Границы и возможности социальной психиатрии. Основы социальной психиатрии. Психиатрия и ее социальные аспекты. Вопросы для самоконтроля

В современном обществе одним из важнейших факторов является его психическое здоровье. Поэтому первоочередной задачей является создание оптимально интегрированной системы помощи и опеки людям, страдающим заболеваниями психики.

Социальная психиатрия за последние десятилетия претерпела множество изменений, являющихся довольно существенными. По мнению мировых медицинских кругов, социальная психиатрия определяется как модель, которая наиболее приближена к потребностям больного. В том числе, она считается более эффективной, если сравнивать ее с институционной системой. Это касается терапевтической результативности, а также применения финансовых средств, которые выделяются на психиатрическую помощь.

Благодаря социальной психиатрии каждый пациент может воспользоваться средствами локальной среды, активно черпать силы в окружении, которое ему хорошо знакомо. Как уверяют специалисты, главной задачей социальной психиатрии считается предоставление шанса личности с заболеванием психики выполнять свои функции в обществе, а это значит, что человек может работать, или заниматься учебой. При планировании внедрения системы, основой которой является социальная психиатрия, необходим интегрированный подход, а также теснейшее сотрудничество институтов образования, здравоохранения, социальной помощи, работы. Лишь при таком подходе можно рассчитывать, что будет создана оптимальная организация медпомощи, полностью соответствующая интересам больных.

Социальная психиатрия определяется, как широкая междисциплинарная область исследований, в которую включены и практические применения. В том числе, это данные из области социологии, психотерапии, психиатрии, медицинской психологии. Центром социальной психиатрии являются проблемы, имеющие отношение к социальному здоровью индивида, его непосредственному взаимодействию с окружающей средой. На сегодняшний день в этом направлении не имеется научной концепции, которую можно было бы назвать устоявшейся и общепризнанной. У ученых, занимающихся данным вопросом, разброс мнений чрезвычайно широк. Например, М. Кабанов, являющийся ведущим специалистом по отечественной социальной психиатрии, подчеркивает, что при тесной связи клинической и социальной психиатрии, между ними довольно условная граница.

Мнения различных исследователей о социальной психиатрии различны. Например, американским психиатром E. Sorel было предложено рассматривать данное направление, как Науку о человеке. В том числе, он предполагал, что благодаря своей гуманистической традиции и системной ориентации, социальной психиатрии отведено ведущее положение, когда речь идет о ее интеграции в культуральной и семейной психотерапии, имеющей психобиологические аспекты. Ученым из Англии Leighton в свое время было представлено пять положений, которые обозначают сущность предмета. Прежде всего, имеется в виду ориентация на общность людей, также ориентация на различные социокультурные процессы, происходящие в обществе. Они должны быть применены для оказания помощи больным с нарушением психики.

Далее включен такой пункт, как ответственность непосредственно перед обществом, а не перед определенным пациентом, внесение определенных клинических заданий в общественные социальные системы. Также, по мнению ученого, клиническая психиатрия должна содержать знания общественных наук, которые изучают поведение человека. Если взять в качестве примера мнение немецкого ученого K. Doerner, являющегося лидером немецкой социальной психиатрии, то он утверждает, что основой в данном случае считается терапевтическая практика, а также эмпирические исследования в этой области. Их направленностью является реадаптация больного, и дальнейшая интеграция человека в социальное окружение.

На основании этого сделаны выводы, что психиатрическая наука, так же, как и практика, находится в тесной взаимосвязи с целым рядом различных дисциплин. То есть, социальная психиатрия наделена корнями не только в самой психиатрии, но в таких областях, как социальная психология, социология. А практические корни прослеживаются в контактах между социальным окружением, врачами, родственниками, пациентами. Существует дефиниция одного из представителей немецкой науки, H. Strotzka, представляющего данный раздел медицины, изучающий значимость культурных и социальных факторов. По его мнению, социальная психология решает вопросы психосоциальных зависимых расстройств, вплоть до психосоматических расстройств и неврозов.

Практика социальной психиатрии в западных странах называется общинной психиатрией. Такая практика представляет собой идею по децентрализации психиатрической помощи, и он выносится за стационарные границы, и проводится в менее масштабном социальном окружении, то есть, в районы по месту проживания. При этом используется необходимый набор амбулаторных и полустационарных звеньев. К тому же, общинная психиатрия представляет собой воплощенную в жизнь идею, заключенную в приближении услуг клиенту. Имеется в виду психиатрическая, медицинская помощь, определенные реабилитационные услуги. А все это предназначено для того, чтобы пациент не был исключен из привычного для него социального окружения, и мог воспользоваться услугами именно по месту жительства.

