графического образа буквы л. Звук Л. Автоматизация в словосочетаниях, предложениях, связной речи Автоматизация звука ЛЬ в предложениях

Переходит к следующему этапу – автоматизации. В свою очередь этап автоматизации делится:

· Автоматизация изолированного звука

· Автоматизация в слогах

· Автоматизация в словах (в начале, середине, конце)

· Автоматизация во фразах

· Автоматизация в связной речи.

Причем все это проводится последовательно и поэтапно.

I . Автоматизация изолированного звука «Л».

Отрабатываем в следующей игре: логопед предлагает ребенку погудеть как самолет: «ллллл» (считается, что ребенок уже познакомлен с этим игровым упражнением на подготовительном этапе и этапе постановки). На данном этапе долго не задерживаемся и переходим к автоматизации в слогах.

II . Автоматизация в слогах.

Для этого предлагаем ребенку следующие игры.

Игра №1. «Лягушачий концерт». (Автоматизация в открытых слогах).

Логопед говорит: «Это лягушата, они отлично произносят звук «Л» и тебя научат. Лягушата устроили концерт. Первого лягушонка зовут Ла. Как поет лягушонок Ла? Второго зовут Ло. Как он поет? Как поют лягушата Лу и Лы?» Ребенок повторяет за взрослым слоги, подписанные под лягушатами, и запоминает, кто как поет. Затем взрослый указывает на лягушат, а ребенок называет слог, который поет указанный лягушонок. В итоге ребенок должен произнести слоги в следующей последовательности: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛУ-ЛА-ЛО.

Игра №2. «Прыгающие лягушата». (Автоматизация в обратных слогах, также можно взять и между гласными).


Логопед говорит: «Лягушонок прыгает с кочки на кочку, гоняясь за стрекозой, и произносит слоги. Повторяй за ним». Ребенок водит пальчиком по стрелкам и повторяет слоги за взрослым. «Второй лягушонок прыгает с листа кувшинки на лист лилии, пытаясь поймать комара, и тоже произносит слоги. «Попрыгай» с ним». Слоги, используемые в игре: АЛ-АЛ-АЛ ОЛ-ОЛ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ; ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЕЛ-ИЛ-ЁЛ-ЕЛ-ЮЛ-ИЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЁЛ-ЯЛ-ЕЛ-ИЛ-ЕЛ-ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ИЛ (ДОПУСКАЕТСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПРОГОВАРИВАЛ СЛОГИ НЕ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ).

Игра №3. «Поймай комара». (Автоматизация со стечением согласных).

Логопед говорит: «Лягушата скачут и ловят комаров. Давай поможем лягушатам ловить комаров. Поймаешь комара – повтори слог. Правильно повторишь - молодец, ошибешься – комар улетит, придется снова его ловить». Ребенок показывает комаров и повторяет за взрослым слоги (слева направо, построчно). Слоги, используемые в игре: КЛА-КЛЫ-КЛО-КЛУ СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ БЛА-БЛЫ-БЛО-БЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ.

III .Автоматизация в словах.

Для автоматизации в словах предлагаем ребенку следующие задания.

Игра №1. «Назови картинку».

Предлагаются ряд картинок, на которых звук «Л» в начале, середине и конце.

Логопед говорит: «Назови что нарисовано на картинках». Ребенок называет картинки, где звук «Л» в начале, затем в середине и в конце. Слова, представленные на картинках: лук, лампа, лопата, лодка, ложка, луна, полка, яблоко, мыло, пила, белка, скакалка, пенал, стул, мел, угол, стол, гол.

Игра №2. «Ла, Ло, Лу, Лы».

Логопед говорит: «Назови предметы на картинке. Предметы, в названиях которых есть слог ЛА, соедини линией с лягушонком Ла. Предметы, в названиях которых есть слог ЛО, соедини линией с лягушонком Ло. Предметы, в названиях которых есть слог ЛУ, соедини линией с лягушонком Лу. Остальные предметы соедини с Лы». Слова, используемые в игре: лапти, лук, колокольчик, юла, ландыш, булавка, пила, калач, ложка, коала, лупа, шило, лыжи, калоши, луна, желудь, вилы, лошадь.

Игра №3. «Найди звук».

Логопед говорит: «Называй предметы по картинкам. Определи, где слышен звук «Л» на схеме под каждой картинкой (ребенок обводит красный кружок в начале, середине или конце слова ). Слова, используемые в игре: лампа, белка, стул, козел, колпак, скалка, волк, лось, лампа, шоколад, ёлка.

Игра №4. «Один - много».

Логопед говорит: «По картинкам назови предметы в единственном и множественном числе ». Взрослый указывает ребенку на картинки, о которых идет речь в предложении. В сложных случаях надо подсказать правильный ответ, ребенок повторяет его за взрослым. После выполнения заданий, проверьте, как ребенок запомнил правильные ответы. Закончи предложения:

У ведра стоит (метла ). У ведра стоят (метлы ). У ведра много (метел ).

На полене лежит (пила ). На поленьях лежат (пилы ). На поленьях много (пил ).

В мыльнице лежит (мыло ). В мыльницах лежат (мыла ). У нас много (мыл ).

Из улья вылетела (пчела ). Из улья вылетели (пчелы ). Вылетело много (пчел ).

На стволе сидит (дятел ). На стволе сидят (дятлы ).

Игра №5. «Кладовка бабы Клавы».

Логопед говорит: «Баба Клава хранит в кладовке продукты и старые вещи. Кто пришел в кладовку? (Баба Клава ). Что надето на бабе Клаве? (платье, платок ). Что на платье у бабы Клавы? (заплатка ). Где баба Клава хранит старые вещи? (в кладовке ). Назови, что хранится у бабы Клавы в кладовке? (сладости, кукла, клубки, яблоки, шашлык, клубника, флаконы, пластинки, слоники, глобус, бутылка, колбаса, полотенце ).

IV .Автоматизация во фразах.


В данном пункте также предлагаем ребенку ряд заданий. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно привлечь к играм других детей.

Игра №1. «Повтори за мной».

Просим ребенка повторить за логопедом следующие предложения:

Мила мыла стекла с мылом.

Лада полола лук.

Дятел в елке выдолбил глубокое дупло.

С яблони упало спелое яблоко.

На лавке стояло лукошко.

Лариса для Лады испекла оладьи.

Если ребенку сложно запомнить предложение, можно схематично изобразить и попросить его повторить. Если и это не удается ребенку, то следует задавать вопрос к каждому слову.

Игра №2. «Слово за слово».

Перед двумя игроками раскладываются по 10-15 карточек. Задача участников игры заключается в том, чтобы «переманить» на свою сторону карточки соперника. Игроки составляют предложения, включающие в себя как можно больше слов, проиллюстрированных карточками соперника. Побеждает тот, кто имеет больше карточек.

Игра №3. «Путешествие с ласточками на юг».

