«Город, в котором мы живем. Проект " город, в котором хочется жить" Предложения по возможному распространению проекта

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы

«Планета взросления»

Проект

«Район, в котором я живу»

заведующий организационно-

массовым отделом, педагог

МАУ ДОД ЦВР

«Планета взросления»

Хабаровск, 2015

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна»

А. Твардовский

Содержание

    Введение. Актуальность темы проекта

    Цель, задачи проекта

    Методический паспорт проекта

    Риски и препятствия внедрения проекта

    Ожидаемые результаты

    Эффективность проекта

    План мероприятий по реализации проекта

    Литература

    Приложение: анкета для учащихся и родителей; памятка-обращение к родителям учащихся; смета расходов; квест-игра, викторина, вопросы к интервью

    Введение.

Актуальность темы проекта

С чего начинается Родина? Наверное, с семьи, родного дома, улицы…Малая Родина – это то место, где родился и вырос, услышал добрые слова, сказки и песни, места, с которыми связаны лучшие воспоминания, это первые друзья, это истоки, откуда человек начинает путь в большой мир. Мыслями, воспоминаниями, а иногда в трудные дни нашей жизни, мы возвращаемся туда, где прошли детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. Сколько бы ни было человеку лет, он помнит какие-то моменты своего детства, а вместе с ними и места любимого города, района, села. С родного уголка земли начинается Россия, гражданами которой мы являемся. Оттого насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба Родины. А любовь к Родине начинается с любви к городу, дому, своему дворику.

Настоящий патриот невозможен без знаний истории своей малой Родины. Многие нравственные качества закладываются в детстве, школьные годы. И чем полнее, ярче, содержательнее будут наши знания о родном городе, районе, их лучших людях, тем более действенным образом скажутся они на формировании интереса и любви к родным местам, уважения к традициям земляков, понимания того, что мы жители одного района, края, одной страны, одной державы.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В документах, касающихся области образования, отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к культуре и традициям других народов. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» указано - отразить «специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс». Одним из основных факторов интеграции социальных и педагогических условий в гражданско-патриотическом воспитании рассматривается национально-региональный компонент, т. е. приобщение детей к общечеловеческим ценностям - природе, культуре малой Родины.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами, терминами. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма.

Понятие «Родина» иногда бывает абстрактно для учащихся, особенно младшего школьного возраста. Понимание Родины у них тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.

Для того чтобы учащийся проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение - стало объектом его познания, т.е. соблюдалась последовательность: от близкого – к далёкому, от малого к великому (моя улица-мой город-моя страна-моё Отечество).

21 мая 2016 года отмечается 80-летие со дня образования Индустриального района города Хабаровска. С момента образования и до сегодняшнего дня район вносил и вносит достойный вклад в развитие города Хабаровска. На территории района расположено много промышленных предприятий, появляются новые жилые кварталы, транспортные развязки, аллеи и скверы, возводятся детские игровые и спортивные городки, школы и детские сады. Индустриальный – самый большой по численности населения район города. Люди – особая гордость района. Это старшее поколение, кто своим трудом и энтузиазмом заложил первые страницы истории района. Это нынешнее поколение, которое живёт, трудится, учится, созидает. От жителей района, их энергии, творческого потенциала зависит будущее района и города. Особые жители – это подростки, молодёжь, которая в скором времени возьмёт на себя ответственность за судьбу города, это выпускники, которые своими достижениями прославят Индустриальный, будут преданы Хабаровскому краю, Дальнему Востоку.

Народная мудрость гласит – «не зная прошлого, не поймёшь настоящего», «чтобы хранить и беречь, надо помнить». Но общаясь с современными детьми, иногда понимаешь, что они недостаточно знают не только об исторических событиях нашей страны, но и о своём городе. Из бесед с будущими участниками проекта, выяснилось, что не все знают географическое расположение района, его главные улицы, достопримечательности, предприятия. А в некоторых семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими большого внимания.

Но тем не менее у многих учащихся наблюдается искреннее желание узнать историю района, о тех улицах, на которых они проживают, попробовать себя в роли краеведов, быть неравнодушными к проблемам своих улиц и дворов. Во многих семьях сохранились старые фотографии, живы пожилые родственники, которые могут рассказать о военном, послевоенном районе, часть родителей трудится на предприятиях, расположенных на территории района. Однако полной систематизации материала нет. Поэтому мы решили выполнить поисково-исследовательский, познавательный проект «Район, в котором я живу» - тем самым собрать дополнительные сведения об истории района, о его знаменитых жителях, узнать о профессиях родителей, сохранить возможные реликвии, привлечь внимание сверстников к изучению истории малой Родины.

Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения личностно значимым.

Проект «Район, в котором я живу» является возможностью развивать интерес к истории семьи, района, формировать потребность участвовать в делах на благо своей школы, жилмассива, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Гражданско-патриотическое воспитание, в частности данный проект, это инвестиции в формирование активной жизненной позиции учащихся, их самоопределение, социализацию.

    Цель проекта

Содействовать формированию социальных и гражданско-патриотических компетенций учащихся через развитие интереса к истории малой Родины, расширение краеведческого познания

Задачи проекта

    Вовлечение учащихся в поисковую деятельность, обучение навыкам исследовательской работы.

    Развитие коммуникативных навыков, коллективно-творческой и самостоятельной продуктивной деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.

    Расширение, обобщение и систематизация знаний и сведений об историческом и культурном прошлом, сегодняшнем облике района, его достопримечательностях, предприятиях и людях-тружениках.

    Воспитание уважительного отношения к родному городу, району, к благоустройству и чистоте его улиц, парков и площадей, культуры поведения в общественных местах.

    Привлечение внимания сверстников к изучению истории своей малой Родины, современности района, его роли в развитии города, сохранению лучших традиций.

