Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор. Чиновники уездного города Имя чиновникаСфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту. Злоупотребление властью в ревизоре

В сатирической форме изображая злоупотребления властей в небольшом уездном городе, автор повествования обличает и высмеивает разом всю чиновничью Россию, тонущую в болоте взяточничества и казнокрадства.

Образ городничего Антона Антоновича

На самой верхушке чиновничьей пирамиды расположился городничий Антон Антонович. Поднявшись с самых низов, он управляет городом и не считает взяточничество великим грехом. Ведь казённого жалования, уверен городничий, не хватит даже на хлеб с солью. Так оправдывая свои действия, он без угрызений совести обирает казну, сдирает с купцов огромные взятки и дорогие подарки. С вышестоящим начальством Антон Антонович почтителен и угодлив, с теми, кто ниже его по рангу — бесцеремонен и требователен. Его мечта дослужиться до генеральского чина и перебраться в столицу.

"...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..."

Образ судьи Ляпкина-Тяпкина

Не отстаёт от городничего и городской судья с красноречивой фамилией Ляпкин-Тяпкин. Прочитав, в общей сложности, книг шесть за всю свою жизнь, он уверен в собственной образованности. К служению закону относится попустительски — в канцелярии суда слуги сушат бельё и разводят домашних птиц. Ляпкин-Тяпкин предпочитает службе охоту и принимает подношения щенками породистых борзых.

"...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда..."

Образ чиновника Земляники

Ещё один городской чиновник, высмеянный Гоголем, со «сладкой» фамилией Земляника, занимается надзором над богоугодными заведениями, где повсеместно царит истинный хаос. На больных всем наплевать — никакого режима и лечебной дисциплины. Назначенный врач, немец по национальности, даже не понимает русской речи. А сам Земляника лебезит перед начальством и пренебрежительно относится к простому люду. В лечебном процессе чиновник придерживается мнения, что кто из его подопечных не помрёт, тот непременно выздоровеет и без украденных им лекарств.

"...Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех nop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком..."

Лука Лукич

Хлопов Лука Лукич начальствует над учебными заведениями города и его ведомства по развалу ничуть не отличаются от предыдущих. Учителя в своих учащихся воспитывают отвратительные манеры, обещая взрастить «достойную» замену нынешнему поколению ворья. Хлопов же старается угодить начальникам, а что и как происходит в вверенных ему делах его не волнует.

"...Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул..."

Почтмейстер Шпекин

В услугах связи и сообщения так же творится полный кавардак. Почтмейстер Шпекин бессовестно вскрывает чужую корреспонденцию, чтобы быть в курсе любых новостей, приглянувшиеся ему письма, он оставляет на память.

"...Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь – так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»!.

Хлестаков

Но главным шарлатаном среди всего этого безобразия выступает мелкий канцелярский работник из Петербурга Хлестаков, ошибочно принятый разворовавшимися чиновниками за приезжего ревизора. По дороге Иван Александрович изрядно проигрался и назначенный ему в городе N «титул» был как нельзя кстати. Хлестаков воспользовался сложившимся недоразумением по полной. А после того, как все деяния местных чиновников всплыли, поступило сообщение о прибытии настоящего ревизора, что, по всей видимости, следует понимать за неизбежно грядущее наказание.

"...Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса..."