На столе раскладываются картинки в виде буквы «П», лежащей на боку. Слева направо: болото, елка, лужа, яблоня, ландыш, дупло, волшебная палочка, скала, лужа.

Вверх (над «лужей»): стрела.

Справа налево: сокол, облако, голубь, инопланетяне, молния, галка, палка, ласточка, солнечный луч.

Игроки поочередно бросают кубик, чтобы определить, сколько картинок можно «пролететь» мимо. Опустив свою фишку – «ласточку» - на какую-нибудь картинку, игрок составляет предложение с соответствующим словом.

V .Автоматизация в связной речи.

В данном разделе предлагаются всевозможные стихотворения, рассказы по картинкам и т. д.

Составление рассказа по картинке: «Звериная школа».

Перед ребенком кладется картинка и он должен составить рассказ.

Это школа для зверят. В классе есть доска, парты, лавки, учительский стол и стул. Лось – учитель. На столе у лося стоит глобус. Лось учит волка, белку и осла. Зверята подарили ему гладиолусы. Начался урок. Волк и белка сидят на лавке за партой. У белки красивый пенал. Осел пишет мелом на доске алфавит . Пчела опоздала на урок. Назови по картинке все предметы, в названии которых есть звук «Л». Расскажи, что изображено на картинке. Что делают герои?

Стихотворения.

Фиалка

В гладиолусах фиалка

Л №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

ЛА – ЛА – ЛА ЛА – ЛО – ЛУ

ЛО – ЛО – ЛО ЛО – ЛУ – ЛА

ЛУ – ЛУ – ЛУ ЛУ – ЛА – ЛЫ

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ ЛЫ – ЛУ – ЛА

ВЛА – ВЛА – ВЛА ВЛА – ВЛО – ВЛУ

ВЛО – ВЛО – ВЛО ВЛО – ВЛУ – ВЛА

ВЛУ – ВЛУ – ВЛУ ВЛУ – ВЛА – ВЛЫ

ВЛЫ – ВЛЫ – ВЛЫ ВЛЫ – ВЛУ - ВЛА

Л №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ЧИСТОГОВОРКАХ И СЛОВАХ

Ла – ла – ла – лапа Лу – лу – лу – лук

Ло – ло – ло – лом Лы – лы – лы – лыжи

Слова с ударением на слоге:

Лапа, лавка, лампа, ластик, ласточка, лак, лаз, ландыш, юла, дела, зола, вела, жила, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, палатка, булавка, скала.

Лупа, лук, луч, Луша, лунка, золу, юлу, пилу, шалун, колун, белуга, луковица, лось, лодка, локоть, ложка, лом, лов, лоб, лошадь, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка.

Лыко, лыжник, лыжи, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник

Слова без ударения на слоге:

Школа, пела, Мила, ела, мыло, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, писала, одела, читала, обидела.

Луна, лужок, лужайка, лукошко, лунатик, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, лыко, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Л № 3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ЧИСТОГОВОРКАХ И СЛОВАХ

Ла – ла – ла – лопата и пила. Лу – лу – лу – купили пилу.

Ло – ло – ло – в лодке весло. Лы – лы – лы – в лодке столы.

Ло – ло – ло, ло – ло – ло Лу – лу – лу, лу – лу – лу

На улице тепло. Возле окон на полу.

Лу – лу – лу, лу – лу – лу Ла – ла – ла, ла – ла – ла

Стол стоит в углу. Не заметили стекла.

Лы – лы – лы, лы – лы – лы Лу – лу – лу, лу – лу – лу

Забивали мы голы. Мы не били по стеклу.

Ла – ла – ла, ла – ла – ла

Только нет в окне стекла.

Благородный, благодарный, облако, глаза, гладкий, глава, сожгла, злая, злак, класть, класс, Клава, кладовая, власть.

Плакат, платок, плавать, плакать, пласт, пластинка, пластмасса, заплатка, слава, сладкий, славный, слабый, выслать, флакон, флаг, вышла, шла.

Блок, глобус, клок, клоун, плот, плохо, площадь, пломба, слон, слово, весло, сложный, слойка, флаконы, флот, хлопать, хлопок.

Блуза, каблук, глупость, клубок, клумба, клуб, клубника, клубень, плут, плуг, слух, слушать, служить, случай, заслуга.

Глыба, злые, клык, плыть, слышать, слыть, котлы, ветлы, хлыст

Л №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Алла мала. Мила мала. Алла и Мила малы.

У дома лужа. Малыш упал в лужу. Малыш пускал лодочку.

Алла спала. Вова будил Аллу. Алла встала.

Луша мала. Луша устала. Луша уснула.

На воде лодка. В лодке весла. Мила сидит в лодке.

Папа точил пилу. Папа спилил елку. Слава таскал ветки.

Клава мыла полы. Мила помогала Клаве. Мила носила воду.

У Милы белые зубы. У слона белые клыки. У пианино белые клавиши.

У Аллы клумба. На клумбе флоксы. На клумбе гладиолусы.

Алла сложила слова. Мила сложила кубики. Луша сложила книжки.

Глаша купила ландыши. На небе светила луна. Мышка попала в мышеловку. Клава выучила пословицу. У Славы белые голуби. Флот ушёл в плаванье. Лодка качалась на волнах. Алла надела блузку. По небу плыло белое облако. Хлопок называют белым золотом.

КЛУБНИКА

Сладка спелая клубника.

Сколько ягоды – взгляни-ка!

Даже платьице у Аллы

От клубники в соке алом.

Л №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СТИХАХ

Ложка из олова – оловянная.

Шалаш из соломы – соломенный.

Платье из шёлка – шёлковое.

Платье из полотна – полотняное.

Аллея из ёлок – еловая.

Зал с колоннами – колонный.

Ландыши на лугу – луговые.

Ломом ломают, а колуном колют.

Молотилкой молотят, а толкушкой толкут.

На холоде охлаждают.

От лучины светло, а от печки - тепло.

Метла в углу, а половик на полу.

Чем глубже колодец, тем холоднее вода.

У елки и иголки еловые.

Так ослаб главный силач, что хоть плачь.

Болонка пила у колонки, Лампочка – в лампе, и стало светло,

Колонка поила болонку. Словно всю тьму за углы отнесло.

Л №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ,

ЧИСТОГОВОРКАХ

АЛ – ОЛ – УЛ ЯЛ – ЁЛ – ЮЛ ЁЛ – ИЛ - УЛ

АЛ – ЯЛ – ОЛ ИЛ – ЫЛ – ЕЛ ОЛ – АЛ – ЫЛ

Зал, мал, дал, упал, вал, жал, канал, бокал, пенал, писал, вокзал, металл, стучал, галка, палка, мочалка, скакалка, фиалка, спал.

Стол, пол, вол, укол, гол, дол, дом, волк, холм, холка, полный, долго, молния, полдень, чехол, щегол, футбол, рассол, стул, дул, аул, караул, мул, булка, подул, уснул, тянул, зевнул, шепнул, качнул, ущипнул.

