Комплексный анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…. Стихотворение А. А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе. Восприятие, истолкование, оценка Не знаю где приют

«О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не менее, их брак не был счастливым, и через несколько лет после замужества Менделеева ушла к поэту Александру Белому. Потом вернулась, раскаявшись в совершенной ошибке, и – вновь завела новый роман, от которого родила сына. Сам Блок в этот период тоже пережил несколько романтических увлечений. Супруги могли месяцами не видеть друг друга, так как Любовь Менделеева была актрисой и часто уезжала на гастроли. Но они по-прежнему оставались друзьями по настоянию поэта, который считал, что духовная близость гораздо важнее физической.

Тем не менее, Блок очень тяжело переживал проблемы в семейной жизни. И в 1908 году, когда Любовь Менделеева сошлась с Александром Белым, написал свое знаменитое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором рассказал о своих переживаниях. И признался в том, что сумел побороть в себе болезненную страсть к женщине, по воле судьбы сыгравшей роковую роль в судьбе поэта .

Стоит отметить, что будущие супруги были знакомы с детства, так как их семьи дружили. Однако когда спустя годы они встретились, то с трудом узнали друг друга. Блок влюбился без памяти в 16-летнюю красавицу, мечтавшую стать актрисой. Она же ответила на его ухаживания полным равнодушием. Блок к тому моменту увлекался мистикой и искал тайные знаки судьбы в любом стечении обстоятельств. И вот однажды, будучи студентом и начинающим поэтом, он встретил Менделееву на улице, посчитав, что это – не случайное совпадение. Блок не только убедил себя в том, что любит эту женщину, но и заразил саму Менделееву непоколебимой верой в то, что им суждено быть вместе. В 1903 году пара обвенчалась, но по-настоящему мужем и женой они стали лишь спустя год, так как поэт отказывался омрачать идеальный, по его мнению, духовный союз, плотскими утехами.

Действительно, многие очевидцы вспоминали, что в жизни Блок относился к Менделеевой не как к жене, а как к музе. И, вспоминая расставание с ней, написал в своем стихотворении, что «слезы лил, но ты не снизошла». Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» — портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта . И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение. Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве, не обращая при этом никакого внимания на жену, которая могла стоять у него за спиной. В результате поэт констатирует неизбежное: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь из дому ты ушла».

Примечательно, что Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла?», — вопрошает Блок. И сам себе отвечает, что это действительно так . Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение. Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола».

Поэт даже не мог предположить, что судьба навсегда связала его с этой женщиной. Она уходила и возвращалась. Блок даже согласился признать ее сына собственным ребенком, но при этом сам заводил романы на стороне. Однако до самой смерти считал, что Любовь Менделеева — это «святое место души».

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но -ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная,нашла...
Я крепко сплю, мне снится,плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла?
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Я не был - и по возрасту вряд ли мог быть - близок с Блоком. Но я встречался с Блоком, говорил с ним, помню многое, что он говорил, и об этом хочу рассказать.
В первый раз я увидел Блока в первую половину 1903 г. или в самом конце 1902-го, когда Блоку было 22 года, а мне - всего 12. Он пришел к моему брату Александру Васильевичу1 и сидел за нашим семейным вечерним чаем, в серой, как тогда носили, студенческой тужурке. Из всего, что было в этот вечер, я помню только одно, но зато помню хорошо: чтение стихов Блока и разговор о них. Началось с того, что отец мой среди какого-то, кажется, безразличного разговора вдруг несколько напряженным тоном сказал, обратившись к Блоку: «Александр Александрович! Прочтите стихи». На это Блок совершенно спокойно и просто ответил: «Да, я с удовольствием прочту». Он читал «Царица смотрела заставки». Отец - почитатель и переводчик Данте и Петрарки - улыбнулся с легкой иронией. «Ну зачем вы пишете декадентские стихи? Зачем синие загадки? Почему загадки - синие?». Блок, немного задумавшись, ответил: «Потому что ночь синяя», но тут же, засмеявшись, сказал: «Нет, конечно, не то». И желая, быть может, отвести упрек в декадентстве, прочел: «Я и молод, и свеж, и влюблен». «Вот это - совсем другое дело. Впрочем - ароматные слезы». Но Блок очень убежденно ответил: «Нет, у клена слезы - ароматные. Другой вопрос, могут ли быть слезы - у клена». На этом, кажется, спор закончился.
Я пропущу редкие встречи в последующие годы (в 1906-1909 гг. нередко в театре Комиссаржевской - на премьерах) и перейду к тому времени, когда я начал встречаться с Блоком вне

