Лексика общеупотребительная. Термин. Понятие. Общеупотребительные слова Является ли слово янтарный общеупотребительным

Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Волге и Каме, на Урале, Иртыше, Оби, Енисее, Лене и Амуре, на Кольском полуострове и Алтае, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т. е. являются, как вы уже знаете, общенародными (общеупотребительными).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования.

Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово амуница - «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик - «вершина прибрежного подводного камня, показавшаяся из воды» - в Архангельской области, алес - «мокрое, топкое место, заболоченный луг» - на Смоленщине, азям - «армяк из верблюжьей шерсти, который не пропускает влагу» - в Сибири, на Енисее и т. д. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями той или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в доме двери, рамы. Вам понятно все, о чем они говорят, но вот один просит другого: «На эту комнату нам не хватит левкаса, приготовь его». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, употребляемое для грунтовки дерева под масляную краску, знакомо уже не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные. Это тоже слова ограниченного употребления, но ограниченного по специальному признаку, по признаку профессии, поэтому их называют специальными словами, или профессионализмами.



Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи дельных социальных групп, например, школьников, студентов. В их речи, наряду с общеупотребительными, мы встречаем слова особые, например: хвост - «несданный экзамен»; срезаться - «не выдержать экзамена»; автомат - «зачет, поставленный преподавателем без предварительного собеседования» и др. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова и арготизмы).

Общеупотребительная лексика пополняется также за счет слов ограниченного употребления.

Так, раньше одинокого, нелюдимого человека в некоторых южных губерниях (областях) называли бирюком . И. С.Тургенев в рассказе «Бирюк» сделал по этому поводу следующее примечание: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый». Со временем это слово ограниченного употребления (диалектное) стало общеупотребительным.

Еще больше общеупотребительные слова пополняются за счет профессионализмов. Например, слова диагноз, квадрат, суфлер, вертолет, микроскоп, микроб, капрон, космос , которые были специальными, постепенно стали понятны для всех и вошли в состав общеупотребительной лексики.

В свою очередь, слова ограниченного употребления пополняются за счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете», и в этом значении является профессионализмом.

Профессиональные слова

Разнообразны виды деятельности людей. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди, - так они многочисленны.

У каждой профессии свои орудия и продукты труда, свойственные только ей трудовые процессы. Для называния всего этого существуют слова, которые преимущественно употребляются в коллективе, объединенном какой-либо производственной деятельностью, специальностью, профессией. Например, в речи моряков употребляются слова камбуз, рея, гюйс, зюйдвестка, марсель, кубрик, такелаж, норд-вест и др. В речи шахтеров употребляются слова забой, уступ, крепильщик, подбойка, штрек и др.

Современная жизнь характеризуется развитием науки и техники. О научных достижениях мы узнаем из периодической печати, радио, кино и телевидения. Техника повсюду проникает в быт, люди пользуются разными аппаратами, приборами, компьютерами, знают, в основном, их назначение, устройство, принцип действия. Все это приводит к тому, что многие профессиональные слова начинают использоваться не только специалистами, постепенно становятся понятными всем (общеупотребительными). Например, получили широкое распространение названия многих машин, аппаратов и их частей: комбайн, экскаватор, эскалатор, бульдозер, кабина, акваланг и др.

С самого начала существования Советской власти в нашей стране общеупотребительная лексика пополняется за счет слов общественно-политической лексики. Так, общеупотребительными стали слова атеистический, республика, автономный, революция, депутат, президиум, агитация, пропаганда, демократия, марксистский и др.

В 20-е и 30-е гг. в связи с электрификацией и индустриализацией страны в общее употребление вошло много специальных слов, относящихся к электротехнике, радиотехнике, автомобилестроению, авиастроению и авиации, например: пропеллер, фюзеляж, шасси, аэродром, авиатор, динамо-машина, турбина, гидростанция, автомобиль и др.

В 40-е гг. общеупотребительная лексика пополнялась главным образом за счет специальных военных слов, например: сержант, ефрейтор, фронт, авангард, генерал, офицер, лейтенант, маршал, передовая, мобилизация и др.