Выл, мыл, ныл, мылся, забыл, завыл, бутылка, пылкий, мял, сиял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, поднял, боялся, смеялся.

Шёл, вёл, шёлк, ёлка, чёлка, тёлка, пчёлка, осёл, козёл, новосёл, котёл, щёлкать, метёлка, мел, пел, цел, умел, сидел, одел, висел, хотел, шипел, белка, мелко.

Михаил, мил, бил, пил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, тащил, гостил, жилка, вилка, пилка, поилка, косилка, носилки.

Ал – ал – ал – темный подвал. Алка – алка – у меня палка.

Ол – ол – ол – вымыли пол. Олка – олка – у меня иголка.

Ул – ул – ул – ломаный стул. Илка – илка – у меня вилка.

Ил – ил – ил – я полы помыл.

Л №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СТИХАХ

Алфавит, алмаз, Алтай, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал.

Дунул, стукнул, кинула, сунула, выгнула, мускул, вулкан, чулки.

Сеял, таял, веял, веялка, сеялка, узелок, видел, вышел, обидел, ненавидел, дятел, пепел, выпил, выбил, высадил, выучил, вытащил, выпустил, выскочил.

Стул упал на пол. Павел пошел на футбол. Папа купил елку. Соловей пел на ветке. На скале сидел орел. Брат уехал на вокзал. На столе лежит вилка, стоят тарелки и бокалы. Луша надела на голову белый платок. Володя будет пилотом. Слава пьет молоко. Мила видела в цирке клоуна. Садовник копает клумбу лопатой. На клумбе будут расти флоксы. Мама купила одеколон «Фиалка». Мила и Володя плывут на лодке, Володя на веслах. Плотник сделал стул. На яблони поспели яблоки.

Спал я, спал, Волна догоняла волну,

Спать устал, Уходила волна в глубину,

Взял да встал. Выходила волна из глубин,

Постоял-постоял, Ты не плавал бы

Снова устал в волнах один!

И опять поспал.

Л №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

КАК ЛИСИЦА ВОРОНУ ПОЙМАЛА

Лисица лежала на снегу. Закрыла она глаза и не двигается. Увидела ее ворона. Осторожно подлетела она к лисице, подошла поближе и клюнула ее в хвост, а лисица лежит, как мертвая. Запрыгала ворона вокруг лисицы, подошла к голове и хотела лисицу в глаз клюнуть. Вскочила лисица, сцапала глупую ворону и в лес побежала.

КОТЯТА

Лада поставила на стол кружку молока и накрыла ее полотенцем. Около стола играли котята. Один котенок схватил полотенце и стащил его на пол. Кружка тоже упала и молоко разлилось. Котята стали лакать молоко. Напились они молока и уснули под столом.

СОВА

Сова, совушка, сова

Большая голова.

На суку сидела,

Головой вертела,

Во все стороны глядела.

Л №9 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ И СТИХАХ

НА ОЗЕРЕ

Была осень. Солнце ярко светило, но грело слабо. В субботу мальчики собрались на рыбалку. Они сели под куст, закинули удочки. Как хорошо было кругом! Берега озера поросли камышом. С берега в воду спускались ветки ольхи. За озером был молодой осинник. Солнце садилось. Его лучи освещали лесок, озеро. Рыба клевала хорошо. Мальчики наловили много окуней и плотвы.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ КОРОВА НА ЛУГУ

Посмотри, на мостовой Плывут над лугом облака…

Лужу выбило водой. «Ах, до чего красивы!

Сразу с нашего двора Они как лужи молока,

Набежала детвора! Они белее сливок,

Ай да лужа, глубока, Как пенка молока парного», -

Тут и море, и река. Вздыхала, ахала корова,

Но не сказала никому,

А промычала сладко: «Му-у».

Снег сегодня белый, белый,

От него кругом светло.

Рукавички я надела,

В зимней шубке мне тепло.

Л №10 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ, СТИХАХ

Лгуна легче поймать чем хромого. Ложь человека не красит. Ложь на тараканьих ножках ходит. раз солгал – навек лгуном стал. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Маленькое дело лучше большого безделья. Невелик соловей, а голосок золотой. Есть не ел, а за столом посидел.

СЧИТАЛКИ:

Зайчишка-трусишка Шла коза по мостику

По полю бежал, И виляла хвостиком.

В огород забежал, Зацепила за перила,

Капусту нашел, Прямо в речку угодила.

Морковку нашел, Кто не верит – это он,

Сидит. Выходи из круга вон!

Грызет.

Хозяин идет!

Лена искала булавку, Сел медведь на бревнышко,

А булавка упала под лавку. Стал глядеть на солнышко.

Под лавку залезть было лень, Не гляди на свет, медведь!

Искала булавку весь день. Глазки могут заболеть.

Л №11 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Колыбельная Носатые галки

Баю-баю, баю-бай, Выводят считалки:

Ты, собачка, не лай. - Я галка!

Белолапа, не скули, - Ты галка!

Мою Таню не буди. – Мы галки!

Темна ноченька – - Вы галки!

Не спится И только ченушки,

Моя Танечка боится. И только белянки,

Ты, собачка, не лай, В лесу на полянке

Мою Таню не пугай. Играют в молчанку.

Вышли волки на охоту. Лев комарика ловил,

Бродят стаей по болоту. Лапой лоб себе разбил.

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

Скороговорки:

В Луку Клим луком кинул. Палку толкал Полкан.

Около кола колокола. У елки иголки колки.

Л №12 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В ЗАГАДКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Падают с ветки Кто зимой холодной

Золотые монетки. Бродит злой, голодный?

(листья) (волк)

Ела, ела дуб, дуб, Ныряла, ныряла

Поломала зуб, зуб. И хвост потеряла.

(пила) (иголка с ниткой)

Я землю копала – Возле грядки две лопатки,

Ничуть не устала. Возле кадки три лопатки,

А кто мной копал, Все лопатки – сосчитать!

Тот и устал. Сколько будет?

(лопата) Ровно … (пять)

Скороговорки:

Мама мыла Милу мылом. Иван-болван

Мила мыла не любила. Молоко болтал,

Да не выболтал.

Л №13 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СКОРОГОВОРКАХ

Маленькая болтунья Петя был мал и мяту мял.

Молоко болтала, болтала, Увидела мать -

Да не выболтала. Не велела мять.

Дятел на дубу сидит Клала Клава лук на полку,

И в дубу дупло долбит. Кликнула к себе Николку.

Наш Полкан попал в капкан. Съел Слава солёное сало,

Сел сокол на гол ствол. Да сала Славе мало.

У ежа и ёлки иголки колки.

Около колодца кольцо не найдется.

Пошел Ипат лопаты покупать. Козел-мукомол,

Купил Ипат пять лопат. Кому муку молол,

Шел через пруд, зацепился за прут. Кому не молол?

