Как делать SWOT-анализ. Как делать анализ произведения. Анализ литературного произведения

Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает данный стих впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.

Шаги

Часть 1

Анализ формы

    Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стих. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или удивили. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.

    • Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму стиха. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
  1. Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?

    • Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
    • Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения и делайте кратковременные остановки.
    • Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи чтения такого стиха. Прослушайте записи и при этом активно следите за текстом. Не полагайтесь только на звуковое восприятие.
  2. Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стиха есть ритм и размер, если он написан по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты стиха. Единственный вид стиха, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.

    • В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждое последнее слово в строке? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
    • Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
  3. Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стиху определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.

    Проанализируйте литературные приемы. В контексте формы стихотворения поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стих более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.

    • Рифмы - повторение конечных звуков в словах (например, "лицо" и "крыльцо"). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
    • Ономатопея - звукоподражание посредством слов (например, “жужжание” пчелы).
    • Аллитерация - повторение начальных согласных звуков (например, “вздохи ветра”).
    • Ассонанс - повторение гласных звуков в любой части слова (например, “папаха”).
    • Консонанс - повторение гласного звука в конце нескольких слов (например, “кедр” и “бодр”).
    • Метафора - сравнение предметов или явлений в переносном значении (“я - печальная птица”).
    • Сравнение - уподобление предметов или явлений со словом “будто” или “как” (например, “Я будто одинокая пташка на ветвях”).
  4. Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты , баллады, акростихи , белые стихи, хайку , синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.

    • Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.

    Часть 2

    Анализ содержания
    1. Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста стиха. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте остального текста стиха? Название добавляет основной мысли глубины?

      • Иногда название указывает на целевую аудиторию стихотворения. В качестве примеров можно привести названия “Матери” или “Моей возлюбленной”. Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения (например, “Сонет 18” или “Копающие”).
    2. Определите повествователя. Поэт и повествователь - не всегда одно и то же лицо. Таким лицом в стихотворении может выступать даже второстепенный персонаж. Автор стиха может рассказать сюжет от первого (“я”), второго (“ты”) или третьего лица (“она, он, они”).

      • Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Постарайтесь правильно уловить тип повествования, чтобы точно проанализировать значение стиха.
    3. Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, то сделайте паузу и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.

      • Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
      • Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
      • Используйте такой же подход для имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
    4. Определите тон и настроение стиха. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.

    5. Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью этот стих был написан, чтобы уловить контекст. Возможно, автора стиха вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.

      • Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Учитывайте год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
    6. Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.

      • Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: “(и) больше ничего”. Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
    7. Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении - еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?

      • Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
      • Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.

Кому и для чего нужен SWOT-анализ. Как его правильно проводить. Какие виды SWOT-анализа существуют и в какой ситуации их применять.

Начиная какой-либо бизнес-проект, многие сталкиваются с необходимостью планирования своих действий на короткий или длительный промежуток времени. Для того чтобы планирование было адекватным текущей ситуации, необходимо учесть собственные возможности, которые можно использовать для достижения цели, недостатки, могущие помешать этому, а также влияние внешних факторов на успех предприятия. Одним из эффективных методов оценки является SWOT-анализ, который позволит, учитывая все реалии, построить наиболее эффективную стратегию продвижения, сбыта, рекламных кампаний и любой деятельности, касающейся жизни проекта.

Что такое SWOT-анализ

В настоящее время существует несколько методов оценки текущего положения компании, доказавших свою практическую эффективность при стратегическом планировании. Самыми популярными являются SNW-анализ и SWOT-анализ.

SNW-анализ позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. В то же время SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT-анализ заключается в оценивании плюсов и минусов компании в перспективе достижения цели или выполнения поставленной задачи, а также все возможности и риски внешней среды, в которой эта компания существует. Этот метод незаменим при стратегическом планировании и постановке целей и задач организации, а также для выбора способов их достижения и решения.

Название SWOT представляет собой английскую аббревиатуру: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно эти параметры оцениваются в анализе.

Какие вопросы решает применение SWOT-анализа

SWOT-анализ в первую очередь направлен на оценку всех факторов, которые могут повлиять на достижение компанией поставленной цели. Поэтому выполнять этот анализ нужно, опираясь на конкретную задачу.

SWOT помогает ответить на такие вопросы:

  • какими ресурсами располагает компания и что будет необходимо для достижения поставленной цели;
  • какой ресурс будет потрачен на достижение цели;
  • какие ресурсы можно привлечь из внешней среды;
  • что препятствует достижению цели внутри компании;
  • какие факторы во внешней среде могут замедлить или затруднить достижение поставленных целей;
  • в качестве общего вывода - достижима ли поставленная перед компанией цель и при каких условиях это возможно;

Проще говоря, применяя этот метод, аналитик ясно видит, что можно сделать для достижения цели, какими средствами располагает компания для этого, и есть ли средства достижения цели, которые можно взять из внешнего мира. Также оцениваются факторы риска и способы их предотвращения.

