Короткие рассказы по направлению цели и средства. Примерные сочинения по направлению "цель и средства". Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Цели и средства".

.

Комментарий ФИПИ: «Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали».


Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон.

1. Цель как основополагающая часть жизни человека. О роли и важности наличия цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям.

2. Цели бывают разными (истинные, ложные, великие, низменные, недостижимые, корыстные) Можно порассуждать о различиях цели и мечты, а также о том, как связаны цели человека с его личностью. К чему приводит стремление к тем или иным целям.

3. Цель оправдывает средство? Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели.

Цель - это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.
Синонимы: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, интенция, телос, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия, швырок, мечта-идея

Средство - прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-л.
Синонимы: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье,


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Цели и средства".

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон)

Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

Совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных - по их целям. (Ф. Бэкон)

Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий. (Конфуций)

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, - хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери)

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает... (А. и Б. Стругацкие)

Хочешь достигнуть цели своего стремления - спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл)

Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще, сильнейшим ударом сплеча. (У. Черчилль)

Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)

Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам. (Л. да Винчи)

Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)

На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко)

Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев)

Тот шагает быстрей, кто шагает один. (Дж. Лондон)

Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей. (Дж. Лондон)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)

В какую-то секунду пути цель начинает лететь на нас. Единственная мысль: не уклониться. (М.И. Цветаева)

Намерение воина сильнее любых препятствий. (К. Кастанеда)

Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления. (А. Рэнд)

Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений. (Т. Рузвельт)

Без какой-нибудь цели и стремления к ней не живет ни один жив человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище... (Ф.М. Достоевский)

Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. (Д. Дидро)

Ищи то, что выше того, что ты можешь найти. (Д.И. Хармс)

Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. (М. Шелли)

Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)

Сентябрь 13th, 2017 risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?

Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.

Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.

Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова . Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Цель и средства".

Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? Можно ли добиться цели, если все против тебя? Существуют ли недостижимые цели?
Множество примеров в жизни и художественной литературе свидетельствует о том, что человеческие возможности безграничны. Так, герой автобиографического романа Рубена Гальего «Белое на черном» является примером, подтверждающим мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой романа – сирота, которому, кажется, жизнь не приготовила ничего хорошего. Он болен, к тому же лишен родительского тепла. Еще в младенчестве он был разлучен с матерью, и его определили в детский дом. Жизнь его тяжела и безрадостна, но смелый мальчишка поражает своей целеустремленностью. Несмотря на то что его считают слабоумным и неспособным к обучению, он настолько страстно желает побороть судьбу, что добивается своей цели: становится известным писателем и вдохновляющим примером для многих людей. Все дело в том, что он выбирает путь героя: «Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Другими словами, следовать этим путем - значит быть сильным и не сдаваться до тех пор, пока не достигнешь цели, когда цель – это жизнь, а достижение цели - каждодневная борьба за существование.

Что такое «великая цель»? Какова цель существования человека? Какая цель может принести удовлетворение?
Великая цель – это, прежде всего, цель, направленная на созидание, на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. В повести В. Аксенова «Коллеги» мы видим героев, которым еще только предстоит осознать свое предназначение. Три друга: Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин, - выпускники медицинского института, ждут распределения после окончания учебы. Они еще не вполне понимают, как важна их работа, ведь совсем недавно они жили беззаботно: ходили в кино и театры, гуляли, влюблялись, спорили о предназначении врача. Однако после института они сталкиваются с реальной практикой. Александр Зеленин просит перевести его в поселок Круглогорье, он уверен, что друзья должны продолжать дело предков ради потомков. Благодаря своей работе он быстро завоевывает уважение местных жителей. В это время друзья Александра работают в морском порту, ожидая назначения на судно. Им скучно, они не понимают важности своего дела. Однако когда Зеленин получает серьезное ранение, друзья оказываются рядом. Теперь жизнь друга зависит только от их профессионализма. Максимов и Карпов делают тяжелейшую операцию и спасают Зеленина. Именно в это мгновение врачи понимают, в чем заключается великая цель их жизни. Они имеют огромную власть – вырывать человека из цепких лап смерти. Ради этого они и выбрали свою профессию, только такая цель может принести им удовлетворение.

