Клавдий гален и его труды. Достижения Клавдий гален биография

Клавдий Гален – римский медик, хирург и философ греческого происхождения, живший во II веке нашей эры. Он получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество информации по медицине. В Риме Гален врачевал знать, был личным врачом нескольких императоров.

Теории Галена доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Студенты-медики изучали труды Галена до XIX века включительно, а его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.

– В современной популярной культуре образ хорошего врача – это некий эксцентричный или даже циничный человек. Герой того же Охлобыстина – доктор Быков – ведет себя подобным образом. Как, по-вашему, сочетается в этом контексте христианство и медицина в наши дни? Должен ли хороший врач быть циником?

Начну с того, что ни сериал «Интерны», ни «Доктор Хаус» не появились бы, если бы их герои соответствовали реальности. Конечно, каждая профессиональная категория богата на разных чудаков, но на самом деле подобного рода психология скорее большое препятствие для преуспевания в клинической медицине, потому что эта специальность сама по себе очень иерархична.

Большое значение имеет опыт, и всегда велика вероятность ошибки. Этот апломб (поведение эксцентрика на грани эпатажа), скорее, нехарактерная вещь. Среди хирургов есть условный типаж – «великие»: когда человек знает, что у него за спиной большой опыт, и он знает, что его оперативное искусство на грани возможного, у него может быть резковатое поведение. Но это не эксцентрика, как у Быкова, который тратит на это время и наслаждается этим.

Хирурга можно судить по тому, выжил больной, или его повезли в морг. У каждого хирурга есть свое кладбище. И вроде бы операция прошла хорошо, а тут – бац! – и осложнения на ровном месте. В неожиданных смертях могут быть виноваты и не связанные с заболеванием факторы. А в другой раз врач вроде бы и недоволен качеством операции, и сомнений много, а пациент прекрасно выздоравливает. На все воля Божья!

В «Искусстве медицины» Галена, величайшего теоретика и практика медицины II века от Р.Х., была фраза о том, что задача врача – создать условия для выздоровления. С пациентом можно надевать различные маски, чтобы добиться нужного эффекта, но гордыня тут совершенно не уместна. Лечит Господь, а врач или хирург должны ощущать себя лишь инструментами в руках Божьих. Кстати, и этика, и упование на Бога непосредственно формируют психотип врача.

– Расскажите, как возникла фигура Галена, философа, врача римских императоров и гладиаторов, в качестве предмета вашего изучения?

Буквально недавно, года четыре назад, я неожиданно столкнулся с фактом, что более крупного явления в истории медицины, чем Гален и галенизм, начиная с рождения метарационального познания, на самом-то деле и нет, нет источников, их надо перевести и ввести в научный оборот.

Очень интересна история перевода корпуса Галена на русский язык. Первый перевод относится к XV веку. Кирилл Белозерский перевел фрагменты «Комментариев Галена к творениям Гиппократа» для обучения братии, трудившейся в монастырской больнице. Рукопись «Галиново на Ипократа» (именно так озаглавил свой перевод святой Кирилл) была найдена в XIX столетии и опубликована Н.С.Тихонравовым.

Этот перевод хронологически совпадает с концом эпохи галенизма в медицине. Возможно, именно поэтому на русский язык вплоть до второй половины XX века труды Галена больше не переводились. Впрочем, русские историки медицины во многом стали новаторами.

В 1971 году под редакцией академика Терновского вышел обширный комментированный перевод работы “О назначении частей человеческого тела”. Однако после этого в отечественном, да и мировом галеноведении, наметилось затишье. И лишь в 2014 году благодаря стараниям нашей кафедры вышла коллективная монография “Гален: врач и философ”, а затем первый том “Сочинений” Галена.

– Как Гален повлиял на христианскую традицию?

Гален прекрасно знал про христианство и иудаизм. Есть фрагменты текстов, которые на это прямо указывают. Христиане знали про Галена, это точно. Существовала даже маленькая квазигностическая ересь, так называемая Симеона Кожевника, образовавшаяся под влиянием чтения Галена и его философских трактатов.

К первой половине III века складывается натурфилософская позиция христианской церкви. В части общего богословия, что касается границы с естественными науками, эта позиция складывается совершенно определенно. Я это связываю с именем святого Дионисия Великого. Фрагменты работы «О природе», что нам удалось перевести части текста это отрицательные отзывы Дионисия Великого о методистах, оппонентах Галена.