ЛЬ №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ В СЛОГАХ

АЛЬ – АЛЬ – АЛЬ АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ - ЫЛЬ

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ ЯЛЬ – ЮЛЬ – ИЛЬ - ЁЛЬ

ЁЛЬ – ЁЛЬ – ЁЛЬ УЛЬ – ЕЛЬ – ЯЛЬ - ИЛЬ

ЮЛЬ – ЮЛЬ – ЮЛЬ ЮЛЬ – ЁЛЬ – ЫЛЬ - УЛЬ

ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ ЕЛЬ – АЛЬ – ОЛЬ – ЫЛЬ

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ ЛЯ – ЛЕ – ЛЁ - ЛИ

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ ЛЕ – ЛЁ – ЛИ - ЛЯ

ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ ЛЁ – ЛЯ – ЛИ - ЛЕ

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ ЛЮ – ЛИ – ЛЯ - ЛЕ

ЛИ – ЛИ – ЛИ ЛИ – ЛЮ – ЛЯ – ЛЁ

ТЛЯ – ТЛЁ – ТЛЮ АЛЯ – АЛЯ - АЛЯ

ТЛИ – ТЛЕ – ТЛЯ ЕЛЕ – ЕЛЕ - ЕЛЕ

ТЛЕ – ТЛИ – ТЛЁ ЕЛЁ – ЕЛЁ - ЕЛЁ

ТЛЮ – ТЛЯ – ТЛИ ЮЛЮ – ЮЛЮ - ЮЛЮ

ТЛЁ – ТЛЯ – ТЛЕ ИЛИ – ИЛИ - ИЛИ

ЛЬ №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

Аль, оль, уль, ыль, юль, иль, ель

Сталь, эмаль, шаль, даль, медаль, педаль, пальма, деталь, мальчик, дальше, фестиваль, пальчик.

Соль, моль, толь, боль, Ольга, только, больно, фасоль, куль, пульс, булькать, руль.

Ковыль, костыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, мыльце, паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, килька, сильный.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь.

Удаль, пальто, пальба, батальон, почтальон, медальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Табель, никель, китель, дельфин, шницель.

Ля, ли, ле, лё, лю

Поля, Ляля, лямка, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Липа, лист, ливень, Лиза, калина, Полина, улитка.

Лента, лейка, лес, левый, лезть, леска, лебедь, лесенка, лев, билет, колено, жалеть, телега, тюлень.

Лёша, лёд, лён, лёгкий, полёт, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, уголёк, мотылёк, самолёт.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, Люба, люди, люк, лютик, колючий.

ЛЬ №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

ля

Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, пуля, неделя, мелят, белят, холят, солят.

ли

Лицо, лиса, листок, лимон, улица, сидели, стояли, стучали, ходили, возили, писали, носили, наехали, топали, хлопали, великан.

ле

Улей, поле, колесо, летать, лесник, ледник, лечить, лебедка, лепешка, ледоход, лежать.

лю

Полюс, челюсти, целюсь, любимец.

Произносить слова со стечением согласных:

Ля,ли

Клякса, пляж, бляха, для, шляпа, хлястик, пляска, глянец, слякоть, глядеть, склянка, шли, ближе, глина, длина, плита, климат, клин, блин.

Ле,лё,лю

Глеб, хлеб, плед, след, плен, клей, хлев, плесень, блеск, клетка, бледный, коллектив, увлеченье, клён, Киев, взлёт, шлёпать, плёнка, клюв, ключ, клюшка, плюшка, люблю, слюда, клюква, наблюдать.

ЛЬ №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Лиля нарисовала зеленую лилию. Юля и Галя любят кататься на льду. Лёня и Юля купили леденцы. Люди заходили в лифт. Около леса синеет лен. Поля и Галя рисуют пальму. Валя не гуляла, потому что была метель. Коля льет молоко из бутылки в блюдце. Над лесом летели лебеди. У Толи папа летчик, он сегодня в полете. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. На тополе распустились молодые клейкие листочки. С улицы доносился звук капели. Лёва лепит из пластилина. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.

ПРАЗДНИК ЛЕСА

В школе объявили праздник леса. В субботу ребята собрались в школе. Они принесли лопаты и лейки. Приехали машины, они привезли саженцы. Школьники обсадили деревцами деревенский пруд, озеленили спортивную площадку. Возле школы разбили ельник.

В лесу метет метелица,

Белым снегом стелется,

А мы валенки надели –

Не боимся мы метели.

ЛЬ №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ В ТЕКСТЕ И СТИХАХ

ПЧЁЛЫ

Я собирал в лесу землянику и потерял дорогу. Кругом был молодой ельник. Я лег на душистый ковер из еловых иголок, возле ног поставил корзинку с земляникой. Над головой гудели шмели. Быстро проносились осы. С цветка на цветок перелетали домашние пчелы, собирая сладкий сок. Потом пчелы скрылись за ельником. Я отправился за пчелами, и они указали мне путь к дому.

А недавно две газели В светлом зале

Позвонили и запели: На рояле

  1. Неужели в самом деле Плясовую заиграли.

Все сгорели карусели? Собирайся хоровод,

  1. Ах, в уме ли вы, газели? Встретим пляской

Не сгорели карусели, Новый год!

И качели уцелели.

Вы б, газели, не галдели, Совы летели,

А на будущей неделе Все люди глядели,

Прискакали бы и сели Совы садились,

На качели-карусели. Все люди дивились.

ЛЬ №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ ВО ФРАЗАХ И СТИХАХ

Лес большой, а лесок маленький. Лист большой, а листик маленький. Сельские жители живут в селах и поселках. Лес из лиственных деревьев – лиственный. Аллея из лип – липовая. Пух от тополя – тополиный. Кисель из малины – малиновый. Кисель из лимона – лимонный. Кисель из клюквы – клюквенный. Олененок из плюша – плюшевый.

АПРЕЛЬ МЕТРО

Апрель, апрель! Кто построил этот светлый,

По дворам звенит капель, Этот мраморный вокзал?

По полям бегут ручьи, Кто под нами незаметно

На дорожках лужи. Проходил и проползал?

Скоро выйдут муравьи Под садами, под домами

После зимней стужи. Шли рабочие в забой,

Пробирается медведь Воевали с плывунами,

Сквозь лесной валежник, С камнем, глиной и водой.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

У липы липовый цветок, Мы теперь метатели -

У липы липовый листок, Бьем по неприятелю!

Целебен липовый цветок, Размахнись рукой – бросок!

И липок липовый листок. Прямо в цель летит снежок.

ЛЬ №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ В СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Лепестки лелеют, Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют, Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют, Все лето листок зеленый

Пусть они алеют. Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

ЛЬ №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ

Спит на льдине целый день Ливень, ливень льет везде.

Толстый маленький тюлень. Рады птенчики в гнезде:

У ленивого растяпы – Мама дома посидит,

Превратились в ласты лапы. Никуда не улетит!