    Активизация социально-педагогической совместной деятельности детей и родителей, развитие интереса к трудовой деятельности родителей, их профессиям, к истории своей семьи, её роли в жизни района

    Методический паспорт проекта

Уровневый вид проектирования

Проект имеет минимальную организационную структуру (координатор проекта, педагоги, учащиеся и их родители, привлечённые специалисты)

Тип проекта

Социальный, поисково-исследовательский, групповой

Вид проекта

Практико-ориентированный

Ведущая деятельность

Поисковая, познавательная

Принципы реализации проекта

1. Единство воспитательных, образовательных, развивающих целей и задач

2. Учёт региональных условий

3. Практическая применимость

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Участники проекта

Учащиеся кружка, их родители, педагоги

Место реализации проекта

Кружок «Школа вожатых» МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», г. Хабаровск

Проектная специфика

Может быть реализован в сфере дополнительного, общего образования

По масштабу

Проект является малым

Особенности модели проекта

1.Гибкость (трансформируется под обновление задач)

2.Открытость (социальные контакты - позволяет сотрудничать с другими специалистами, населением, расширяет возможности в общении)

3.Диалогичность (создаёт условия для диалога детей, родителей, педагога)

4. Доступность (для всех желающих)

5. Реалистичность (цели достигаемы)

6.Социальная ориентированность (социальная практика)

7.Интеграция общего и дополнительного образования

8.ТИС - подход (способствует развитию творчества, инициативы, самостоятельности)

Финансирование

Проект бюджетный. Для его осуществления возможно привлечение родительских средств

Ключевые слова

Гражданско-патриотическое воспитание, малая Родина, поисково-исследовательская деятельность, социализация, взаимодействие с родителями

6.Предметная интеграция в проекте

Интеграция кружковой и школьно-предметной деятельности:

    Кружок «Компьютерный» (поиск информации, создание презентации, размещение текстов и фотографий);

    Предмет «Литература»

    Предмет «История»

    Предмет «Изобразительное творчество»

    Предмет «Краеведение»

7.Методы исследования и работы над проектом

    сбор информации путем опроса родителей, жителей района;

    поиск документальных источников в семейных архивах родственников;

    интервью

    выездное фотографирование (жителей района, улиц, достопримечательностей и т. д.)

    обобщение и литературная обработка рассказов жителей района;

    изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, посещение музеев, чтение литературы);

    изучение Интернет-ресурсов;

    анкетирование учащихся и родителей;

    подготовка и проведение тематических мероприятий;

    систематизация материалов проекта

    использование игровой деятельности – уличный квест

8.Ресурсы, материально-техническое обеспечение проекта

    Информационные ресурсы (информационные стенды, литература, методические пособия, интернет, СМИ);

    Социальные ресурсы (педагоги, родители, семейные родословные, фотоальбомы и архивы, документы музея истории Индустриального района, администрации района, музейные уголки ЦВР и сш №56);

    МТБ ЦВР (оформительские материалы, ПК, библиотека, музейная комната, экран для презентаций, музыкальный центр, фотоаппарат, канцтовары, игровой реквизит).

9.Социальные партнёры

1.Совет ветеранов Индустриального района

2.Администрация Индустриального района

3.Редакция газеты «Школьный курьер»

4. Работники трудовых коллективов района

5.Музей истории Индустриального района

6.Городской архив

10.Информирование о ходе работы над проектом, о результатах проекта

    Детская стенгазета, кружковой уголок;

    Вестник «Школьный курьер», СМИ;

    Информация на сайте;

    Демонстрация альбома в кружках ЦВР и в классах сш 56; на мероприятиях, посвящённых Дню района;

    Презентация проекта и его продукта на конкурсе профессиональных достижений «Вершины мастерства» педагогом кружка в целях внедрения проектной технологии, поисково-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс ЦВР.

    Периоды и этапы реализации проекта

1 . Подготовительный (диагностико-организационный) – сентябрь-октябрь 2015 г.

1.1.Анкетирование, беседы, обсуждения темы, цели проекта с учащимися, родителями

2. Реализационный (организационно-практический) – ноябрь 2015 г. - апрель 2016 г.

2.1.Разработка проекта

2.2.Реализация основной идеи проекта

2.3.Вовлечение учащихся в различные виды поисково-исследовательской и коллективно-творческой деятельности

2.4.Проведение тематических мероприятий, продолжение работы с родителями

2.5.Сбор и оформление материалов

3. Итоговый (заключительный) – апрель - май 2016 г.

3.1.Подведение итогов проекта

3.2.Информирование о результатах проекта

3.3.Презентация продукта проекта

Действия педагога при реализации проекта

    Помогает учащимся формулировать цель их деятельности

    Организует экскурсии, мероприятия

    Консультирует и поддерживает на разных этапах, помогает отобрать необходимый, важный материал и расположить его последовательно

    Создает условия для проявления активности и инициативы

    Помогает оценить полученный результат (продукт) и проанализировать результат деятельности в проекте.

5. Риски и препятствия внедрения проекта

Риски и проблемы

Пути решения

1 .Всегда есть пассивная группа учащихся

Дополнительные беседы, индивидуальная работа

2. Незаинтересованность родителей

Встречи, беседы с родителями, мотивирование родителей

3. Незнание истории района, недостаточность информации, ретро-фотографий из-за отсутствия фототехники в семьях 40-60-ых годов

Работа с семейными фотоархивами, поиск в Интернете, встречи с жителями района, экскурсия в музей истории района, беседы со сторожилами района

4. Сложности в организации выездов для сбора информации

Привлечение транспортных средств родителей, продумывание пеших маршрутов

5 .Эстетика оформления альбома

Привлечение педагога по декоративно-прикладному творчеству

6. Недостаточная литературная подготовка учащихся в написании заметок, рассказов

Индивидуальная работа с учащимися, привлечение педагога по русскому языку и литературе

6. Ожидаемые результаты

    Приобретение учащимися основ поисково-исследовательской деятельности;

    Увеличение количества учащихся, занятых поисково-исследовательской деятельностью патриотической, краеведческой направленности, а так же применяющих исследовательские навыки в учебном процессе;

    Зарождение новых семейных традиций «Загляните в семейный альбом»; появление новых форм работы с родителями «Родом с Индустриального»;

    Расширение знаний об истории района, его достопримечательностях, появление чувства гордости за достижения района

    Использование творческих и информационных материалов, собранных учащимися в альбоме, при проведении тематических мероприятий; на уроках истории, литературы, краеведения; при написании сочинений, рефератов;

    Реализация сквозного проекта в кружках ЦВР «Планета взросления»

    Формирование педагогом кружка пакета информационно-методических документов в помощь педагогам, методистам ЦВР по развитию данной деятельности и по обобщению опыта.