На Западе исследователи разделились на два лагеря: тех, кто считает, что Гален представитель античности, и тех, кто причисляет его к новой христианской цивилизации. Для меня Гален, безусловно, второе, хотя он не был христианином. Но он был совершенно лояльным христианам мыслителем. Несколько его трактатов имеют прямые параллели с работами Пахомия Великого, Антония Великого, порой есть даже буквальные совпадения. Отношения галенизма и христианства глубже и теснее, чем мы считали. Я думаю, что нас ждет еще немало сюрпризов в этой области.

– Существуют ли в современном мире в отношениях между Церковью и медициной следы галенизма?

Безусловно! Этика Галена и Гиппократа – это неразрывные вещи, они никуда не делись. Возьмите клятву Гиппократа. Это IV век до Р.Х., когда аборты не просто норма, а убийство детей распространено. В клятве Гиппократа категорический запрет помощи врача при абортах. А самоубийство! Скажем, у стоиков, достойный уход из жизни Сенеки – это почетно. Но по Гиппократу, врач не должен потворствовать эвтаназии.

Я сотрудничаю с Синодальным советом по биоэтике, который возглавляет отец Дмитрий Смирнов. Недавно мы обсуждали выведение абортов из системы ОМС. Какое бы я мнение, как врач и как верующий человек не имел, с точки зрения государственной политики, в здравоохранении мы не вправе запрещать любой женщине делать аборт, это ее собственный выбор.

Но почему мы должны за это платить? За убийство своих собственных детей, будущего нации? А платим за это из своих собственных отчислений, из налогов. Вот так причудливо переплетается этика Гиппократа и Галена с христианскими взглядами на современные вопросы биоэтики и систему здравоохранения.

– Если галенизм как парадигма медицинской науки не противоречит христианству, можно ли говорить о конфликте религии и науки вообще?

Разумеется, нельзя. Концепция конфликта науки и религии – относительно недавнее “изобретение”. Просто зарождение такой дисциплины как история науки связано с сильным влиянием этой идеи конфликта, связанной в первую очередь с «концепцией Дрейпера - Уайта». Два ученых, Эндрю Уайт и Томас Дрейпер, написали довольно фундаментальные по объему книги, которые были посвящены попытке доказать, что вся история зарождения, становления и развития науки это бесконечная история борьбы науки с религией, прежде всего с христианством, которое постоянно мешало развитию.

И до 90-х годов XX века концепция конфликта науки и религии это доминирующий в историографии взгляд на проблему. Это очень связано с идеей прогресса, которая очень популярна в начале XX века. Эта концепция, созданная либеральными учеными удивительным образом комплиментарна марксистской теории науки.

Однако, на мой взгляд, именно изучение галенизма и его взаимосвязей с христианством показывает, что ни протонаука, ни наука в собственном смысле слова, то есть наука Нового времени не смогла бы появиться без монотеистического, в первую очередь, христианского представления о мире. Усилия Альберта Великого и Фомы Аквинского в наибольшей степени позволили преодолеть в Западной Европе конфликт богословия и научного мировоззрения.

Вследствие дискуссии, которая имела место в стенах, прежде всего, Парижского университета и ряда других крупных образовательных площадок, были осуждены аверроисты, или неоаристотелики. В их осуждении заключалась очень важная и опасная ловушка, которая могла привести христианское богословие того времени к пониманию науки как врага.

Этого не произошло. И вследствие этого с XIII века начинается очень бурное развитие естествознания в Западной Европе. Именно об этом я говорил в Гарварде и нашел позитивный отклик у зарубежных коллег.

