Краткая аннотация биографии николая чудотворца. Житие (биография) святого Николая Чудотворца, святитель Николай Чудотворец. Памятники святому Николаю Чудотворцу

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

* Икона Святителя Николая Чудотворца в церкви святителя Николая Чудотворца города Воскресенска Московской области.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

* Икона Святителя Николая Чудотворца в церкви святителя Николая Чудотворца города Воскресенска Московской области.

Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание со тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословения на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого Диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

* Икона «Св. Николай Чудотворец». 1630-е гг. Находится в Новодевичьем монастыре в Москве.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви пред пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое».

* Икона святителя Николая. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богородица — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I-ого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

* Икона Святителя Николая. Храмовая икона храма Святого Серафима Саровского в Санкт-Петербурге.

В пылу обличения святитель Николай, пламенеющий ревностью ко Господу, даже ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.

* Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Начало XVII века. Москва. Собрание Государственной Третьяковской галереи. Находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах. Другие иконы Третьяковской галереи.

Он был поистине Свет Миру и Соль Земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солею премудрости. Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

* Ковчег с частицей мощей Свт. Николая в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

* Резной образ святителя Николая «Никола Можайский» XIV века с живописными клеймами XVII века. Никольский храм Высоцкого Серпуховского монастыря.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей Святителя.

Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами.

Новоспасском монастыре в Москве.

В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

* Икона Св. Николая Чудотворца. (18-19 вв.), Иркутская область.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая). В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для Нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудевающую помощь Угодника Божия.

В честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нона были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердным к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей: в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына; обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - "побеждающий народ".

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый простоял в купели в продолжении трех часов

С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Под благословением святого Николая

Имя Николая архиепископа Мирликийского знакома всем христианам планеты. Его называют чудотворцем, угодником, правилом веры и образом кротости, и даже морским владыкой за его особое покровительство морякам. Николай сотворил несметное множество чудес и не прекращает творить их до сих пор. Николай наш любимый и самый популярный святой, третий после Бога и Пресвятой Богородицы как пишет о нем летопись. Николая даже называют русским Богом. Так что же это был за человек? Который жил за шесть веков до образования русского государства, но которому в русской церкви посвящены тысячи храмов и приделов.i

Родился будущий наш святитель около 260 года нашей эры в городе Патара довольно крупном городе Римской провинции Ликия. Сейчас это всем нам хорошо известная турецкая провинция Анталия. По преданию на этом месте находился дом родителей Николая. В те времена Патары было достаточно большим портовым городом. Сюда в одной из своих миссионерских путешествий заходил апостол Павел.

Благоволит Владыко и Господьродитеся детищу чисту пред Богом и чист родился нарекоши имя ему Никола. В Патаре была дружная христианская община в которой очень любили мальчика Нико. Так звали Николая в детстве. По национальности он по-видимому был грек. Его полное имя по гречески звучит Nikolaus. В этих местах прошло детство Нико. В Ликии как и во всей Римской Империи в то время царило язычество, но христианская благовестие уже достигло этих мест. И после школы Нико решил стать священником. Родители Николая были сами крепкие христиане. Поэтому они подержали сына. Мальчиком он рос серьезным, собранным, много молился. В акафисте святителю говорится что с самого рождения он имел особую душевную силу. Николая посвятили во чтеца, затем рукоположили в дьякона, а затем во священника.

Отец Николая был богатым судовладельцем и оставил большое наследство, которое Николай тратил на то чтобы кормить голодных, одевать бедняков, выкупать должников. Но помогал он не только обездольным.