Социальная психиатрия изучает социальные аспекты отклонения в поведении индивида и проблемы его взаимодействия с социальной средой. Эта наука является комплексом дисциплин, охватывающим данные психиатрии, медицинской психологии, социологии и психотерапии.

Предмет социальной психологии до сих пор остаётся неопределённым, так как велико число мнений на этот счёт. Например, один из известнейших представителей направления социальной психиатрии М. М. Кабанов утверждает, что граница между социальной и клинической психиатрией весьма условна, так как они тесно взаимодействуют, а И. Н. Гурвич говорит, что социальная психология заключается в анализе психического состояния отдельных групп людей в зависимости от социальных условий их жизнедеятельности.

В середине ХХ века английский учёный A. Leighton выделил пять положений, которые, по его мнению, заключают в себе суть социальной психологии. Эта отрасль науки ориентируется на общность людей, на социокультурные процессы в обществе и применение их при оказании помощи психически больным людям, несёт ответственность перед обществом в большей степени, нежели перед индивидом, привносит клинические знания в системы социума, привносит в клиническую психиатрию знания общественных наук о поведении человека.

Немец K. Doerner сформулировал девять положений социальной психологии, суть которых сводится к тому, что предметом этого раздела являются эмпирические исследования и терапевтическая практика, которые призваны реадаптировать пациента и интегрировать его в социальную среду. Существует множество других определений социальной психологии.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что социальная психиатрия является направлением психиатрической науки и практики и взаимодействует с рядом смежных дисциплин. Основа её не только в самой психиатрии, но и в социальной среде.

Задачи этого раздела были сформулированы L. Ciompi. Заключаются они в следующем: социальная психология изучает роль социальных факторов при диагностике и лечении психически больных, исследует культуральные и эпидемиологические психических расстройства, совершенствует социальную помощь психически больным, профилактически и терапевтически применяет групповую динамику и групповую терапию.

Из-за тесной взаимосвязи с другими науками социальная психология требует системного междисциплинарного подхода к методологии. Методы можно разделить на группу научно-исследовательских (эпидемиологический, клинико-психопатологический и социологический) и практических, которым применимы практические формы социальной помощи пациентам.

Клиническая и социальная психиатрия.

Как было отмечено выше, социальная психология тесно связана с клинической. Социальная и клиническая психиатрия взаимодействуют друг с другом на стыке диагностики, методологии и т. д. , так как клиническая психиатрия изучает симптоматику и проявления психических недугов, биологическую сущность патологий в организме, приводящих к расстройству. Результатом работы врачей в области клинической психиатрии становится диагноз. Методика диагностики заключается чаще всего в беседе, наблюдении, объективным и субъективным анамнезом, изучением творчества. Диагностика заключается в трёх этапах: на первом происходит решение вопроса о наличии и разграничении психологических особенностей личности и психологических патологий. Этим методом пользуются как психиатры, так и психологи. На втором этапе применяется клинико-психопатологический метод. Здесь врач определяет выявленные признаки как симптомы, систематизирует их. И на третьем этапе происходит построение клинико-динамической модели болезни.

Социальная и клиническая отрасли психиатрии подразумевают своим объектом человека. Он рассматривается как психический индивид, как член общества. Задача клинической психиатрии в том, чтобы более тонко разграничивать основные направления изменения психики человека при душевных заболеваниях, их динамику перехода от нормы поведения к патологии. Поэтому социальная психология не может существовать без клинической, как некоторые другие разделы психологии.

