Каким бывает снег. С. Иванов. Каким бывает снег IV. Изучение нового материала

Разработка урока по литературному чтению

для 2 класса

по теме: «Каким бывает снег? по С.Иванову»

учителя начальных классов

Паниной Ирины Александровны

Тема: Каким бывает снег? по С.Иванову Задачи: Ознакомить учащихся с текстом, формировать умения осознанного и правильного чтения; - развивать наблюдательность, умение сравнивать изучаемый материал с окружающей действительностью и с произведениями искусства; формировать навыки общения в группе; - воспитывать интерес к родной природе, эстетические качества. Оборудование: иллюстрации картин К.Юона «Мартовский снег», «Март», обучающий мультфильм «Почему все снежинки разные», видеоролик «Первый снег», проектор, компьютер Ход урока: I .Организационный моментПрозвенел уже звонок Начинаем наш урок. Мы друг к дружке повернулись И немножко улыбнулись. Пожелаем все удачи Чтоб решить поставленные задачи. II .Актуализация знаний1.Язычковые упражнения -Чтобы хорошо читать, необходимо язычок свой нам размять (движения языком вперёд- назад, вправо - влево, вверх - вниз, «чистим зубы», «облизываем варенье с губ», лошадка копытцами стучит) 2.Дыхательные упражнения А)(задуваем свечу большую – глубокий выдох, много маленьких свечек- отрывистые выдохи, на ладошку села снежинка – сдуем её) Б) скороговорка Белый снег, белый мел, Белый заяц, тоже бел. А вот белка не бела Белой даже не была.

3. Проверка домашнего задания: А)«Конкурс чтецов» стихотворения В.Кириленко Протянула я ладошку, Чтоб схватить снежинку – крошку, И её поймала! «Мама! Вот что в кулачке!» - А снежинки нет в руке… Плохо я держала – и она сбежала.
III . Сообщение темы урока. Мотивация.Девиз урока: «Умную речь приятно слушать» Загадка: Он всё время занят делом Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (снег) На уроке нам предстоит ответить на ряд вопросов(записаны на боковой доске): 1.Что такое снег? 2. Из чего он состоит? 3. Каким бывает снег? 4.Нужен нам снег вообще? IV . Работа над материалом урока

    «Проблемный вопрос»
Что такое снег? (ответы детей)
    Чтобы узнать ответ на второй вопрос, нам достаточно посмотреть мультфильм «Почему все снежинки разные» Давайте проверим: правильно ли нарисовали дома снежинки наши дети
рисунки детей - «Снежинка – балеринка» (домашнее задание)
    Попробуем найти ответ на четвёртый вопрос
(ответы детей записываю на лучиках снежинки) Упражнение «Снежинка»
Белый лёгкий пушистый
ослепительный искристый
    Беседа
Ребята, а когда выпадает снег? Уточните, в каком месяце.
    Работа с текстом
А) Словарная работа: В тексте встретятся слова и выражения: робкий, мгла, канатоходец, проталины, бездонное небо, дух захватывает, нахлобучить шапку, семена-самолётики. Как вы понимаете значение этих слов и словосочетаний? Б)Задание перед чтением : - С чем сравнивает автор снег, землю? В) чтение учителем - Чтобы узнать каким ещё бывает снег, давайте прослушаем рассказ С. Иванова и украсим нашу снежинку. После прочтения рассказа, дописать на лучиках каким ещё бывает снег. - Сумел ли автор передать нам своё настроение? Г) Упражнение «Углы» 1группа – при чтении текста должна найти описание состояния неба и снега в октябре, 2 группа - в январе, 3 группа – в феврале, 4 группа - в апреле. (результаты записываются на доске в таблицу) Название месяца Д) соотношение текста и иллюстраций - Как вы думаете, какой снег изображён на картинах К.Юона? Почему вы так решили? 7. Интерактивное упражнение «Перекрёстный бой» (работа в группах) - Как вы думаете: нужен ли нам снег?(создаётся 2 команды единомышленников. В течении 2-3 минут обдумывают свои доводы. Затем по очереди приводят свои доказательства) Вывод: Зима без снега - не зима, но нужно быть предельно внимательными и аккуратными, чтобы не попасть в беду. V . Итог урока- О каком снеге идёт речь: А) Злой и колючий; Б) Дырявый, липкий; В) Робкий, тихий. VI . Домашнее заданиеЧитать и пересказывать с. 70-72 Мини – сочинение «Первый снег» VII . РефлексияВидеоролик «Первый снег» Источники:
    «Отгадай» Л.В.Гураш, Г.Г.Клюева, А.М.Богуш, Киев, 1981г. « Протянула я ладошку» В.Кириленко «Почему все снежинки разные»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт детей; формировать читательские умения; знакомить с литературоведческими понятиями; обогащать речь обучающихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас детей; пробуждать видение красоты природы.