Отсутствие цели. Чем опасно бесцельное существование? Для чего нужна цель? Может ли человек жить без цели? Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений , герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» - Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли своей первой цели, но надежда всегда остается.

Какие средства нельзя использовать для достижения цели? Оправдывает ли цель средства? Согласны ли вы с утверждением Эйнштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств. Какая разница между истинной и ложной целью? В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья? Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели ?Какая разница между истинной и ложной целью? Чем отличается цель от сиюминутного желания? Когда достижение цели не приносит счастья?
Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Цель и средства/ самопожертвование. Оправдывает ли цель средства? Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей? Достижение какой цели приносит удовлетворение?
Средства можно оправдать целью, если она благородна, как у героев рассказа О.Генри « ». Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуацией: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека.

Нужна ли цель в жизни? Для чего нужна цель в жизни? Почему важно иметь цель в жизни? Чем опасно бесцельное е существование? Какова цель существования человека? В чем разница между истинной и ложной?
Остроумная сатира на действительность - отличительная черта творчества О. Генри. В его рассказе « » затронута, пожалуй, одна из важнейших проблем общества. Повествование преисполнено комизма: главный герой мистер Тауэрс Чендлер, являясь обычным работягой, раз в 70 дней позволял себе роскошный поход по центру Манхэттена. Он надевал дорогой костюм, нанимал извозчика, обедал в хорошем ресторане, выдавая себя за богача. Однажды во время такой «вылазки» он повстречал скромно одетую девушку по имени Мэриан. Он был пленен ее красотой и пригласил пообедать. Во время разговора он все так же выдавал себя за богатого человека, которому ничего не приходится делать. Для Мэриан такой образ жизни был неприемлемым. Ее позиция была очевидной: у каждого человека должны быть стремления, цели в жизни. Не важно, богат или беден человек, он должен заниматься полезной работой. Только позже мы узнаем о том, что девушка на самом деле была богатой, в отличие от Чендлера. Он наивно полагал, что, выдавая себя за обеспеченного, не обремененного заботами и трудами человека, он может привлечь внимание прекрасной незнакомки, что люди будут относиться к нему лучше. Но оказалось, что бесцельное существование не только не привлекает, но и отталкивает. Манифест О. Генри направлен против бездельников и праздных людей, «вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом».

Целеустремленность. Согласны ли вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»? Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? Для чего нужна цель? Как вы понимаете высказывание Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»? Как достигнуть цели?
Существуют ли что-то за пределами наших возможностей? Если нет, то как достигнуть своей самой смелой цели? В своем рассказе « » А. П. Платонов дает ответы на эти вопросы. Он рассказывает историю жизни маленького цветка, которому суждено было родиться меж камней и глиной. Вся его жизнь была борьбой с внешними факторами, которые мешали его росту и развитию. Отважный цветок «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», потому был совершенно непохожим на другие цветы. От него исходил особый свет и запах. В конце произведения мы можем видеть, как его усилия не прошли даром, мы видим его «сына», такого же живого и терпеливого, только еще сильнее, поскольку жил он между камней. Эта аллегория применима к человеку. Цель человека достижима, если работать, не жалея сил. Если быть целеустремленным, то можно побороть любые преграды, а также воспитать детей по своему подобию, даже лучше. То, каким будет человечество, зависит от каждого, Не стоит бояться трудностей и опускать руки. Сильные личности, которым свойственна целеустремленность, «сияют» необыкновенным цветом точно так же, как и цветок А.П. Платонова.

Как общество влияет на формирование целей?
С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны Друбецкой и ее сына устремлены к одной дели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.