7. Эффективность проекта

(или «определение перспективы», «жизнеспособность», «последействие» проекта)

    Создание подобного продукта (или в новых формах) в других кружках ЦВР, в классах образовательных учреждений;

    Использование творчества, инициативы, самостоятельности детей в организации тематических дел и мероприятий;

    Выход на новый, более высокий уровень взаимодействия с родительской общественностью;

    Развитие инновационных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    Зарождение чувства гордости, стремление сохранить район чистым и красивым, желание посещать достопримечательности города, получая эстетическое удовольствие

    Социализация учащихся – участников проекта, сохранение памяти и уважение к поколениям, которые строили и озеленяли район, осознание сопричастности своих родственников к истории района как частицы города воинской славы

    Формирование образа будущего выпускника через воспитание активной жизненной позиции, развитие гражданско-патриотических компетенций, принятие детьми ценностей «Родина», «Семья», «Человек», «Культура»;

    Участие в районном конкурсе исследовательских работ, посвящённых 80-ю района, а так же в краевых, всероссийских конкурсах проектов

    Данный проект может стать основой для более широкого проекта «Моя Родина - Россия».

8. План мероприятий по реализации проекта

Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности:

Знакомство с основами краеведческой работы

Обучение поиску информации (в литературе, в семейном архиве, в музее, работа с Интернет-ресурсами) ;

Обучение обрабатывать и литературно оформлять материал, писать тексты, заметки, подбирать фотографии, газетный материал

Обучение систематизации и обобщению материала

Индивидуальная работа с участниками:

умение вести беседу, брать интервью, задавать вопросы, фиксировать информацию

Обсуждение наработанного материала, его корректировка и оформление

Умение самостоятельно разработать план действий

октябрь-февраль

Вычужанина Т. В.

12.

Встречи с ветеранами войны и труда, представителями трудовых коллективов, жителями и «сторожилами» района «Чем больше узнаем, тем больше полюбим»

ноябрь-февраль, жилмассив, совет ветеранов, предприятия

Педагоги, учащиеся

13.

Посещение библиотеки (знакомство с художественной, документальной литературой, периодикой)

ноябрь, районная библиотека

Педагоги, учащиеся

14.

Подготовка и проведение интервьюирования с:

Заместителем председателя комитета по управлению Индустриальным районом Матаевой М. В.

Директором краевого дворца дружбы «Русь», депутатом городской Думы Блонской О. М.

Директором МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», заслуженным учителем РФ Савельевой Т. П.

Актрисой краевого драматического и музыкального театра, выпускницей театрального коллектива «Зеркало» бывшего Дома пионеров Индустриального района А. Новопавловской

и другими людьми (см. приложение №5)

ноябрь-февраль

Педагоги, учащиеся

15.

«Знать - значит любить» - подготовка рисунков, сбор пословиц о Родине, родном крае, доме, подбор стихотворений, прослушивание музыкальных произведений

ноябрь-февраль

Педагоги

16.

Организация мероприятий:

Уличный квест «По дорогам района», квест-викторина (см. приложение №4)

Экскурсия в музей истории г. Хабаровска и музей истории Индустриального района

Целевые прогулки-экскурсии по району «Я люблю тебя, район. Твои улочки, дома…»

Культурно – образовательная программа «Мы - частичка твоя, Хабаровск! Мы – надежда твоя, район!»

Участие в субботнике «Нам нужно потрудиться, чтоб было чем гордиться»

Праздник «Добрыми делами, отличной учёбой, сделаем краше район свой родной!»

октябрь

ноябрь

октябрь-апрель

февраль

апрель

май

Педагоги, учащиеся

17.

Приобретение вспомогательных, оформительских материалов

(см. смету, приложение №3)

ноябрь

Педагоги

18.

Организация фотосъёмки

весь период

Вычужанина Т.В., учащиеся

19.

Оформление альбома-экскурсии (сбор и оформление страниц, распределение по рубрикам, возможно ламинирование)

апрель

Вычужанина Т.В., учащиеся

20.

Создание презентации «Район в лицах и достопримечательностях»

апрель-май

Вычужанина Т.В., учащиеся

21.

Информирование о результатах проекта:

Информация на сайте

Заметка в вестник «Школьный курьер»

Демонстрация учащимися альбома в других кружках, в классах

Детская стенгазета, уголок

апрель-май

Вычужанина Т.В.

Учащиеся, педагоги

Учащиеся, педагоги

Учащиеся

22.

Отслеживание результативности проекта (используемые формы и методы: анкетирование, тетрадь отзывов, опрос «Для меня участие в проекте – это…»)

апрель-май

Педагоги

23.

Подготовка благодарственных писем активным участникам проекта (учащиеся, родители, жители района)

май

Вычужанина Т. В.

24.

Защита «Мы с днём рождения тебя поздравляем, с детства родной наш район!» с приглашением жителей района, родителей (выступления участников о том, как готовился проект, презентация)

май

Педагоги, учащиеся

25.

Презентация проекта и его продукта в педагогическом сообществе:

    Конкурс педагогов ЦВР «Вершина мастерства»

    Педагогический совет

    Статья в печатном специздании

    Участие в конкурсах проектных работ

апрель

май

июнь-июль

в течение

года

Вычужанина Т.В.

Педагоги

Вычужанина Т.В.

26.

Формирование пакета информационно-методических материалов в помощь педагогам, методистам ОУ по развитию проектной технологии, патриотического воспитания и по обобщению передового педагогического опыта с передачей в методический отдел ЦВР

май-июнь

Вычужанина Т.В.

9. Литература

    Агапова И. А. «Мы - патриоты». Классные часы и внеклассные мероприятия, 1-11 классы - М.:ВАКО, 2009.

    Белобородов Н. В. Социальный, творческий проект в школе. - М.:Аркти, 2010.

    Вестник образования - 2012- № 6.

    Воспитание школьников – 2013 - № 5.

    Дополнительное образование и воспитание – 2013 - № 6.

    Ладонина Ю. А. Сопровождение деятельности педагога в рамках патриотического воспитания детей - М., 2012.

    Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе – М., 2010.

Приложение №1

Анкета для родителей

1. Сколько лет вы проживаете в г. Хабаровске, в Индустриальном районе?