ЛИВЕНЬ ЛЬЕТ

Ливень льет! Ливень льет! – Я на волнах поплыву!

Пляшут капли в лужице, По каналу – и в Москву!

Плот плывет! Плот плывет! Только ливень все сильнее.

Плот по луже кружится. Только капли все крупнее.

Лягушонок влез на плот Хвастунишки не жалея,

И кричит: «Ура! Вперед!» Бьют сильнее и больнее!..

Плещут волны! Хлещут волны! Лягушонок в лужу -

Заливают с головой! Плюх!

  1. Что мне волны! Самый полный! И на землю,

Не сдается рулевой. Под лопух.

Выучи скороговорки:

Вале велики бальные туфли. Великану малы Валины валенки. Ладе дали медаль. Лилипуты пили пилюлю и лопотали. Над лугом летели белые лебеди. Оля дала Лене длинную белую ленту. В июле юлу купили Юле. Лёня лепил оленя.


Ля-ля-ля
Ле-ле-ле
Лю-лю-лю
Ли-ли-ли
aль - оль - уль - ыль
яль - ёль - юль - иль
яль - юль - иль - ель
оль - ёль - аль - юль
аль - яль - уль - юль
ыль - иль - ель – аль

Автоматизация звука ЛЬ в слогах.

ЛЯ
Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска, Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

ЛИ
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка, Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

ЛЕ
Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея, поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход,

ЛЁ
Лед, лен, Лева, Леня, Леша, легкий, летчик, полет, далекий, колеса, пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет.

ЛЮ
Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий,колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.

Автоматизация звука ЛЬ в чистоговорках.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - на аллее тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - я пилой дрова пилю.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - стоит лампа на столе.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - прилетели журавли.

Автоматизация звука ЛЬ в словосочетаниях.

Ливерная колбаса, железная дорога, голодная собака, бальное платье, школьная тетрадь, соломенная шляпа, сливочное масло, настольная лампа, спелый лимон, сладкий леденец, лохматый пудель, белый лебедь, холодное лето, смелые люди, плутовка лиса, белый хлеб, тёплое пальто, белая лилия. баскетбольная площадка, маленький волчонок. жёлтые листья.

Автоматизация звука ЛЬ в предложениях.

У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лева и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Леня лепит из пластилина.
У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолет летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий.
Эти тополи и липы сами мы сажали.
Эти клены и газоны сами поливали.
Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.

Автоматизация звука ЛЬ в связной речи.

Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
В. Лифшиц

Валенки
Валенки у Валеньки
Не велики, не маленьки.
В снег провалились,
А с ног не свалились.
И. Жуков

Лягушата
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат-
Испугались цапли!
А меня они смешат.
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
А. Барто

Алена и Поля.
Алена и Поля ходили в поликлинику. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки. Потом они купили хлеб, вафли и лимоны.

Слова со звуком Л.

Звук Л в начале слова.

Ла

Лава, лаванда, лавина, лавка, лавочка, лавр, лавра, лаг, лагман, лагуна, лад, лада, ладан, ладить, ладонь, ладоши, ладушки, ладья, лады, лаз, лазейка, лазить, лазутчик, лай, лайка, лаять, лак, лакать, лакей, лакмус, лаковый, лакомка, лакомство, лакомый, лаконично, лактация, лакуна, лама, лампа, лампада, лампочка, лангет, ландшафт, ландыш, ланита, ладони, ланцет, лань, Лаос, лаосцы, лапа, лапка, лапотник, лапоть, лапочка, лапта, лапушка, лапчатый, лапша, ласа, ласка, ласкать, лассо, ласт, ластик, ласточка, латы, латать, латиница, латка, латник, латук, латунь, латы, латынь, латыши, лафа, лафет, лафит, лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед, логопедия, лодыжка, ложиться, ложок, лоза, локомотив, ломать, ломить, ломота, лопата, лопотун, лопоухий, лопух, лосёнок, лосины, лосиный, лосиха, лоскут, лососина, лосось, лосьон, лосятина, лото, лоток, лоханка, лохматый, лохмотья, лошадка, лощённый, лобзать, лобок, ловелас, ловец, ловить, ловкач.

Ло

Лось, лог, лов, лоск, ловля, ловчий, ловкий, логика, лоджия, лодка, лодочка, лодочник, лодырь, ложа, ложечка, ложный, ложь, локон, локоть, лом, ломанный, ломкий, лоно, лопасть, лопать, лопнуть, лоск, лопаться, лот, лотос, лоцман, лошадь, лоб, лобби, лобзик, лобный, логика.

Лу

Лук, лука, лукавый, луковица, лукошко, луна, лунатик, лунка, лунный, луноход, лунь, лупа, лупить, луч, лучевой, лучина, лучить, лучник, лучок, лучше, лущённый, лущить, луб, лубочный, лубяной, луг, лудить, лужа, лужайка, лужок, луза, лузга, лук, луковый, луговой.

Лы

Лыжи, лыжник, лыко, лысеть, лысина, лысый, лычки.

Звук Л в середине слова.

Ла

Калач, шоколад, голова, мыло, пила, дела, одеяло, закоулок, золовка, золотить, золотко, золотце, зубило, набело, навалом, наволочка, налагать, наладить, наладчик, наловить, наложить, наломать, молодцы, колодцы, целлофан, целовать, целоваться, целостный, салат, салатница, халат, водолаз, молодец, шалость, шоколад, милашка, палата, палатка, палач, водила, возила, ходила, читала, писала, думала, дула, жила, холод.

Ло

Заколоть,залог, змеелов, наколоть, налог, намолоть, филолог, филонить, цитология, чулок, чело, холодный, голодный, колодец, антилопа, баллон, белок, болонка, болото, вилок, Володя, галоп, калоши, колода, колонка, кулон, мелодия, монолог, пилот, поломка, потолок, салон, село, солома, солонка, столовая, талон, уголок, уклон, эталон, эшелон, толочь.

Лу

Голубь, голубика, на полу, золу, золушка, налущить, шалун, белуга, валун, галушка, голубка, желудок, колун, получка, поцелуй, тулуп, голубцы, желудь, палуба, получать, силуэт, шелуха.

Лы

Столы, полы, малыш, голыши, колышется, балы, залы, балык, булыжник, валы, волы, голы, полынь, улыбка, каникулы, каналы, обвалы, пеналы, вилы, вокзалы, бокалы, пилы, пчёлы, силы, шакалы, шпалы, алый, белый, милый, целый, спелый, вялый, веселый, смелый, унылый, ангелы.

