Интеллектуальные тесты предназначенные для оценки уровня развития. Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Диагностика познавательной сферы

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ:

Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления (вербальное, образное, практическое)

Комплект состоит из 10 методик, предназначенных для исследования словесно-логического, образного и практического мышления, со стандартными шкалами и получением общего IQ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА:

Тест Д. Векслера

Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.

Взрослый вариант содержит 11 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

Детский вариант содержит 12 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты.

Методика позволяет дифференцировать умственную отсталость и задержку психического развития.

Форма проведения - только индивидуальная.

Интеллектуальный тест Р. Кеттелла

Предназаначен для исследования уровня развития невербального (флюидного, по терминологии автора) интеллекта. Состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста. Имеются две параллельные формы. Является тестом скорости.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Тест разрабатывался Р. Амтхауэром для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.

Тест состоит из 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, смысловая память. В результате обработки результатов тестирования возможно получить стандартные оценки вербального, пространственного, числового интеллектов, смысловой памяти, общего интеллекта.

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Общее время обследования - 90 мин.

Форма проведения - групповая и индивидуальная.

Форма А и форма В.

Тест Дж. Равенна

Предназаначендля исследования уровня развития невербального интеллекта.

Методика, предназначенная для взрослых людей, существует в двух вариантах:



Стандартные Прогрессивные матрицы - содержит 5 серий по 12 матриц (60матриц). Предназначен для испытуемых от 16 до 65 лет.

Продвинутые прогрессивные матрицы содержат две серии: серия I - 12 заданий, серия II - 36 заданий. Данный вариант методики более точно оценивает интеллектуальные способности испытуемых, попадающие в верхние 25 % популяции, и позволяет измерить скорость интеллектуальной работы.

Детский вариант - Цветные прогрессивные матрицы - методики содержит 3 серии по 12 матриц (36 матриц). Предназначен для испытуемых от 5 до 11 лет (цветные матрицы), от 5 до 14 лет и старше 65 лет (черно-белые матрицы).

В классическом варианте является тестом достижений.

Форма проведения - групповая и индивидуальная.

Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена

Методика предназначена для диагностики уровня и структуры социального интеллекта.

Тест, состоящий из 4 субтестов: трех невербальных и одного вербального. В результате обработки ответов испытуемого возможно получение первичных и стандартизованных оценок как социального интеллекта в целом, так и его компонентов: антиципации, невербальной чувствительности, вербальной чувствительности, динамического анализа поведения.

Является тестом скорости.

Предназначен для исследования взрослых людей.

Диагностика эмоционального интеллекта

Опросник предложен Н. Холлом. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»).

Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

В результате обработки получаются оценки как интегративного уровня эмоционального интеллекта, так и уровней составляющих его качеств: а именно эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, саммотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

Комплексная диагностика
общих способностей подростков
в условиях профильного обучения

ЧАСТЬ 2

3. Диагностика познавательной сферы

А нализируя различные подходы к определению понятия «интеллект», М.А. Холодная (1997) выделяет восемь направлений в экспериментально-психологических исследованиях интеллекта, не считая тестологического:

1. Феноменологический подход. Гештальт-психологическая теория интеллекта (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Дункер, Р.Мейли и др.); изучение особенностей организации индивидуальной базы знаний (Р.Глезер, М.Чи, Дж.Кэмпион и др.). В рамках этого направления на первый план в понимании природы интеллекта выдвигаются содержательные аспекты познавательного отражения: либо предметное содержание познавательных образов, либо понятийное содержание долговременной семантической памяти.

2. Социокультурный подход ориентирован на межкультурные исследования познавательных процессов (Дж.Брунер, М.Коул и С.Скрибнер, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, А.Р.Лурия и др.; культурно-историческая теория высших психических функций Л.С. Выготского). Интеллект человека анализируется как результат социализации и влияния культуры в целом.

3. Генетический подход представлен операциональной теорией интеллекта Ж. Пиаже; этологической теорией интеллекта У. Чарлсворза. Интеллект рассматривается как наиболее совершенная форма адаптации организма к окружающей среде.

4. Процессуально-деятельностный подход направлен на исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); на изучение личностной детерминации интеллектуальных процессов (О.К.Тихомиров, К.А.Абульханова-Славская и др.). При этом интеллектуальные процессы анализируются как особая форма человеческой деятельности.

5. Образовательный подход включает теории когнитивного научения (А.Стаатс, К.Фишер, Р.Фейерштейн и др.); исследования интеллекта в контексте проблемы обучаемости (И.А.Менчинская, З.И. Калмыкова, Г.А.Берулава и др.). В рамках этого направления предполагается, что природа интеллекта может быть выявлена путем анализа «процедуры его приобретения». Таким образом, интеллект рассматривается как продукт целенаправленного обучения.

6. Информационный подход ориентирован на изучение элементарных информационных процессов как основы индивидуальных интеллектуальных различий (Э.Хант, Р.Стернберг ). К нему можно отнести исследования, направленные на проверку гипотезы о роли «ментальной скорости» (Г.Айзенк ). В исследованиях, связанных с этим подходом, интеллект рассматривается как совокупность элементарных процессов переработки информации.

7. Структурно-уровневый подход представлен структурно-уровневой теорией интеллекта (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Е.И. тепанова и др.); теорией функциональной организации познавательных процессов (Б.М.Величковский ). При этом под интеллектом понимается сложная умственная деятельность, представляющая собой систему разноуровневых познавательных процессов.

8. Регуляционный подход направлен на изучение регулирующей функции интеллекта (Л.Терстоун ); анализ интеллекта как формы ментального самоуправления (Р.Стернберг ). Интеллект рассматривается как механизм саморегуляции психической и поведенческой активности.

Сторонники тестологического, или психометрического, подхода, признавая важность отмеченных выше направлений изучения интеллекта, отмечают, что большинство из перечисленных теоретических разработок так и не увенчались созданием процедур, позволяющих оценить уровень и особенности интеллектуального развития. Более того, в своей практической работе тесты интеллекта используют как сторонники, так и противники психометрического подхода. Возможно, этим объясняется удивительная живучесть неоднократно раскритикованных тестов интеллекта.