При рассмотрение поведения, языка чиновников, их реакции па приезд “ревизора” дает отчетливое представление об основных ярко выраженных чертах их характеров. Важно отметить отношение чиновников к городничему. На первый взгляд, между ними приятельские отношения: ведь они вместе участвуют в служебных злоупотреблениях. Судья даже приглашает его к себе, а Лука Лукич играет с ним в карты. Нона самом деле отношения чиновников к городничему совсем иные, и с целью показать это Гоголь вводит реплики “в сторону”, в которых чиновники выражают свои истинные чувства к городничему. Это двуличное отношение к городничему отчетливее всего видно в поведении и словах Земляники. Когда городничий в действии характеризует себя как ревностного и добросовестного служаку, Артемий Филиппович не может удержаться, чтобы не сказать про себя: “Эка, бездельник, как расписывает! дал же бог такой дар!”
В V действии, когда в доме городничего отмечают неожиданное счастье, одним из первых (вслед за судьей) появляется с поздравлениями Земляника. На реплику Луки Лукича о том, что сама “судьба уж так вела” городничего, Земляника подобострастно поправляет его: “Не судьба, батюшка, судьба – индейка; заслуги привели к тому”, а словами “в сторону” целиком выдает себя: “Этакой свинье лезет всегда в рот счастье”. То же и несколько дальше. С одной стороны, репликой “в сторону” Земляника выражает явно неприязненное отношение к городничему: “уж и в генералы лезет! Чего доброго, может и будет генералом. Ведь у пего важности, лукавый не взял бы его, довольно”, а с другой стороны, он туг же заискивающе обращается к нему: “Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте”.
Так, Земляника чрезвычайно двуличен в отношении к городничему: в глаза лебезит, подхалимствует, за глаза (“в сторону”) выражает неприкрытое презрение, даже приправленное значительной долей брани. То же двуличие отмечаем и у судьи. Он готов “попотчевать” городничего собачонкой, продать ему кобелька или какую-нибудь другую собаку, он приглашает его обедать, первым является поздравить его с “привалившим необыкновенным счастьем” и, подобно Землянике, просит его оказать поддержку в случае, если ему улыбнется генеральский чин: “Если что случится: например, какая-нибудь надобность по делам, не оставьте покровительством”. Но совсем иное он произносит “в сторону”: “Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом. Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!” и т. д.
Вообще реплики чиновников “в сторону” заключают в себе отрицательную оценку городничего, от этого не свободен даже скромный, боязливый Лука Лукич. Когда городничий говорит Хлестакову о своей неприязни к картам, Лука Лукич не удержался и “в сторону” признается: “у, меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей”.
Обратим внимание на лексическую сторону языка чиновников. Всем этим четырем представителям чиновничьей России свойственна официально-казенная речь, особенно в обращении с начальством. Характерно, что буквально одними и теми же словами они начинают свое представление Хлестакову: “Имею честь представиться”, и заканчивают его: “Не смею долее беспокоить своим присутствием”.
Языку всех четырех чиновников, соприкасающихся с широкими провинциальными низами, свойственна просторечная фразеология и привычные идиоматические выражения. Их больше в речи судьи: “распекает”, “на военную ногу”, “мотает на ус”, “нехорошее дело заварилось”, “попотчевать… собачонкою”. Но их употребляет и почтмейстер: “француз гадит”, “смертельно люблю”, “коротки руки”; и Лука Лукич: “скроил рожу”, “язык в грязь завязнул”, “продал, проклятый язык”; и Земляника: “несет капуста”, “отпустите… хоть душу на покаяние”, “ошеломил”.
Примечательно, что в речи этих чиновников мало иностранных слов: им приходится вращаться преимущественно в провинциальной чиновничьей и мещанской среде.
Вот иностранные слова из их реплик: натура, якобинец (Земляника), министерия (судья), пассажи, эштафета (почтмейстер), выпонтировал (Лука Лукич). Следует заметить еще такие детали речи: солидный судья не прочь иногда вставить в свою речь витиеватое книжное выражение, что объясняется его начитанностью: “высокий посетитель вкусил хлеба”.
Земляника употребляет определения казенно-канцелярского характера: “благоустроенное” государство, общество, “неблагонамеренные” правила, “предосудительное” поведение. Почтмейстер с увлечением передает выдержки из оставленных у себя писем: “жизнь моя, милый друг, течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет”.

Сочинение по литературе на тему: Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”

Другие сочинения:

  1. Портрет каждого из городских чиновников в комедии Гоголя “Ревизор” “достойно” завершается в четвертом действии комедии, когда они, собравшись вместе, устраивают визит к лжеревизору Хлестакову. Никто из чиновников честно не несет своей службы и, опасаясь снятия с должности, они пытаются решить Read More ......
  2. В комедии “Ревизор” автор представляет нам целый ряд государственных чиновников, живущих и служащих в небольшом провинциальном городке. Каждый из них занимает свое “достойное” место в этом сатирическом произведении. Никто из городских чиновников честно не несет своей службы. Взять хотя бы Read More ......
  3. Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах Read More ......
  4. “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”, – объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого “хоть три года скачи, никуда не доскачешь”, Read More ......
  5. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно Мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки Бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому Русскому человеку. Работа над комедией так Read More ......
  6. Сюжет комедии Ревизор, так же как и сюжет бессмертной поэмы Мертвые души, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  7. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  8. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь Read More ......
Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”