Существует множество клинических признаков, явно указывающих на психическое заболевание. Они могут быть как явными, так и выявленными в ходе работы врачей. Нарушение сознания проявляется в дезориентировке (нарушении ориентирования во времени и пространстве) , помрачении сознания (нарушении восприятия окружающего мира и своему состоянию, проявляющееся в неполном или неотчётливом состоянии), ступоре (отсутствии реакции и сознания окружающей реальности), сомнолентность (патологической сонливости, часто наблюдающейся при физическом повреждении мозга). Нарушение внимания выявляется при признаках отвлекаемости, отсутствия критики к идее внушения и т. д. определить наличие психического заболевания можно при нарушениях настроения: при дисфорическом настроении больной подчёркивает субъективно тяжёлое эмоциональное состояние, при экспансивном настроении человек преувеличивает свою важность и значительность, что проявляется в невоздержанности чувств, раздражительность проявляется в виде гневных реакций, при эйфории наблюдается сильно приподнятое настроение, а при экстазе человек ощущает полный восторг, противоположным которыму является депрессия, а андегония проявляется в потере интереса к видам деятельности, которые раньше доставляли удовольствие. Симптомами психической патологии могут являться чувства генерализированной тревоги, паники, страха без реальной на то причины. Также к симптоматике следует отнести стереопию (повторение одних и тех же движений или фраз), мутизм (отсутствие общения при отсутствии нарушения в работе речевого аппарата), клептоманию (тяга к воровству), нимфоманию (повышенная потребность в половом акте у женщин), мимикрию (подражание, которое характерно для детского периода) и т. д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ . ПСИХИАТРИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

социальный психиатрия болезнь эпидемиология

Психиатрия (от греческого «лечение души») - это наука о патологических изменениях психики человека. Она занимается вопросами этиологии, патогенеза, диагностики, терапии и многими другими аспектами душевных расстройств. Выделяют клиническую и социальную психиатрию.

Клиническая психиатрия изучает проявления, симптоматику (клиническую картину) психических заболеваний, биологическую сущность тех патологических изменений в организме, которые приводят к расстройствам психики.

Психиатрия подразделяется на общую и частную психиатрию. Общая психиатрия изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Частная психиатрия исследует аналогичные вопросы при отдельных психических заболеваниях.

В психиатрии, особенно отечественной, традиционно основное внимание уделялось клиническим (биологическим) аспектам психических заболеваний. В настоящее время одним из приоритетных направлений в психиатрии признается изучение ее социальных аспектов. Как предмет научных знаний и практической деятельности, социальная психиатрия остается недостаточно изученной и спорной дисциплиной. Зарубежные и отечественные психиатры высказывают разные точки зрения на предмет социальной психиатрии, ее задачи и методы.

По мнению известного английского ученого A. Leighton, предмет социальной психиатрии определяют пять основных положений:

1) социальная психиатрия ориентируется на общности людей;

2) социальная психиатрия ориентируется на социокультурные процессы в обществе и конструктивно использует их при оказании помощи психически больным;

3) социальная психиатрия ответственна в большей мере перед обществом и его институтами, нежели перед конкретным пациентом;

4) социальная психиатрия привносит клинические знания в стратегически важные структуры социальной системы общества;

5) социальная психиатрия привносит в клиническую психиатрию знания общественных наук о поведении человека.

Швейцарский психиатр L. Ciompi рассматривает социальную психиатрию как «часть общей психиатрии, которая понимает и лечит пациента в пределах, а также вместе с его социальным окружением».

Сотрудники Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий) сформулировали определение социальной психиатрии, которое обобщает мнения разных ученых по данному вопросу и потому является наиболее полным. Вот оно:

«Социальная психиатрия представляет собой самостоятельный раздел психиатрии, изучающий социальные аспекты психических заболеваний. К ним относятся такие, как влияние социальных, культуральных, этнических и экологических факторов на психическое здоровье; связь этих факторов с распространенностью, возникновением, клиническими проявлениями и динамикой психических расстройств, а также возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии».

Главная теоретическая проблема социальной психиатрии заключается в изучении взаимодействия биологических и социальных факторов в норме и патологии. Предметом социальной психиатрии выступает не отдельно взятый больной, а закономерности этиопатогенеза психических расстройств в определенных социальных группах, особенности групповых психопатологических реакций и поведения в ответ на воздействие изменяющегося социума и жизнедеятельности. Социальная психиатрия включает в себя не только эмпирическую науку, базирующуюся на социологии, но и терапевтическую практику, главной целью которой является сохранение психического здоровья и интеграция психически больных в социум.

Основные исследовательские вопросы касаются взаимоотношений между психическими расстройствами и такими социальными переменными, как семья, работа, жилищная ситуация, принадлежность к определенному общественному классу, культурные особенности и традиции, степень развития системы медицинской помощи, которые определяют возможности профилактики и терапии.