Хотя у психологов, занимающихся изучением интеллектуальных процессов, до сих пор нет единой точки зрения на природу интеллекта, это не мешает психологам его измерять и развиать.

Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно развитию высших психических функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и др. Школьные экзамены и так называемые тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.

Дивергентное мышление свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.

Дивергентное мышление необходимо представителям таких профессий, как, например, модельер, программист, ученый-исследователь, художник и др. В исследованиях, проведенных сотрудниками Института психологии Российской академии наук, выявлена закономерность: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, к которым относятся практически все тесты интеллекта, поскольку креативность противоположна интеллекту, как способности к универсальной адаптации. Творчество антиадаптивно - поэтому креативным людям трудно решать простые интеллектуальные задачи! (Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей.)

Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его посчитали умственно отсталым. Т. Эдисон в школе славился своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой мыслью». А. Эйнштейн в детстве казался ущербным. Его учитель греческого языка как-то воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься!» Позже Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.

Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, имеют одно правильное решение. Высокие баллы по тесту получают не люди, творчески мыслящие, а те, кто хорошо принимает ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.

3.1. Тест интеллектуального потенциала
П. Ржичан

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) - один из 25 тестов, утвержденных ЮНЕСКО для психологического исследования личности. Тест принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В ходе диагностики исследуется способность испытуемого выводить закономерности на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Рекомендуется для лиц старше 14 лет. На работу с основными заданиями отводится 20 минут.

Инструкция. Тест включает 4 тренировочных задания и 29 основных. Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части - четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый - пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача - найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в пустом квадрате, завершив таким образом последовательность. Как вы думаете, какой из рисунков справа может занять место в пустом квадрате?

После того как испытуемый ознакомлен с инструкцией, профконсультант разбирает вместе с ним тренировочные задания, акцентируя внимание на том, что имеется только одно правильное решение. Испытуемый должен найти это решение.

В случае ошибки экспериментатор показывает правильное решение и объясняет его. Убедившись, что испытуемый понял, что от него требуется, экспериментатор дает команду приступить к выполнению основного задания. По истечении 10 минут следует предупредить клиента, что прошла половина времени. По истечении 20 минут работа прекращается.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обработка заключается в подсчете правильных ответов. По количеству правильных ответов определяется уровень развития невербального интеллекта. Уровень интеллектуального развития можно оценить с помощью следующей таблицы:

Количество
правильных ответов
Коэффициент
интеллекта
Уровень
интеллекта
Процент людей,
имеющих такой уровень
26–29 135–140 Очень высокий 7 %
21–25 120–134 Высокий 18%
16–20 100–119 Уровень большинства 50%
10–15 80–99 Сниженный 18%
Меньше 10 Меньше 80 Очень низкий 7%

Правильные ответы

1 – 2 7 – 6 13 – 6 19 – 6 25 – 2
2 – 3 8 – 2 14 – 5 20 – 2 26 – 6
3 – 2 9 – 3 15 – 4 21 – 5 27 – 3
4 – 6 10 – 3 16 – 1 22 – 6 28 – 1
5 – 3 11 – 2 17 – 3 23 – 1 29 – 5
6 – 5 12 – 2 18 – 5 24 – 4 Сумма

Измеряемый с помощью ТИП уровневый показатель интеллекта - всего лишь разовый замер, который не может служить основанием для категорических выводов. Поскольку интеллект - интегральное образование, для заключения об уровне его развития необходимо комплексное исследование, основной критерий которого - успешность адаптации испытуемого в практической деятельности. Учитывая, что в данном тесте роль пространственных представлений минимальна, для решения вопроса о возможностях испытуемого в области инженерных, конструкторских, архитектурных специальностей необходимо дополнить исследование методиками, определяющими уровень развития пространственных представлений.

ЛИТЕРАТУРА

Тест интеллектуального потенциала. - Киев: КГЦПМ, 1989.

Резапкина Г. Я и моя профессия. - М.: Генезис, 2000.

Резапкина Г. Искусственный отбор. - М.: Генезис, 2004,

Резапкина Г. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.

3.2. Краткий отборочный тест (КОТ)
(Тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина)

Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта. Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками - быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.

Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ - 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).

Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих сторон интеллекта.

Способности обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа, то можно предположить, что ассоциации носят хаотических характер.

Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тесте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем невысоко качество их умственной продукции.

Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц с эмоциональной деструкцией мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.).

Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания 8–13). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основное содержание, сопоставить цифры и т.д.

Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на определение умения правильно пользоваться языком, оценку грамотности и элементарных знаний иностранного языка (в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, осознавая этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двухмерном пространстве.

Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) - число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно - не верно». Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.

Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у вас трудности, переходите к следующему.

1. Одиннадцатый месяц года - это:

2. «Суровый» является противоположным по значению слову:

1) резкий;

2) строгий;

3) мягкий;

4) жесткий;

5) неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1) определенный;

2) сомнительный;

3) уверенный;

4) доверие;

5) верный.

4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1) звонить;

2) болтать;

3) слушать;

4) говорить;

5) нет отличающихся слов.

6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:

1) незапятнанный;

2) непристойный;

3) неподкупный;

4) невинный;

5) классический.

7. Какое из приведенных слов относится к слову «жевать», как «обоняние» к «нос»?

1) сладкий;

5) чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.C. Sharp M.C.

9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову:

1) очевидный;

3) недвусмысленный;

4) отчетливый;

5) тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 нерублей, а продал их за 5500, заработав на этом 50 нерублей за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова «стук» и «сток» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296 5296

14. «Близкий» является противоположным по значению слову:

1) дружеский;

2) приятельский;

4) родной;

15. Какое число является наименьшим?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ

1 2 3 4

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова «восходить» и «возродить» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно - 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1) Держать нос по ветру.

2) Пустой мешок не стоит.

3) Трое докторов не лучше одного.

5) У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо вопросительного знака?

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

2) неверно;

3) неопределенно.

Все передовые люди - образованные.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые образованные люди занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

2) неверно;

3) неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 20 нерублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 нерублей?