Видео: что такое SWOT-анализ и как его сделать

Суть и разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ представляет собой описание всех вышеназванных факторов, а его результаты чаще всего визуализируют в форме таблицы.

Таблица SWOT

Внутри компании Во внешнем мире
Преимущества Сюда вносится всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании) Сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Недостатки В эту ячейку вносится всё, что может ограничивать
в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании)
В эту ячейку вписываются экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (угрозы)

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ - это самая простая и быстрая форма проведения анализа. Она включает учёт и оценку внутренних и внешних факторов из таблицы, приведённой выше. Все эти факторы анализируются и сводятся в следующую таблицу, которая называется перекрёстной матрицей. В эту матрицу вносятся только те факторы, которые можно соотнести между собой. Например, высокие темпы производства (сильная сторона предприятия) позволят воспользоваться высоким спросом на товар (возможность). Или недостаточность опыта (слабая сторона) может помешать реализовать поставленные задачи в условиях высокой конкуренции (угроза).

Преимуществом экспресс-анализа является его простота и возможность сделать быстро. А также такая форма SWOT-анализа позволяет отразить внутренние и внешние факторы в их взаимодействии, что немаловажно для формирования стратегии организации.

Недостатком такого анализа является его поверхностность и тот факт, что в матрицу не попадают те элементы, которые также могут иметь важное значение для развития компании, но их нельзя связать с возможностью или угрозой.

Таблица: перекрёстная матрица SWOT

Сводный анализ

Сводный анализ - это анализ как настоящего момента, так и длительных перспектив развития компании или продукта. Этот вид анализа чаще всего используется в комплексе с другими инструментами исследования рынка. Для проведения сводного анализа необходимо выписать все факторы в таблицу SWOT, затем оценить каждый фактор с точки зрения его веса для компании и вероятности его возникновения в будущем.

Сводный анализ делается тщательно, в процессе используются данные, полученные путём других исследований, по возможности ситуация исследуемой компании сравнивается с ситуацией конкурентов. А также разрабатываются методы улучшения ситуации.

Смешанный анализ

Смешанный тип анализа попросту объединяет в себе два предыдущих. Это детальное исследование позиций фирмы на перспективу, результаты которого вносятся в перекрёстную матрицу.

Принципы проведения

Чтобы результаты SWOT-анализа имели достоверность, важно придерживаться некоторых принципов при его проведении:

  1. Избегать субъективности. Если вы оцениваете продукт, то его уникальность и полезность должны быть не вашим личным мнением, а результатом опросов, фокус-групп или других исследований, позволяющих статистически достоверно оценить мнение рынка. Сильные и слабые стороны должны считаться таковыми не по мнению аналитика, а по результатам проведённых исследований и в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов.
  2. Ставить максимально конкретные цели. Просто оценивать ситуацию бессмысленно, если нет критерия оценки, которым становится значимость исследуемых факторов для цели. Надо от чего-то отталкиваться. Чем конкретнее будет цель, тем достовернее и полезней в практическом применении будет результат.
  3. Чётко классифицировать элементы SWOT по таблице. Не стоит путать внешние угрозы со слабыми сторонами или возможности с ресурсами. Мода на ваш продукт будет вашей возможностью увеличить продажи, а высокое качество продукта (опять же, в сравнении с конкурентами и по мнению рынка) будет вашей сильной стороной.
  4. Комбинировать SWOT с другими методами исследования. Важно, чтобы элементами матрицы были не домыслы аналитика, а реально подтверждённые практикой или исследованиями факты. Чем больше информации доступно аналитику, тем точнее будет результат.
  5. Анализировать только те факторы, которые будут нужны для достижения поставленных задач и выстраивания нужной стратегии.

Все слабые и сильные стороны, угрозы и возможности определяются фактическими данными и результатами маркетинговых ислледований, имеющимися в открытом доступе или полученными аналитиком

В некоторых случаях необходимо учитывать только те слабые и сильные стороны внутри компании, на которые можно повлиять. Один знакомый маркетолог рассказывал о том, как был выстроен SWOT-анализ деятельности производственной организации, с которой он работал. При этом было решено оценивать максимально очерченную и поддающуюся влиянию область: деятельность отдела продаж. Ни продукт, ни производственная деятельность при этом не учитывались, так как реконструировать планировали именно менеджмент данного отдела с целью увеличения продаж (на тот момент компания работала себе в убыток). Цель была также поставлена максимально конкретная и доступная для понимания в цифровом эквиваленте: разработать стратегию увеличения продаж уже существующего продукта без модернизации производства (на это в тот момент у компании просто не было ресурса). Именно такая конкретная постановка вопроса привела к эффективности стратегического планирования в дальнейшем.