Социальные методы воздействия терапии психически больных развиваются вместе с обществом. Все шире в психосоциальной работе прибегают к привлечению ресурсов, так называемых терапевтических сообществ, в которые входят врачи, социальные работники, родственники, друзья, сослуживцы, ближайшее социальное окружение психически больных. Значение терапевтических сообществ для реабилитации психически больных столь велико, что для описания их работы используется особый термин «общественная психиатрия» (community psychiatry). Социальная реабилитация в этом случае осуществляется не только в лечебных и социальных учреждениях - местом действия становятся семья, школа, иногда рабочее место или даже улица.

В задачи социальной психиатрии входит изучение:

состояния психического здоровья в различные возрастные периоды и у представителей разных социальных групп;

влияния микро- и макросоциальных факторов на психическое здоровье, на возникновение и течение психических расстройств;

закономерностей появления и развития психических расстройств под воздействием психоэмоционального стресса и социальных катаклизмов;

роли социальных факторов в формировании социопатий и деструктивного (девиантного, делинквентного, суицидального) поведения;

социальных последствий психических заболеваний (для психически больных и для общества в целом);

возможностей социальных воздействий в профилактике психических расстройств, терапии и реабилитации психически больных;

проблем совершенствования организационных форм и методов социальной помощи психически больным;

отношения общества к психически больным и проведение программ, направленных на дестигматизацию.

Человек - существо психосоциальное. В нем нет ни одной функции, не связанной с социальными процессами. Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека. Поэтому психическое здоровье, как индивида, так и нации непосредственно зависит от условий жизни общества. В зависимости от социального состояния общество может или способствовать нормальному развитию личности, сохранению психического здоровья, или оказывать патогенное воздействие на него. В свою очередь, психическое здоровье нации влияет на социально-экономическое состояние государства.

Но что следует подразумевать под понятием «здоровье» и, в частности, «психическое здоровье»? За прошедшие тысячелетия человечество до сих пор не выработало единой точки зрения на понятия «норма», «здоровье» и «болезнь». Существует более 200 определений здоровья, но, ни одно не охватывает всех параметров этого комплексного понятия. В историческом аспекте здоровье и норму понимали по-разному, в зависимости от развития общества, науки и отношения к проблеме личности. Норма - понятие динамичное и зависящее от множества параметров, в том числе от внешней среды, в которой находится человек. Например, для человека, находящегося в космосе, и для человека, сидящего на зеленой лужайке, состояние психофизической нормы будет различным. Кроме того, в разные возрастные периоды жизни интеллектуальные, эмоциональные, личностные характеристики нормы имеют разные диапазоны. Ребенок, взрослый человек или старец в одинаковой экстремальной ситуации будут проявлять различные эмоциональные реакции и формы поведения, которые будут соответствовать или не соответствовать возрастной норме.

Существует многообразие переходных состояний от нормы к патологии, и не всегда это фиксируется самим индивидом или при медицинском осмотре. Здоровье, болезнь относятся к состояниям объективным, но имеют сугубо индивидуальную оценку. При одинаковых физиологических показателях жизнедеятельности организма один человек будет себя воспринимать больным, а второй - здоровым.

Многие психически больные искренне убеждены в своем психическом здоровье и нормальности. Часто в состоянии психоза, когда психическое расстройство и неадекватное поведение очевидно для окружающих, человек не чувствует себя больным, у него отсутствует критическое отношение к своему заболеванию и поведению.

В социальной медицине разграничивают понятия «болезнь» и «нездоровье». Термин «болезнь» относится к объективной физической патологии, биологическому субстрату. «Нездоровье» - социальное проявление болезни, то, что лежит за биологическим субстратом. Это субъективное ощущение недомогания или ограничения функции. Для личности ощущение здоровья связано с возможностью реализовать себя. Поэтому вполне возможно, что при отсутствии заболевания человек может расценивать свое состояние как болезненное. Например, при потере конечности в результате травмы. Болезнь как биологическое расстройство в данном случае отсутствует, но важно субъективное психологическое отношение к дефекту и степень сохранности функционирования.

Как отмечает В.М. Розин, быть здоровым - значит быть способным к развитию. Говоря о здоровье ребенка, имеется в виду не только состояние его интеллектуальных способностей на данный период времени, но и способность отвечать социальным требованиям в будущей жизни - эффективно учиться, служить в армии, эффективно проявлять себя в трудовой деятельности, создать семью и воспитать здоровых детей.