Цель оправдывает средства? Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши? Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга... в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

Может ли цель оправдывать средства? Как вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают»?
Вечный вопрос соотношения цели и средств затрагивается в романе-антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Повествование ведётся в далеком будущем, пред глазами читателя предстаёт «счастливое» общество. Все сферы жизни механизированы, человек не испытывает больше ни страданий, ни боли, все проблемы можно уладить, приняв наркотик под названием «сома». Вся жизнь людей направлена на получение удовольствия, их больше не мучают терзания выбора, их жизнь предрешена. Понятия "отца" и "матери" не существуют, поскольку детей выращивают в специальных лабораториях, исключая при этом опасность неправильного развития. Благодаря технологиям побеждена старость, люди умирают молодыми и красивыми. Даже смерть они встречают весело, смотря телепередачи, развлекаясь и принимая сому. Все люди в государстве счастливы. Однако далее мы видим оборотную сторону такой жизни. Это счастье оказывается примитивным, поскольку в таком обществе запрещены сильные чувства, разрушены связи между людьми. Стандартизация является девизом жизни. Искусство, религия, подлинная наука оказываются вытесненными и забытыми. Несостоятельность теории всеобщего счастья доказывают герои, такие как Бернард Маркс, Гульмгольц Уотсон, Джон, которые не смогли найти места в обществе, поскольку осознали в себе индивидуальность. Этот роман подтверждает следующую мысль: даже такую важную цель, как всеобщее счастье, нельзя оправдать такими ужасными методами, как стандартизация, лишение человека любви, семьи. Поэтому можно точно сказать, что путь, который приведёт к счастью, тоже очень важен.

Наблюдая за литературными героями, мы обращаем внимание на их жизненную позицию. Что движет ими, какие цели ставят перед собой, какой путь выбирают? Одни путешествуют по жизни «с казенной надобностью», задаваясь вечными вопросами «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Другие бегут под защиту Захара, на свой мягкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает». Третьи вообще смысл своего существования видят в обретении богатства и получении удовольствия. Однако симпатизируем мы все-таки тем героям, кто не превращает свою жизнь в тлен. Согласимся здесь с Иммануилом Кантом, который считал, что «жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и нравственности, не имеет никакой цели».

Итак, цель - это то, к чему стремится человек, чего он хочет достигнуть в жизни. Синонимы: стремление, намерение, жизненные ориентиры, идеал, мечта… Средство: способы, приемы, методы достижения цели.

Счастлив тот, кто имеет цель

и видит в этом смысл жизни.

Фридрих Шеллинг.

В словаре В.И. Даля читаем: «Цель - конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее».

Говоря о жизненных ориентирах человека, следует затронуть и вопрос о смысле бытия. Античные философы, к примеру, Аристотель видел основу существования человека в познании и мышлении, а Диоген - в стремлении к покою и созерцанию. Мы легко найдем литературных героев, чья жизненная позиция отражает суть их идей. С древнейших времен известна и философия гедонизма, полагавшая смысл жизни в получении удовольствия. Иммануил Кант видел смысл жизни в стремлении человека выработать в себе добрую волю. Имея волю, человек будет ставить перед собой те цели, которые сделают его жизнь свободной и счастливой. Как мы помним, к свободе стремился лермонтовский герой Мцыри. Немецкий философ Фридрих Ницше выдвинул теорию сильной личности, «духовной аристократии». Он считал, что только гении должны служить примером во всем для остальных людей. Наш небольшой экскурс в историю философии можно продолжать, но уже видно, что смысл жизни определяется теми целями, которые ставит перед собой человек.

Какие же это цели? Попробуем их классифицировать. К первой группе, без сомнения, отнесем благородные (благие), высокие, возвышенные цели. Человек, преследуя их, стремится: служить добру, правде, Отечеству; изменить мир в лучшую сторону, избавить его от страданий и пороков; применить свои знания, способности на благо людей; реализовать свои творческие способности.