28. Слова «расстилать» и «растянуть» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

2) неверно;

3) неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль стоимостью 2400 нерублей был уценен во время сезонной распродажи на 33,33 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция?

33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений:

1) сходны;

2) противоположны;

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова «увеличивать» и «расширять» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц:

2) противоположен;

3) ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 нерублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38.Слова «претензия» и «претенциозный» имеют:

1 - сходное значение;

2 - противоположное;

3 - ни сходное, ни противоположное.

39. Полкило бананов стоит 1,25 нерублей. Сколько килограммов бананов можно купить за 50 нерублей?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41.Слова «отражаемый» и «воображаемый» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению:

1) сходны;

2) противоположны;

3) ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Одно из чисел ряда не подходит к другим. Какое число надо поставить на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46.Три партнера решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 нерублей, К. - 35000, П. - 20000. Если прибыль составит 24000 нерублей, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1) Куй железо, пока горячо.

2) Один в поле не воин.

3) Лес рубят, щепки летят.

4) Не все то золото, что блестит.

5) Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз:

1) сходны;

2) противоположны;

3) ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

50. В статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании крупного шрифта на странице умещается 900 слов, мелкого - 1200. Статья занимает 21 страницу. Сколько страниц надо напечатать мелким шрифтом?

Бланк

ответ ответ ответ ответ ответ
1 11 21 31 41
2 12 22 32 42
3 13 23 33 43
4 14 24 34 44
5 15 25 35 45
6 16 26 36 46
7 17 27 37 47
8 18 28 38 48
9 19 29 39 49
10 20 30 40 50

Обработка теста производится при помощи ключа правильных ответов. Подсчитывается общее число совпавших ответов и цифрой фиксируется в бланке протокола ответов в клетке «количество баллов». Затем по таблице норм устанавливается уровень развития общих умственных способностей.

Под интеллектом (от латинского intellectus - понимание, познание) понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. Считается, что в основе интеллекта лежит генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью, при этом доля генетических факторов достаточно велика (не менее 50 %). Признается также зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни.

Как известно, в педагогической практике используется два вида тестирования: предметное и психологическое. Цель предметного тестирования - определить с помощью контрольных работ, зачетов или экзаменов уровень подготовленности человека по соответствующему учебному предмету. Основная цель психологического тестирования - определить уровень способностей человека в определенной сфере. При психологическом тестировании с помощью тестов развития, разрабатываемых на материале, который специально не изучался, выявляются универсальные и общие способности человека вне предметного содержания. Эти способности представляют собой инструментарий (интеллектуальный, эмоциональный и т.д.), необходимый для освоения тех или иных учебных дисциплин. Результаты психологического тестирования позволяют строить долгосрочные прогнозы в обучении и вести коррекционную работу по формированию общих и универсальных способностей.

Тесты, служащие для диагностики интеллектуального развития индивида, называются тестами интеллекта. С помощью этих тестов диагностируют как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (количественный показатель интеллектуального развития принято оценивать через IQ - коэффициент интеллектуальности), так и отдельные параметры интеллекта.

Одним из самых распространенных в мире тестов по диагностике интеллектуального развития является тест «Стандартные прогрессивные матрицы», предназначенный для измерения уровня невербального (несловесного) интеллектуального развития. Тест был разработан англичанином Дж. Равеном в 50-х годах двадцатого века и модернизирован в 90-х годах его последователями. С помощью «Стандартных прогрессивных матриц» были получены данные практически во всех регионах мира. Коэффициент надежности теста, по данным зарубежных и отечественных исследований, варьируется от 0,70 до 0,89.

Материал теста Дж. Равена состоит из 60 заданий (матриц), разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц. Особое значению имеют последние две: если человек нашел способ решения задач данной серии, то он их решает. Есть нет, делается вывод, что обучения не произошло: человек не нашел общего способа решения задач данного типа. Каждая серия построена по определенным принципам:

  1. Серия А «Принцип взаимосвязи в структуре матриц».
  2. Серия В «Принцип аналогии между парами фигур».
  3. Серия С «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц».
  4. Серия D «Принцип перегруппировки фигур».
  5. Серия E «Принцип разложения фигур на элементы».

Результаты теста позволяют, также определить математический тип (находит общий логический принцип построения матриц) и художественный тип (находит общий перцептивный принцип построения матриц как визуальной системы) мышления.

В таблице 7 приведена стандартная выборка и результаты тестирования первокурсников технического вуза Москвы, проведенного в сентябре 1999 года.

Как видно из таблицы, интеллектуальный потенциал студентов значительно превосходит средний уровень. Пограничный уровень интеллектуального развития продемонстрировали только двое студентов-контрактников, которые были отчислены уже в первом семестре.

В практических ситуациях, например, при приеме на обучение или работу психологи пользуются экспресс-методиками - краткими ориентировочными (отборочными) тестами (КОТ), позволяющими сделать выводы на основе решения разного типа заданий, выполненных за непродолжительный промежуток времени (15 - 30 минут). Первым тестом этого направления был «Самоприменяемый тест Отиса» (Анастази А., 2001), который имел хороший коэффициент валидности при отборе клерков, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих и руководителей хорошую корреляцию с успешностью в работе продемонстрировал вариант теста Отиса, выполненный Вандерликом.

Адаптация теста Вандерлика на русский язык была произведена В.Н. Бузиным (Практикум по психодиагностике, 1989). Проведенные Т.Ю. Базаровым, М.О. Калашниковым и Е.А. Аксеновой исследования (Психологическая диагностика в управлении персоналом, 1999) подтвердили значимую положительную корреляцию показателей теста с профессиональной успешностью респондентов в различных видах сложной профессиональной деятельности.

