Генерал адъютант, генерал от инфантерии. Род. в 1830 г.; воспитание получил в дворянском полку и военной академии. Служил в генеральном штабе, был профессором тактики в военной академии. В войну 1877 78 гг. командовал 14 й пехотной дивизией,… … Большая биографическая энциклопедия
Драгомиров, Михаил Иванович генерал адъютант, известный военный писатель (1830 1905). Военное образование получил в Дворянском полку и военной академии; читал лекции по тактике и военной истории в академии генерального штаба. В 1869 г. назначен… … Биографический словарь
- (1830 1905) российский военачальник и военный теоретик, генерал от инфантерии (1891). В русско турецкую войну 1877 78 командир дивизии, с 1878 начальник Академии Генштаба, с 1889 командующий войсками Киевского ВО … Большой Энциклопедический словарь
Русский военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии (1891). Родился в семье офицера, начал службу в 1849. Окончил Академию Генштаба (1856) и служил в… … Большая советская энциклопедия
- (1830 1905), военачальник и военный теоретик, генерал от инфантерии (1891). В русско турецкую войну 1877 78 командир дивизии, с 1878 начальник Академии Генштаба, с 1889 командующий войсками Киевского ВО, с 1898 одновременно киевский, подольский и … Энциклопедический словарь
Драгомиров, Михаил Иванович - ДРАГОМИРОВЪ, Михаилъ Ивановичъ, г. ад., ген. отъ инф., чл. Гос. Сов., изв. воен. писатель, мыслитель и педагогъ, происходилъ изъ потомств. дворянъ Черниг. губ. Род. 8 нбр. 1830 г. близъ г. Конотопа, въ хуторѣ отца, Ив. Ив. Д., к рый въ молодости… … Военная энциклопедия
М. И. Драгомиров. Портрет работы И. Репина (1889) Михаил Иванович Драгомиров (8 (20) ноября 1830, близ Конотопа 15 (28) октября 1905, Конотоп) русский военный и государственный деятель, генерал адъютант, генерал от инфантерии (30 августа 1891) … Википедия
М. И. Драгомиров. Портрет работы И. Репина (1889) Михаил Иванович Драгомиров (8 (20) ноября 1830, близ Конотопа 15 (28) октября 1905, Конотоп) русский военный и государственный деятель, генерал адъютант, генерал от инфантерии (30 августа 1891) … Википедия
ДРАГОМИРОВ - Михаил Иванович , государственный и военный деятель, военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии (1891), генерал адъютант (1878). Происходил из дворян… … Военный энциклопедический словарь
Книги
- Очерки австро-прусской войны в 1866 году , Михаил Иванович Драгомиров. Анализ войны между Пруссией и Австрией за гегемонию в германском мире от знаменитого теоретика Драгомирова, прикомандированного во время этих событий к прусскомуштабу. Драгомиров прослеживает…
- Сольферинская битва , Михаил Иванович Драгомиров. Книга представляет собой репринтное издание 1861 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
Драгомиров Михаил Иванович , государственный и военный деятель, военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии (1891), генерал-адъютант (1878).
Происходил из дворян Черниговской губернии. Образование получил в Дворянском полку, откуда в 1849 выпущен прапорщиком в л.-гв. Семеновский полк, в составе которого участвовал в Венгерском походе 1848-1849. В 1854 в чине поручика поступил в Императорскую военную академию, после окончания которой по первому разряду был причислен к Генеральному штабу с назначением в Гвардейский генеральный штаб. За отличные успехи в науках в 1857 произведен в штабс-капитаны. В 1858 был направлен за границу для изучения постановки там военного дела и в качестве наблюдателя при штабе сардинской армии принял участие в Австро-итало-французской войне 1859. По возвращении в Россию произведен в капитаны и назначен адъюнкт-профессором в Николаевскую академию Генерального штаба по кафедре тактики. С 1861 активно сотрудничал в российских военных журналах. В 1861-1863 его слушателем по курсу тактики был наследник-цесаревич - будущий император Александр III. В декабре 1863 назначен профессором Академии по той же кафедре.
В апреле 1864 Драгомирова производят в полковники с назначением начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии; одновременно с исполнением новых обязанностей он продолжал профессорскую деятельность в Академии. В июне 1866 был командирован военным агентом в прусскую армию на время Австро-прусской войны 1866. По возвращении с театра боевых действий продолжил службу в Академии, совмещая преподавательскую деятельность с членством в совещательном комитете Главного управления Генерального штаба. В 1868 его производят в генерал-майоры, а в следующем году назначают начальником штаба Киевского ВО. В 1872 зачислен в Свиту ЕИВ, а в 1873 принимает в командование 14-ю пехотную дивизию, во главе которой участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878. Успешно командовал дивизией в ходе переправы через Дунай у Систово. В августе 1877 при обороне Шипки получил тяжелое ранение и был вынужден оставить действующую армию. За отличие в августе 1877 произведен в генерал-лейтенанты, а в следующем году пожалован в генерал-адъютанты.