В следующую группу определим те цели, о которых принято говорить «благими намерениями вымощена дорога в ад»; когда человек, движимый эгоизмом, тщеславием, желанием славы, богатства, власти, вступает на ложный путь.

В последней группе окажутся низкие, утилитарные, корыстные цели, которые в конечном итоге уродуют человека, превращают его в обывателя с низменными интересами и страстями.

* * *

Верный путь — тот, который ведет к жизни, к солнцу.

Альбер Камю

Какие произведения выбрать для сочинения на эту тему?

Здесь локомотивом могут стать программные тексты, которые изучаются в школе, «прицепом» пойдут схожие по проблематике произведения (из классической или современной литературы). Можно выбирать книги по принципу сближения или контраста. При этом важно помнить, что межтекстовые коммуникации сами по себе не возникают: следует найти смысловые элементы соединения - сходные темы, мотивы, аллюзии, даже художественный прием может стать опорой для перехода от одного текста к другому.

Например, «Белую гвардию» М.Булгакова можно соединить с «Капитанской дочкой» А.Пушкина . У Булгакова «все меряется Пушкиным и вдохновляется Пушкиным» (И. Золотусский). «Белая гвардия» начинается эпиграфом, взятым из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. - Ну, барин, — закричал ямщик, — беда - буран!» Буран, о котором предупреждал ямщик Гринева, стал предвестником новой исторической беды - революции и гражданской войны. Как поведут себя русские офицеры, их близкие - наследники Гринева и Маши Мироновой? Алексей Турбин, полковники Малышев и Най-Турс, юнкер Николай Турбин, Елена, смешной и нелепый Лариосик. Какая идея их объединяет? Может быть, идея сохранения Дома как оазиса культуры, вечных ценностей, традиций? Идея сохранения семьи, нравственной чистоплотности человека? Заметим, благородные герои Пушкина и Булгакова - гвардейские офицеры, дворяне, «белая кость», цель которых - служение Отечеству, своим внутренним идеалам.

Выбирая эпизоды, где речь идет об этих героях, следует обратить внимание на их жизненную позицию: кто они, каковы их стремления, поступки, надежды, разочарования, ошибки. Можно поразмышлять над такими вопросами:

  1. В романе есть эпизод, где один из героев задумывается над словами Достоевского: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя». Как Вы понимаете смысл этой цитаты в контексте романа «Белая гвардия»? С какими героями романа вы свяжете это высказывание? И почему?
  2. Роман заканчивается жизнеутвержающе, но остается нерешенным один вопрос: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Как бы вы ответили на финальный вопрос автора?

Если роман «Белая гвардия» не прочитан, можно посоветовать ученикам тексты небольшого объема, которые легко восстановить в памяти или прочитать заново. Благие цели ставят перед собой, к примеру, герои Экзюпери и Ричарда Баха - Маленький принц и чайка Джонатан Ливингстон. Цель первого - познание мира и осознание степени своей отвественности за него. Чайкой Джонатаном Ливингстоном движет желание самосовершенствоваться, изучить все возможности полета для того, чтобы свободно перемещаться в пространстве и времени.

Проблематику сказки Экзюпери помогут осмыслить наводящие вопросы:

  • Почему возникли доверительные отношения между летчиком и Маленьким принцем?
  • О чем задумывается Маленький принц, совершая путешествие на ту или иную планету? Какие проблемы он там видит?
  • Кто из героев, по мнению Маленького принца, служит благу, а чья деятельность является бессмысленной?
  • Какой смысл вкладывет автор в размышление Маленького принца: «Вот бы с кем подружиться…Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих...»
  • Какое открытие делает Маленький принц после встречи с Лисом?
  • В чем видит свое предназначение главный герой?

Повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» можно рассмотреть на другом смысловом уровне, связав её с рассказом. Персонаж Л.Андреева, опытный офицер-летчик Юрий Михайлович Пушкарев, стремился в мир безграничной свободы, в сверхреальность, где стирается граница между жизнью и смертью. Этот новый мир у писателя и драматурга Андреева открывается человеку созерцательному через любовь, общение с природой; человеку, способному увидеть чудесное в обыденном через интуитивное прозрение. Нетрудно заметить, что оба текста содержат «идею сверхчеловека», повествуют о сверхвозможностях героев - реального и фантастического. Но если чайка возвращается на землю и передает свой духовный опыт другим птицам, то у героя Леонида Андреева жизнь трагически обрывается.

Спасением вечных ценностей озабочены герои книги М.Зуссака «Книжный вор» и рассказа Р. Брэдбери «Улыбка». Можно и на этой параллели выстроить свое размышление о благородных стремлениях литературных героев.

Никакой человек не может быть средством

для целей другого человека.

Эрих Фромм

Произведения можно объединять и по принципу контраста. Возьмем повесть А.Пушкина «Пиковая дама», главный герой которой для достижения своей цели вступает в игру с потусторонними силами. Германн - небогатый военный инженер, сын обрусевшего немца, живущий на одно жалованье. Личность целеустремленная, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Его жизненное кредо - «расчет, умеренность и трудолюбие». Очевидно, что в доме конногвардейца Нарумова, где собирались любители сыграть в карты, он был частым гостем, при этом карт в руки никогда не брал. Игра занимает его, но Германн «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее». Тем не менее, мистическая история о трех картах, рассказанная Томским, захватила его «огненное воображение». В голове рисовались планы, как подступить к старой графине и выведать у нее тайну. Здесь следует обратить внимание на историю взаимоотношений графа Сен-Жермена и графини Анны Федотовны. О Сен-Жермене в высшем свете ходили разного рода «чудесные слухи»: «он выдавал себя за вечного жида, изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Заметим, Германн в характеристике графа выпускает важные слова - «вечный жид» и «выдавал себя»; слух уловил «философский камень» и «жизненный эликсир». Остановимся на этом ключевом моменте текста. В понимании средневековых алхимиков, изобретатель философского камня способен неблагородные металлы превращать в золото, а жизненный эликсир обеспечит ему вечную молодость. Уместно вспомнить и средневековую легенду о «вечном жиде» Агасфере, который отказал в просьбе Иисуса Христа отдохнуть у его дома - слишком тяжел был путь на Голгофу. По одной версии, Агасфер прогнал неверного и даже ударил его, по другой - зная о том, какая участь уготована Сыну Божьему, издевательски предложил ему передохнуть на обратном пути. За свой поступок Агасфер был осужден на проклятие и скитание. Он никогда будет знать ни смерти, ни покоя, ни прощения. Не зря графиня неохотно приняла дар «вечного жида» Сен-Жермена - знала, какой путь может быть уготован ей. Возможно, для того, чтобы избавиться от тяжелой ноши, она раскрыла тайну трех карт Чаплицкому, но и того не спас выигрыш - закончил жизнь в нищете. И эта история прошла мимо Германна.

Так к чему же стремится он? Какой путь избирает для достижения своей цели?

Сказать, неблаговидный, ложный, неправедный - значит, ничего не сказать. Путь этот дьявольский. Что стоит за разгадкой «тайны трех карт» (философского камня), для Германна вполне очевидно - богатство, власть и вечная жизнь. Но автор повести смысл трех карт понимает иначе. Вспомним, Томский как будто невзначай бросает, что на счету Германна было три злодейства. Какие же злодейства, где и когда, совершает он? Не знаем, что было в прошлой жизни пушкинского героя, но к своей цели он идет кривой дорогой - так ходит тот, кто пытается обмануть, обольстить. Бедная воспитанница графини Лизавета Ивановна становится жертвой коварных планов военного инженера. Влюбленная Лиза, сама того не ведая, указала в записке этот кривой путь: идите прямо, затем налево, потом опять направо… Так, Германн через предательство любви оказался в покоях старой графини, где и совершилось убийство, пусть и невольное. Три злодейства - это три карты, за которыми стоит ложь, предательство и убийство…

Посоветуем ученикам найти те сюжетные линии, детали, художественные приемы в «Пиковой даме», которые помогут им связать одно произведение с другим по принципу контраста. Например, а) с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита; б) с рассказом Х. Л. Борхеса «Роза Парацельса».