2. Ваша трудовая деятельность проходит на территории района? Рассказываете ли Вы о своей профессии? (да, нет)

3. Как хорошо Вы знаете наш район, его историю, географическое расположение? (знаю хорошо, мало, не знаю)

4. Как часто Вы с детьми гуляете по городу, улицам района? (часто, иногда, редко)

5. Можете ли Вы рассказать ребенку о памятных местах, предприятиях района? (могу, не много, не могу)

6. Сохранились ли в ваших семейных архивах ретро-фотографии, можете предоставить их для проекта? (да, нет, с обратной отдачей)

7. Как часто посещаете учреждения культуры, места отдыха, массовые гуляния и праздники в районе? (часто, иногда, редко)

8. Нужны ли Вашему ребенку дополнительные знания о нашем районе, чтобы экскурсии с Вами были более содержательными и интересными? (да, нет, скорее да, чем нет)

Вопросы к мониторингу учащихся по данной теме

1 . Знаешь ли ты сколько районов в г. Хабаровске?(2, 3,4, 5)

2. В каком году основан наш район?

3. На какой улице находится наш ЦВР, ваша школа?

4. Назови главные улицы нашего района? Есть ли у тебя любимые улицы, уголки, дворики, парки?

5. Какая река протекает вдоль нашего района?

6. Назови исторические памятники, достопримечательности нашего района

7. Какие предприятия района ты знаешь; где работают твои родители?

8. Какие знаменитые люди посещали наш город, район?

9. Нужны ли тебе навыки проектной работы в учебной деятельности? (да, нет, скорее всего)

10. Какое дело хочешь реализовывать в процессе групповой работы:

    Фотографировать

    Брать интервью

    Писать заметки

    Оформлять альбом

    Готовить слайды

    Совершать выезды на объекты

    Презентовать альбом

    Другое

11.Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своего района?

Приложение №2

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

В классе и в кружке «Школа вожатых», где обучаются Ваши дети, начинается подготовка проекта «Район, в котором я живу» к 80-летию со дня образования Индустриального района г. Хабаровска (21 мая 2016 года). Индустриальный - самый большой, населённый, зелёный район города, это район – труженик.

Результат проекта это своеобразный альбом - экскурсия по району, это рассказы детей о профессиях родителей, которые трудятся в Индустриальном районе, об интересных местах района, о любимом дворике детства, школе, учителях, о предприятиях, об известных и заслуженных людях.

Уважаемые родители! Если в ваших семейных альбомах есть старые фотографии района, его улиц, заводов, парка имени Ю. Гагарина, посёлка, на месте которого сейчас находится Южный микрорайон, фотографии выпускников старых школ района и т.д. - по возможности передавайте, пожалуйста, эти материалы педагогу кружка Вычужаниной Татьяне Владимировне, классному руководителю 7 «б» класса Полуэктовой Ольге Анатольевне. Будут очень интересны фотографии, на которых Вы, ваши родители, родственники, друзья, запечатлены на своём трудовом месте – стройке, больнице, фабрике, воинской части, на проходной завода, на доске Почёта и т.д. Будем очень благодарны за любую интересную информацию – вырезки из газет прошлых лет, подлинники или ксерокопии грамот, наград за трудовые достижения от предприятий района. Ко Дню района альбом будет представлен на общешкольном и районных мероприятиях. Администрацией района уже объявлен конкурс на лучшие творческие работы, стихи и песни о районе.

Уважаемые родители, помогите своим детям в подготовке информации, фотографий для реализации проекта. Это будет наш вклад в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, в развитие у детей интереса к истории своей малой Родины, в профессиональную ориентацию будущих выпускников.

Заранее благодарны и надеемся на творческое сотрудничество.

Классный руководитель Полуэктова О. А.

Педагог Центра внешкольной работы «Планета взросления» Вычужанина Татьяна Владимировна

(тел. 8, 924 1184024; tatyanavv@ inbox . ru )

Приложение №3

Смета расходов

Папка-альбом

150

150

Цветная бумага

100

100

Файлы

Гуашь

Фломастеры

Благодарственные письма, грамоты

150

Поздравительные открытки

200

Блокноты

300

Общая сумма: 1 тыс. 100 руб.

Приложение №4

Уличная квест – игра «По дорогам района»

Мероприятие начинается с объяснения условий игры и первого вопроса:

    Назовите территорию (площадь), на которой находится «ракушка»? (на площади 60-летия Октября, «ракушка» это форма сцены)

Выход на площадь.

    Древнее название нашей страны? Какое учреждение носит это название? («Русь» - краевой дворец дружбы, находится на площади)

Заходим в КДД, знакомимся с его работой

    Недалеко от площади есть учреждение, носящее название стороны света? (бывший кинотеатр «Восход», ныне кафе)

    Недалеко от площади «хлебное место»? (хлебный киоск производственной кампании «Колос-Пром»)

Подходим к киоску, рассматриваем ассортимент, печатную продукцию

    Улица, носящая имя полководца Отечественной войны 1812 года? (Михаил Кутузов)

Проходим на улицу Кутузова, знакомимся с её географией

6 . Старейшие школы Индустриального района? (№ 19, 74, 56 )

Подходим к сш №56, рассматриваем архитектурные особенности

7. Недалеко от сш №56 находится учреждение дополнительного образования детей. Назовите его. (МАУ ДОД ЦВР

«Планета взросления», бывший Дом пионеров и школьников №1 Индустриального района)

По предварительной договорённости заходим в ЦВР для интервью с директором Центра Савельевой Т. П.

Подводится итог квест-игры. Полученная информация, фото систематизируются для подготовки проектного альбома.

Викторина «Знаешь ли ты?»

2 .Как район назывался раньше? (Сталинский)

3 .Основные предприятия? (ТЭЦ-1, судостроительный завод, комбинат хлебопродуктов…)

4 .Улицы, носящие имена героев? (Малиновский, Черняховский, Калараша, Гастелло...)

5 .Знаменитые люди, побывавшие в районе? (Ю. А. Гагарин)

6 .Расшифруйте – ХСЗ, ОБД, ТТУ, ХФЗ

7 .Назовите какое было в районе самое «сладкое» место? (кондитерская фабрика «Спутник»)

8 .Крупные спортивные сооружения района? (стадион «Юность», спортивный комплекс «Ерофей», спортивный стадион МБОУ СОШ №85)

9 .Название посёлка, на месте которого выстроен жилмассив «Спутник» («Кругосветка»)

10 .Как называлась бывшая мебельная фабрика? Подсказка – явление природы («Заря»)

11 .Что общего между названиями – «Мир», «Спутник», «Восход», «Сатурн»? (бывшие кинотеатры района)

12 .Назовите заместителя мэра, председателя комитета администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (Кравчук Сергей Анатольевич)

Приложение №5

Вопросы для интервью директора МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» Татьяны Петровны Савельевой

1.Сколько лет работает в Центре?