Семьи и вне отношений его с моим братом, а самостоятельно - как с писателем.
Первая такая встреча была в начале 1909 г. Она произошла как бы символически для меня - почти буквально на пороге редакции «Нового журнала для всех»2 и «Новой жизни», куда я шел за одним из первых моих литературных гонораров. «Вы - в „Журнал для всех“? - спросил Блок. Это ваши стихи были в журнале? Мне понравились». Это скупая похвала была бы мне еще более дорога, если бы я мог тогда предвидеть его позднейшие и столь же скупые: «Мне не понравилось». Поднявшись в редакцию, я увидел на редакционном столе листок, написанный четким блоковским почерком. Мне бросились в глаза строки:
Ты в синий плащ печально завернулась.
В сырую ночь ты из дому ушла.
Я не задавал себе вопросов, почему плащ - синий. Блок со всей системой своих образов к тому времени прочно вошел в мое сознание, во всю мою жизнь.

В.В. Гиппиус "Встречи с Блоком"

Читает В. Качалов

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - “О доблестях, о подвигах, о славе...”.
Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном {“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, - подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.
Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. У Блока:

Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” - “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” - “шли годы” и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Александр Блок многие свои произведения посвящал теме любви. В эти произведения он вкладывал всю свою суть, эмоции, переживания.

Будучи человеком крайне романтичным, щедрым на духовные личные чувства, он своими стихотворениями буквально создал школу любовных переживаний.

Посвящая стихи своей музе, своей прекрасной даме поэт буквально растворяется в собственных душевных порывах и непростых настроениях. Это высшая ценность его жизни.

Блок считал вершиной отношений - духовную близость.

История замысла и создания стихотворения

Блоковское стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» создано на реальных событиях, которые произошли с самим поэтом. Известно, что, увидев впервые свою будущую жену, автор был пленен и восхищен. Поэтому лирика этого периода так страстна и так впечатлительна. Он надеялся, что брак с любимой женщиной будет счастливым. Но все оказалось совсем не так, как планировал поэт.

Любовь Менделеева, жена поэта, оказалась не столь романтична, как желал этого Александр Блок. Очень быстро их отношения в браке пошли на распад и уже в 1908 году она покидает мужа, якобы уезжая на гастроли вместе с театром Мейерхольда. Кстати, в этом же году тридцатого декабря поэт и пишет это удивительное, но грустное стихотворение о своей печальной любви. Известно, что Любовь Менделеева после нескольких лет совместной жизни, ушла к другому – известному поэту А. Белому. Но затем снова вернулась к Александру Блоку, даже раскаивалась в том, что совершила такую грубейшую ошибку в своей жизни. И поэт ее прощает, так как за это время у него тоже было несколько романтических увлечений.

Но чего-то Любови Менделеевой не хватало в браке. Она снова увлеклась другим и ушла к нему. От этого человека она рожает сына, но после снова решает вернуться к поэту. Все это время они не прерывали связи, так как сам Александр Блок настаивал на дружбе, для которого духовная близость всегда была важнее физической. Известно, что они были знакомы с раннего детства, но затем, расставшись на время, встретились вновь. После того как они стали жить вместе, поэт не желал никаких плотских отношений, так как для него это было вторично и омрачало духовную близость. Любовь Менделеева была актрисой, которая каждый раз и после своих гастролей, и после новых увлечений, все равно возвращалась к Александру Блоку.

Все эти любовные треугольники в итоге выплеснулись в 1908 году в лирическое произведение.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь из дому ты ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.