  • 4. Медицина эпохи возрождения. Главные черты естествознания. Опытный метод в науке.
  • 5. Медицина эпохи возрождения (анатомия а. Везалий, физиология у. Гарвей).
  • 10. Медицина Нового времени: развитие естествознания и медико-биологических наук (18 век)
  • 11. Медицина Нового времени: Общая патология (патологическая анатомия и физиология)
  • 12. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Терапия (внутренние болезни)
  • 13. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с болью.
  • 14. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с инфекцией.
  • 15. Медицина Нового времени: клиническая медицина. Хирургия. Борьба с кровопотерями.
  • 17. Медицина Нового времени: предупредительная медицина 18 века. Б.Рамаццини, э.Дженнер
  • 18. Медицина Нового времени: зарождение медицинской бактериологии и иммунологии. Роль Пастера, Коха, Мечникова.
  • 19. Медицина Нового времени: экспериментальная гигиена. Роль м. Петтенкофера.
  • 20. Медицина Нового времени: Гигиена и общественное здоровье. Й.П.Франк. Первый закон об общественном здравии и государственное учреждение по охране общественного здоровья.
  • 21. Медицина Нового времени:Развитие экспериментального направления(мировая медицина XIX Века)
  • 22. Медицина Нового Времени: Диагностика. Методы объективного исследования больного
  • 23. Успехи хирургии в связи с великими научными открытиями XIX века
  • 24. Медицина Московского Государства. Создание государственной медицины. Аптекарский приказ, аптеки, больницы, военная медицина, военные госпитали.
  • 25. Развитие медицинского образования в России (18 век).Становление и подготовка первых врачебных кадров. Первые российские профессора медицины.
  • 29. П.А.Загорский и его анатомическая школа.
  • 30. А.М. Филомафитский – создатель первой физиологической школы в России.
  • 34. Мудров-основоположник клинической медицины в россии
  • 36. Развитие экспериментально - физиологического направления (медицина России 1-ой половины 19 века)
  • 37. Клиническая медицина России 1-ой половины 19 века.
  • 39. Развитие теоретической медицины 2-ой половины 19 века (морфологические науки: анатомия, гистология, пат. Анатомия).
  • 40. Развитие теоретической медицины 2-ой половины 19 века (физиологической направление)
  • 46. Развитие общественной медицины в России. Земская медицина.
  • 47. Развитие общественной медицины в России. Городская и Фабрично- заводская медицина.
  • 48. Экспериментальная гигиена в России 2 половины 19 века а.П.Доброславин.
  • 49. Общественная гигиена в России 2 половины 19 века ф.Ф. Эрисман.
  • 2.Период становления советского здравоохранения (1917-1920 гг.)
  • 3. Гален- великий врач древнего мира. Галенизм.

    Гален - римский (греческого происхождения) медик , хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию , физиологию , патологию , фармакологию , и неврологию , а также философию и логику .

    Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia – учение о жизненных процессах, от греч. physis – природа и logos – учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов (влияние христианства), и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий (1514-1564).

    Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

    Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась в Европе абсолютно верной и не подлежала критике вплоть, до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в своем труде «Возрождение христианства» впервые (в Европе) описал малый круг кровообращения (см. с. 185). Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г, английским ученым У. Гарвеем.

    Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. «Мне часто приходилось, – писал он, – водить рукой хирургов, мало изощренных в анатомии, и тем самым спасать их от публичного позора».

    Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493-1541).

    Гален жил в период разложения рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали как философия Платона, которая наряду с космологическим дуализмом (идеи и материи) признавала антропологический дуализм (тела и души), так и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного в природе (телеология).

    Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге – «душевная пневма» (spiritus animalis), в сердце – «жизненная пневма» (spiritus vitalis), – в печени – «естественная пневма» (spiritus naturalis). Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» (vis animalis), печень дает крови «естественную силу» (vis natu-ralis), пульс возникает под действием «пульсирующей силы». (vis pulsitiva) и т, п. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

    Галенизм.

    В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм – искаженное, одностороннее понимание учения Галена.

    Медицина эпохи Возрождения (в общем, чтобы не писать об этом в каждом вопросе)

    Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.


    Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

    Леонардо да Винчи (1452-1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

 Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514-1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica, 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

 Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510-1559) и Мигелем Серветом (1511-1553). Габриеле Фаллопий (1523-1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520-1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

 Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

 Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483-1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении… (De contagione…) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

 Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

 Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537-1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica, изданном уже в 17 в. (в 1617).

 Амбруаз Паре (ок. 1510-1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован, Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

    Величайшим ученым-медиком античного времени после Гиппократа был

    КЛАВДИЙ ГАЛЕН (131-201 гг. н.э.). Его идеи главным образом основывались на

    учении Гиппократа, а также Аристотеля в врачей позднего периода

    Александрийской школы. Соответственно мировоззрению античного времени,

    Гален понимал целостность организма. «В общей совокупности частей все

    находится во взаимном согласии и среди частей все содействует деятельности

    каждой из них». Спустя 6 столетий после Гиппократа он и систематизировал

    его гуморальную теорию патологии, которую полностью разделял! Гален

    представлял здоровье как равновесие и гармонию (краза) четырех элементов

    или соков тела: кровь, желчь, черная желчь, слизь (флегма): при болезни

    происходит нарушение правильного смещения соков (дискразия), после их

    «сварения» (кокцио) и удаления и организма вредностей наступает

    выздоровление. Это служило основанием для широкого применения слабительных,

    рвотных, потогонных, частых и больших кровопусканий. О чрезвычайной

    привлекательности и живучести этой теории свидетельствует ее признание

    вплоть до XIX века (!).