Чиновники уездного города Имя чиновникаСфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник- Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»


Аммос Федорович Ляпкин- Тяпкин СудьяЗанимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. «Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну» Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений «Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»


Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Учителя «имеют очень странные поступки» Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Иван Кузьмич Шпекин ПочтмейстерДела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»


Юмор 1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно- насмешливое отношение к чему-нибудь. 2. в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде. 3. насмешливая, шутливяа речь.\\ прилагательное юмористический,-ая,-ое. (С.И.Ожегов)







«Ревизор» - комедия, с которой знаком каждый школьник, а также взрослый человек. По словам Гоголя, он хотел собрать в этом произведении в кучу «всё дурное», которое происходило в России в то время. Автор хотел показать, какая несправедливость царит в тех местах, в которых справедливость требуется больше всего. Поможет полностью понять тему комедии характеристика героев. «Ревизор» - комедия, которая показала истинное лицо чиновничества в начале 19 века.

Главная мысль «Ревизора». Что хотел показать автор?

Главную мысль и идею произведения поможет понять именно характеристика героев. «Ревизор» отражает чиновничество того времени и каждый герой произведения помогает понять читателю, что хотел сказать автор этой комедией.

Нужно сказать, что каждое действие, происходящее в комедии, отражает всю административно-бюрократическую систему Образ чиновников в комедии «Ревизор» чётко показывает читателям 21 века истинное лицо чиновничества того времени. Гоголь хотел показать то, что всегда тщательно скрывали от общества.

История создания «Ревизора»

Известно, что над пьесой Гоголь начал работать в 1835 году. Существует несколько версий о том, что же послужило причиной для написания «Ревизора». Однако, стоит отметить, традиционной считается версия о том, что сюжет будущей комедии был подсказан автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Этому есть подтверждение, которое нашлось в воспоминаниях Владимира Соллогуба. Он писал, что Пушкин познакомился с Гоголем, после чего рассказал ему о случае, который произошёл в городе Устюжна: какой-то проезжий, никому не известный господин обобрал всех жителей, выдав себя за чиновника министерства.

Участие Пушкина в создании комедии

Существует ещё одна версия, также основанная на словах Соллогуба, в которой предполагается, что самого Пушкина когда-то приняли за чиновника, когда он был в Нижнем Новгороде для того, чтобы собрать материалы о Пугачёвском бунте.

Во время написания пьесы Гоголь общался с Пушкиным и сообщал ему о том, как проходит работа над «Ревизором». Стоит отметить, автор несколько раз порывался бросить работу над комедией, и именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы Гоголь закончил произведение.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» отражает чиновничество того времени. Стоит сказать, что история, положенная в основу произведения, раскрывает всю суть административно-бюрократической системы России начала 19 века.

Образ главных героев в комедии «Ревизор». Таблица чиновников

Для того чтобы понять главную мысль и тему произведения, необходимо разобраться с образами главных героев в комедии. Все они отображают чиновничество того времени и показывают читателю, какая несправедливость царила там, где справедливость должны была быть прежде всего.

Главные герои комедии «Ревизор». Таблица чиновников. Краткая характеристика.

Имя чиновника Краткая характеристика чиновника

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Начальник уездного города. Этот человек всегда берёт взятки и не считает, что это неправильно. Городничий уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Нужно отметить, городничий - уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Для него нет таких понятий, как «справедливость» и «честность». Он уверен, взятки - это не преступление.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому как за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг. Стоит отметить, все уголовные дела, которые он вёл, находятся не в самом лучшем состоянии: порой даже он сам не может разобраться и понять, где же правда, а где нет.