Одно из первых громких добрых дел Николая, помощь своим знатным соседям. Это были хорошие люди, и в детстве Николай водился с тремя их прелестными дочурками. Жили соседи на широкую ногу, но однажды Глава семейства разорился и от всего богатства остался только особняк. Прекратились шумные вечера, исчезли кавалеры и в семье воцарилось уныние. Конечно можно было продать огромный дом, купить жильё по проще на окраине и заняться скромным трудом. Но потеря социального статуса и высокого материального уровня не просто пережить. Часто человек впадает в уныние, озлобляется и даже теряет рассудок. Именно это произошло с главой семейства. Ещё недавно несчастный отец безумно любил своих дочерей и готов был жизнь положить за честь каждой из них. А теперь он принимает решение сделать из своего дома публичный дом, в котором клиентов будут обслуживать его дочери.

В IV веке такой поступок никого не шокировал, за долги вообще продавали в рабство, но все же это был крайний шаг. Отговорить несчастного не могли ни родственники, ни друзья. Не трогали его и слезы дочерей которые тщетно молились всем известным богам. И однажды они обратились к Тому, к истинному Богу. Он услышал их и помог. Николай узнал о планах соседа и в ту же ночь подбросил ему мешочек с пятидесятую динариями. Это было достаточно большая сумма. Для сравнения римские легионеры чья зарплата была самой высокой в Империи получали по одному динарию в день. На деньги Николая сосед выдал замуж старшую дочь. Когда Николай подбросил ещё один мешочек и устроил судьбу средней дочери. Воспрянувший духом сосед уверовал в Бога и теперь твердо знал, что и третья дочь будет облагодетельствованна. Так и случилось. Однажды ночью, в окно влетел тугой мешочек и с металическим звоном брякнулся на пол. Сосед не спал, он как юноша выскочил в окно сада и помчался за своим благодетелем. Он догнал Николая, узнал его, и со слезами бросился ему в ноги. Недавний спесивец и гордец горячо благодарил своего спасителя, который по возрасту годился ему в сыновья. История о помощи трём девицам стала известна и очень популярна во всем христианском мире.

Обычай дарить новогодние подарки берет начало именно в эту историю. Эта традиция возникла в Европе в XVI веке. Подарки приносит Санта Клаус. Он же святой Николай. Из Европы Санта Клаус в виде деда Мороза пришёл в Россию. Санта Клаусу правда приписывают не Средиземоморскую а Лапландское происхождение. А российскому деду Морозу Велико Устюжское. Но думается святитель Николай за это на нас не в обиде.

Однажды Николай находился по делам в областном центре Ликии в Мирах.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племяник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия). Изображение Николая Чудотворца при жизни,

которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя.

Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.

Чудесное возвращение зрения царевичу Стефану

Наиболее частый иконографический образ Николая Чудотворца

На иконе Святой Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс.

Иногда слева в верхнем углу изображается Господь Иисус Христос, а справа - Пресвятая Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.

Спасение утонувшего ребенка

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей.

В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались, особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо,

Явление св. Николая новгородскому князю Мстиславу

Новгородские хроники донесли до нас "Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворишемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище".

"Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая" дошло до нас в рукописях XVII - XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещение Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть, он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призывание на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесение мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве.

В одну из ночей святой явился князю во сне ("в ризах, яко же на иконе написан"), и повелел послать в Киев, где "на полатех" (на хорах) есть икона св. Николая, "круглая доска", освятить воду от нее (видимо воду от от омывания иконы) и ею "покропитися" для исцеления. При этом святой показал "меру" этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим "болярином дворецким". Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: "От бури ветрени заехаша в некий остров, ожидаху времени, донедже ветр утихнет". На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. "Болярин" же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: "отпевша молебная честне, внесоша в ладию и и возвратившася к Великому Новгороду с радостию великою". Принесенная ко князю

Св. Николай

Св. Николай Чудотворец. Поборение злокозненных сил на море

Прекращение казни над тремя невинно осуждёнными

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Исцеление слепых

Явление купцу с просьбой о помощи голодающим

Исцеление болящего

У императора Константина

В житие Николая Угодника вписано неизвестное доселе чудо, которое раньше не включалось в жизнеописание святителя. "Деяние о подати" Александр Бугаевский

Освобождение военно-начальников

Явление священнослужителю с просьбой о перенесении мощей

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые и перевезли мощи Святого из захваченного города в Италию, спасая от уничтожения.