Обратные слоги в середине слова (в стечении согласных)

Чёлка, булка, вилка, палка, балкон, волк, полк, галстук, иголка, вешалка, белка, колдун, выделка, наболтать, наколдовать, наколка, кофемолка, толпа, толчея, толщина, толща, толкать, толкач, толкотня, толпа, толстеть, холм, холст, лгать, задолго, задолжать, зажигалка, заколка, налгать, футболка, шалфей, дышло, пошлый, ушлый, скалка, русалка, свалка, колба, колкий, молния, молча, полка, полный, полдень, полночь, втулка, гулкий, прогулка, шкатулка, бутылка, мылся, посылка, ссылка, смеялся, метелка, пчелка, побелка, поделка, сиделка.

Алмаз, алфавит, маршал, халва, салфетка, чалма, болван, волна, волнение, волшебник, долгота, иволга, колбаса, колпак, колдун, колчан, куколка, молва, молчать, ползунки, полковник, солдат, султан, желток, челнок.

Звук Л в стечении согласных.

Бланк,благополучие,благо,блуза, блуд, блуждает, вобла, облава, облако, область, областной, обломок, блажь, шаблон, заблудиться, заблуждение, блок, блокнот, блондин, блоха, блошка, каблук, табло.

Власть, властный, влага, Влас, Влад, владыка, вложить, владение, владелец, в луже, в ложке, в лоб, в луке, влачить, влажность.

Глаша, глаза, главный, глава, гладкий, глад, глазунья, глас, глазурь, глазной, глазница, гласность, глашатай, глазеть, гланды, гласный, гладить, Гладков, глобус, глушь, глупый, глупец, глухо, глухой, глушит, глубоко, глубина, глыба, заглотить, заглохнуть, иглы, углы, угловатый.

Злак, златой, зло, злоба, злой, злыдень, злобный, злак, злато, златоуст, злачный, злободневный, зловонный, злопамятный, злость, злодеяние, злосчастный, назло, козлы, изложение, разлом, узлы, жезлы.

Клава, класс, кладка, клад, кладовка, класть, накладка, накладно, накладной, накладная, наклонение, наклонить, цикламен, клоун, наклон, циклон, циклоп, клавесин, клавиша, кладезь, клаксон, клан, кланяться, клапан, класс, классный, клацать, клоп, клок, клонить, клочок, клуб, клубень, клубить, клубника, клубок, клумба, клуша, клык, баклан, баклажан, баклуши, доклад, свекла, склад, укладка.

Младенец, младший, младость.

Плакат, пламя, планета, плач, поплавок, сплав, заплата, плавно, плакса, плагиат, пластика, заплыв, плыть, плохо, плот, плошка, плод, плотно, плоть, оплот, сплошь, оплошность, тепло, плут, плуг, плоды, наплавать, наплакать, плов, пловец, пломба, плоский, плоскость, плотина, плотник, плотный, плоть, плошка, площадка, площадь, дупло, плуг, плут, плутоний, плавание, плавать, плавиться, плавка, плавки, плавный, плазма, плакать, плакучий, плашмя, пламенный, планета, план, планшет, пласт, пластинка, пластмасса, пластун, пластырь, плат, плата, платёж, платина, платить, платный, платок, платформа, платье, плафон, плаха, плац, плач, плащ, пломбир, плотва, плачет.

Слава, сладкий, слабый, славный, слово, сословие, сломан, слон, слог, слой, слойка, сложный, сложить, служу, слухи, служба, слышал, слышит, весло, слушает, слазить, прослыть, заслонка, ремесло, слуга, случай, заслуга, ослы, ослышаться, ослушаться, послы, мослы, выслать, число.

Флаг, флокс, флакон, флагман, фланг, флот, фломастер, флотилия, флора, флорин, флагшток, флажок, фламинго, фланель.

Шла, шланг, шлак, шашлык, вышла, подошла, аншлаг, дуршлаг.

Повидло, подлый, заядлый, предлог, подлог, подломиться.

Шотландцы, биатлон, котлы, метла, ветла, утлый.

Хлоп, хлопать, похлопать, хлопотать, хлопоты, хлопец, хохлы, хохлатка, хохлатый, хохлома, хлопок, нахлынуть, прохлада, хлопья, хлыст, хлыщ.

Звук Л в конце слова.

Зал, дал, бал, бокал, богомол, вокзал, вокал, ствол, дятел, завал, футбол, финал, цикл, шомпол, нахал, щегол, идеал, кинжал, канал, капитал, металл, накал, овал, опал, оскал, пенал, гол, стол, мал, мял, дол, кол, камзол, подвал, укол, холл, хохол, чехол, аул, баул, есаул, мул, стул, отгул, тыл, выл, козёл, котёл, осёл, новосел, мел, удел, ангел, буйвол, пепел, мускул, сокол, титул, факел.

Копал, читал, чихал, спал, вставал, колол, шил, пил, писал, плясал, дышал, ел, кушал, одевал, снимал, потел, мыл, писал, уставал, ходил, пошёл, готовил, катил, ушёл, чихнул, зевнул, писал, чавкал, цвёл, сажал, встал, шил, бил, дал, выл, мёл, покупал, одевал, кусал, откусил, зашёл, вышел, мыл, заводил, шагал, ждал, считал, жевал, ныл, завязывал, взял, блеял, скучал, стучал, чинил, снимал, уснул, чистил, забил, катал, поймал, набил, запил, устал, набил, запил, коптил, учил, штопал, завязал, чесал, поднимал, штопал, завязал, поднимал, бегал, сбил, метал, забивал, отпускал, отвечал, напихал, пал, упал, сеял, веял, таял.

Словосочетания и фразы со звуком Л.