    Гален высоко ценил открытый Гиппократом первый научный закон медицины,

    утверждающий, что природа - лучший из врачей. Гален был универсальным

    огромные заслуги состоят в тщательном и подробном изучении анатомии и

    физиологии человека - фундаментальных наук врачебного образования. Эти

    обширные исследования изложены в книге о «Назначении частей человеческого

    тела». В его трудах, в том числе и п упомянутом выше, неустанно

    восхваляется целесообразность строения и функции каждого органа человека и

    животного; телеологические объяснения были решающими. Вместе с Аристотелем

    он утверждал, что природа ничего не делает без цели. Гален, давая анатомо-

    физиологнческие описания, все рассматривает под углом зрения «для чего», а

    не «почему», объясняет их полезность.

    В практической медицине Галену принадлежит заслуга изучения у больных

    пульса, о котором Гиппократ не упоминает; он различал 27 вариаций пульса.

    Он писал: «Науку о пульсе я сделал делом всей моей жизни,- и добавляет,- но

    кто после меня захочет посвятить себя этой науке в наш жалкий век, когда

    никто не признает другого бога, кроме богатства» . Изучая - особенности

    болевых ощущений, он первый пытался различить место их возникновения -

    апоневроз, плевра, кость, вены и т. п.

    В дело исследования больного Гален вносит рациональные требования:

    видимые симптомы следовало связать с повреждением определенно, го органа,


    затем определить природу поражения (воспаление и т. п.), а также установить

    причины (жар или холод, влажность или сухость).

    Изучение Галеном лихорадок - болезней, не имевших локализации и

    привлекающих особое внимание врачей с самого начала медицинской помощи,

    было очень тщательным. По тогдашним, а также и его воззрениям, всякие

    кожные кровоизлияния, сыпи, гнойнички и т. п. рассматривались как форма

    удаления болезненных соков, как начало возможного выздоровления.

    Создание впервые подробного анатомо-физиологического описания

    организма человека было качественно новым в развитии медицины. Гален -

    внедрял в основу врачевания и решения задач медицины фундаментальные

    дисциплины (анатомию и физиологию), поэтому его справедливо считают

    основоположником научной медицины (Б. Д. Петров)

    Принципами научного исследования для него были: «Тот, кто

    хочет созерцать создания природы, не должен доверяться трудам по анатомии,

    прежде всего строение каждой части, рассматривая факты, открываемые

    анатомированием на основании собственных наблюдений; ведь теперь книги

    тех, которые называк себя анатомами, изобилуют тысячами ошибок. В этом не

    трудно увидеть принцип современного естествознания - Nullius in verbd -

    с Асклепиадом, противником гуморальной теории, он указывает на ошибки

    последнего: «Одна - пренебрежением к анатомическим вскрытиям, другая -

    незнанием принципов логического мышления».

    В трудах Галена трактовка явлений природы исключительно

    телеологическая, например, «...во всем наш демиург при устройстве частей

    преследует одну только цель: выбор лучшего». Тезис о том, что «природа

    разумна» не только затрудняет усвоение его открытий, но и.противоречит

    современному естествознанию. В специальных исследованиях Галена

    обнаруживается немало неточностей, а иногда грубых ошибок. Например, он

    считал, что, пульсирующая сила артерий является главным двигателем крови по

    сосудам, хотя он же описал систолу и диастолу сердца; эта идея не так давно

    частично возродилась в теории «периферического сердца» М. В. Яновского.