Сретение святых мощей святителя Николая в Бар-граде

Стояние Зои
Одно из самых удивительных событий произошло в городе Куйбышеве в 1956 году. Под Новый год девушка Зоя не дождалась жениха. Все ее подружки танцевали, и только у нее не было пары. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и принялась с ней танцевать. На возгласы подруг она ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!". И вдруг девушка словно окаменела - она застыла на месте с прижатой к груди иконой cвятителя, и никто ее не мог сдвинуть с места. Девушка не шевелилась, но сердце ее продолжало биться. Когда эта история дошла до властей, дом перекрыли, а вокруг выставили милиционеров. В день Благовещения какой-то старичок упросил охрану пропустить его к девушке. Зайдя в дом, он спросил Зою: "Ну что, устала стоять?" Охранники заглянули в комнату, старца там уже не было. Зоя простояла до праздника Пасхи - четыре месяца.

Святой Николай явившийся в образе старца, спасал людей от гибели. Был спасён внезапно явившимся на лодке старичком упавший в Баренцевом море лётчик. Позже он узнал спасителя на иконе "Святителя Николая, которому мать всю войну молилась помощи о сыну". Её лётчик носил с собой как вшитый медальон. После молитвы Св. Николаю водитель тонущей машины выбрался из машины, а до берега ему помогла добраться большая рыбина.

К танкисту, о котором молится Св. Николаю мать, подходит старец и передаёт от её имени подкову, чтобы мужчина повесил её в танке как талисман. За войну его ни разу не ранили. Незнакомца танкист узнал на иконе, вернувшись домой.

В годы войны мальчик, выполнявший поручения партизан, на развалинах церкви "случайно нашел, как он подумал, красивую картинку, в золотистой рамке. С неё на него смотрел пожилой человек преклонного возраста с ясными глазами и строгим взглядом". Позже в мальчика выстрелил фашист. Очнувшись, ребёнок вытащил из-за пазухи икону и увидел, что святой держит в руке пулю.

В давние времена на той территории Малой Азии, которая сегодня входит в состав Турции, располагалось государство Ликия. Один из его самых крупных и известных в наше время городов назывался Патарой. Там в 270 году появился на свет великий святой христианской церкви Николай Чудотворец, житие и чудеса которого стали частью Священного Предания, свято хранимого на протяжении многих веков.

Сын, вымоленный у Бога

Из жития святителя Николая Чудотворца, составленного вскоре после его блаженного успения, последовавшего около 345 года, явствует, что родители будущего угодника Божьего - Феофан и Нонна - были людьми глубоко набожными и благочестивыми. За добродетели и многие милостыни, творимые в отношении нищих и обездоленных, Господь послал им отрока, ставшего скорым помощником всех истинно верующих людей и их ходатаем перед Престолом Всевышнего.

Своего первенца они назвали Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Это стало по-своему символично, так как в будущем пред его именем склонились многие народы, отдавая дань великому победителю людской злобы и ненависти. Излагая краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя упустить тот немаловажный факт, что он был ребёнком, вымоленным у Бога, поскольку, прожив много лет в браке, Феофан и Нонна не имели детей, и только по их непрестанным молитвам господь послал им, наконец, долгожданное счастье.

Рукоположение во священство

Благочестивые родители с большой охотой откликнулись на предложение их ближайшего родственника - епископа города Патары, советовавшего посвятить сына Богу. Этот архипастырь Божий, тоже носивший имя Николая, приходился будущему святителю родным дядей и с ранних лет взял на себя труд его духовного окормления. Радуясь при виде того, как отрок, отстраняясь от соблазнов суетного мира, непрестанно искал общения с Богом, дядя внутренним оком прозревал в племяннике будущий сосуд истинной веры. С этого времени судьба Николая Чудотворца неразрывно связана со служением Церкви.