В апреле 1878 М.И. Драгомиров был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба. Новый начальник Академии, более 11 лет возглавлявший ведущее военно-учебное заведение России и выступавший за внедрение в армии строгой законности и уставного порядка, ужесточил режим учебы и жизни слушателей академии. Однако это не только не мешало, но и стимулировало развитию творчества и инициативы среди слушателей и профессорско-преподавательского состава. Под руководством Драгомирова было организовано проведение дискуссий по актуальным вопросам теории и практики, что способствовало превращению Академии в крупный центр российской военной науки. Уделяя значительное внимание организационной деятельности, он продолжал заниматься и научно-преподавательской работой.
Занимаясь с 1850-х гг. вопросами военной педагогики, Драгомиров придавал большое значение моральному фактору в войне и развивал идею А.В. Суворова учить солдата тому, что необходимо в бою; выступал против муштры, за воспитание у солдат сознательного отношения к выполнению своих обязанностей, подчёркивал роль личного примера офицера. Исключительную роль Драгомиров отводил военной дисциплине и ратовал за внедрение в армии строгой законности, обязательной для всех военнослужащих. Много сделал для развития тактики стрелковых цепей. Автор трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск. Написанный им в 1789 «Учебник тактики» служил более 20 лет основным пособием для обучения офицеров искусству тактики. Участвовал в разработке Полевого устава 1900.
В 1889 М.И. Драгомиров был назначен командующим войсками Киевского ВО, а в августе 1891 произведен в генералы от инфантерии. С 1898 являлся также киевским, подольским и волынский генерал-губернатором. В 1899 назначен вице-президентом Николаевской академии Генерального штаба, а с 1903 - член Государственного совета.
Награжден орденами: российскими - Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й, 2-й, 3-й и 4-й ст., Св. Александра Невского с бриллиантами, Белого Орла, Св. Анны 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 1-й и 2-й ст.; иностранными: болгарским - Александра 1-й ст. с бриллиантами, бухарскими - Искандер Салис и Благородной Бухары 1-й ст., итальянским - Короны 1-й ст., прусским - Короны 2-й ст., румынским - Звезды 1-й ст., сардинским - Св. Маврикия и Лазаря 4-й ст., сербским - Такова 1-й ст. с мечами, шведским - Меча 3-й ст., французскими - Почетного Легиона 1-й и 2-й ст.
Биография
Воспитание получил в Дворянском полку и военной академии. Служил в генеральном штабе, был профессором тактики в военной академии. В ходе Австро-прусской войны 1866 года был представителем России при прусской военной ставке. В русско-турецкую войну 1877-1878 командовал 14-й пехотной дивизией, которая первой переправилась через Дунай около города Систова под огнем турок. За блестящие действия при переправе награжден орденом святого Георгия 3-й степени. 12 августа 1877 года, во время обороны Шипки, был опасно ранен в ногу и вынужден оставить действующую армию. В 1878 году назначен начальником Николаевской академии генерального штаба с присвоением звания генерал-адъютанта. В 1879 году издал свой главный труд - «Учебник тактики». Известен как ярый противник скорострельного оружия и военных игр, которые при нем практически полностью исчезли из учебного курса Академии.
В 1889 году - командующий войсками Киевского военного округа. В 1897-1903 годах состоял Киевским, Волынским и Подольским генерал-губернатором. В 1901 году награждён высшим российским орденом - святого Андрея Первозванного. В 1903 году назначен членом Государственного совета. В 1905 году отклонил предложение занять пост главнокомандующего русской армии на Дальнем Востоке во время русско-японской войны.
Из отдельно изданных сочинений Драгомирова наиболее известны: «Очерки австро-прусской войны 1866 г.», курсы тактики (1872), «Опыт руководства для подготовки частей к бою» (1885-1886) и «Солдатская памятка» (1890). Много статей Драгомирова печаталось в «Военном Сборнике», «Русском Инвалиде» и «Артиллерийском Журнале».
Семья
- Сыновья:
- генерал-лейтенант Драгомиров, Владимир Михайлович (1867-1928),
- генерал от кавалерии Драгомиров, Абрам Михайлович (1868-1955),
- полковник Драгомиров, Александр Михайлович (1878-1926) - участники Белого движения.