    Наиболее примечательным было ошибочное представление о том, что переход

    крови из правого желудочка в левый происходит через межжелудочковую

    перегородку. Только в XVII веке труды Галена позволили исправить эту

    Гален - последователь высокой врачебной этики в духе

    Гиппократа - не мог равнодушно видеть падение морали многих целителей Рима:

    «Ум большинства врачей направлен не на науку, не на полезные рецепты;

    низкое корыстолюбие делает их способными на всякий постылый поступок

    (шантаж). Между разбойниками и врачами вся разница в том, что одни

    совершают свои преступления в горах, а другие в Риме». Он убежден, что «ни

    одному хорошему человеку не свойственна зависть к чему-либо, но он создан,

    чтобы всему помогать и все улучшать». Заканчивая книгу «О назначении частей

    человеческого тела», Гален писал, что «врач извлечет очень большую пользу

    для лечения из этой работы, так же как и из работы о функциях». Таким

    образом, в конце античного пе-эиода начали довольно основательно изучать

    подробности» организма человека, но к патологической анатомии еще не

    Гален, требовавший изучать все «своими глазами», избегать

    ученым в истории медицины. Он был непререкаем в течение 14 столетий. Часто

    считали, что скорее природа может ошибиться, чем Гален. Его книги (и его

    ошибки!) были канонизированы, как и священные книги церкви и труды древних

    С падением Рима наступило мрачное 1000-летие абсолютной власти церкви -

    средневековье. Мировоззрение средних веков было, по существу,

    теологическим..., церковная догма являлась сходным пунктом и основой

    всякого мышления». Научные исследования » новые знания ресследовались,

    невежество превозносилось. На страже догмы был костер. Только с развитием

    эпохи Возрождения «духовная диктатура церкви была сломлена, а с ней и

    появилась возможность полноценно изучать труды Гиппократа.

    К. Гален рассматривал «болезнь» как особое состояние, при котором

    происходит нарушение правильного смешения основных элементов и жидкостей

    организма. Это нарушение в свою очередь ведет к нарушению функции различных

    органов. Все эти отклонения являются источником определенной симптоматики,

    и смысл диагностики заключается в распознавании ее.

    При лечении болезней К. Гален широко использовал применение, диеты и,

    конечно, лекарственных средств. Применяя последние, он руководствовался

    разработанным им принципом противоположного действия. Он считал, что

    сухость можно умерить влагой, а тепло, или жар (повышенная температура

    тела), - холодом. Подробно изучая анатомию и физиологию, без которых Гален

    не мыслил прогресса в развитии медицины, он сделал значительные поправки в

    изучении человеческого организма. Если до него считалось, что в артериях

    течет пневма, то он первым сказал, что в них течет кровь. Им тщательно

    изучена и описана мышечная, пищеварительная и дыхательная системы. Какой бы

    орган или часть тела человека ни изучал Гален, он всегда старался понять

    не только его функцию, но и ту разницу, которая существует между органами

    человека и животных, в том числе и обезьяны. Каждую часть органа он не

    только подробно описывал, но и объяснял ее назначение. Сравнивая организм с

    неорганической природой, Гален пришел к выводу, то в природе все сделано

    приспособленно, целесообразно. Им обстоятельно описаны все кости и

    мышцы. По сравнению со своими предшественниками и прежде всего Эразистратом

    вносит многие уточнения в их описание. Тщательно, всего лишь с помощью

    скальпеля, он изучал нервы. Изучение центральной нервной системы и ее связи

    с периферической является главным в научных исследованиях Галена него над

    этой проблемой усиленно работали Алкмеон, Гиппократ, Эразистрат. Гален не

    только проверил изложенные ими данные, но и путем экспериментов внес многие

    уточнения и дополнения, ранее неизвестные медицине. Еще больший эффект произвела диссекция нервов, идущих к

    органам чувств, в результате чего животные утрачивали слух, зрение или

    обоняние в зависимости от того, целостность каких нервов нарушалась. Эти

    опыты производили при всех присутствующих, среди которых было немало

    врачей. Изучение нервов позволило Галену сделать вывод о том, что нервы по

    своей функциональной особенности делятся на три группы: те, что идут к

    органам чувств, выполняют функцию восприятия, идущие к мышцам ведают

    движением, а идущие к органам oxpaняют их от повреждения. Не все Галеном

    было понято правильно, но и то, что он познал свидетельствовало о

    прогрессе медицине.

    К. Гален внес определенный вклад в изучение психологи Тщательно изучая

    анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и

    ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Алкмеоном и

    Гиппократом, и вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу

    роль охладителя теплоты, идущей от сердца. Данные его работы носили

    материалистический характер. Они говорят о том, что ещё в древности хотя и

    на наивно материалистическом уровне учений о психике, но шла борьба против

    идеализма. И порой основанием для этой борьбы были достижения медицины и

    естествознания.