Концептуальной базой адаптированного В.Н. Бузиным теста КОТ является иерархическая модель способности к обучению П. Вернона, разделяющая факторы, определяющие способности человека, на несколько уровней. Структура показателей теста соответствует структуре общих способностей и представлена на рис. 8. Таким образом, тест КОТ предназначен для диагностики интегрального показателя «общие способности» и десяти частных параметров («критических точек») интеллекта:

  • Уровень общих интеллектуальных способностей является интегральным показателем общих способностей человека и проявляется в умении ориентироваться в материале разного типа, абстрагировать от конкретики, анализировать и обобщать материал, быстро переключаться - переходить от заданий одного типа к другим и т.п. При этом учитывается не только правильность решения, но и затраченное время. Способность быстро считать «в уме» задачи, не требующие специальных знаний, считается важным показателем интеллектуального развития, так как правильное, но поздно найденное решение часто оказывается бесполезным.
  • Внимательность, способность сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание является важным условием выполнения любой деятельности. Если невнимательность проявилась при решении тестовых заданий, то, скорее всего, она дает о себе знать и в других сферах жизни, создавая проблемы в учебе и работе.
  • Информированность является результатом любознательности, широких интересов, стремления знать и понимать как можно больше. Поэтому в психологические тесты часто включаются вопросы, ответы на которые характеризуют информированность человека в самых разных сферах жизни.

Вербальный интеллект . Понимание любого текста предполагает, как минимум, знание значений слов и умение правильно строить предложение. Текст -это не просто набор слов или предложений. Для его понимания необходимо установление смысловых связей и выявление отношений как между отдельными словами и предложениями, так и между более крупными фрагментами. При этом используется - чаще всего неосознанно - ряд логических приемов, составляющих основу мышления (выделение существенного, установление отношений тождества и противоположности и т.п.).

  • > Параметр «умозаключения» характеризует умение пользоваться формальными логическими приемами построения умозаключений.
  • > Параметр «чувство языка» показывает умение человека ощущать смысловые нюансы слов, а, следовательно, точнее понимать, передавать и принимать информацию.
  • > Параметр «смысловые обобщения» отражает способность человека (основанную на умение различать смысловые нюансы слов) делать смысловые обобщения.

Технический интеллект . Успех в решении различного рода задач определяется не только наличием специальных знаний, но особенностями мышления, которые проявляются в умении анализировать условия задачи, выдвигать и проверять гипотезы в разных способах решения, отбирать наиболее оптимальные способы, находить закономерности и т.п. Одной из существенных характеристик мышления является способность решать задачи «в уме», одновременно удерживая в голове и условия задачи, и весь процесс ее решения.

  • > Параметр «числовые операции» характеризует не только способность считать «в уме», но и понимать сущность количественных отношений. Такое понимание позволяет находить простые способы решения, легко и быстро выполняемые мысленно.
  • > Параметр «числовые закономерности» отражает умение человека «видеть» и «достраивать» числовые закономерности.
  • > Параметр «пространственные операции» характеризует умение оперировать пространственными (геометрическими) образами на плоскости: сравнивать размеры и форму геометрических фигур, выделять и комбинировать их элементы, перемещать на плоскости. Процесс решения многих задач осуществляется с использованием геометрических образов, составляющих основу пространственного мышления. Способность создавать геометрические образы и оперировать ими в пространстве - необходимое условие освоения сферы технического знания, решения технических, конструкторских задач.

Показатели теста КОТ имеют значимые корреляции с академической успеваемостью студентов, а полученные в результате многочисленных исследований данные позволяют предположить, что тест затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей человека. Результаты теста считаются достоверными только при первом его выполнении.

Для проведения тестирования необходимо иметь «Бланк ответов» и брошюру с заданиями, которые выдаются респонденту. Брошюра с заданиями содержит четыре раздела: 1) краткая информация о тесте, 2) инструкция, 3) примеры заданий, 4) задания теста. На кафедре Психологии Московского государственного строительного университета в качестве теста КОТ используется адаптированный В.Н. Бузиным тест Вандерлика с незначительными изменениями А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой (Приложение 6).

Тест КОТ содержит 50 заданий. Выполнить все задания теста за 15 минут нормативного времени удается только 3...5% испытуемых. Поэтому для завершения работы дается еще 15 минут дополнительного времени, после чего работа прерывается. При этом оценка интегрального показателя интеллекта проводится только по количеству правильно выполненных испытуемым заданий за первые 15 минут работы (нормативное время), а уровень частных параметров интеллекта (качественный анализ интеллекта) - за все время (30 минут) работы над тестом.

Оценка уровня общих интеллектуальных способностей варьируется в диапазоне от 0 до 50. Однако сам по себе абсолютный результат по тесту часто бывает недостаточен. По нему можно сравнивать людей между собой. Но определить уровень результата (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) невозможно. Кроме того, испытуемые могут отличаться друг от друга по социально-демографическим характеристикам (возрасту, образованию и др.). Низкий показатель для выпускника университета может быть высоким для старшеклассника. Чтобы преодолеть эту проблему, в психодиагностике пользуются тестовыми нормами, отражающими результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основных параметра:

  • Выборочное среднее М.
  • Среднее квадратическое отклонение S.

В таблице 8 приводятся некоторые статистические нормы для интегрального показателя (уровня общих интеллектуальных способностей) краткого ориентировочного теста (Психологическая диагностика в управлении персоналом, 1999).

Выборочное среднее М и среднее квадратическое отклонение S используются для оценки результата А испытуемого следующим образом:

  1. Если А < (М - S), то считается, что респондент продемонстрировал низкий результат по данной шкале.
  2. Если А > (М + S), то, что результат считается высоким.
  3. Если (М + S) > А > (М - S), то это средний результат.

Тест Векслера

Для диагностики умственного развития учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена. Тест Векслера необычайно популярен во многих странах мира, поэтому рассмотрим его подробнее.

Тест включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Он предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым.

В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. В 1955 г. была опубликована одна из послед них шкал интеллекта для взрослых(WAIS), в которую вошло 11 субтестов.

Помимо шкал для взрослых Векслером были созданы шкалы для детей (от 6,5 до 16,5 лет). Детский вариант теста включает 12 субтестов.

1. «Осведомленность». Испытуемому задаются 30 вопросов из разных областей знаний (житейских, научных) и диагностируются особенности памяти и мышления.

2. «Понятливость». Субтест включает 14 вопросов, ответы на которые требуют умения строить умозаключения.