Белый ландыш, белый голубь, лавина скатилась, Володя молод, гладкая лавочка, ловкая лайка, футболка из лавсана, холодный лоб, ласковые ладошки, половник сломан, Лайка лает, милая улыбка, белая ладья, смелый малыш, голубая лагуна, годовалый малыш, ловкий лазутчик, теплый халат, упал пенал, Алла лакомка, сел за стол, долбил ёлку, плот плывёт, лампа Алладина, плывёт по волнам, плывут облака, жёлтый лакмус, пошёл ловить, таял от тепла, ловил лосося, лапка белки, лечила куклу, умел плавать, ласкал малыша, плавает плохо, клубок ниток, взял латы, в углу стул, латал латы, искала булавку, латы из латуни, выползают из-под лавки, не жалела мыла, волк в ловушке, молока не хотел, плоский лопух, взяла лопатку, славный пловец, лося напоил, пловец у плотины, пригладил волосы, лохматый лось, лаяла лайка, лошадь галопом, повязал галстук, лодочка плыла, полаял и замолк, белый лотос, у лося лосёнок, увидел белку, малыш плакал, положил пенал, на клумбе флоксы, наладил велосипед, у Золушки полотенце, выгладил полотенце, толкнул локтём, платки и полотенца, плыла глыба, нашёл и положил, флаг флотилии, расчёсывала волосы, властный владыка, копал клумбу лопатой, Володя в футболке, наловил плотвы, ловкий шалун, плакал сначала, Слава плакса, надел пилотку, у лучника лук, плохо плавала, ломкий волос, сделал плов, в глубоком колодце, лассо на лошадь, тяжёлое одеяло, влажная ладонь, послышался голос, хлопать в ладоши, яблочное повидло, солдаты на плацу, сила голоса, золотой клад, зал с колоннами, колкая иголочка, ложка из олова, подмёл полы, сложная головоломка, поливал гладиолусы, начало дела, Глашка милашка, милый малыш, гладила блузу, обложка блокнота, голубая блуза, спелое сладкое яблоко, белая блуза, взошла луна, локомотив уехал, голубоглазая Клава, ложка в плошке, с голубыми волосами, злой Влас, утлая лодочка, велосипед сломан, тёплое одеяло, луч солнца, лузгал на пол, платье с воланами, Лунтик с Луны, лыжная палка, лысый лоцман, поймал галку, ласточка села, поехал на вокзал, стучал молотом, молотком забивал, малыш спал, ковал латы, бил баклуши, получилось славно, галка из пластилина, поделка из плохого материала, побелка сошла, на голове платок, проявил смекалку, ложится на лавку, скалочку под лавочку, сложила лото, сломанный лобзик, младше Аллы, лоскуток лавсана, подковал блоху, закопал клад, поймал блоху, белый пенопласт, флот уплыл, побывал в Лапландии, лапоть из лыка, победил словом, кислый лук, наклонить плафон, белое платье, позволял ломать, голубое платье, слон слышит, главный кукловод, клоун наклонился, шелковистый хлопок, клоун хлопал, плотный целлофан, плыть к плоту, попал в лоб, нейлоновый плащ, лоск лучший, светлые волосы, логопед слушал.

Ёлка, ёлочка колкая иголочка.

Мила надела халат.

Лампа упала на пол.

На лавке лампа Алладина.

Мила ела салат.

Слава надел лапти.

Володя стал пилотом.

Михаил сел за стол.

Лось попал в ловушку.

Мила отодвинула стул от стола.

Волк долго выл на луну.

Пилот надел пилотку.

У Ланы на голове платок.

Малыш играл в лото.

У Володи было лото.

Милашка шла с шоколадкой.

Мила пила холодное молоко.

У плотника в ладонях лобзик.

Алла мылась мылом.

С яблони упало спелое яблоко.

Михаил поставил ландыши в бокал.

Около болота плавала лодка.

Володя стал пилотом.

Глаша полола лук.

Дятел долбил ствол ёлки.

Володя наполнил бокал сладким соком.

Михаил сел за стол.

Клава надела белое платье и накинула голубой платок.

Пламя охватило весь плот.

Мила плохо плавала.

Плот плывёт по волнам.

Молодец копал колодец.

Володя сделал лошадь из пластилина.

Малышка, не надо плакать.

Алла положила пластилин на ладонь.

У Милы новый блокнот в голубой обложке.

Лайка лаяла на лазутчика.

На пол упал клубок ниток.

Лошадка поскакала на луг.

Клава искала булавку.

Луша взяла лопатку.

Володя пригладил волосы.

Лаяла лохматая лайка.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Павел пригладил волосы.

Михаил на ёлке увидел белку.

Володя забыл, куда положил пенал.

Слава выгладил платки и полотенце.

Дядя Лука копал клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.
Володя поехал на велосипеде.
Михаил изучал глобус.
Павел ловил голубя.

У Мальвины голубые волосы.

Белая акула испугала аквалангиста.
Пчела упала в яблочное повидло.
Дядя Михаил коня напоил.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа поставил елку, а мама повесила на нее золотые шишки.
Стул упал на пол, и я испугался.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Отец поехал на вокзал.
Около дома лаял пес.
По волнам плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Нил получил письмо от Михаила.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Стихи со звуком Л.

лы-лы-лы, лы-лы-лы

забивали мы голы,

лу-лу-лу, лу-лу-лу

возле окон на полу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

не заметили стекла.

лу-лу-лу, лу-лу-лу

мы не били по стеклу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

только нет в окне стекла.

По глади оконной стекла

Тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

И открыла один лепесток.

И. Беляков.

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село

Белым-бело, белым-бело!

В. Лифшиц

* * *

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Р. Фархади.

* * *

Посадил дед лук,

отрастил лук чуб.

Увидал лук внук,

оборвал луку чуб.

Удивительная штука:

слёзы капают - у внука!

* * *

Вот иголки и булавки

выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

молока они хотят.

Белый цвет

Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И. Токмакова.

***

Мама песню напевала,

Одевала дочку.

Одевала - надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка-

Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку.

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила-

В садик дочку нарядила!

Вот какая мама-

Золотая прямо!

* * *

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Картинка в букваре

Мама купала в лохани малышку,

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Тёплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца

Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

И. Лопухина.

Помощница

Мила маме, как могла,

Хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала:

Полотенце полоскала,

Вилки вымыла и ложки,

Молоком поила кошку,

Пол метёлкой подмела

От угла и до угла…

Отдохнуть она хотела-

Не могла сидеть без дела:

Лоскуты нашла на полке,

И булавки, и иголки,

И для куклы Мила стала

Платье шить и одеяло.

Хлопотунью эту Милу

Мама еле уложила.

Мила с куклой спать легла.

Всё успела, всё смогла! И. Лопухина.

* * *

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Плачет серый воробей;

«Выйди, солнышко, скорей,

Нам без солнышка обидно,

В поле зернышка не видно».

К. Чуковский.

Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел-

Брату утром помогала:

Он с утра конфету ел,

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села с мамой, посидела,

Встала – к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

«Вы меня разденьте сами,

я устала, не могу, я вам завтра помогу».

А. Барто.

Куколка

Мила куколку купила,

Целый день ее носила.

Мила куклу одевала,

Целовала, миловала.

Имя куколке дала –

Куклу Галочкой звала.

Мила куколку качала.

Славно – славно напевала:

Гала – Гала – Галочка,

Вот тебе скакалочка,

Вот тебе шкатулочка,

Шоколад и булочка.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.

Мышка

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Папа с работы пришел.

Маме ты помогал?

Помогал!

Ты с собакой гулял?

Гулял!

Ты котёнка поил?

Поил.

Ты посуду помыл?

Помыл.

Ну, а сам-то гулял?

Гулял.

И, конечно, в футбол гонял?

Угадал! Я играл в футбол.

Так хотелось забить мне гол!

Сильно мячик ногой поддал –

И в окно к нам мячом попал.

Как мне маме об этом сказать?

Как осколки стекла показать?

Не горюй, сынок, не грусти,

Скажем маме - она простит.

Вместе целое вставим стекло.

Дома будет всегда тепло!

И. Лопухина.

Забыл

Жил-был Забыл.

Где жил?

Забыл.

Где был?

Забыл.

Что ел?

Забыл.

Что пил?

Забыл.