С большой грустью поэт описывает ситуацию в которую он попал. Уход возлюбленной - вот трагедия, которая разыгрывается на глазах читателя. Полное отчаяние и разочарование охватывает главного героя «Я бросил в ночь заветное кольцо».

Остаются воспоминания, светлый образ, и как доказательство того, что всё было, фотография на столе «твое лицо в простой оправе». Печаль и боль утраты не вызывают отрицательных чувств. Главный герой вспоминает светлый образ «перед аналоем». Даже то, что любимая ушла к другому мужчине не позволяет очернить её имидж.

В своих страданиях поэт никого не винит, об ушедшей женщине не сказано ни одного плохого слова. Герою ничего не остаётся как смириться со своей участью. С тяжёлым сердцем он мысленно отпускает предмет своего обожания.

Чтобы легче справиться с утратой покинутый лирик своей рукой убирает фотографию женщины, надеясь что так ему станет легче.

Композиция «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Всё блоковское стихотворение делится на три большие части: первая – это автор пытается забыть любимую женщину, вторая – это его воспоминание о ней, третья – это решение отпустить. в итоге он убирает ее фотографию со своего письменного стола. Композиция в произведении кольцевая и помогает автору показать настоящее время, прошлое и то, что ожидает в будущем.

Поэт, пытаясь объяснить читателю свою главную мысль, использует большое количество глаголов, но только все они употреблены в прошедшем времени. Поэт показывает, что все уже прошло, и страданий в его жизни теперь совсем нет. Автор говорит о тех чувствах, которые он уже пережил, просто о них осталась память. Душа главного героя теперь успокоилась и он даже может спать, спокойно и без переживаний.

Интересен женский образ, который показывается Александром Блоком всего лишь в нескольких чертах-описаниях. Она прекрасна, нежна, независима, бесстрашна и горда. Отношение поэта к ней нежное, он словно создает из нее божество. И фотография ее, словно икона, стояла у него на столе. Она снится ему, словно она блаженство, грезы о ней доставляет поэту радость, а не страдания. Может быть, поэтому автор и выбирает для этого стихотворения форму послания – признания в любви.

Выразительные средства


Признание в любви, которое звучит в стихотворении Александра Блока, относится к тому времени, когда они были вместе с любимой женщиной, но теперь это время ушло и уже никогда не вернется. Автор старается использовать как можно больше выразительных средств, которые разнообразят художественный текст:

★ Метафоры.
★ Анафора.
★ Эпитеты.
★ Синтаксический параллелизм.
★ Сравнения.
★ Перифраз.
★ Олицетворения.
★ Инверсия.
★ Многоточия.


Всё это помогает восприятию стихотворения. К концу произведения читатель искренне сочувствует автору, разделяя его трагедию.

Символы в стихотворении


Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.

Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.

Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.

Анализ стихотворения


Любовная история, описанная в стихотворении, спорна и противоречива. Былого счастья не вернуть. Проблема, возникшая в семейной жизни - это судьбоносный рок!

Александр Блок относился к собственной жене в большей степени, как к музе, как к творческому вдохновителю. А Любовь Менделеева, хотя и была человеком искусства, актрисой, видимо, желала оставаться женщиной земной. В этом и было противоречие супругов, таких талантливых, и таких разных.

Для поэта его жена не только источник чистоты. Она ассоциируется у него со свежестью, с молодостью. Он отмечает, что после её ухода происходит прощание с юностью «Всё миновалось, молодость прошла!» Будто с уходом женщины главный герой потерял все ориентиры, но понял, что это точка невозврата. Точка невозврата в юность, любовь, былое счастье.

Надежды рухнули, поэтому он и убирает потрет любимой женщины со стола в самом финале стихотворения. Ему сложно это сделать, но он понимает, что должен. Поэт показал читателю, что разум все-таки победил над чувствами, и как бы печально ему ни было, он все-таки совершил финальный поступок. Это решение оказалось самым верным и правильным. Теперь это огромнейшее чувство любви уже не будет приносить ему столько боли и страданий. И может быть, вскоре появиться счастье в его жизни, а печаль и трагедия уйдет.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л. Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – . Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.

В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.

Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине. Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом. Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.

Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная». Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта. Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».

Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.

Loading...Loading...