3. «Арифметический» субтест представляет собой 16 задач, решение которых требует умения оперировать числовым материалом, сообразительности, внимания.

4. «Сходство». Испытуемому необходимо выполнить 16 заданий на нахождение сходства понятий, что требует умения логически обрабатывать понятия и проводить операцию обобщения.

5. «Словарный» субтест требует от испытуемого определить 40 понятий как конкретных, так и абстрактных. Для выполнения заданий необходим большой словарный запас, эрудированность, определенная культура мышления.

6. «Повторение цифр». Этот субтестдиагностирует особенности внимания и оперативной памяти, в нем требуется повторить за экспериментатором ряд цифр, который может включать от трех до девяти знаков.

7. «Недостающие детали». Испытуемому предъявляются 20 картинок с изображениями предметов, у которых отсутствуют какие-то детали, их и необходимо назвать. Здесь особенно важны внимание, перцептивные способности.

8. «Последовательные картинки». Испытуемому предъявляются 11 сюжетных картинок, которые следует положить в таком порядке, чтобы получился рассказ с последовательными событиями. Необходимо логическое мышление, понимание сюжета, умения организовать его в единое целое.

9. «Кубики Косса». Испытуемому предлагается из кубиков с разноокрашенными гранями сложить модель по образцу, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственные способности.

10. «Складывание фигур». Необходимо из разрезанных частей сложить завершенные фигуры (лошадь, машина и др.). Нужно уметь работать поэта лону, соотносить части и целое.

11. «Кодирование». Даны цифры от 1 до 9, каждой из которых соответствует какой-то знак, требуется, глядя на образец, проставить соответствующие значки предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

12. «Лабиринты». Требуется найти выход из изображенных на листе бумаги лабиринтов. Диагностируется умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

Тест прошел все необходимые проверки. Получены высокие показатели его надежности и валидности.

Векслером была создана также шкала для дошкольников и младших школьников (для возраста от 4 до 6,5 лет). Эта шкала была опубликована в 1967 г. Она состоит из 11 субтестов. Стандартный IQ, вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и квадратическое (стандартное) отклонение 15.

В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге.

Одним из самых существенных недостатков теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения (что характерно для многих зарубежных методов), поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с испытуемыми (А.Г. Шмелев, 1996).

Еще одним очень популярным тестом умственного развития, который пригоден для младших школьников, является тест Дж. Равена, или «Прогрессивные матрицы Равена». Тест Равена - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними.

Это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. в черно-белом варианте и в 1949 г. в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. При выполнении теста испытуемый должен проанализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и вы брать отсутствующую часть путем сравнения с пред лагаемыми на выбор ответами. Для успешного выполнения заданий от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, умение мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление, своеобразная «визуальная логика» (А.Г. Шмелев, 1996).

Результаты тестирования с помощью теста Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд - Бине, высока его надежность. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ.

Интеллектуальный тест (ГИТ), для диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов.

Он разработан словацким психологом Дж. Вандой. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др., 1993).

ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия - все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.

ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

В первом субтесте от испытуемого требуется как можно быстрее и точнее выполнить ряд простых указаний (подчеркнуть самое большое из чисел, оценить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т.д.). Для правильного выполнения всех заданий требуются элементарные знания в объеме третьего класса средней школы. Сложность состоит в том, чтобы быстро схватить смысл инструкции и как можно точнее ее выполнить.

Второй субтест (арифметические задачи) построен по принципу теста достижений. Он выявляет овладение конкретными учебными навыками в области математики.

Третий субтест содержит 20 заданий, представляющих собой предложения с пропущенными слова ми. Эти пропуски должен самостоятельно заполнить сам школьник. Успешность выполнения заданий зависит от умения улавливать смысл предложения, навыков его правильного построения и словарного запаса. Ошибки допускаются теми учащимися, которые еще недостаточно овладели умением строить сложные конструкции предложений с использованием слов, не несущих основную информативную нагрузку.

Выполнение следующего субтеста (определение сходства и различия понятий) показало, что он слабо дифференцирует испытуемых - почти все учащиеся успешно справились с входящими в него заданиями. Затруднения вызывают пары слов, значения которых малознакомы учащимся данного возраста («трудность - проблема», «мнение - взгляд» и др.). Сама логическая операция, задействованная в этом субтесте, вполне доступна школьникам, она отрабатывается в школе при необходимости нахождения синонимов и антонимов.

Субтест «аналогии» включает 40 заданий. Овладение этой операцией необходимо и на этапе усвоения ребенком знаний, и на этапе их применения. Включенные в субтест слова должны быть хорошо известны учащимся данного возраста. Задания субтеста включали логические отношения «видрод», «часть - целое», «противоположность», «порядок следования» и др.

В следующем субтесте требовалось закончить число вые ряды, поняв закономерность их построения. В ГИТ ряды образуются: 1) путем увеличения или уменьшения каждого последующего члена ряда за счет приближения к предыдущему или вычитания из него определенного целого числа - 14 заданий; 2) путем умножения (или деления) каждого последующего числа на целое число - 2 задания; 3) путем чередования действий сложения и вычитания - 3 задания; 4) путем чередования действий умножения и сложения - 1 задание.

Данный субтест оказался мало доступным для учащихся, входивших в обследованную выборку. Большой процент ошибок начинается уже с четвертого задания и значительно возрастает с одиннадцатого, где вводится более сложный алгоритм построения ряда. Ошибочные решения возникают из-за недостаточно развитого умения анализировать условия. Сложившийся стереотип отыскивания правил построения ряда направляет мысль ученика на то, что правило должно остаться неизменным. Недостаточная гибкость мышления, неумение быстро найти новый способ действия приводят к ошибкам. В учебной деятельности школьники этого возраста редко сталкиваются с необходимостью резкой смены алгоритмов решения задач. Чаще алгоритмы решения задаются учителем, и от детей требуется только их освоение и закрепление путем решения школьных однотипных заданий.