- Дочь - Софья Михайловна Драгомирова, супруга генерал-лейтенанта Лукомского А.С.
Педагогические принципы
М. И. Драгомиров разработал систему «развития мозговой деятельности» для солдат, основанную на следующих принципах:
- Сообщать понемногу одну, много - две мысли.
- Избегать книжных слов.
- При малейшей возможности прибегать к примеру или, еще лучше, к показу.
- Брать из передаваемого не все сплошь, а в порядке важности, применять к солдатскому быту и службе.
Исторические анекдоты
В апреле 1887 года на испытаниях генерал Драгомиров отрицательно отозвался о пулемёте Максима: «излишняя быстрота стрельбы вовсе не нужна для того, чтобы расстреливать вдогонку человека, которого достаточно подстрелить один раз».
В бытность свою киевским губернатором, за Драгомировым укрепилась слава эксцентричной личности. Ему приписывались поступки, которые перерастали в анекдоты.
Киевские старожилы рассказывали и другую историю. Однажды прогуливающаяся по Бибиковскому бульвару дама с собачкой, увидев идущего навстречу куда-то спешившего Драгомирова и не зная назначения аксельбанта, спросила: «Милый мой, который час? Вижу я, часы у вас». На что губернатор ответил: «Это, милка, не часы, а цепочка для красы».
Русский художник И. Е. Репин использовал Драгомирова в качестве модели для изображения кошевого атамана Иван Серка на своей знаменитой картине «Запорожцы».
Награды
Награды Российской Империи
- Орден Святой Анны 3-й ст. (1859);
- Орден Святого Станислава 3-й ст. (1862);
- Орден Святой Анны 2-й ст. (1865);
- Орден Святого Владимира 4-й ст. (1862);
- Орден Святого Владимира 3-й ст. (1869);
- Орден Святого Станислава 1-й ст. (1871);
- Орден Святого Георгия 3 степени (1877);
- Орден Святого Владимира 2-й ст. (1880);
- Орден Белого Орла (1886);
- Орден Святого Александра Невского (1889);
- Алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского (1894);
- Орден Святого Владимира 1-й ст. (1896);
- Орден Святого Андрея Первозванного (1902);
- Знак XL лет беспорочной службы (1890);
- Знак L лет беспорочной службы (1900);
- Табакерка с портретом в Бозе почившего Императора Александра III, украшенная бриллиантами (1894);
- Табакерка с портретом Его Величества (1899)
Награды иностранных государств
- Орден Святых Маврикия и Лазаря 4-й степени (Италия) (1860);
- Орден Короны (Пруссия) 2-й степени (1866);
- Крест в память кампании 1866 года (Пруссия) (1867)
- Черногорская медаль Милана Обреновича под названием «Памятный знак войны 1876-1877-1878 годов» (Сербия) (1878);
- Орден Таковского креста 1-й степени (Сербия) (1879);
- Орден «Святой Александр» 1-й степени (Болгария) (1883);
- Большой офицерский крест ордена Почетного легиона (Франция) (1884);
- Знак Пальм и присвоение звания "Officier de l"Instuction publique" (Франция) (1889);
- Орден Короны Италии Большой крест (1891);
- Мечи к ордену Таковского креста 1-й степени (1892);
- Бухарский орден Восходящей Звезды, украшенный драгоценными камнями (1893);
- Большой крест ордена Почетного легиона (1896);
- Бухарский орден Короны с бриллиантами (1897);
- Бухарский орден "Искандер-Салис" (1898);
- Орден меча 3-й степени (командорский крест) (Швеция) (1898);
- Румынский орден Короля Звонимира Большой крест (1899);
- Алмазные знаки к ордену «Святой Александр» 1-й степени (1899);
- "Medaille militaire" (Франция) (1900).