2.Имеет какие-то звания, награды?

3.Сколько лет Центру?

4.Как назывался Центр раньше?

5.Какие есть кружки?

6.Традиции ЦВР?

7. Достижения ЦВР?

8.Есть педагоги, проработавшие много лет в ЦВР?

9.Что скажете о современных детях, молодёжи?

10.Вам нравится наш район? Любимые места в районе?

11.Что пожелаете району, ЦВР?

Вопросы для интервью заместителя председателя комитета по управлению Индустриальным районом Марии Викторовны Матаевой

    Для чего существует администрация района? Чем занимаются работники администрации?

    Какие в районе традиции?

    Есть у района награды?

    Сколько человек живёт в районе?

    Самые заслуженные люди района?

    Что делается в районе для детей?

    Как будет благоустраиваться район дальше? Расширится Краснореченская улица дальше?

    Какие мероприятия пройдут к юбилею района?

    Сколько лет Вы работаете в администрации?

    Старейший работник администрации?

    Что скажете о современных детях и молодёжи района?

    Ваши любимые места в районе?

    Что пожелаете району, его жителям?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 «Золотой петушок »

Творческий проект

« Город, в котором хочется жить! »

Эпиграф

«Человеку никак нельзя жить

без Родины, как нельзя жить

без сердца».

К.Паустовский

Воспитатель старшей группы «Пчёлки»

Ковалева Светлана Федоровна

г. Ессентуки, 2016г.

Тема: « Город, в котором хочется жить! ».

Вид проекта : творческо-поисковый.

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта : воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю и к своей малой Родине через знакомство с достопримечательностями и курортами города, со знаменитыми людьми, прославивших наш город.

Задачи:

Расширять представления об истории родного города;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Сроки реализации проекта :

2015-2016 учебный год.

Работа воспитателя при подготовке к проекту :

Консультации «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города

Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта;

Исторические документы, фотографии;

Буклеты, наборы открыток

Роль родителей в реализации проекта:

Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка краеведения в группе;

Альбомы и иллюстрации.

Актуальность.

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.

Работа над проектом проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап – подготовительный.

Сроки выполнения

Родительское собрание

Вызвать у родителей интерес к проекту

Сентябрь 2015 год

Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города»

Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Мой город родной»

Сентябрь 2015 год

Анкетирование и диагностика детей

Выявить уровень знаний детей и родителей о том, в почему так назван город, улица, на которой они живут.

Сентябрь 2015 год

Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.

Поддерживать интерес у родителей и детей к проекту.

Октябрь 2015 год

Поддерживать интерес у родителей к проекту.

Октябрь 2015 год

Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

Поддерживать интерес у детей и родителей к проекту.

Сентябрь – Октябрь 2015 год

2-й этап – основной.

Сроки выполнения

Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

Познакомить детей с проектом; побудить собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов.

Октябрь – Декабрь 2015 год

Музыкальное занятие «Экскурсия по городу».

Развивать интерес к родному городу через разучивание песен; закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях города; поддерживать познавательный интерес к истории родного города.

Октябрь 2015 год

Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы, о местоположении улицы, о ее названии.

Октябрь 2015 год

Занятия «С чего начинается Родина?»,«Символика города», «Чьи имена носят наши улицы», «Кто работает в нашем городе».

Просмотр видеофильмов, фотографий.

Закрепить знания детей о городе; познакомить с историей названия улиц; прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков

Ноябрь – Декабрь 2015 год

Дидактическая игра «Экскурсия по городу

Закреплять навыки ориентирования, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов; закреплять знания улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы

Ноябрь 2015 год

Посещение краеведческого музея.

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность; поддержание интереса к проекту; развивать умение слушать и запоминать информацию.

Декабрь 2015 год

Посещение библиотеки.

Рассматривание иллюстраций в книгах о городе Ессентуки; познакомить с выставкой «Мой город»; отбор литературы о городе.

Январь 2016 год

Сюжетная игра «Путешествие по городу».

Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

Февраль 2016 год

Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше, и как выглядит сейчас; прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

Февраль 2016 год

Рисование на тему «Улица, на которой я живу»

Конкурс рисунков на тему: «Любимый город мой».

Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок; воспитывать интерес к рисованию.

Март 2016 год

Вечер стихов, загадок о растениях, животных, птицах родного края.

Воспитывать интерес к литературе, поэзии, стихам о родном городе; закрепить умение слушать, запоминать, понимать стихи.

Апрель 2016 год

Викторина «Наш город»

Обобщить знания детей и родителей о своем городе, о его улицах; вызвать желание соревнования у детей и родителей.

Апрель 2016 год

Экскурсия к памятникам воинской славы

Воспитывать чувство гордости за своих земляков

Апрель 2016 год

3-й этап – заключительный

Сроки выполнения

Викторина «Что? Где? Когда?»

Обобщить знания детей о родном городе

Май 2016 год

Оформление уголка в групповой комнате «Мой город»

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города; побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка; воспитывать интерес к истории своего города

Апрель – Май 2016 год

Презентация альбома «Мой город».

Презентация выставки рисунков «Улица, на которой я живу».

Побудить детей и родителей принять участие в создании альбома; развивать умение рассказывать о своем городе; воспитывать чувство гражданственности.

Май 2016 год

Участие в итоговом педсовете по результатам работы над проектом.

Создание мультимедийной презентации (доклад «Из опыта работы»).

Май 2016 год

Приложение 1.

Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

Чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

Уважительное отношение к языку своего народа;

Заботу об интересах родины;

Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

Стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Чтобы достичь положительного результата, направленного на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, это:

Создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей с выбранной темой;

Оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников);

Методическое обеспечение;

Целесообразность месторасположения материала;

Соответствие содержания возрасту детей;

Доступность свободного пользования;

Эстетичность в оформлении;

Наличие игр и пособий для организации детей;

Дидактические игры;

Настольно - печатные игры;

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм;

Иллюстративный материал;

Соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр;

Работа по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества с детьми старшего дошкольного возраста.

Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах «Ознакомление с окружающим миром» , «Развитие речи» и «Познавательное развитие».

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных альбомов с видами достопримечательных мест нашего города.

Привлечь к работе родителей для организации экскурсий по лечебному парку, парку Победы и посещения краеведческого музея, а также изготовление плакатов, рисунков на тему «Мой любимый город Ессентуки».

Провести мероприятия для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование по данной теме).

Приложение 2.

Беседа: « Домашние адреса. Проблемные ситуации».

Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квартиры.)

Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)

Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:

Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.

Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете телефон 03. Саша, ты набрал номер, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с ребенком диалог.)

Алло, скорая слушает.

Моей бабушке плохо.

Где вы живете, назовите свой адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адреса.)

А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?

Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.(Домашнее задание).

Беседа: «Известные люди нашего города».

Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский народ очень талантлив. А в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; сочиняют много интересных сказок, стихов и т.д.).

Сегодня я хочу вас познакомить с ессентукским поэтом Львом Цирульниковым, который воспевал в своих стихах красоту и значимость нашего города, и предложить вашему вниманию его стихотворение «Цветут сады в Ессентуках».

Игра «Путешествие по родному городу».

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает

гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое.

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?"

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос «Кому поставлен этот памятник?»

Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.

Игра «Узнай, где я нахожусь?»

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника женщины в военной форме с санитарной сумкой. Скульптор изобразил ее стоящей с собакой на высоком постаменте. Находится этот памятник на территории санатория «Виктория».

(Если дети не догадаются, напомнить им, кто во время ВОВ спасал солдат на полях сражения).

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.

Приложение 3.

Диагностическая карта по уровню сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.

Фамилия, имя ребенка

Родной город

Символика родного города

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты родного края, города

Личностное отношение к родному городу

Высокий уровень (13-15 балов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Ессентуки, может объяснить символику ессентукского герба; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень 98-12 балов)

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Ессентуки; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делают это после пояснения взрослого). Ответы даются без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 балов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Приложение 4.

Конспект занятия на тему «С чего начинается Родина?».

Программное содержание:

Расширить представление детей о Родине малой и большой;

Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Ессентуки;

Развивать память, сообразительность, находчивость;

Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Материал: картины и репродукции с изображением российского пейзажа, слайды «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и города Ессентуки

Литературный ряд: «Мама», «Детский сад», «С чего начинается Родина?»

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.

Воспитатель: - Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:

1-й ребенок:

Много мам живет на свете

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»!

А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».

2-й ребенок:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают.

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата.

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

Воспитатель: - А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!

Вот как по-разному может звучать одно и то же слово. «Родная сторона» - как вы думаете, что это? «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение (читает ребенок).

«С чего начинается Родина?» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Воспитатель: - Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Да, наша Родина – Россия.

А как называется главный город в нашей стране? (Москва).

Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

Как зовут президента нашей Родины?

А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Физминутка:

Воспитатель: - У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Ессентуки).

Послушаем стихотворение о нашем городе, которое написал наш с вами земляк поэт Лев Цирульников.

А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего города».

А чем знаменит наш город?

А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название) .

Ребенок :

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: - Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

В конце занятия выставка детских работ.

Воспитатель: - Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.

Ребенок:

Мы живем,

Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

село Ходынино детский сад № 6 «Колосок»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Город, в котором я живу!»

для старшего дошкольного возраста

с. Ходынино


Проблема: В процессе работы с детьми по расширению представлений о

родной стране, родном крае, родном городе, мы столкнулись с тем, что дети

испытывали дефицит знаний о родном городе.

Провели исследование: наблюдали за их общением, игрой, беседовали с детьми, проводили анкетирование. В результате:

75% детей не владели знаниями о родном городе и о России. Они не называли город, в котором живут, домашний адрес, так же, у дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

25% детей назвали символы России, немного рассказать о городе.

Проведенное среди родителей воспитанников МБДОУ анкетирование

показывает:

50 % родителей не имеют возможности посещать красивые места города из-за высокой занятости;

30 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического

процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Город, в котором я

Цель: Основной целью проекта является создать условия для

расширения кругозора детей и родителей о родном городе через совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи: - Дать знания детям о родном городе: история, символика,

достопримечательности, экология в городе.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне Рыбновского края.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное,

гордиться им.

Вовлекать родителей воспитанников в совместную деятельность по изучению и представлению изученного материала о своем городе.

Формы и методы работы: С детьми: познавательно-игровые занятия,

экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов,

ознакомление с художественной литературой, поэзий.

С родителями: оформление альбомов, папок-передвижек, изготовление

семейных альбомов. Презентация стихов о родном городе, сбор загадок.

Привлечение родителей к конкурсу.

Вид проекта: Долгосрочный, групповой.

Участники: Дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагог группы.

Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебные годы.

Основной раздел программы: Познавательное развитие. Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ожидаемые результаты : - Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Этапы управления проектом: Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).

Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария.

Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Итогово-диагностический: оценка уровня сформированности знаний детей о родном городе.

Этапы проведения и реализации проекта.

Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Организационно-практический

Диагностика детей «Что ты знаешь о своей Родине?»

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Я живу в городе Рыбное», «Знакомство с гербом города Рыбное» и т.д.

Оформление альбомов: «Известные места города Рыбное», «Мы за жизнь на земле» …

Подбор загадок с родителями.

Оформление дидактических игр:

«Найди герб России», «Собери флаг», «Сложи мозаику», «Собери в поход рюкзак», «Что забыл нарисовать художник?»

Выставка «Эмблема улицы» (совместно с родителями)

Экскурсия и фотоэкскурсиия к памятнику павшим героям.

Разучивание стихов песен о Родине, Рыбное.

Оформление стенда «Где я был с семьей»

Изготовление мини – музея «Русский дом Рыбное»

Презентационно - завершающий

Открытое занятие «Люблю тебя – мой край родной»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Подведение итогов.

Презентация на педсовете по теме.

Необходимые условия реализации проекта

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция в образовательных областях детского сада.

Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Гипотеза

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта

Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия,

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект был реализован в рамках МДОУ «Детский сад № 6 «Колосок» в 2012 – 2013 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в городе. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Реализация образовательной областей, были построенные в играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты

Предложения по возможному распространению проекта

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней


Калмыкова Ольга Николаевна

Эля Глазко
Проект «Город, в котором я живу»

Проект "Город , в котором я живу " (социальный мир) средняя группа

Вид проекта : познавательный.