Качественный анализ теста показал основные причины затруднений, которые могут испыты вать учащиеся при его выполнении. Среди них: а) отсутствие конкретных знаний в определенной области (незнание понятий, сложных синтаксических структур и др.); б) недостаточное владение некоторыми логико-функциональными отношениями между словами; в) определенная ригидность, стереотипность подходов к решению некоторых заданий; г) некоторые особенности мышления младших подростков (ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий и др.). Необходимо учитывать, что все эти затруднения связаны с особенностями психического развития и жизненного опыта детей этого возраста (Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, 1995).

Школьный тест умственного развития(ШТУР)

Для диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов коллективом К. М. Гуревича разработан школьный тест умственного развития, ШТУР.(Психологическая диагностика.,2005).

В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4 - на классификацию, 5 - на обобщение и 6 - на установление закономерностей в числовых рядах.

От традиционных тестов ШТУР отличают ряд особенностей:

Иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу);

Коррекционная направленность методики, то есть возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.

ШТУР соответствует высоким статистическим критериям, которым должен соответствовать любой диагностический тест. Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении задач определения умственного развития учащихся подросткового возраста.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Он используется для диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы). Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Тест разрабатывался, в первую очередь, как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.

Кроме того, по результатам тестирования можно выделить приоритетное развитие гуманитарных (по результатам выполнения первых четырех субтестов), математических (5 и 6-й субтесты) или технических (7 и 8-й субтесты) способностей, что может быть использовано в проведении профориентационной работы.

Тест умственного развития - АСТУР

Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов в Психологическом институте РАО был разработан специальный тест умственного развития - АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М.К.Акимова, Е.М.Борисова, К.М.Гуревич, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, А.М.Раевский, Н.А.Ференс).

Тест включает 8 субтестов: 1) осведомленность; 2) двойные аналогии; 3) лабильность; 4) классификации; 5) обобщение; 6) логические схемы; 7) числовые ряды; 8) геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного) и преобладании вербального или образного мышления.

Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность после дующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «лабильность»), что является показателем выраженности свойств нервной системы («лабильности - инертности»). Ниже приводятся примеры субтестов, входящих в тест АСТУР.

1. Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение словом из пяти приведенных слов: а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

«Противоположным слову «отрицательный» будет слово...

2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенные понятия таким образом, чтобы между первым словом задания и первым словом одной из данных на выбор пар было такое же соотношение, как между вторым словом задания и вторым словом этой же пары. Например: Стол: х = чашка: у

а) мебель - кофейник

б) обеденный - посуда

в) мебель - посуда

г) круглый - ложка

д) стул - пить

Правильным ответом будет «мебель - посуда».

3. «Лабильность». В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и без ошибок вы полнить ряд простых указаний, например, таких: «Напишите первую букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца».

4. Классификации. Даются шесть слов. Среди них нужно найти, только два, которые можно объединить по какому-то общему признаку. Например: «а) кошка, б) попугай, в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица». Искомые слова будут «дог» и «спаниель», поскольку их можно объединить по общему признаку: и то, и другое слово обозначает породу собак.

5. Обобщение. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов), и записать это понятие в бланк для ответов. Например, «дождь - град». Правильным ответом будет слово «осадки».

6. Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить «дерево» логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а отношения между ними - стрелкой. Например: «а) такса, б) животное, в) карликовый пудель, г) собака, д) жесткошерстная такса, е) пудель». Схема такова (см. рис.14):

Рис.14.

7. Числовые ряды. Предлагаются числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо определить два числа, которые были бы продолжением соответствующего ряда. Например: «24681012??» В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие числа будут 14 и 16.

8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

Проведение теста занимает около полутора часов. Тест проверен на надежность и валидность и пригоден для отбора студентов на разные факультеты.

Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную ее оценку. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функциониро-вания интеллекта, т.е. способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее.

Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Умение в короткие сроки решить большое число сложных задач либо способность найти нетривиальное решение? Эти вопросы рассматриваются теорией интеллектуальных различий. В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1) биологическая: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”;

2) педагогическая: “способность к обучению, обучаемость”;

3) структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Рассмотрим подробнее структурную концепцию. Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Джоном Кеттелом . Именно он впервые употребил слово “тест”. Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине: в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно широкое распространение получила идея стадийного различия – умственный возраст. Надо сказать, что эта методика применима только для детей до 12 лет. Для детей старше 12 лет на первое место выступает уже не возраст, а индиви-дуальные различия, что подтверждено многими исследованиями (факт стабилизации ЭЭГ как показатель определенной физиологической зрелости). В 1911 г. Штерн объединил эти две концеп-ции, предложив термин IQ – “интеллектуальное частное”, – отношение умственного возраста к хронологическому.

В настоящее время широкое распространение получили разработки в области определения IQ Г.Ю. Айзенка. Фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протека-ния психических процессов. По Айзенку, между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень способностей опреде-ляется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала. Задания делятся на два типа: закрытые (необходимо выбрать верное решение); открытые (найти ответ). При этом ответов может быть два, три и т.д. Максимально открытая задача состоит в том, чтобы найти наибольшее количество ответов за фиксированный промежуток времени.

Исследования показали, что разные люди по-разному справляются с этими двумя типами задач. Особенно ярко это выражено у детей. Так, один ребенок может хорошо справляться с задачами закрытого типа, в то время как задачи открытого типа могут вызывать у него затруднения, и наоборот. В связи с этим в тест необходимо включать задачи обоих типов.

Интеллектуальные способности бурно стали изучаться с появлением факторного анализа.
Л. Терстоун предложил метод группировки тестов на основе матриц корреляций между всеми парами тестов, включенных в единую батарею. Этот метод позволяет выделить несколько незави-симых “латентных” факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов. Первоначально Л. Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследо-ваниях воспроизводились 7.

V. Словесное понимание: тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т.д.

W. Речевая беглость: измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определен-ной категории и т.д.

N. Числовой фактор: тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычис-лений.

S. Пространственный фактор: делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости), второй связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память: измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия : определяется по быстрому и точному усвоению деталей, сходств и различий в изображениях. Терстоун разделяет вербальный (“восприятие клерка”) и “образный” подфакторы.