После нескольких лет, проведённых за изучением Священного Писания и учения отцов Церкви, епископ Николай рукоположил своего подопечного во священство. В житии святого Николая Чудотворца говорится, что после совершения таинства, архипастырь, обратившись к прихожанам, наполнившим храм, сказал, что Господь явил им «новое солнце, восходящее над землёй». Его слова оказались поистине пророческими.

Став пресвитером, что по древнейшим канонам, соответствовало второй степени священства, неустанно трудился, исполняя своё пастырское предназначение. Будучи смертным, как и все окружавшие его люди, он всей душой стремился подражать бесплотным силам, наполняя свою жизнь постами и молитвами. Такая глубокая самоотдача позволила ему взойти на высокую ступень духовного совершенства и стать достойным управлять Церковью.

Во главе христиан Патары

Важным событием, отмеченным в жизнеописании Николая Чудотворца, является отъезд его дяди в Палестину, куда он отправился на поклонение святым местам. Покидая на длительный срок Патары, архипастырь поручил управление всеми церковными делами своему племяннику, поскольку счёл его достаточно возросшим духовно для исполнения столь высокой миссии.

Став во главе церковной жизни города, святитель Николай исполнял свои обязанности столь же ревностно, как и его дядя, пребывавший в то время в Палестине. Этот этап его земного пути отмечен весьма характерным событием, свидетельствующим о приверженности молодого пресвитера вечным ценностям.

Вскоре после отъезда епископа Господь призвал в Свои Небесные чертоги родителей святого Николая, и он стал наследником весьма значительного имения. Однако вместо того, чтобы воспользоваться полученными благами и окружить себя комфортом, он распродал всё полученное им имущество, а деньги раздал нищим. Этим святитель Николай в точности исполнил завет Иисуса Христа, данный им всем желающим обрести вечную жизнь.

Милостыня, творимая втайне

Излагая далее краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя пройти мимо ещё одного эпизода, во всей полноте показывающего его готовность прийти на помощь ближнему и проявить заботу о спасении его души. Известно, что один, прежде весьма богатый и уважаемый житель города Патары, внезапно разорился и впал в крайнюю нищету. Удары судьбы, следовавшие один за другим, повергли его в такое отчаяние, что, не видя иных путей обеспечить себя и трёх своих дочерей пропитанием, он вознамерился отдать их на любодеяние, обратив свой дом в гнездо разврата.

Несчастный отец уже был готов ради погубить души своих юных дочерей и обречь себя на вечную погибель, но Всемилостивый Господь вселил в сердце раба Своего Николая Чудотворца сострадание к гибнущему семейству. Втайне ото всех (ибо Иисус Христос повелел именно так творить милостыню) он совершил великое благодеяние. Под покровом ночи святой Николай носил в дом этого человека кошели с золотом, чем помог ему выбиться из нужды и выдать дочерей замуж за порядочных и обеспеченных людей. Это лишь один пример милосердия, свойственного угоднику Божьему Николаю Чудотворцу. В житие святого описано много случаев, когда он кормил голодных, одевал нагих и выкупал несостоятельных должников у их заимодавцев.

Путь во святую землю

По прошествии некоторого времени из Палестины вернулся епископ Николай, и его племянник, заслуженно стяжавший славу достойного и уважаемого всеми пастыря, также решил отправиться во святую землю, чтобы воочию узреть места, связанные событиями, описанными в Новом Завете.

Морское путешествие во святую землю стало ещё одним важным эпизодом, вошедшим в жизнеописание Николая Чудотворца, так как с ним связано несколько чудес, прославивших его имя. Известно, в частности, что в то время, когда корабль с паломниками проплывал мимо берегов Египта, и на море был почти полный штиль, святитель неожиданно возвестил своим спутникам о приближении шторма, способного погубить их. Его слова были встречены с сомнением, поскольку даже видавшие виды моряки не усматривали в тот момент признаков близкой беды.