Здоровье субъекта определяется его составляющими - физическим, психическим, нравственным и социальным здоровьем. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Социальная полноценность индивида определяется не только его биологическим состоянием и личностной оценкой. Во многом ее восприятие зависит от социальных отношений и культуры, сформировавшейся в стране.

Психическое здоровье - это одна из составляющих общего здоровья человека. Под психическим здоровьем понимают такое состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения.

Понятие психической болезни используется в трех смыслах: как отсутствие здоровья, как наличие страдания, как патологический процесс, имеющий либо физическую, либо психическую природу. Но если в соматической практике понятие болезни вызывает споры, то в психиатрии - тем более. Психически больной человек может испытывать сильные субъективные страдания, не имея при этом никаких объективных признаков физической патологии, и, наоборот, при неадекватном поведении чувствовать себя прекрасно, в то время как все окружающие признают его психически больным.

Проявления болезни носят отпечаток той культурной среды, в которой воспитывался человек. Поэтому одно и то же заболевание в различных социальных средах может проявляться по-разному. В культурных и социальных слоях, где психические расстройства (или определенные формы психических расстройств) не находят поддержки со стороны общества, увеличивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность. Например, в Китае депрессия чаще соматизирована (больные предъявляют жалобы на расстройство со стороны внутренних органов), а в Америке и Европе характеризуется чаще как потеря энергии и эмоций.

До сих пор речь шла о понятии индивидуального психического здоровья. Для социальной психиатрии важно понятие общественного психического здоровья.

Общественное психическое здоровье характеризуется уровнем психического здоровья популяции, распространенностью в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной неполноценности, суицидов. Общественное психическое здоровье является индикатором интеллектуального и нравственного состояния общества, его духовного потенциала.

Изучением состояния психического здоровья населения занимается эпидемиология. Эпидемиология - это наука о закономерностях возникновения, распространения и течения болезней, выявляемых при популяционных исследованиях.

Эпидемиология пользуется понятиями, определяющими количественные критерии психического здоровья или, вернее, нездоровья. Основными из них являются заболеваемость и болезненность.

Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, возникающих в определенной социальной группе или населении в целом за единицу времени, чаще всего - в год. Показатель заболеваемости выражается числом таких случаев на 100, 1000 (более приемлемо), 10000 или на 100000 населения.

Болезненность или распространенность заболевания - это число больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в определенной популяции в данное время. Как и показатель заболеваемости, показатель болезненности рассчитывается на 100, 1000, 10000, 100000 населения. Иногда используется процентное исчисление.

Одним из показателей состояния здоровья населения является инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистическими данными об общем числе инвалидов в населении и числе больных с впервые в данном году установленной инвалидностью. Для правильного понимания состояния инвалидности большое значение имеют динамика инвалидности в течение определенного отрезка времени, причины инвалидности и возрастное распределение.

Эпидемиологические и статистические данные могут служить основой для определения государственной политики в области охраны психического здоровья, направлений развития службы поддержки психически больных как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

В то же время показатели общественного здоровья отражают уровень цивилизованности страны, ее экономического развития, социально-политического состояния, степени заинтересованности государства и общества в здоровье и соблюдении гражданских прав каждого его члена.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психиатрия в России и в социалистических странах. Основные методологические проблемам психиатрии. Проблема пограничных состояний. Клинические и экспериментальные разработки болгарской психиатрии. Развитие теории и практики гипноза в венгерской психиатрии.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    История возникновения психиатрии. Нозологическое направление в психиатрии. Представление психических расстройств в виде отдельных болезней. Особенности синдромологического направления. Представители эклектического и психоаналитического направлений.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Основные этапы становления и развития отечественной научной психиатрии, их характеристика и отличительные особенности. Открытие первых психиатрических клиник на территории российской империи, направления исследований в них и наследие ученых тех времен.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Этапы развития советской психиатрии, учение И.П. Павлова в ее основе. Симптоматология психических заболеваний. Психические нарушения при отдельных заболеваниях. Острая начальная схизофрения и ее фармакотерапия. Методология преподавания психиатрии.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Психиатрия как медицинская дисциплина, ее разделы, методы и объект исследований. Возможные причины возникновения психических расстройств у людей каменного и дальнейших веков, их описание в древних письменах. Лечение данных заболеваний в Киевской Руси.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Характеристика эпидемиологии - науки о закономерностях возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, методах их профилактики и ликвидации. Анализ признаков эпидемии, природных и социальных факторов эпидемического процесса.