I. Индуктивный фактор: тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности.

Факторы, обнаруженные Л. Терстоуном, как показали данные дальнейших исследований, оказались зависимыми (неортогональными). “Первичные умственные способности” коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого “G-фактора”.

На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочислен-ные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея тестов общих способностей (GABT), Тест структуры интеллекта Амтхауэра и ряд других.

В предложенной Р. Кэттеллом модели интеллекта выделено три вида интеллектуальных спо-собностей: общие, парциальные (частные) и факторы операции. Он попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале (“Тест интеллекта, свободный от культуры”, CFIT, 1958). Разработано три варианта этого теста:

1) для детей 4–8 лет и умственно отсталых взрослых;

2) две параллельные формы (А и В) для детей 8–12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;

3) две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

В иерархических моделях факторы способности помещаются на разных “этажах”, определяе-мых уровнем их обобщенности. Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона. На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену (G-фактор). На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (близкие к тому, что называется “словесно-логическим” мышлением в терминах отечественной психологии) и практико-технические способности (близкие к наглядно-действен-ному мышлению). На третьем уровне – специальные способности (S): техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, в низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы, на диагностику которых направлены различные тесты. Иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь Д. Векслера, которые были созданы на ее основе.

Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов (память, внимание, воображение, речь, восприятие), используются для диагностики умственного развития.

Психодиагностические задачи, решение которых требует применения тестов интеллекта: диагностика готовности к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, определение сложностей и отклонений в развитии
и др.

Большинство психологов в настоящее время признают, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, т.е. уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в представленный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Наряду с этим признано, что тестовые испытания дают ценный материал о достигнутом уровне развития тех или иных способностей, что может быть эффективно использовано для разных задач обучения и воспитания.

Рассмотрим некоторые психодиагностические методики по их отнесенности к разным возрастам.

Тест Векслера впервые был опубликован в 1939 г. По своей форме он является индивидуаль-ным (т.е. может проводиться только с одним испытуемым) и включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ.

В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. В 1955 г. была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS), в которую вошло 11 субтестов.

Помимо шкал для взрослых, Векслером были созданы шкалы для детей (от 6,5 до 16,5 лет). Детский вариант теста включает 12 субтестов.

1. “Осведомленность”. Испытуемому задают 30 вопросов из разных областей знаний (житейских, научных) и диагностируются особенности памяти и мышления (например: кто такой Александр Македонский? Что такое конфискация? Когда бывает 29 февраля?).

2. “Понятливость”. Субтест включает 14 вопросов, ответы на которые требуют умения строить умозаключения (что ты будешь делать, если порежешь себе палец? Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? и т.п.).

3. “Арифметический” субтест представляет собой 16 задач, при решении которых нужно оперировать числовым материалом, нужна сообразительность, внимание (если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей? У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?)

4. “Сходство”. Испытуемому необходимо выполнить 16 заданий на нахождение сходства понятий, здесь требуется логически обрабатывать понятия и проводить операцию обобщения. (Инструкция: “Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…”. Предложить задание № 5: Слива – персик (или вишня). При неудаче оказать помощь: “У них есть косточки, это фрукты, они растут на деревьях”).

5. “Словарный” субтест требует от испытуемого определить 40 понятий как конкретных, так и абстрактных. Для выполнения заданий необходимы большой словарный запас, эрудированность, определенная культура мышления (например, предъявляется слово “велосипед”. Возможные ответы и их оценка: “2” – вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, без мотора (или его надо ногами крутить); “1” – у него педали, колеса (другие части – не меньше двух);
“0” – у меня такой есть. Большой, трехколесный, для детей.

6. “Повторение цифр”. Этот субтест диагностирует особенности внимания и оперативной памяти; требуется повторить за экспериментатором ряд цифр, который может включать от трех до девяти знаков.

7. “Недостающие детали”. Испытуемому предъявляются 20 картинок с изображениями предметов (рисунок 6), у которых отсутствуют какие-то детали, их и необходимо назвать. Здесь особенно важны внимание, перцептивные способности.

Рисунок 6. Пример картинок субтеста “Недостающие детали” теста Векслера

8. “Последовательные картинки”. Испытуемому предъявляют 11 сюжетных картинок (рисунок 7). Их следует положить в таком порядке, чтобы получился рассказ с последовательными событиями. Необходимо логическое мышление, понимание сюжета, умение организовать его в единое целое.

Рисунок 7. Пример картинок субтеста “Последовательные картинки” теста Векслера

9. “Кубики Косса”. Испытуемому предлагается из кубиков с разно окрашенными гранями сложить модель по образцу, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические, пространственные способности испытуемого.

10. “Складывание фигур”. Необходимо из разрезанных частей сложить завершенные фигуры (мальчик, лошадь, машина и др.) (рисунок 8). Нужно уметь работать по эталону, соотносить части и целое.

Рисунок 8. Пример стимульного материала субтеста “Складывание фигур” теста Векслера

11. “Кодирование”. Даны цифры от 1 до 9, каждой из которых соответствует какой-то знак. Требуется, глядя на образец, проставить соответствующие значки предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

12. “Лабиринты”. Нужно найти выход из изображенных на листе бумаги лабиринтов (рисунок 9). Диагностируется умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

Рисунок 9. Пример стимульного материала субтеста “Лабиринты” теста Векслера

Тест прошел все необходимые проверки. Получены высокие показатели его надежности и валидности. Векслером была создана также шкала для дошкольников и младших школьников
(для возраста от 4 до 6,5 лет). Эта шкала была опубликована в 1967 г. Она состоит из 11 субтестов. Стандартный IQ, вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и квадратическое (стандартное) отклонение 15.

Один из самых существенных недостатков теста Векслера – неотчетливость его содержатель-ного наполнения (что характерно для многих зарубежных методов), поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с испытуемыми (А.Г. Шмелев, 1996).

Еще одним популярным тестом умственного развития, который пригоден для младших школьников, является тест Дж. Равена , или “Прогрессивные матрицы Равена”. Это тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти законо-мерные связи между ними.