Однако очень скоро небо затянуло тучами, подул ветер и разразилась страшная буря. Волны захлёстывали корабль, и он готов был погрузиться в морскую пучину. Тогда святитель Николай воззвал ко Господу и молил Его спасти их от неминуемой гибели. Его слова были услышаны, вскоре шторм стих. Благодарные паломники восславили Бога и Его верного раба, столь чудесным образом принесшего им спасение.

Вслед за описанием этого чуда, житие святителя Николая Чудотворца содержит рассказ о воскресении им матроса, сорвавшегося с мачты и насмерть разбившегося о настил палубы. Известно, что благодать для свершения столь высоких деяний Господь дарует лишь избранным Своим чадам, и поэтому возвращение к жизни человека, ещё недавно лежавшего на палубе хладным трупом, является доказательством его истинной святости. Описанные выше чудеса, совершённые святителем Николаем по пути во святую землю, стали основанием для признания его покровителем путешествующих.

Поклонение святым местам

Сделав остановку в Александрии и исцелив там многих страждущих, святой угодник Божий продолжил путь и благополучно прибыл в Палестину. Во святом граде Иерусалиме он излил свои тёплые молитвы Господу, стоя на камнях Голгофы, ставших свидетелями Его крестных мучений во спасение рода людского. Обошёл он и прочие места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, везде вознося молитвы и славя Бога.

В книге жития Николая Чудотворца описано, в частности, как перед ним сами собой отворились двери одной запертой на ночь иерусалимской церкви, свидетельствуя тем, что невозбранным является вход во храм Божий тому, для кого отверсты Небесные врата. Пробыв во святой земле длительное время святитель Николай хотел удалиться в пустыню, и там, изнуряя себя аскетическими подвигами, продолжить служение Богу, но глас свыше повелел ему вернуться на родину.

Принятие архиепископского сана

Вернувшись в Ликию, угодник Божий поселился не в Патаре, поскольку там его имя было окружено всеобщим почитанием, а он старался избегать мирской славы. Местом своего жительства он избрал большой и многолюдный город Миры, где его никто не знал. Однако и там его святость не осталась сокрытой от людей. Волей Божьей святитель Николай вскоре сподобился занять освободившееся место архиепископа и главы всей Ликийской церкви.

Приняв архипастырский сан, святитель Николай во всём являл собой пример для подражания своей многочисленной пастве. Двери его дома были постоянно отворены для всех нуждающихся в помощи и поддержке. Подражая святым апостолам, преемником которых он являлся, святой нёс людям слово Божье, но, кроме этого, становился опорой и в их земной жизни, стараясь, по возможности, быть полезным каждому. Именно поэтому вошло в традицию возносить молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе и во всех прочих житейских делах.

Полоса испытаний плоти и духа

На протяжении нескольких лет святитель мирно пас вверенное ему Божье стадо, пока враг рода человеческого не поселил ненависть к христианам в сердца двух нечестивых царей Максимиана и Диоклетиана. Они издали указ, по которому всех, кто исповедовал Христово учение и не желал от него отречься, надлежало бросать в темницы, а затем предавать мучениям и смерти. Среди прочих узников, пострадавших за веру, оказался и любимый всеми архиепископ Николай. Попав в узилище, он с необычайным мужеством переносил страдания и своим архипастырским словом поддерживал окружающих.

Но всемилостивый Господь не попустил нечестивцам долго творить беззаконие. Власть богопротивных царей рухнула, и сменивший их на престоле император Константин I Великий сделал христианство государственной религией. Одним из первых его деяний стал созыв Вселенского собора в городе Никее, на котором святыми отцами церкви, среди которых был и архиепископ Ликийского города Миры, было предано проклятию еретическое учение нечестивца Ария. Житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого легло в основу этого рассказа, со всеми подробностями воспроизводит сцену его пламенной речи, послужившей торжеству истинного христианского учения.