Оборудование: карточки со словами, музыкальные фрагменты из произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, фрагмент из кинофильма “Морозко”, телевизор, магнитофон, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина

Ход урока

I. Организационный момент:

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте послушаем стихотворение З. Александровой “Зима”, которое вы учили наизусть (опрос 3 учеников).

III. Постановка целей:

Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный ,
Под луною голубой .
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый ,
И пушистый, как медведь .
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!

Правильно это снег. А какие слова, сравнения вам помогли отгадать загадку.

Посмотрите, как по–разному можно сказать о снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на улице. И каждый раз нас восхищает красота снега, его неповторимость. Давайте посмотрим отрывок из фильма “Морозко”, и полюбуемся красотой зимнего леса.

Оказывается снег можно не только нарисовать или увидеть, его можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникнут перед вашими глазами.

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением С. Иванова и узнаем много интересных сравнений и эпитетов, о том каким бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче.

IV. Изучение нового материала.

1) Первичное восприятие:

С. Иванов. Каким бывает снег (читает учитель).

Понравился ли вам рассказ?

2) Работа над первой частью.

Давайте начнём знакомиться с описанием снега в первой части, но перед этим узнаем значение нескольких слов.

  • Словарно-лексическая работа:
  • Чтение текста по цепочке.
  • Беседа после чтения:

О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском).

  • Слушание музыкального фрагмента

Прослушайте музыкальный фрагмент, который как бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость первого снега. (Звучит первый фрагмент: П. И. Чайковский Рождество)

Увидели ли вы первый снег, представили его.

В этой части мы встречаем такое выражение поле, освещённое солнцем жизни. Это образное выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит, сияет в этом поле. (Это молодые ростки)

Как бы вы назвали первую часть.

  • На доске появляется название 1 части, эпитеты и сравнения.

3) Работа над второй частью.

А теперь мы повстречаемся с другим снегом. Давайте вновь узнаем секреты слов.

  • Чтение по абзацам.
  • Беседа после чтения.

О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)

Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)

Что говорится о солнце? (Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет)

Какое небо в январе? (Синее и бездонное)

А сейчас послушайте и почувствуйте в музыке мощь и силу январского снега. (Музыкальный фрагмент П. И. Чайковского Бородино)

Так как же мы назовём вторую часть.

  • На доске появляется название 2 части, эпитеты и сравнения

V. Физминутка.

Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся.

VI. Изучение нового произведения.

1) Работа над третьей частью.

Продолжим раскрывать описание снега в рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И перейдём к третьей части.

  • Словарно-лексическая работа.

Познакомимся с некоторыми словами.

  • Чтение про себя.
  • Беседа после чтения

Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун)

Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)

И читать эту часть надо напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше понять интонацию чтения давайте послушаем музыкальный фрагмент. (Музыкальный фрагмент М. Мусоргского “Избушка на курьих ножках”)

  • Интонационное чтение

А теперь давайте вместе хором попробуем прочитать третью часть и передать характер февральского снега. (Интонационное чтение)

Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)

  • На доске появляется название 3 части, эпитеты и сравнения

2) Работа над четвёртой частью.

Итак, мы подошли к последней четвёртой части и снова обратимся к словарику.

  • Словарно-лексическая работа.
  • Чтение по цепочке.
  • Беседа после чтения.

О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)

Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)

Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)

Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)

Ещё раз прочитаем какой же апрельский снег.

Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)

  • На доске появляется название 4 части, эпитеты и сравнения

VII. Обобщение

О чём мы сегодня говорили? (О том, какой бывает снег)

Какой же первый снег?

Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите сравнения, эпитеты.

Выполните задание в литературной тетради на странице 57 №1.

Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег? (Он разный в разные месяцы и для него подходят разные описания и сравнения)

  • Выставление оценок.
  • Задание на дом.

Дома подготовьте пересказ близко к тексту одной понравившейся части.

Сложите альбомный лист бумаги 2 раза, разделив его на 4 части. Подпишите каждую часть по названию снега в произведении и зарисуйте, попытайтесь передать при помощи карандаша характер снега.

Снежок порхает, кружится

Ответы к стр. 58

Сергей Иванов
Каким бывает снег

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»

Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»

Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.

1. Каким бывает снег? Укажи ⇒

в октябре ⇒ робкий
в январе ⇒ тяжёлый
в феврале ⇒ злой
в апреле ⇒ дырявый

2. Прочитай текст молча. Подготовь выразительное чтение. Подчеркни слова, которыми автор передаёт восхищение зимним днём.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо . А небо сине, бездонно . Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит . И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

3 ∗ . Запиши описание февральского снега (часть 3). Как автор называет снег? Подчеркни.

Самый злой и колючий – это февральский снег. Злится февральский снег, лютует… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!

Loading...Loading...