В первом варианте связующим звеном может стать мотив «иного измерения». Обратим внимание на любопытные детали в «Пиковой даме», с первого взгляда незаметные, но о многом говорящие. В сцене ожидания Германна у дома графини мы читаем: «Швейцар запер двери. Окна померкли». Буквально через несколько строк: «Германн вошел в ярко освещенные сени». На это несоответствие указал читателям С.Г. Бочаров в книге «Сюжеты русской литературы». Вряд ли можно упрекнуть Пушкина в стилистической небрежности - смысл здесь литературный, пишет он. Германн, проникая в дом сквозь запертые двери, оказывается вне времени, где человеческие жизни повязаны дьвольским договором. Этот же прием использован Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в главе «Великий бал у Сатаны» (гл. 23). «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха». Гости Воланда - воскресшие фальшивомонетчики, алхимики, государственные изменники, детоубийцы - выходят из камина, напоминающего «холодную пасть». Как Германн проникает в потусторонний мир сквозь «ярко освещенные сени», так и на Маргариту «бал падает в виде света». Только задачи у них разные: Германн совершает «три злодейства», продав душу дьяволу, Маргарита, движимая любовью, вступая в сговор с Воландом, спасает своего Мастера. Герой Пушкина в поисках разгадки философского камня, желании обладать целым миром, проходя через ложь, предательство, коварство, обречен на сумасшествие. Герои Булгакова, Мастер и Маргарита, пройдя через испытания, страдания, любовь, обретают вожделенный покой.

У аргентинского писателя-интеллектуала Хорхе Луи Борхеса в рассказе «Роза Парацельса» иное представление о человеке, который пытается познать тайну философского камня. Ученик, пришедший к знаменитому алхимику Парацельсу, не просит у него ни золота, ни излечения от болезни, ни любви, ни веры... Им движет желание обучиться «искусству, ведущему к Камню». Готов заплатить за обучение, проделать долгий путь вместе с учителем, пересечь пустыню - все для того, чтобы увидеть землю обетованную. То есть, Камень в представлении ученика - место, где человек обретает полное душевное равновесие, счастье и покой. Но для того чтобы он поверил алхимику, что философский камень им изобретен, Парацельс должен продемонстрировать чудо - оживить брошенную в огонь розу. «Мне нужна Вера», - говорит ученик, вкладывая в это слово свой смысл. Не обретение веры в свои возможности, силы, а вера в чудо. Так возникает тема сделки: в «Пиковой даме» - с дьяволом, в «Розе Парацельса» - с великим магом. И там, и там вмешательство потустронних сил должно привести к желанному результату. Однако мудрый Парацельс отказывается демонстрировать путнику свои магические способности, говоря, что Камень - это Путь и начало Пути. В художественной картине мира Борхеса метафоры пути и встречи обладают символическим значением: путь - это «порядок вещей», из чего складывается жизнь человека, движение к истине; встреча - «озарение», «просветление». Ни того, ни другого мудрый Парацельс не заметил в ученике. Он слишком недоверчив, слаб, поддается соблазнам. Камень в «Розе Парацельса» - это путь к истине. Какую дорогу человек выберет, какие цели поставит, на каком её отрезке откроются/не откроются «вещие зеницы», наступит/не наступит просветление души, зависит дальнейшая его жизнь. Парацельс после ухода ученика оживляет цветок. Смысл его финального жеста в том, что человек сам творит свой образ. Роза - это жизнь: она может сгореть, превратиться в тлен, а может и воскреснуть в руках творца.

Loading...Loading...