В. Луговой

Пугало

Прыгало,

прыгало

пугало,

пугало

на одной ножке

в лес по дорожке,

Не доскакало -

ворон увидало,

Испугалось, растерялось,

да так стоять и осталось.

Н. Сидельников

Пчела

Где ты была?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила пчела.

Г. Сапгир.

Колокольчик

Колокольчик голубой

поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

очень вежливы. А ты?

Е. Серова

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

с куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

обменяла на осла.

Н. Кончаловская

Белые лебеди

Белые лебеди

в небе живут,

по небу лебеди

плавно плывут.

Белые перышки

вьются слегка.

Здравствуйте, лебеди

ОБЛАКА.

Л. Кудрявская.

Козёл-мукомол,

кому муку молол,

а кому не молол.

От того, кому молол,

получал ватрушки.

От того, кому не молол,

получал по макушке.

Н. Кончаловская

Павка на лавке

плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

а годятся лапти

на лапки кошке.

Н. Кончаловская.

Облако

Ах, какое облако,

облако глубокое,

облако далёкое

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

облако далёкое,

не достать рукой.

Проплывёт и скроется

в поле за околицей,

в озере умоется

свежею водой.

В. Степанов.

Хлопушка

Хорёк ходил на ёлку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

Г. Сапгир

Лошадь

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил. (белую).

Она сухарь жевала

И головой кивала.

И. Токмакова.

Молоко

Убежало молоко, убежало далеко!

Вниз по улице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело,

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

М. Бородицкая.

Скакалка

Лежала скакалка,

Хозяйку ждала, –

А девочка Алка

Какао пила.

Скакалка терпела,

Скакалка ждала,

Скучала скакалка,

Хозяйку звала.

Гулять без хозяйки

Скакалка ушла.

Л. Мезинов.

Метла

Николай вспугнул пчелу,

Побежал по саду.

Наступил он на метлу,

Врезался в ограду.

Звонко хлопнула метла,

Да с такою силой,

Что уж лучше бы пчела

Колю укусила.

О. Григорьев.

Все ослы всегда упрямы,

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов.

Мама Милу с мылом мыла.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

Не сержусь,- сказала Мила.

Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

Зря ласка ЛАСКОЙ названа:

совсем не ласкова она.

У ласки злые глазки.

Не жди от ласки ласки!

А. Шибаев

Рассказы, тексты со звуком Л.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Лампа.

Мама купила (лампу) .

Мила плохо поставила... на стол.

Поэтому... упала со стола.

Лось.

На лесной лужайке Алла увидела (лося) .

Этот (лось) пил воду.

Алла хотела погладить (лось) .

(Лось) ушёл в глубь леса.

Дятел.

На ёлке сидел (дятел) и долбил её.

Володя увидел (дятла) и хотел его поймать.

Но (дятел) улетел.

Рассказы-задачи.

Три бельчонка маму-белку

ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

Рассказы с вопросами.

1. Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву.

Кто...? Что сделали...? Зачем...?

На небе виднелась луна.

Что...?

Долго они плыли по воде.

Как...?

Около омута стали ловить.

Где...? Что стали...

Плотвы наловили много.

Чего...?

2. Ладина мама устала и заснула.

Чья...? Что сделала...?

Лада тихо встала, надела платье и тапки и умылась.

Кто...? Что сделала...? Что...?

Она попила молоко с булкой.

Что сделала...? Чего...? С чем...?

Лада стала катать куклу в коляске.

Кто...? Что стала...? Кого...? В чём...?

«Пока мама спит, я всё сделаю,- думает Лада, - я ведь большая.

Кто думает...? О чём думает...?

3. Папа купил Володе набор пилок.

Кто...? Кому...? Что...?

Стал Володя пилить, но у него ничего не получилось.

Кто...? Что стал делать?

Папа долго учил Володю и научил пилить всякими пилками.

Кого...? Что сделал...? Чем...?

Больше всего Володе понравилось выпиливать лобзиком.

Кому...? Что делать...? Чем...?

4. Клаве купили куклу.

Что сделали...? Кому...?Кого...?

Кукла была вся в белом: белое платье, белые туфли и белая панамка.

Кто...? Как одета...?

Клава дала кукле имя Белла.

Кто...? Что сделала...? Какое имя...?

Она полюбила Беллу.

Кого...?

Катала её, баюкала, одевала и пеленала.

Как играла...?

Белла как-то упала.

Кто...? Что случилось...?

Клава долго мыла ей лицо, волосы.

Кто...? Что делала...?

5. Володе папа купил книгу о птицах.

Кому...? Что cделал...?

Из неё Володя узнал много нового.

Кто...? Что сделал...?

Где зимуют ласточки.

Кто...? Что делают...?

Как дятел долбит клювом кору, а языком вытаскивает насекомых.

Кто...? Чем...? Что…? Что делает...? Кого...?

Как мухоловки ловят мух на лету в воздухе.

Кто...? Что делают...? Как...?

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и был у белки дом. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Слава взяли её к себе. И белка жила у них в клетке.

По Л Н. Толстому

Что случилось с волком.

Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,- подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,- ответила ему лиса, - только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.

Как ты думаешь, что стало со злым волком?

Кому пол мести.

Володя и Светлана играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Володя молчит, и Светлана молчит. Володю папа окликнул «Володя, где ты? Иди, на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Светлану позвала: «Светланка, возьми яблоко, сладкое-сладкое! Только сейчас купила». А Света ни гу-гу! Сидит и молчит. Молчат они, молчат, пока Володе чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату чихнёт: «Апчхи!»

Ага, Вовка, ты «апчхи» сказал. Тебе пол мести.

Ну да,- ответил Володя,- «апчхи» - это не слово. Это ты первая заговорила.

Подумала Светлана полминуты и взяла веник.

Ладно,- сказала она Володе.- Хоть «апчхи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь.- И начала пол мести.

А Володе стал стыдно, и он побежал за совком.

Чего недоставало белке.

Поймал охотник белку и посадил в клетку, Весь год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку. Прыгнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу. Бельчата её спросили, как ей жилось у охотника.

Хозяин меня любил, холил. А спала я клетке на атласной подушечке.

Зачем же ты тогда убежала?

Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка. А как, по-вашему, что она сказала?

Составление рассказа по теме.

1.Один раз Володя и Влас увидели около дома галку с подбитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли её домой.

Расскажите о том, что они сделали потом, как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?

2.Вылечив галку, Володя решил стать доктором Айболитом.

Расскажите, как маленький доктор лечил галку, волка, слона, голубя, кролика.

3. Славе Голубеву 8 лет. Он очень любил играть в футбол. Однажды на школьной площадке должны были играть команды двух пятых классов. Но в одной не хватало нападающего.

А ну, футболист, иди к нам,- позвал Славу капитан этой команды. И маленький футболист вышел на поле.

Расскажите о том, как проходила эта игра, как играл Слава? Как ему удалось забить два гола? Кто победил в этой игре?

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.
Loading...Loading...