Для чего и кому нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ - инструмент, имеющий нужный эффект при верном его применении. Как и топор, который будет отлично рубить дрова, но совершенно не подходит для приготовления каши (хотя у русских солдат на этот счёт может существовать другое мнение), SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту.

При этом во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

В каких случаях SWOT-анализ не помешает:

  • при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
  • в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
  • в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Несмотря на то что в теории SWOT-анализ стоит делать при начинании любого проекта, так как это покажет целесообразность начинания, позволит взвесить все риски и оценить возможности, соразмерив их с внутренним ресурсом, на практике чаще всего новички этим пренебрегают. Многие бизнес-проекты с нуля начинаются абы как, без построения стратегии и уже потом, после первых успехов руководители обращаются к маркетологам. Тем не менее определённый процент таких проектов, созданных на энтузиазме, приходит к прочному положению на рынке. Чаще всего к SWOT-анализу прибегают уже те, кто набил шишки на своих первых бизнес-проектах, а также предприниматели, обладающие достаточным опытом и знаниями для того, чтобы понять необходимость исследования рынка и собственного продукта (организации).

SWOT-анализ позволяет сформировать план действий по достижению цели

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

В небольшое дополнение к другим грамотным ответам:

Глубокий анализ текста, на мой взгляд, всегда должен производиться не с позиции читателя, и даже не с позиции персонажей книги, а с позиции автора произведения. Таким образом, анализируется не почему персонаж Х сделал Y, а почему автор именно в этом месте этого произведения сделал такой сюжетный ход, почему автор использовал такое слово в этом предложении, какую авторскую задачу воплощает в себе этот персонаж, и так далее. По сути, нужно пытаться буквально заглянуть в голову автору и попытаться понять, о чем он думал в процессе написания каждой страницы.

Впрочем, без прямого подтверждения ваших додумок от автора, сделать это крайне сложно, и таким образом как раз рождается огромное количество безумных теорий о том, что "синие занавески на самом деле символизируют одиночество автора".

8 6 898 0

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

Автор и название

В первом пункте анализа стихотворения укажите имя автора и заголовок его работы.

Если название отсутствует, напишите причину, по которой автор решил оставить произведение без заголовка.

История создания

В этом пункте укажите, кому адресовано стихотворение. Под чьим впечатлением автор его создал, что натолкнуло его на написание, кто вдохновил, какие жизненные моменты повлияли на сюжет произведения.

Основная мысль

В третьем пункте анализа всегда указывается тема, идея и основная мысль, пронзающая всю работу.

  • Тема указывает, о чем написано произведение. Очень часто она совпадает с названием работы.
  • Идея состоит из того, что именно автор желает нам донести с помощью стиха.
  • Основная мысль – понятие более широкое. Описывая ее, следует указать, что автор одобряет в работе – какого героя, какую человеческую черту, поступок, ситуацию, взгляд.

Возможно, смысл стиха очень глубокий, или в его сюжете открытый финал. Может быть, в произведении есть спорные моменты, которые можно рассматривать, исходя из разных точек зрения.

Каждое со своих мнений желательно подкреплять цитатами из произведения.

Художественные приемы

Это очень важные момент в процессе анализа стихотворения. Для усиления смысла и насыщения содержания творческими элементами, авторы используют множество приемов:

    Метафора.

    Художественное описание, сравнение.

    Градация.

    Нарастание событий.

    Олицетворение.

    Предоставление неживым предметам признаков живых.

    Литота.

    Преуменьшение признаков в художественном смысле.

    Гипербола.

    Преувеличение признаков в художественном смысле.

    Инверсия.

    Неправильный порядок слов в строке.

    Эпитеты.

    Признаки героя, явления, предмета.

    Сравнения.

    Сопоставление признаков двух героев, ситуаций, моментов или предметов, ирония – скрытая насмешка и множество других.

Необходимо указать наличие тех или иных художественных приемов и подкрепить свою мысль цитатами. Цитаты могут повторяться в описаниях приемов.

Рифма, размер

Чтобы определить рифму стиха, прочитайте его несколько раз. Обратите внимание на последние буквы строк. В зависимости от частоты их совпадений можно определить вид рифмовки:

  • Параллельная – если рифмуются каждые две последовательные строчки;
  • Перекрестная – если рифмуются строки через одну;
  • Кольцевая – если в четверостишии рифмуются первая с четвертой, а вторая с третьей строкой.

Стихотворный размер также следует указать.

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения - пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора - это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний - главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» - это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну - с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле - метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение - это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб - один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтар ным бл еском»;
  • «по утр еннему сн егу»;
  • «прозр ачный л ес»;
  • «н етер пел иво»;
  • «весёл ым тр еском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Loading...Loading...