Сочинения
- О высадках в древние и новейшие времена Санкт-Петербург: тип. Штаба Отд. корпуса внутр. стражи, 1857
- Лекции тактики, читанные в Учебном пехотном батальоне профессором Николаевской академии Генерального штаба М. Драгомировым Санкт-Петербург: тип. А.П. Червякова, 1864
- Курс тактики для г.г. офицеров Учебного пехотного баталиона: [С 5-ю планами для решения тактич. задач] Санкт-Петербург: тип. А.П. Червякова, 1867
- Опыт руководства для подготовки частей к бою / Ч. 1. Подготовка роты Киев: тип. Окр. штаба, 1870
- Опыт руководства для подготовки частей к бою / Ч. 2. Подготовка батальона Киев: тип. Окр. штаба, 1871
- Тактика: Курс, принаровл. к прогр. воен. уч-щ Санкт-Петербург: печ. В.И. Головина, 1872
- Учебник тактики Санкт-Петербург: тип. В.С. Балашева, 1879
- Армейский фельетон по поводу магазинных ружей Санкт-Петербург: В. Березовский, 1887
- Солдатская памятка Санкт-Петербург: В. Березовский, 1890
- Опыт руководства для подготовки частей к бою / Ч. 3. Подготовка трех родов оружия ко взаимной выручке Санкт-Петербург: В. Березовский, 1890
- 14 лет. 1881-1894 Санкт-Петербург: В. Березовский, 1895
- Жанна Д"Арк: Очерк М. Драгомирова Санкт-Петербург: В. Березовский, 1898
- Дуэли Киев: тип. Окр. штаба, 1900
- Выписка из армейских заметок генерала М.И. Драгомирова Одесса: "Коммерч." тип. Б. Сапожникова, ценз. 1902
- Выборки из замечаний и указаний генерал-адъютанта Драгомирова, касающихся воспитания и обучения роты: (Извлеч. из руководящих приказов, приказаний и распоряжений по Киев. воен. окр. с 1889 по 1902 г.) / Собр. кап. Рудановский Киев: типо-лит. т-ва "Печатня С.П. Яковлева", 1903
- Подготовка войск в мирное время: (Воспитание и образование) Киев: тип. Окр. штаба, 1906
- Наполеон и Веллингтон Киев: тип. Окр. штаба, 1907
- Одиннадцать лет. 1895-1905 гг. : Сб. ориг. и пер. ст. М.И. Драгомирова за 1895-1905 гг. Кн. 1-2 Санкт-Петербург: Рус. скоропеч., 1909
Память
- В честь М. И. Драгомирова названа улицы в Киеве (Печерский район) и Конотопе (где открыт его музей) и два села в Болгарии - Драгомирово (Великотырновская область) и Драгомирово (Перникская область).
: МЭСБЕ : ЭСБЕ : :
Генерал-адъютант
М. И. Драгомиров. После опыта войны 1866 г. стало очевидно, что проповедь Д. нашла себе значит. подтверждение на полях сражений; поэтому к ней стали прислушиваться даже и ярые доселе её противники. Между тем, Д. продолжал работать над исслед-нием вероят. перемен в области тактики, вызываемых распространением "дальнобойного и скорострельного" оружия. Не взирая на усоверш-ния в технике, Д. доказывал, что глав. фактором в боев. деле всегда был и останется человек и что технич. усоверш-ния только усиливают природ. свойства человека, но не видоизменяют их в какие-то новые. Под влиянием опыта войны 1866 г. Д. еще определеннее решал вопрос о взаим. отношении огня и штыка, требуя "штыкового воспитания войск", как высшей нравств. обработки. После войны 1866 г. Д. снова выдвинул вопросы: о глубок. боев. порядке, требуя постоянного изменения его внеш. вида в зав-сти от цели действий и обстановки, ни в каком случае не давая ему чертежа; о сочетании боевых форм с действиемь оружием; наконец, о восп-нии и образ-нии войск в мирн. время в непосред. связи их с тем, что войскам приходится делать на войне. К этому же времени относится и вполне опред. взгляд Д. на значение полев. форт-ции, по к-рому искусств. усиление местности д. приобретать тем большее значение, чем более будет совершенствоваться арт. и руж. огонь, вследствие чего фортифик. работы из дела почти технического, доступного одним спец-стам, д. сделаться общим достоянием пехоты и артиллерии. В этот же период своей деят-сти Д. вывел на свет Божий, после 65-лет. забвения, суворовскую систему обучения атаке и комментировал ею "Науку побеждать". Всматриваясь в быт войск, Д. настойчиво доказывал, что здоровый внутр. порядок в войсках возможен лишь тогда, когда каждый из нач-ков знает свои права и обязанности, когда каждому из них предоставлена соответствующая его сфере доля самост-ности и сопряженной с нею ответ-ности, - одним словом, когда в войсках будут твердо знать и строго исполнять "устав о службе внутренней". В 1866 г. Д. издал "Записки тактики" для воен. уч-щ, а в 1868 г. написал изв. разбор "Войны и Мира " гр. Толстого с воен. точки зрения. Перед франко-прус. войною 1870-71 гг. Д. ратовал против чрезмер. увлечения скорострел. оружием вообще и митральезами в частности; он призывал к сознанию необходимости поставить систему обучения войск выше дела соверш-ния огнестрел. оружия; иначе говоря, находил возможным и полезным только тогда направить глав. внимание на дальнейшее усоверш-ние огнестрел. оружия и введение его в армию, когда дело её боев. подготовки будет доведено до соответствия с требованиями соврем. боя. Вместе с тем Д. предусматривал новые изменения в тактике, вызываемые к жизни введением скорострел. оружия. Такого рода идейное сдерживание стремления постоянно совершенствовать огнестрел. оружие, с целью сначала выработать нравств. стороны армии, вызывало множество нареканий на Д. за его якобы непонимание значения технич. усоверш-ний в воен. деле и за пренебрежение ими. В 1868 г. Д. б. произв. в г.-м. с оставлением в должности проф-ра, а в 1869 г. назначен нач-ком штаба Киев. воен. округа. В 1872 г. Д. б. зачислен в Свиту Е. И. В., а в 1873 г. назначен ком-щим 14-ой пех. дивизией. Став во главе д-зии, Д. повел дело её боев. подготовки в духе теоретически выработанной им системы. Руководящие мысли и поучения его за время команд-ния д-зией изложены им в "Памятной книжке чинов 14-ой пех. дивизии". Приучая себя к самообладанию и спокойствию под пулями, Д., для примера своей д-зии, становился в Бендер. лагере около мишеней и приказывал обстреливать их лучшими стрелками. Работая неустанно над собой и боев. подготовкой своей д-зии, Д. добился блестящ. результатов; все чины его д-зии были бодры духом, втянуты в работу, полны энергии и разумного отношения к своему делу; все нач-ки чувствовали себя на своих местах, твердо понимая и зная свое дело. За время команд-ния д-зией Д. оконч-но выработал систему подготовки войск в мирн. время, в основании к-рой лежали положения: "род занятий определяет склад понятий и характер отношений" и "человек не м. дать более того, на что он способен". В основу выработки солдата Д. клал "требования соврем. войны и боя" и "уважение к закону.", к-рый, "обязывая, в то же время защищает от неправых посягательств". Д. требовал практич. внушения солдату того убеждения, что раз он исполнил свои обяз-сти, его пальцем никто тронуть не может. Сущность взаим. отношений в армии Д. видел в положении, что "каждое право неминуемо должно налагать и извест. обязанность". Сущность воин. дисц-ны, по его учению, заключается в след. положениях: 1) "делай, что нач-во приказывает, но против Государя не делай; 2)без разрешения никуда не отлучайся; 3) если что-нибудь с тобою случится особое, или кто будет подучать на злое дело, докладывай по команде, а при возм-сти злого человека задерживай и представляй". Дисц-на - дело взаимное, т. е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз. Военное восп-ние должно касаться не только нравственной, но и физич. стороны человека; при чём и та, и другая требуют одного и того же, т. е. соответствующих упражнений и примера. Не отрицая пользы наказаний, Д. требовал установления "строгой соразмерности дисциплинар. взысканий с характером и сущностью проступков и упущений подчиненного". К солдату Д. предъявлял след. требования: 1) преданность Государю и родине до самоотвержения; 2) дисц-на; 3) вера в нерушимость (святость) приказания нач-ка; 4) храбрость, решит-сть; 5) готовность безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; 6) чувство взаим. выручки. В основу метода восп-ния и обучения солдат он ставил требования: 1) воспитывать и обучать новобранца, а затем и солдата, соображаясь с общечеловеч. свойствами; 2) сообразовать методы восп-ния и обучения с основ. свойством ума человека расчленять на состав. части всякий предмет, представляющийся цельным; 3) сообразовываться с друг. общим свойством ума человека, в силу к-раго у него, что бы ни заставляли его делать, невольно являются вопросы: почему? зачем?; 4) в обращении ни когда не унижать, а тем более не драться; 5) требования ставить настойчиво и непрерывно наблюдать за их исполнением; 6) помнить, что солдат - человек, и потому для него, как и для всякого человека, ни одна обяз-сть не д. обходиться без соответств. права; 7) кормить солдат по-людски; 8) не изводить на