Артемий Филиппович Земляника

Артемий является попечителем богоугодных заведений. Нужно сказать, что в больницах царит только грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, из-за чего кажется, что они только что были на работе в кузнице, а повара готовят в грязных колпаках. Плюс ко всем негативным сторонам необходимо добавить, что больные постоянно курят. Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Из его слов можно сделать вывод, что Артемию Филипповичу совершенно наплевать на здоровье пациентов.

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Лука Лукич является смотрителем училищ. Стоит отметить, что он очень трусливый человек.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» показывает, какая несправедливость царила в то время. В судах, больницах и прочих учреждениях, казалось бы, должна быть справедливость и честность, но образы чиновников в произведении Гоголя чётко показывают, что в начале 19 века во всей России дела обстояли совершенно по-другому.

Главная мысль комедии «Ревизор». Тема произведения

Гоголь говорил, что в своём произведении он хотел собрать всю «дурость», которая наблюдалась в то время. Темой пьесы является высмеивание человеческих пороков: лицемерия, мошенничества, корысти и т. д. Образ чиновников в комедии «Ревизор» является отражением истинной сущности чиновников. Автор произведения хотел донести, что они были несправедливыми, нечестными и глупыми. Чиновничеству не было абсолютно никакого дела до обычных людей.

Комичность «Ревизора»

Комичность произведения состоит в том, что вместо ревизора, которого боялись все в городе, приехал обычный человек, обманувший всех чиновников.

«Ревизор» - это комедия, которая показывает истинное лицо чиновников России в начале 19 века. Автор хотел показать: они были настолько несправедливыми, жалкими и глупыми, что не смогли отличить обычного человека от настоящего ревизора.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока:

«Чиновники города N » (По комедии Н.В, Гоголя «Ревизор»)

8 класс. Программа

Учебник «Литература 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2009 год)

Методическое пособие: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», Издательство «Просвещение» 2009 год; « Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей/ Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. Москва: Московский лицей, 2001 год;

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; формирование умения «сквозь смех услышать грусть» и желания бороться со всем «дурным в России»;

Развивающая: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;

Воспитательная: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.

Задача : формирование творческих, моральных качеств.

Наглядность и оборудование:

тексты комедии, интерактивная доска «SMART B oard», слайды с фамилиями чиновников, «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».

Метод изучения нового материала : частично-поисковый.

Ход урока

«В «Ревизоре» я решился собрать

в одну кучу все дурное в России,

какое я тогда знал... и за одним

разом посмеяться над всем…

Сквозь смех… читатель услышал

грусть…»

Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока.

3. Работа с текстом комедии.

ГОРОД. Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:

-Где происходит действие комедии?

-Почему у этого города нет названия?

-Что нам известно об этом городке?

-Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

(Предполагаемые ответы. Действие происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городке: «Какой скверный городишка!»

Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях.

Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?)

4. ЧИНОВНИКИ.

а) Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

(Ответ: ОБЩИЕ ГРЕШКИ И СТРАХ ПЕРЕД РЕВИЗОРОМ).

Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

б) На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН, АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ, АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА, ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ, ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН).

Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя : найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

Вот какие черты составили характеристики героев:

АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ:

-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

-купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

-женат, имеет взрослую дочь;

-в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

-ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН:

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

-судья, коллежский асессор;

-с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

-предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА:

-«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;

-попечитель богоугодных заведений;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ:

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-имеет чин титулярного советника;

-«протухнул насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН:

-«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

-в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-почтмейстер, надворный советник.

в) Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

ЗЕМЛЯНИКА: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

ШПЕКИН: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

ЛЯПКИН-ТЯПКИН: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере?

ХЛОПОВ: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ: Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

5. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово.

Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Итогом этой работы становится вывод о том, что ГОГОЛЬ ОБЛАДАЛ ДАРОМ ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ ДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

6. Возвращаемся к эпиграфу урока.

Читаем эпиграф, письменно каждый на небольшом листке бумаги дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»

После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

«Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Савченко А.)

«Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Веселова М.)

«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Артемьева О.)

«Гоголь грустит о России. Ему становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Макаров М.)

7. Подведение итогов урока:

выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.

(Рефлексия:

-что я изучал;

-как я работал;

-чего достиг.)

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой город».

Loading...Loading...