Архипастырское служение Богу и людям

Возвратившись в Миры, архипастырь Божий продолжил своё служение, как и прежде ревностно оберегая души горожан от плевел еретических учений и в то же время ограждая их самих от произвола неправедных правителей. Так, силой, данной ему от Бога, святитель избавил от смерти трёх мужей, осуждённых на казнь по ложному обвинению. Он же заставил неких воевод, направлявшихся во Фригию для усмирения мятежа, удержать от мародёрства и грабежей вверенных им солдат, а затем, когда, вернувшись в Византию, они стали жертвами злобной клеветы, спас их жизни.

Ещё одним ярким доказательством того, что Господь даровал Николаю Чудотворцу силы повелевать ветрами и волнами, может служить эпизод, также описанный в его житии. Со страниц этой книги мы узнаём, как однажды корабль, плывший из Египта, был застигнут штормом, и моряки в отчаянии мысленно воззвали к известному им и весьма почитаемому архиепископу Мир Ликийскому с мольбой о спасении. Святитель тотчас явился им и приказал буре уняться. Ветер тут же стих, волны улеглись, и, стоя у кормила корабля, угодник Божий помог морякам благополучно добраться до берега.

Кончина и начало посмертного почитания

Прожив долгую жизнь в Мирах и посвятив всего себя служению Богу, святой угодник опочил в 345 году. На его погребение съехались все архипастыри земли Ликийской, сопровождаемые многочисленным духовенством и мирянами. Тело усопшего было помещено в соборной церкви и вскоре замироточило, а вокруг него стали совершаться чудеса исцелений. Молва о них быстро разнеслась по стране, и к месту погребения поспешили тысячи больных и увечных. С этого времени началось посмертное поклонение Николаю Чудотворцу, быстро шагнувшее за пределы Ликии и вошедшее в традицию всего христианского мира.

Перенесение мощей в город Бари

Мощи Николая Чудотворца в течение нескольких веков покоились в городе Миры, но со временем Малая Азия была полностью завоёвана арабами, и многие гробницы христианских святых подверглись осквернению. В 792 году такая угроза нависла и над могилой Николая Чудотворца, но посланный для ее разграбления отряд янычар по ошибке вскрыл соседнее захоронение.

В 1087 году попытку спасти святыню от неминуемого осквернения, а заодно поднять религиозный престиж своего города Бари предприняли итальянские купцы. Они хитростью узнали место, где находятся мощи Николая Чудотворца и, вскрыв гробницу, похитили их. Доставив бесценный груз в свой родной город, купцы были встречены всеобщим ликованием. С тех пор Бари вошёл в число наиболее посещаемых центров христианского паломничества. Сегодня, как и на протяжении многих прошедших веков, в него стремятся верующие со всего мира, чтобы поклониться одному из самых известных и почитаемых святых.

Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя

Святитель Николай Чудотворец является столь значимой фигурой в сознании христиан всего мира, что потребность поклониться его мощам свойственна людям самых разных стран. Поскольку далеко не все из них могут отправиться в паломничество, Церковь идёт им навстречу и периодически даёт возможность приложиться к святыне у себя на родине. Так, в мае 2017 года ковчег с мощами Николая Чудотворца был доставлен в Москву. Это стало знаменательным событием в религиозной жизни всей России.

В кафедральном соборном Николая Чудотворца пробыли до середины июля и после этого были перевезены в Санкт-Петербург. За время их пребывания в столице поклониться Мир Ликийскому святителю пришло 1,8 млн человек, и ещё около миллиона верующих приложилось к ним в городе на Неве. После этого 28 июля драгоценный ковчег вновь вернулся в Италию.