бестолков. работе; 9) в работу втягивать исподволь, не надрывая сил. Условия рационал. обучения по Д. суть: 1) войска следует учить в мирн. время только тому, что им придется делать в военное; 2) учить солдат боев. делу в такой послед-ности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всяк. отдела образования; 3) учить преимущ-но примером, т. е. показывать, что и как сделать, прибегая к изустн. объяснениям только в случаях действит. необходимости; 4) показывать войскам тактику в поле по приемам, предвар-но показав кажд. прием начальникам. От оф-ра, как воспитателя и учителя солдата, Д. требовал: 1) быть твердым в тех основах, на к-рых зиждется восп-ние солдата; 2) обладать искрен. преданноетью и любовью к воен. делу; 3) помнить, что люди, к-рые вверены его попечению, не в состоянии применяться к нему, а он к ним д. примениться; 4) быть внимательным к нуждам подчиненных; 5) выработать в себе правил. отношение к закону и приказанию; 6) обратить особ. внимание на то, чтобы прежде и тверже всего внушить солдату обяз-сти и только после того обряды; 7) делить с солдатом тягости службы; 8) уметь держать себя с солдатом. Оф-р-нач-к кажд. ранга д. по Д. удовлетворять след. условиям: 1) общ. знание теории соврем. воен. дела и, в частности, подроб. знание теории и техники, относящихся к тому роду войск, в к-ром служит; 2) преданность Государю и родине до самоотвержения, дисц-на, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, готовность безропотно переносить все тягости службы, чувство взаим. выручки; 3) способность ориентироваться в окруж. обстановке; 4) решимость принимать на себя ответ-ность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоят-ва не позволяют ожидать распоряжений свыше; 5) частн. почин; 6) привычка представлять себе цель кажд. действия; 7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собствен. пользе. Подготовка солдата в пехоте, коннице и арт-рии по Д. д. вестись по заранее выработан. программам; в этом именно заключается средство противодействовать односторон. увлечениям. Подготовка войсков. частей д. состоять из след. отделов: 1) строевая - на местности; 2) соединение строя и движений, применимых в бою, с действием оружием на местности; 3) согласование движений и действий частей дан. рода войск с друг. родами войск и применение всего предыдущего к достижению дан. тактич. цели, тактич. подготовки. В отношении тактич. подготовки Д. вполне определенно говорил, "что до тех пор, пока тактика не будет показываема войскам в поле по приемам, и пока всякий новый прием не будет показан самим нач-ком, от войск нельзя ожидать толков. действий на войне". В отдел тактич. подготовки Д. требовал включения практики в актив. применении к местности, а также в атаке и обороне разн. рода местных предметов. Обучая войсков. части тактике, по мнению Д., не следует заниматься воспроизведением "батальных" картин, но необходимо практиковать войска в тех простых действиях (приемах), из сочетания к-рых слагается всякое боев. действие (наступление, оборона) на войне. Венцом боев. подготовки частей Д. считал маневры односторонние и двухсторонние. И те, и другие не м. б. уподобляемы бою. Кажд. маневр заключает в себе то, что войскам придется делать на войне, но вместе с тем кажд. маневр имееть и отличия от того, что делается на войне, ибо в маневре отсутствует действит. опасность, а вместе с нею молчит инстинкт самосохранения. К первому относятся: упр-ние войсками, маневр-ние, исполнение поход. движений, расположение на отдых, развед-ние, охр-ние, связь; служба штабов и др. администр. учр-ний, а также служба интенд-ва, обозов и др. спец. учреждений. В период команд-ния 14-ой д-зией, до рус.-тур. войны 1877-78 гг., Д. продолжал заниматься вопросами тактики, учитывая влияние двух послед. войн (1866 г. и 1870-71 гг.) на эту область воен. иск-ва; свои исслед-ния и взгляды на усоверш-ние тактики он излагал в ряде статей, печатавшихся в разл. воен. журналах под общ. заглавием: "Армейские заметки". 