Продолжительность проекта : длительный на учебный год.

Участники проекта : воспитанники средней группы; родители воспитанников.

Актуальность темы.

Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям общественной жизни в настоящее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любого государства.

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине» .

Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном го роде. Сами родители располагают недостаточной ин формацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Отсюда вытекает важная проблема : формирование и углубление знаний о родном городе , воспитание у детей патриотических чувств.

ПРОЕКТ - МОЙ ГОРОД

Основная проблема :

Формирование знаний у детей о родном городе .

Цель проекта :

Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу .

Задачи :

Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города , с основными достопримечательностями, названиями улиц, с транспортом.

Предполагаемый результат

Этапы реализации проекта :

1этап. Сентябрь

Выявление проблемы, формировка цели, задач.

2 этап. Октябрь-ноябрь

Разработка проекта . Подбор методической литературы.

3 этап, Декабрь

Создание в группе предметно-развивающей среды.

4 этап. Январь-апрель.

Выполнение проекта . Практическая часть.

5 этап. Май

Итоги и презентация работы.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА .

Мой город

Улицы родного города

История и современность города

Транспорт нашего города

Парк культуры и отдыха им. Толстого

Достопримечательности города

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Занятие : «Мой родной город » .

Создание фотоальбома : «Наш город » , «Наш детский сад» .

Рассматривание альбома о Брянске.

Детская игровая деятельность : «Дома на нашей улице» .

Экскурсия в сквер имени В. И. Ленина.

Изготовление праздничных открыток к Дню Защитника Отечества.

Занятие : «Едем в гости к бабушке» .

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Оформление фотовыставки «Мой любимый парк» .

Прогулки детей с родителями по улицам города .

Консультация : «История родного города » .

Создание атласа : «Транспорт нашего города » .

Анкетирование родителей.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Оформить папку-раскладушку «город Брянск » .

Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города .

Собрать материал об улицах нашего города .

Оформить альбом «Мой город » .

План работы

Этапы Формы работы Задачи Сроки

1 «Мой родной город »

1. Знакомство детей с историей города и его

современностью. Дать сведения о том,

почему город так назван .

2. Рассматривание иллюстраций, альбома,

набора открыток с видами города .

3. Занятие «Мой город » Уточнить знания детей о названии родного города . Познакомить с происхождением города Брянска . Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города .

Познакомить детей с историей возникновения города , его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города , чувства любви и патриотизма. Сентябрь - октябрь

2 Целевая прогулка на ближайшую улицу.

1. Создание фотоальбома «Наш город » и

«Наш д/сад» .

2. Детская игровая деятельность : «Дома на

нашей улице». Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц , у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети .

Формировать умение детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи :

Выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства;

Планировать и контролировать этапы своих действий;

Совершенствовать партнерские взаимоотношения. Ноябрь -декабрь

3 «Достопримечательности родного города » .

1. Рассматривание фотографии памятника

«павшим воинам» .

2. Беседы с детьми о том, кто в их семье

служил в армии, был на войне.

3. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций об армии, военной технике.

4. Изготовить праздничные открытки к Дню Защитника Отечества. Познакомить детей с главной достопримечательностью города . Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства.

Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность.

Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликацией) . Январь -февраль

4 «Транспорт нашего города » .

1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни) .

2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта.

3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице.

4. Оформление альбома «Транспорт нашего

города » (рисование совместно с родителями) .

5. Занятие «Едем в гости к бабушке» . Формировать знания детей о транспорте нашего города .

Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта.

Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их.

Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к различным видам транспорта. Развивать творческие способности.

Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта. Март-апрель.

5 «Парк культуры и отдыха имени А. Толстого»

1. Прогулка в парк (совместно с родителями) .

2. Оформление фотовыставки «Мой любимый

парк» (совместно с родителями) .

3. Презентация работы. Фотопрезентация. Рассказать детям, где расположен парк, какие развлечения в парке есть для детей. Обогащать знания о родном городе . Выяснить, почему дети любят отдыхать в парке, что им больше всего там нравится. Развивать память, речь. Май.

воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка», г.о. Серпухов

ПРОЕКТ по теме: «Город, в котором я живу»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 29 «Пчёлка»

ПРОЕКТ

Тема:

«Город, в котором я живу»

Количество участников: групповой

Характер контактов: Среди детей одной группы

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)

Участники проекта : воспитатели, учитель – логопед, воспитанники логопедической группы, родители.

Заявитель : дети (логопедическая подготовительная группа)

Девиз «Родина для человека – самое дорогое и священное,

Без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

В.А.Сухомлинский утверждал,что детство -каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества,их красоты и величия. Любовь к Отчизне начинается к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Уже дошкольном детстве дети через народный фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культуры, обрядами, традициями, уже в этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства своей родины.

Проблема

По результатам диагностирования было выявлено, что у большинства детей недостаточно знаний о родном городе. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина, затрудняются называть улицу, на которой они живут..недостаточно знаний о памятниках архитектуры, достопримечательностях, о происхождении герба города.

Цель проекта :

— расширение знания детей о родном городе;

— приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям

Задачи:

. 1.Продолжать знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.

2.Познакомить с происхождением названия города.

3. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

  1. Расширять знания о гербе родного города и истории его создания.
  2. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

6.Привлекать родителей к участию в проектной деятельности.

  1. Воспитывать любовь к родному городу, его историческому, умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

8.Воспитывать нравственно-патриотические чувства .

Предполагаемый результат:

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Актуализировать знания о родном городе.

Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Найти интересную информацию по теме «Улицы нашего города», подобрать фотографии родного города для сопровождения рассказа.

Этапы проекта — организационный:

— выбор темы и её конкретизация (актуальность);

— определение цели и формирование задач;

— коррекция сроков;

— поиск источников информации и определение списка литературы

— подготовка материала

— разработка проекта

— анкетирование родителей

Основной этап:

Перспективное планирование
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие НОД «Путешествие по родному городу»

— Просмотр презентаций: достопримечательности города, исторические места, места отдыха жителей

Рассматривание альбома «Мой любимый город ».