Почитание Николая Чудотворца в России

При всей важности столь знаменательного события, следует отметить, что в самой России есть немало храмов, где находятся мощи Николая Чудотворца, хоть и в виде фрагментов крайне малого размера, что, впрочем, не лишает их благодатной силы. Это вполне объяснимо, поскольку архиепископ Мир Ликийский, или, как его называют в народе, Никола Угодник, входит в число наиболее почитаемых православной церкви. И, соответственно, на протяжении веков прилагалось максимум усилий к тому, чтобы частицы его мощей стали национальным достоянием.

Известно, что почитание святителя широко распространилось на Руси ещё в XI веке, и тогда же был установлен в его честь праздник, приуроченный ко дню перенесения честных мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В настоящее время его память отмечается дважды в год ─ 6 (19) декабря и 29 июля (11 августа). Молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе, семейной жизни и различных житейских делах, возносятся православными верующими как в праздничные, так и в будние дни. Текст одной из них приводится в нашей статье. В ней приводится просьба о помощи в "настоящем сим житии", то есть во всех аспектах жизни, включая и работу, приносящую нам хлеб насущный.

Во многих городах страны в честь Николая Чудотворца воздвигнуты храмы. Одним из наиболее известных среди них является Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1762 году по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Фото этого поразительного шедевра русского барокко помещено в конце статьи.

Многие эпизоды жизненного пути угодника Божьего стали сюжетами живописных произведений, рассказывающих о его служении Богу, но, несомненно, наиболее полное представление о нём можно получить, прочитав житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого положено в основу этой статьи.

Ответ редакции

Николай, архиепископ Мир Ликийских, прославился многими подвигами и чудесами. День его кончины — 19 декабря — стал общехристианским праздником.

История праздника Святого Николая

Николай был сыном богатых родителей, с детства мечтал посвятить жизнь служению Богу и еще юношей во времена Диоклетиановых гонений стал священником. Большое наследство после смерти родителей он раздал бедным. Епископ Николай был добрым пастырем, заступником невинно осужденных и гонимых, благотворителем и тайным дарителем. Его почитали за милосердие, и вера в его помощь укреплялась веками. В 1087 году, когда город Миры уже был во власти мусульман, жители итальянского города Бари тайно вывезли мощи святого к себе.

Русская Православная статуя Святого Николая, в настоящее время находится рядом с церковью в Демре. Фото: Commons.wikimedia.org

Как православная церковь почитает Святого Николая?

Николая Угодника почитают как покровителя тружеников, плавающих и путешествующих, защитника обездоленных, подающего помощь бедным и детям, пропадающим и утопающим, заключенным и гонимым. Он добр — это видно и по его лику на иконах. Рождественский пост в Николин день дает послабление: разрешена рыба.

Русская Церковь положила Николаю Чудотворцу наряду с апостолами особую службу по четвергам каждую неделю. Ни одному святому не посвящено столько приходских церквей, как Николаю Чудотворцу. Только в Москве, начиная со старейшего Никольского храма Николо-Греческого монастыря на Никольской улице, были поставлены храмы: Никола Гостунский, Явленный, Стрелецкий, Заяузский, Заяицкий, Мокрый, «Водопоец», Никола Большой Крест и Красный Звон, Никола в Голутвине, в Хамовниках, Хлынове, Подкопае, Кузнецах, Пыжах, Пупышах, Звонарях, Кошелях, в Сапожке — у Кутафьи башни.

На русских иконах святителя Николая изображают пожилым человеком с седой бородой, залысинами на лбу — и в епископском облачении. Образ с шапкой-митрой на голове называют «Никола зимний», изображение без головного убора — «Никола летний», а образ с мечом в правой руке и градом на левой — «Никола Можайский».

Никола. Деревянная скульптура из хранилища Вологодского музея. XVII-XVIII век. Фото: Commons.wikimedia.org / Захват кадра и обработка: В. Лобачев. Автор фильма: М. Резцов.

Традиции празднования

В России Николин день праздновали вскладчину, с пирогами, пивом или брагой из зерна нового урожая. Это был праздник старших в семье и роде. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья».