12 апр. 1877 г. б. объявлена война с Турцией, а 14-го Д. с своей д-зией выступил в поход из Кишинева, 17-го перешел границу и вступил в пределы Румынии. Назначенный в голове армии переправляться через Дунай, Д. смотрел на эту операцию, как на первое боев. испытание своей системы подготовки войск в мирн. время. Вот, что писал он в одном из писем (12 июня 1877 г.) из Зимницы: "Пишу накануне великого для меня дня, где окажется, что стоит моя система восп-ния и обучения солдата, и стоим ли мы оба, т. е. я и моя система, чего-нибудь". Переправа удалась блестяще, и Государь лично наградил Д. орд. св. Георгия 3 ст. В конце апр. Д. с д-зией двинулся в глубь Болгарии, к Тырнову, и в авг. того же года участвовал с нею в боях на Шипк. перевале, где 12 авг. б. тяж. ран. пулею в колено прав. ноги, и для излечения отправлен в г. Кишинев. Изв. хирург Н. И. Пирогов высказался за ампутацию ноги; но местн. врачи были иного мнения и своим лечением сохранили Д. ногу. Однако, рана заживала медленно, и нога не сгибалась. Д. томился и оч. горевал, что пришлось покинуть армию. М. Д. Скобелев писал ему из Ловчи: "Поправляйся, возвращайся в верующую в тебя армию и в круг твоих боев. товарищей". Однако, состояние раны этого не позволило. За отличие при обороне Шипк. перевала Д. б. произв. в 1877 г. в г.-л., с утверждением в должности нач-ка 14-ой пех. д-зии; в том же году Д. б. назн. состоять при Е. Выс. гл-щем действ. армиею, с отчислением от должности нач-ка 14-ой пех. д-зии и с оставлением в ген. штабе. Весною 1878 г. Д. переехал в Спб. и б. назн. нач-ком Ник. ак-мии ген. штаба, в том же году назначен г.-ад., с оставлением в должности нач-ка ак-мии и зачислен в списки 53-го Волын. п. 11 лет трудился Д. в ак-мии над расширением её науч. средств, ведя твердой и искус. рукой дело подготовки будущих оф-ров ген. штаба. Его высок. науч. авторитет в связи с доверием к нему армии наилучш. образом разрешали вопрос о жизн-сти и практич. применимости всего, что изучалось в академии. В авг. 1878 г. и в апр. 1879 г. Д. б. командирован в войска Вилен. воен. округа для проверки их одиноч. строев. и тактич. образ-ния, а затем в снт. 1879 г. - в войска Варшав., Киев. и Одес. воен. округов для распространения между ними приемов образ-ния, принятых в Вилен. воен. округе. В 1879 же г. Д. издал учебник тактики, весь курс к-раго б. разделен на две части: "Свойства войск" и "Употребление войск". Обе эти части положены в виде законченной педагогич. системы, к-рая решает 2 вопроса: "чему учить?" и "как учить?" В 1881 г. вышло 2-е издание с нек-рыми дополнениями и изменениями. Оба эти издания служили основой тактич. подготовки наших оф-ров более 20 л., т. к. друг. учебники, появлявшиеся за этот период времени, представляли из себя лишь выдержки из учебника Д., более или менее разработанные в подробностях. В 1883 г. Д., по Выс. повелению, б. командирован во Францию для присутст-ния на осен. маневрах франц. армии, а в 1887 г., по Выс. же повелению, в г. Севастополь и проч. порты Черн. моря для производства сравнит. испытаний средств подвод. мин. обороны в.-инж. и мор. ведомств. В 1889 г. он снова ездил во Францию для ознакомления со свойствами скорострел. ружья Лёбеля. В том же году Д. б. назначен ком-щим войсками Киев. воен. округа. Обучая войска округа, Д., м. проч., требовал от поршневой арт-рии развития скорости огня, предвидя возм-сть появления у вероят. прот-ков новых скорострел. орудий. (Для ознакомления с этими орудиями Д. ездил во Францию в 1899 г.). 30 авг. 1891 г. Д. б. произв. в ген. от инф. Во время команд-ния войсками Киев. округа слава Д., как ученого, писателя, педагога и нач-ка, достигла высш. предела; многие его труды б. переведены к этому времени на иностр. языки; о трудах Д. лестно отзывалась зап.-европ. печать. Разного рода вопросы, касающиеся жизни, службы, быта, обучения и боев. подготовки армии, решались при его участии. Всякого рода "уставы" и "наставления" для войск носили на себе признаки участия Д. в их составлении. В 1900 г. Д. составил "полевой устав", с к-рым в 1904 г. рус. армия выступила на войну с японцами. Отыскивая причины и виновников всех злоключений нашей армии в эту кампанию, нек-рые лица нашли, будто Д. своею системою восп-ния подорвал дисц-ну в армии и будто его "полев. устав" был косвен. причиной наших неудач. Однако, между многими причинами едва ли есть место драгомировскому "полев. уставу" и всему драгомиров. учению, ибо к проведению в жизнь того и другого наша армия почти еще не приступала. В 1898 г. Д. б. назн. Киев., Подольск. и Волын. ген.