    презентация , добавлен 23.01.2010

    Развитие зарубежной психиатрической науки в XVII веке, ее яркие представители и их вклад в становление современной психиатрии. Эволюция методов лечения психических больных от пыток и карцеров в XVII веке до научно обоснованных способов в XX веке.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Понятие здоровья и болезни. Болезнь как общее или частичное снижение приспособленности организма к среде и ограничение свободы жизнедеятельности больного. Классификация болезней: внутренние, инфекционные, наследственные, профессиональные, психические.

    презентация , добавлен 03.02.2010

    Сущность здравоохранения в современном глобализованном мире. Отношения врача и пациента в психиатрической практике. Стигматизация психических больных в медицине. Синергия качества жизни и социальной психиатрии: сфера оптимизации. Проблемы лечения.

К таким видам относят психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя (ст. 23, 24, 25 Закона о психиатрической помощи), а также госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке (ст. 29, 31, 32, 33, 34, 35, 36 данного Закона). Указанные статьи содержат нормы, определяющие состояние лиц, подлежащих недобровольному психиатрическому освидетельствованию или недобровольной госпитализации, и порядок их осуществления.

Психиатрическое освидетельствование проводят для того, чтобы решить, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи и в каком именно виде.

Обычно освидетельствование проводят добровольно по просьбе или с согласия обследуемого. В случаях, если речь идет о детях в возрасте до 15 лет, освидетельствование проводят с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Если необходимо освидетельствовать недееспособного – также с согласия его законных представителей.

Психиатрическое освидетельствование может быть проведено недобровольно, т.е. без согласия обследуемого и его законных представителей, лишь в тех случаях, когда имеются основания предполагать у данного лица наличие тяжелой психической болезни (тяжесть определяют наличием расстройств психотического уровня или слабоумия), которая обусловливает:

  • 1) его непосредственную опасность для себя или окружающих;
  • 2) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
  • 3) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В тех случаях, когда имеются данные, позволяющие предполагать, что состояние обследуемого представляет непосредственную опасность для него (возможность суицида) или окружающих (возможность агрессии), решение о его психиатрическом освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно. Какое-либо промедление в этих случаях недопустимо.

Если состояние соответствует двум последним критериям "2" и "3", т.е. при отсутствии непосредственной опасности, врач-психиатр может провести недобровольное психиатрическое освидетельствование только после получения санкции судьи. Врач-психиатр должен получить заявление в письменном виде о необходимости психиатрического освидетельствования от родственников или других лиц.

Установив обоснованность заявления, он направляет в суд по месту жительства лица, подлежащего освидетельствованию, мотивированное заключение о необходимости недобровольного освидетельствования, прилагая все имеющиеся по этому вопросу материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в течение трех дней с момента получения материалов.

При недобровольной госпитализации лицо помещается в стационар до постановления судьи и, следовательно, только на основании заключения врача, что связано с неотложностью оказания психиатрической помощи.

Когда больной по психическому состоянию не может выразить своего отношения к госпитализации (т.е. обратиться с просьбой или дать согласие на это), ее следует оформлять как недобровольную. Речь идет либо о состояниях измененного сознания (сумеречное состояние, делирий, онейроид), острых психозах с выраженной растерянностью или значительными психотическими расстройствами, либо о состоянии слабоумия.

Закон о психиатрической помощи не выделяет ни одного из приведенных трех критериев в качестве главного. В равной степени они могут служить основанием для госпитализации в недобровольном порядке.

Соответствие психического состояния больного критериям недобровольной госпитализации определяется чаще всего врачом психоневрологического диспансера (кабинета) либо врачом скорой психиатрической помощи, а после транспортировки больного в психиатрический стационар – врачом-психиатром приемного отделения. В течение 48 часов пребывания в стационаре больной должен быть освидетельствован комиссией врачей-психиатров, которая принимает решение об обоснованности госпитализации (ст. 32 Закона о психиатрической помощи).

Недобровольная госпитализация начинается с момента принятия врачом-психиатром решения о помещении больного в больницу независимо от его желания, поскольку с этого момента могут быть, в случае необходимости, приняты меры принуждения, сдерживания, фиксации.

Если госпитализация признается комиссией необоснованной, пациент может быть немедленно выписан; если обоснованной – комиссия выносит мотивированное заключение и направляет его вместе с заявлением в суд по месту нахождения психиатрического стационара. Судья в течение пяти дней с момента получения заявления должен его рассмотреть (посетив больницу) и вынести постановление, которое в случае удовлетворения заявления является основанием для дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре.