На Николу зима окончательно утверждается. В народе говорят: «Хвали зиму после Николина дня». «Подошёл бы Николин день, будет и зима».

Раньше на Украине именно с этого дня молодежь начинала готовиться к святкам, сватовству и вечерницам: ткали приданное, шили наряды и мастерили маски для святочных развлечений.

День святого Николая. Картина голландского художника Яна Стена, ок.1665-1668 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Святой Николай в других христианских конфессиях

Святителя Николая почитают и христиане других конфессий. Католики любят святого Николая за милосердие, к нему обращаются за помощью как к покровителю тружеников, мореходов и путешественников, защитнику бедных и детей. В День святого Николая существует обычай делать подарки детям. В домах вывешивают башмачки или носочки, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.

Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881). Фото: Commons.wikimedia.org

Правда, подарки получат только послушные дети, а непослушных накажет розгами Рупрехт (Knecht Ruprecht). Кнехта Рупрехта придумали с воспитательной целью, этот персонаж появился в XVII веке. В Швейцарии такого слугу называют Шмутцли, а в Австрии и Баварии — Крампус.

Святой Николай — покровитель Амстердама. Каждый год Синтаклаас (как его называют в Голландии) «прибывает» по морю из Испании в Нидерланды, его встречают горожане и мэр, в его честь звучат салюты и колокольный звон на ратуше. В канун Дня святого Николая в Нидерландах дети поют песенки для Синтаклааса и ставят у дымохода или входной двери обувь с морковкой или клочком сена для лошади святого, на которой он ездит по крышам (а его ловкий помощник Чёрный Пит спускается в дымоходы с мешком даров). Дети, которые хорошо вели себя в уходящем году, утром находят в башмаках шоколадные монетки, мармелад, пряничные фигурки или маленькие игрушки. Те, кто плохо себя вёл, должны найти там золу, но добрый святой милостив. А ещё Синтаклаас оставляет подарки у двери в большом мешке.

В Италии в городе Сассири 6 декабря проходит праздник Rito delle nubili (ит. — «брачный обряд»): в День святого Николая невестам дарят подарки.

В Триесте День святого Николая знаменует устраиваемая в первые недели декабря ярмарка, а утром 6 числа детям дарят подарки. В некоторых семьях этот день празднуют даже пышнее, чем Рождество.

В Польше 6 декабря отмечают День святого Миколая, или Миколайки. Маленькие дети в этот день получают подарки из рук самого Николая, в которого наряжается кто-то из домашних, или находят подарки под подушкой или в туфлях, оставленных на ночь около двери, и верят, что это подарки от самого святого Николая. Если же обувь не выставлена или она грязная, святой Николай вместо подарка оставляет гнилую картофелину.

Чешского и словацкого Микулаша, а также польского Миколайку часто сопровождает ангел, борющийся с чёртом.

Во Франции День святого Николая активно празднуется в восточной части страны. В Лотарингии День святого Николая — официальный праздник: здесь его ещё со Средних веков особо почитают как святого покровителя края. В городке Сан-Николя-де-Пор находится базилика Сан-Николя, в которой хранится десница Николая Угодника и другие святыни, с ним связанные.

В Португалии святого Николая почитают как покровителя студентов и каждый год с 29 ноября по 7 декабря устраивают фестиваль «Николинас».

  • Святитель Николай, икона монастыря Святой Екатерины, XIII век
  • Николай Святитель, гравюра Франческо Бартолоцци, XIX век

  • Фреска собора Ферапонтова монастыря, Дионисий, 1502 год

  • Картина «Спасение моряков», Джентиле да Фабриано, ок. 1425
  • Святитель Николай, картина XV века
  • Картина «День Святителя Николая», Ян Стен, 1665 год
  • Святой Никола Можайский, 1720 год

  • ©

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.

Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!

Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.

Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.

Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»

Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-305гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.)

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие c помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»

«Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»

Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.

Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.

«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.

«Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»

Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Loading...Loading...