Черно-белый вариант теста предусмотрен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6–8 предложенных. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая из которых включает 12 однотипных матриц, расположенных в порядке возрастающей трудности. Тест не ограничен во времени и может проводиться как индивидуально, так и в группе.

При выполнении теста испытуемый должен проанализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и выбрать отсутствующую часть путем сравнения с предла-гаемыми на выбор ответами. Для успешного выполнения заданий от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, мысленно оперировать образами в пространстве, а также хорошо развитая перцепция, логическое мышление (своеобразная “визуальная логика”).

Более простой вариант “Цветные матрицы Равена” включает серии заданий (А, Ав, В).
Он предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет, для лиц старше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушения в интеллек-туальной сфере. Помимо обычной бланковой формы, тест существует в виде так называемых “вкладышей”, когда испытуемый может пользоваться вырезанными карточками с вариантами ответов, вкладывая выбранную часть в качестве недостающей детали (чаще всего это используется для дошкольников).

Результаты тестирования с помощью теста Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд-Бине. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычис-лением IQ.

Для диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов словацким психологом
Дж. Вандой разработан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) . Он переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др., 1993).

ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько испытуемый к моменту обследо-вания овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умения выполнять некоторые логические действия – все это характеризует уровень умственного развития испытуе-мого, существенный для успешного прохождения школьного курса.

ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение пред-ложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

В первом субтесте от испытуемого требуется как можно быстрее и точнее выполнить ряд простых указаний (подчеркнуть самое большое из чисел, определить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т.д.). Для правильного выполнения всех заданий необходимы элементарные знания в объеме третьего класса средней школы. Сложность состоит в том, чтобы быстро схватить смысл инструкции и как можно точнее ее выполнить.

Второй субтест (арифметические задачи) построен по принципу теста достижений и выявляет овладение конкретными учебными навыками в области математики.

Третий – содержит 20 заданий, представляющих собой предложения с пропущенными словами. Эти пропуски должен самостоятельно заполнить сам школьник. Успешность выполнения заданий зависит от умения улавливать смысл предложения, навыков его правильного построения и словарного запаса. Ошибки допускаются теми учащимися, которые еще недостаточно умеют строить сложные конструкции предложений с использованием слов, не несущих основную информативную нагрузку.

Выполнение следующего субтеста (определение сходства и различия понятий) показало, что он слабо дифференцирует испытуемых: почти все учащиеся успешно справились с входящими в него заданиями. Затруднения вызывают пары слов, значения которых малознакомы учащимся данного возраста (“трудность–проблема”, “мнение–взгляд” и др.). Сама логическая операция, задействованная в этом субтесте, вполне доступна школьникам, она отрабатывается в школе при необходимости нахождения синонимов и антонимов.

Субтест “аналогии” включает 40 заданий. Овладение этой операцией необходимо и на этапе усвоения ребенком знаний, и на этапе их применения. Включенные в субтест слова должны быть хорошо известны учащимся данного возраста. Задания включали логические отношения “вид – род”, “часть – целое”, “противоположность”, “порядок следования” и др.

В следующем субтесте требовалось закончить числовые ряды, поняв закономерность их построения. В ГИТ ряды образуются путем:

1) увеличения или уменьшения каждого последующего члена ряда за счет приближения к предыдущему или вычитания из него определенного целого числа (14 заданий);

2) умножения (или деления) каждого последующего числа на целое число (2 задания);

3) чередования действий сложения и вычитания (3 задания);

4) чередования действий умножения и сложения (1 задание).

Качественный анализ теста показал основные причины затруднений, которые могут испытывать учащиеся при его выполнении:

а) отсутствие конкретных знаний в определенной области (незнание понятий, сложных синтаксических структур и др.);

б) недостаточное владение некоторыми логико-функциональными отношениями между словами;

в) определенная ригидность, стереотипность подходов к решению;

г) некоторые особенности мышления младших подростков (ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий и др.).

Необходимо учитывать, что все эти затруднения связаны с особенностями психического развития и жизненного опыта детей этого возраста (Е.М. Борисова, Г.П. Логинова, 1995).

Для диагностики умственного развития учащихся 7–9-х классов коллективом К.М. Гуревича разработан Школьный тест умственного развития (ШТУР).

В его задания включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, опреде-лялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 – на общую осведомленность; 3 – на установление аналогий; 4 – на классификацию; 5 – на обобщение; 6 – на установление закономерностей в числовых рядах.

От традиционных тестов ШТУР отличается следующим:

– иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статисти-ческой нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу);

– коррекционная направленность методики, т.е. возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.

ШТУР соответствует высоким статистическим критериям, которым должен отвечать любой диагностический тест. Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении задач определения умственного развития учащихся подросткового возраста.

Для диагностики умственного развития старшеклассников (8–10-е классы) может быть использован Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра . Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Разрабатывался он в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При создании теста автор исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Он состоит из девяти субтестов (осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоми-нание вербального материала), каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два – пространственное вообра-жение, один – память.

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа “умственного профиля” он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти, значит, у испытуемого больше развиты теорети-ческие способности, если наоборот, то практические.

Кроме того, по результатам тестирования можно выделить приоритетное развитие гуманитар-ных (по результатам выполнения первых четырех субтестов), математических (5-й и 6-й субтесты) или технических (7-й и 8-й субтесты) способностей, что может быть использовано в ходе прове-дения профориентационной работы.

Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов в Психологическом институте РАО разработан специальныйтест умственного развития – АСТУР (для абитуриентов и старшеклассников). Он создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, А.М. Раевский, Н.А. Ференс).

Тест включает 8 субтестов: 1 – осведомленность; 2 – двойные аналогии; 3 – лабильность;
4 – классификации; 5 – обобщение; 6 – логические схемы; 7 – числовые ряды; 8 – геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного) и преобладании вербального или образного мышления.

Проведение теста занимает около полутора часов. Он проверен на надежность и валидность и пригоден для отбора студентов на разные факультеты.

Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умствен-ного развития, тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест “лабильность”), что является показателем выраженности свойств нервной системы (“лабильности – инертности”).

Loading...Loading...