По истечении времени, в течение которого основания для недобровольной госпитализации исчезают, врач-психиатр может самостоятельно решить вопрос о выписке или перевести больного при его согласии на добровольное пребывание в стационаре.

Если основания для недобровольной госпитализации сохраняются, комиссия врачей-психиатров должна ежемесячно проводить освидетельствования этого больного и делать соответствующие записи в истории болезни. Через шесть месяцев для продления недобровольной госпитализации требуется постановление судьи, в дальнейшем постановление суда выносится ежегодно.

Социальная психиатрия

Социальная психиатрия это раздел психиатрической пауки, который изучает прежде всего роль социальных факторов в возникновении психических болезней как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Социальная психиатрия не только вносит свои коррективы в клиническую практику, но и распространяет меры профилактики охраны психического здоровья на все общество. Биопсихосоциальная модель оказания психиатрической помощи полипрофессиональными бригадами с участием различных специалистов, представляющих, но крайней мере, основные аспекты (медико-психиатрический, психологический и псиотерапевтический, а также социальный) комплексного терапевтического и реабилитационного воздействия, получает все большее распространение, а также свидетельствует об утверждении идей социальной психиатрии.

Данный раздел науки располагает обширным исследовательским, фактологическим и теоретическим багажом. Многие авторы фактически идентифицируют ее с современной психиатрией. Благодаря наработанным подходам, методологическим установкам, множеству разработанных форм и методик психосоциального воздействия, социальная психиатрия оказывает огромное влияние на психиатрическую практику, которая почти повсеместно перестраивается с учетом ее требований.

Социальная психиатрия – это не только психиатрическая помощь с акцентом на децентрализацию и выведение ее за стены больших больниц в менее масштабное социальное окружение. Это необходимый набор полустационарных и амбулаторных звеньев, лечение психически больных в тесной связи со всем диапазоном социальных факторов (семьей, жилищной и рабочей средой, экономической ситуацией, социокультуральными условиями). Все это предполагает наличие особых методов работы и инфраструктур, связанных с социальным окружением.

В современный арсенал методов социально-психиатрического лечения входят все виды психосоциальных воздействий: семейная терапия и работа с родственниками, терапия средой, социотерапия, методы групповой терапии, в том числе с хроническими больными, лицами с девиантным поведением, агрессивностью; обучение трудовым и социальным навыкам, жизни в сообществе, а также досугу.

Распространенность психических заболеваний составляет около 3% больных психотическими формами заболеваний и 10%-15% больных с пограничными расстройствами. Эти показатели разнятся на разных территориях и в разные исторические периоды и зависят от многих факторов: - Нестабильная социальная обстановка в обществе, экономические и политические кризисы, войны, создавая длительное психоэмоциональное напряжение, способствуют росту числа больных с невротическими и другими психогенными расстройствами. - Социальные факторы, такие как социальная нестабильность, бедность, безработица, низкий уровень образования, терпимое отношение общества к употреблению тех или иных психоактивных веществ (ПАВ), значимо увеличивают распространенность зависимостей от ПАВ. - Постарение населения увеличивает удельный вес пациентов с психическими расстройствами пожилого и старого возраста - Доступность и качество медицинской помощи (своевременное и адекватное лечение перенесших черепномозговую травму уменьшает вероятность развития травматической эпилепсии, правильное наблюдение за женщинами во время беременности и ведение родов снижает риск рождение детей с олигофрениями и т.д.) - Распространенность эндогенных психических расстройств менее зависит от внешних причин. Шизофренией в любой стране мира страдает приблизительно 1% населения. Однако недостаточная миграция в анклавах приводит к учащению близкородственных браков, накоплению патологических генов и росту частоты эндогенных психозов. - Организация психиатрической помощи, ее доступности (чем больше врачей, тем больше выявленных больных, выше статистические показатели, но лучше лечение, т.е. вторичная и третичная профилактика психических расстройств - снижение распространенности) Эпидемиологическими исследованиями установлено, что около 50% пациентов поликлиник и около 80% находящихся в многопрофильных стационарах нуждаются в психолого-психиатрической помощи в связи с раной степенью выраженности психическими нарушениями, вызванными либо самим соматическим заболеванием, либо развившимися независимо от него. В связи с такой частой встречаемостью психической патологией современная организация медицинской помощи предусматривает в штатном расписании поликлиник и стационаров должности психиатров, психотерапевтов и психологов.