    Таким образом, К. Гален был одним из первых физиологов"

    экспериментаторов. Еще во II в. он делал опыты по перевязке нервов органов

    чувств. Так в те далекие времена была установлена связь нервов с

    ощущениями. Даже в головном мозге он пытался обнаружить участки, которые

    ведают ощущениями мышлением и произвольными движениями.

    Своеобразные мысли высказывал Гален в отношении функциональной

    деятельности нервной системы, ее связи с периферической нервной системой.

    Он считал, что в организме, помимо животной пневмы, лежащей в основе

    физиологических от! правлений, существует психическая пневма, которая

    выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами

    чувств ощущения, к мозгу, а от него несет к органам движения двигательные

    импульсы. Хотя это было наивно материалистическое представление, но и в нем

    уже гениально угадыва лась та действительно существующая замкнутая цепь

    нервной системы, которая с помощью нервных клеток передает полученные

    раздражения в виде различных ощущений в центральную нервную систему,

    которая помогает воспринять эти раздражения и ответить на них.

    В изучении анатомии Галеном были допущены ошибки. Разработанная им

    система кровообращения, хотя и была на вооружении врачей вплоть до XVII

    в., пока ее не исправил Гарвей, не отражала истинного состояния. По его

    теории, из печени грубая кровь (венозная) поступала непосредственно в

    правую половину сердца. На этот орган (сердце) им возлагалась функция по

    фильтрации крови. Он считал, что под воздействием теплоты сердца из крови

    удаляются негодные части. После этого через перегородку сердца очищенная

    кровь поступает левую половину сердца, откуда по всем сосудам разносится

    всему организму. Это была незаконченная схема. Она не отражала полного

    круга кровообращения.

    Родился Гален в Пергаме (Древняя Греция) примерно в 130 году в семье богатого архитектора. Отец Галена, Никон, был всесторонне развитым человеком, интересовался философией, литературой, математикой, астрономией и многими другими областями знаний. С юношеских лет Никон отдал Галена обучаться философии. Он мечтал, чтоб его сын стал политическим деятелем или философом. Однажды Никону приснился сон, в котором тот отдал сына учиться врачеванию. После этого Гален был отправлен на 4 года в Асклепион. Таким образом философия отошла на второй план, и Гален посвятил себя изучению медицины.

    После смерти отца, Гален совершил путешествия по разным странам, а также городам и островам древней Греции. Набравшись знаний и новых медицинских традиций, он вернулся в Пергам в 157 году. Там он работал врачом гладиаторов одного влиятельного первосвященника. Добился на данном месте определенных успехов: он уделял большое внимание травмам гладиаторов, вследствие чего уменьшилось количество их смертей. Спустя четыре года Гален перебрался в Рим, где продолжил врачебную практику. Сопровождал императоров Марка Аврелия и Луция Вера в период эпидемии во время походов в Германию.

    По возвращению в Рим, Гален был личным врачом императорского наследника Коммода. При дворе он написал много сочинений о медицине. Изучал данные об эпидемии, поразившей Римскую империю и унесшей более 3,5 миллионов жизней за пару лет. Он определил симптомы болезни, описал способы ее лечения. Чума, названная Антониновской чумой, а также по имени врача – чумой Галена, была вызвана вирусом оспы. Данная эпидемия стала самой большой в Древнем Риме по масштабу и заняла важное место в истории медицины.

    Гален является автором многочисленных трудов в области медицины и философии. До наших дней дошли лишь около 100 из них. Он создал теорию кровообращения, описал примерно триста человеческих мышц, определил роль нервов в организме человека, был основоположником фармакологии. Гален считался влиятельным и авторитетным врачом античности вплоть до конца средневековья.

    Среди ученых нет единого мнения относительно даты смерти великого врача. По разным данным, Гален умер в возрасте 70 или 87 лет в Риме.

    Оценка по биографии

    Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

    Медицина Галена и медицина колдуна Парацельса.
    Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541) Швейцарский врач и естествоиспытатель. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Был в ряду инициаторов применения химических лечебных препаратов в медицине. Считается одним из основателей современной науки. Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал каббалу. Вот что он пишет в книге «Парагранум» — «Изучай каббалу, она объяснит тебе все. Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… – все они матрицы благородной науки каббалистики.» Составлял астрологические календари.

    Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
    Получил большой опыт военного врача; при жизни публиковался мало. Много путешествовал по Европе, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
    Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.
    Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».
    Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.
    Мощное влияние и неповторимый духовный склад Парацельса в большей или меньшей мере затронули ход развития европейской философии, естествознания, медицины, повлияв на мистические концепции Я. Бёме, натурфилософские взгляды Я.Б. Гельмонта и Ф.М. Гельмонта, на учение Г.В. Лейбница о монадах («жизненных духах»), творчество И.В. Гёте, Ф.В.И. Шеллинга и Новалиса, а также на «философию жизни» Л. Клагеса.

    Таблица лечебных кровопусканий, созданная Парацельсом:

    Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, более известный как Парацельс:

    «Монархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, Принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лживых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей». Из манифеста Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (1493-1541)

    В 1527 году, приглашенный в Базельский университет на должность доктора медицины, он на первой же лекции сжег сочинения Галена и Авиценны .

    Казалось, нет болезни, которую Парацельс был бы не в силах излечить . Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он лечил сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифилиса на основе ядовитого мышьяка.

    В отличие от цирюльников, пускавших кровь, лечивших раны и в случае неуспеха прибегавших к ампутации, Парацельс просто очищал и осушал раны, веря, что остальное довершит целительная сила организма. Несмотря на высокий уровень успеха, до XIX века такой подход не прижился. Парацельс (прежде всего как практик) подчеркивал важность контакта врача с пациентом . Зная об эффекте плацебо, он использовал его во благо.

    Парацельс первым понял, что причина болезней шахтеров — пыль, а не подземные духи. Первым пришел к выводу, что базедову болезнь вызывает питьевая вода. И первым заявил, что сумасшествие — недуг, а не одержимость дьяволом , и потому пациенты требуют гуманного обращения.

    Библиотекам Парацельс предпочитал таверны, где часто перепивал всех. Уволенный с одного университетского поста, он с радостью стал бродячим лекарем. И все жеПарацельсу удалось невозможное . После публикации ряда его работ, в том числе знаменитой «Большой хирургии», научный мир со скрипом признал в нем талантливого ученого и медика.

    В 1541 году герцог Баварский предложил ему новую должность. Осенью Парацельсанашли мертвым в таверне Зальцбурга . Даже причина смерти загадочного целителя в 47 лет неоднозначна. Согласно одним слухам, он был убит в пьяной драке, согласно другим, отравлен врагами. Есть еще версия: Парацельс, составив завещание, умер через несколько дней от болезни сердца. Смерть Парацельса не означала конец. Признание пришло поздно, возможно, слишком поздно, но оно пришло.

    Каббалист и мистик , он верил, что весь окружающий нас макрокосм представлен в микрокосме сознания, и мозг, слепок Вселенной, может открыть все ее тайны. Эта вера в чудо была выше трав и минералов. Он писал о мечах, способных надвое разрубить наковальню; о заклинаниях, делающих невидимыми тела; волшебных средствах общения за сотню миль; о нимфах, сильфах и гномах…

    ____________________________________________________________________________________________

    Гален - Римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ.
    Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, и неврологию, а также философию и логику.

    Распространённое написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus ) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus).

    Сын богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких Римских императоров.

    Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором дал описание роли сердца в кровообращении. Студенты медики изучали Галена до 19 века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы актуальна и сегодня.

    Гален был убеждён в необходимости диеты, занятий спортом, гигиены и профилактики, изучил анатомию, лечение переломов и тяжёлых травм, называя травмы «окнами тела». За время его работы лишь 5 гладиаторов умерли, в сравнении с 60 при его предшественнике, что говорит о большом внимании, которое Гален уделял их травмам. В то же время он продолжал изучать теоретическую медицину и философию.

    Лечение по Галену - правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.

    В сочинениях Гален упоминал 304 растения, 80 животных и 60 минералов.

    Гален придерживался мнения, что в лекарственных растениях, которые и в его время составляли основную часть арсенала лекарственных средств, есть два «начала». Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое - бесполезно или даже вредно для организма. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого растительное сырье следует настоять или прокипятить с водой, вином или другой подходящей для приема внутрь жидкостью, которая использовалась затем как лекарство.

    Loading...Loading...