-губ-ром, с оставлением ком-щим войсками Киев. воен. округа. В 1901 г. Д. пожалован орд. св. Андрея Первозванного, а в 1903 г. б. назн. чл. Гос. Сов. В ночь на 15 окт. 1905 г. Д. скончался в г. Конотопе. До самых послед. дней своей жизни Д. не переставал работать в области воен. литературы. Труды Д.: 1) Сборники статей: 1858-81 гг.; 1858-82 гг.; Четырнадцать лет - 1881-95 гг.: Одиннадцать лет - 1895-1905 гг.; 2) "Солдатская памятка" (изд. 24-е); 3) "Солдатская памятка", с предисловием и изменениями, извлеченными из франц. издания А. Пузыревским, изд. 2-е, для оф-ров, 1891; 4) "Учебник тактики", изд. 3-е, переработанное, 1906. Ч. I: Свойства войск. Курс младш. класса воен. уч-щ. Ч. II. Подготовка войск в мирн. время. Употребление войск. Курс старш. класса воен. училищ; 5) "Опыт руководства для подготовки частей в бою". Ч. I. Подготовка роты, изд. 7-е, дополн., 1896. Ч. II: Подготовка батальона, изд. 4-е, 1901. Ч. III: Подготовка 3-х родов войск ко взаим. выручке, изд. 3-е, исправл. 1896; 6) "Подготовка войск в мирн. время" (воспитание и образование), 1906; 7) "Австро-прус. кампания 1866 г."; 8) "Воен. заметки 1894 г., Наполеон и Веллингтон (полувоен. фелье-тон)", 1907; 9)"Армейский фельетон: По поводу магазин. ружей", 1887; 10) "Сборник руководящих приказов, приказаний и распоряжений ком-щего войсками Киев. воен. округа. С 27 окт. 1889 г. по 1 янв. 1892 г. За 1892-1903 гг. Полн. комплект с 1889 по 1901 гг."; 11) "Дуэли", 1900; 12) "Жанна д’Арк". Очерк (с рис. и черт.), 1898; 13) "Беседы о торговле зерном" Галиани , пер. с франц., 1891; 14)"Учение о войне" Клаузевица . Основ. положения. Пер., 1888. Незадолго перед кончиной Д. приступил к переработке своего учебника тактики, к-рый вышел 3-м, посмерт. изд. в 1906 г. За заслуги перед наукой Д. б. избран почет. чл. Моск. и Киев. унив-тов, состоял почет. чл. конф-ции Ник. ак-мии ген. штаба, а затем почет. в.-през-том той же ак-мии; был почет. чл. Мих. арт. ак-мии; в 1896 г. Д. б. избран почет. чл. швед.-норвеж. королев. воен. ак-мии в Стокгольме.
М. И. Драгомировъ въ 1889 г. (с портета , писан. И. Е. Рѣпинымъ).
В 1900 г. Д., за заслуги в области развития воен. дела, б. избран почет. членом нац. общ-ва "Medailles militaires" во Франции. В память переправы через Дунай 15 июня 1877 г. Д. б. избран почет. гражд-ном г. Систово. Обшир. начитанность Д. во всех областях знания, его разносторон. интерес, его неудержимая кипучая потребность откликаться на все явления жизни, способность проникать в глубь вещей, не увлекаясь их внешностью, большой здравый смысл, углубленный большим житейск. опытом, сильный критич. ум и ум синтетический, блестящий публицистич. талант, едкий сарказм его речей, способность одним метк. острым словом дать. характеристику лиц и событий и выявить их сущность, наконец, самое поведение его, не считавшееся с установившимися шаблонами и этикетом, а свободно и смело, хотя подчас грубо и резко, отражавшее его отношение к людям и их поступкам, независимо от их рангов и служеб. положений, - всё это сделало Д. одним из оригинальнейших крупнейших людей своего времени, популярным во всех слоях общ-ва, и не только в России, но и за границей. С его мнением считались, его острого слова боялись, и оно не исчезало бесследно. По поводу кажд. круп. события воен. жизни напряженно ждали: "а что скажет Д.?" За разрешением всех недоумен. вопросов обращались именно к нему, не стесняясь различием с ним в чинах и служеб. положениях, и Д., исповедуя, что в литературе все равны и нет генералов и подпоручиков, благодушно и радостно принимал все вызовы, разъяснял и полемизировал. Его система обучения и восп-ния войск, его взгляды на воен. дело имели горяч. поклонников и ярых прот-ков; и те и другие складывали о нём целые легенды и рассказывали множество анекдотов, но никто не мог подняться до него в самоотверж. стремлении как можно глубже проникнуть в природу воен. дела и сущность явлений воен. быта, в фанатич. преданности своему делу, в знании свойств рус. армии, в вере его в "чудо-богатырей", воскресить к-рых он хотел осуществлением поучений Суворова. И если заветы последнего ожили в наш. памяти, то этим мы обязаны всецело Д., к-рый первым подошел к нему, не как историк к прошлому, а как практик к вечно живому и настоящему.