Знакомство с гербом города

Социально – коммуникативное развитие Беседы:

«Мой город», «Знаешь ли ты свой город»», «Моя улица, «Улица, на которой находится наш детский сад».

—Сюжетно-ролевая игра. «Семья».

Речевое развитие(логопедический блок) Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город», «двор, в котором я живу».

Дидактические, пальчиковые игры

— «Кто быстрее соберет герб».

-«« Узнай, где находишься?»». «Знаешь ли ты свой город»

Игра «Наоборот».

Игра «Доскажи словечко».

Пальчиковая игра «Строим дом».

«Посчитай дома».

Загадки, пословицы, скороговорки, приметы, стихи

Художественное – эстетическое развитие Рисование

-«Моя улица»

«Город, в котором я живу»

Лепка

-«Павлин»

Аппликация коллективная

Герб города Серпухова «»

Физическое развитие Физкультминутка: «Мы по улице идём».

Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

Подвижная игра «Светофор»

Работа с родителями Консультация на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу»

Информация в родительском уголке

Оформление фотоальбома

Совместная выставка детских рисунков и поделок.

Заключительный этап (подведение итогов работы по проекту)

Презентация проекта.

Итоговое мероприятие.

Городской патриотический фестиваль, посвященный «Дню города».

Приложение

Беседы

«Мой город».

— В каком городе ты живешь?

Назови свой домашний адрес.

Какие памятники нашего города ты знаешь?

Какой транспорт есть в нашем городе?

Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

Какие любимые места есть у тебя в городе?

Где ты любишь бывать?

Как называется улица на которой ты живешь?

Какая она, эта улица? (Тихая, шумная

«Знаешь ли ты свой город

Цель: выявить уровень знаний детей по теме.

Примерные вопросы:

— Как называется город, в котором ты живёшь?

— Почему он так называется?

— Что является центром нашего города?

— Как называется эта площадь?

— Чем отличается город от деревни?

— Где в городе люди лечатся?

— Где покупают продукты, лекарства?

— Где отправляют и получают посылки?

— Назови свой адрес.

«Моя улица».

Как называется улица, на которой ты живешь?

Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)

Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т. д.)

Дидактические игры

« Узнай, где находишься?»

Цель:Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Ход игры.

— Воспитатель раздает открытки с видами города. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в городе .

«Знаешь ли ты свой город»

Цель: расширить у детей знания об улицах города, достопримечательностях..архитектурных сооружениях научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Ход игры

Раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет .

Словесная игра «Наоборот».

Цель игры:
В нашем городе много улиц и все они разные. Я буду бросать вам по очереди мяч, и говорить какая бывает улица, а вы ловите мяч, бросаете назад и говорите наоборот:
Длинная улица -…короткая улица
Узкая улица -…широкая улица
Грязная улица -… чистая улица
Ближняя улица -…дальняя улица
Светлая улица -…темная улица
Шумная улица -…тихая улица
Старая улица -…новая, современная улица
Извилистая улица -…прямая улица
Большая улица -…маленькая улица

Словесная игра «Доскажи словечко ».
Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк….. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр…….
Я пойду в библиотеку……..
Я пойду в музыкальную школу……
Я пойду в школу…..
Я пойду в детский сад……
Я пойду в аптеку… ..
Я пойду в магазин…..
Я пойду на речку…..
Я пойду в сквер…..
Я пойду на стадион

Пальчиковая игра «Строим дом».
Строим, строим, строим дом / накладываются ладони друг на друга
ребром
Дом с высоким потолком / руки вверх
С треугольной крышей. Вот с такой? /из пальцев делают треугольник
Нет, выше! / руки в треугольник над головой
Окон в доме 3 и 3 / показывают 3 пальца на одной и на другой руке
Поскорей в них загляни.
Там увидишь печку, / сжимают – разжимают кулачки
На печке – человечка.

Чтение художественной литературы:

О.В. Степанов. Что мы Родиной зовем..
О. В. Степанов. Наш дом.

НОД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».

Цель: — вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;

— побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет — форма).развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.

Стихи

Стоит гора Соборная над Нарой

Здесь начинался шесть веков назад

Наш славный Серпухов — золотоглавый

А под рекой раскинулся посад.

Город Серпухов мой
По-над речкою Нарой
У слиянья стоишь
С величавой Окой
Еще с древних времен
Ты покрыл себя славой
Милый Серпухов мой
Как горжусь я тобой

Серпухов…Нара…Ока…
Память темна, глубока…
сколько хранит та река…
знают лишь только века…

Храмы, Соборы, кресты
здесь неземной красоты
фабрики, трубы, мосты…
город с веками на ТЫ…

С Днём рождения, Серпухов!
С Днём рождения, Серпухов!
Ты ровно на год повзрослел,
И ты, наверное, хотел
От нас подарок получить
И нам веселье подарить-
Ведь ты сегодня – именинник !
Тебе хотим мы пожелать
Любимым быть и процветать!

Мой славный Серпухов!
Соборная гора, Серпейка.
Так много храмов и церквей!
Люблю тебя,мой город светлый,
Ты всех прекрасней и милей!
И в этот день,в великий и чудесный,
Поздравлю с праздником тебя.
Пусть будет всё всегда отлично
И много счастья у тебя.
За Серпухов за наш
Сражался сам Владимир
И с честью город отстоял!
Так пусть же город будет вечным!
Желаем, что тебя никто не забывал!

Пословицы и поговорки о Родине.

На чужбине и собака тоскует.

Чужбина слезам не верит.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Где кто родится, там и пригодится.

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.

Когда родину охраняешь, сам мужаешь

Всяк кулик свое болото хвалит.

Проблемные ситуации.

Если бы на домах не было адреса?

Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

Спроси у взрослых:

— сколько примерно человек проживает в нашем городе;

— сколько лет исполнилось нашему городу;

Загадки о городе .

С виду дом совсем обычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год,

Плещется в воде народ.

(Бассейн)

Вот холодная арена

Лед коньками режут смело

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец – фигурист.

(Ледовый Дворец)

Что это за дом,

Музыку услышишь в нем

Танцы, песни и смех

Мультики, кино для всех.

(Кинотеатр)

В залах тихий здесь уют

Книжки дружно тут живут,

Приходите, детвора,

Будем рады вам всегда.

(Детская библиотека

Взаимодействие с родителями.

Консультация на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу».

Loading...Loading...