14Социальные основы психиатрии.

Социальная психиатрия - раздел психиатрии , целью которого является изучение влияние факторов социальной среды на психическое здоровье . Социальная психиатрия включает в себя не только эмпирическую науку, базирующуюся на социологии , но и терапевтическую практику, целью которой является сохранение психического здоровья и интеграция лиц, страдающих психическими расстройствами, в социум .

В формулировке G. Huber (1987 ) социальная психиатрия представляет собой разнообразные формы и методы лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами (дневные и ночные клиники, клубы пациентов, мастерские, общежития и т. п.). Кроме того, автор включает в это понятие отношение общества к психически больным.

По мнению известного английского ученого A. Лейгтона, предмет социальной психиатрии определяют пять основных положений:

    Социальная психиатрия ориентируется на общности людей .

    Она ориентируется на социокультурные процессы в обществе и конструктивно использует их при оказании помощи психически больным.

    Она ответственна в большей мере перед обществом и его институтами, нежели перед конкретным пациентом.

    Она привносит клинические знания в стратегически важные структуры социальной системы общества .

    Она привносит в клиническую психиатрию знания общественных наук о поведении человека .

Один из лидеров немецкой социальной психиатрии К. Дёрнер (1995 ) сформулировал основные базисные принципы социальной психиатрии:

    Социальная психиатрия предполагает равенство возможностей всех членов общества, включая и лиц с психическими расстройствами.

    Психиатрические диагнозы не должны носить стигматизирующего характера.

    В основе социальной психиатрии должны лежать принципы солидарности с лицами, страдающими психическими расстройствами.

    Приоритетом деятельности психиатра должна являться профилактика и реабилитация .

Согласно Т.Б. Дмитриевой , Б.С. Положию (1994 ), задачами психиатрии являются изучение:

    Связи факторов социальной среды с распространённостью, возникновением, клиническими проявлениями и динамикой психических расстройств.

    Возможностей социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии.

Одним из основателей советской социальной психиатрии является Дмитрий Евгеньевич Мелехов .

15Биологические основы психиатрии. Термин «биологическая психиатрия» известен давно (его использовал еще С. Monakow в 1925 г.).

Биологическая психиатрия сформировалась и интенсивно развивалась в противовес многочисленным направлениям в психиатрии, постулирующим примат «психогенеза» в возникновении психических болезней (психодинамика, психосоматика, психоанализ и др.). Другими словами, возникновение и выделение биологической психиатрии в самостоятельное направление - это в известной степени дань, которую психиатрия вынуждена платить за многие годы своего относительно одностороннего развития.

Сегодня биологическая психиатрия - это разветвленная область психиатрии, развивающаяся на основе достижений современной биологии, биохимии, иммунологии, нейроморфологии, генетики, эндокринологии, нейрофизиологии и других базисных наук. В ее арсенале методы тончайшего анализа структуры и функций нервной системы и организма больных в целом.

К биологической психиатрии относят следующие направления исследований:

Генетика психических заболеваний (генетический анализ биологических признаков болезни, молекулярная генетика, фармакогенетика и др.);

Биохимия (включая нейрохимию);

Иммунология (включая иммунохимию мозга, иммуноморфологию);

Нейроморфология;

Нейрофизиология (исследования высшей нервной деятельности, методы энцефалографии и т. п.);

Биологическая психофармакология (фармакокинетика и метаболизм психо-тропных препаратов, изучение индивидуальной чувствительности и др.);

Экспериментальное моделирование психозов.

В настоящее время фундаментальные исследования структуры и функций нервной системы достигли такого уровня развития, что появились реальные основы для принципиально новых подходов к изучению патогенеза психических заболеваний. Эти достижения связаны с открытием нейрональных трансмиттерных и лекарственных рецепторов и их эндогенных лигандов, анализом последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК в нервной ткани, выделением мозгоспецифических антигенов и др.

Независимо от того, какие из существующих ныне и вновь возникших направлений окажутся решающими на пути познания природы психических болезней, очевидно, что их общая интегративная теория возникнет как итог мульти-дисциплинарных подходов к рассматриваемой проблеме. Биологическая психиатрия будет играть видную роль в решении этой задачи.

Loading...Loading...