В 50-е и 60-е гг. общественно важными становятся науки: физика, математика, биология, химия, медицина. Многие специальные слова, относящиеся к этим наукам, пополнили общенародный слой лексики русского языка. Так, общеупотребительными стали слова нейлон, кибернетика, бионика, реактор, протоплазма, планктон, стерильный, вакуум, вирус, гибрид и др.

Новые профессиональные слова либо создаются путем разных способов русского словопроизводства от основ исконно русских и заимствованных слов, либо заимствуются из других языков.

Специальное терминологическое значение могут приобретать отдельные общеупотребительные слова. Так, появилось специальное слово автомобилистов - дворник (ср. со значением общеупотребительного слова дворник - «человек, убирающий улицу, двор»). Первые три значения слова горизонт являются общеупотребительными (1. Линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью. 2. Круг знаний, идей, интересов. 3. Круг действий, возможностей). В четвертом или пятом значениях это слово специальное; оно обозначает в гидрологии высоту воды в реке или водоеме, а в горном деле - горизонтальную плоскость, пересекающую месторождение полезного ископаемого на каком-либо уровне.

В толковые словари включаются наиболее употребительные профессиональные слова и специальные значения общеупотребительных слов с пометами спец. (специальное) или сокращенным названием той или иной науки, профессии, например: пчел. (пчеловодство), бот . (ботаническое). Перечни профессиональных слов даются в специальных (терминологических) словарях-справочниках, в отраслевых энциклопедических словарях. Например, специальные географические слова собраны и разъяснены в справочнике «Энциклопедический словарь географических терминов» (М., 1968), лингвистические слова - в книгах О. С. Ахмановой «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966) и Д. Э.Розенталя и М. А. Теленковой «Словарь-справочник лингвистических терминов» (3-е изд., исп. и доп. - М:, 1985).

Диалектные слова

В национальном русском языке, как вы уже знаете, имеются два основных наречия (диалекта) - северное и южно состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и северно-русского, и южнорусского наречий.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них в говорах употребляются местные, или диалектные, слова, понятные только жителям определенной территории.

Некоторые диалектные слова по своему звучанию совпадают со словами литературного языка, но значение у них разное. Так, общеупотребительное слово дробный - «расчлененный на части» («разбить производственный процесс на ряд дробных операций ») или «частый» (дробный стук копыт ) - в говорах употребляется в значении «худой, слабый» (дробный мальчик ). Это диалектизмы семантические, т. е. такие, которые отличаются от слов литературного языка своим значением (семантикой), но совпадают с ними по звучанию.

Общеупотребительное слово петух является в то же время и диалектным, так как оно используется для названия этой птицы в северном диалекте. А в южном диалекте петуха называют кочетом . Подобные диалектизмы называются лексическими: они имеют параллели в литературном языке, от которых отличаются своим звучанием.

Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие - в степной; одни - в гористой, а другие - на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Так, на севере жилой дом (избу) строят с подпольем; вход в подполье называют словом голбец ; а на юге подполья в доме (хате ) нет, слово голбец там неизвестно. Такие диалектные слова характеризуют особенности языка жителей определенной местности и называются этнографизмами (этнография - наука, которая изучает особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа, народностей, людей, проживающих в той или иной местности).

Некоторые диалектные слова известны в нескольких говорах, но употребляются в разных значениях. Например, слово вага в Курской области обозначает «весы», а в Тамбовской - «жердь». Слово бурак на территории южных говоров - «свекла», а на севере бурак - «берестяной сосуд».

В некоторых говорах отсутствуют специальные слова для называния какого-либо предмета, хотя в других говорах такие слова есть. Например, на севере шерсть овец специального названия не имеет, а на юге для этого используется слово волна ; поле скошенной ржи на севере называют словом ржанище , овса - овсянище и т. д., а на юге во всех случаях для обозначения поля скошенной ржи, пшеницы и овса употребляется слово жниво .

Общение образованного населения, владеющего литературным языком, с носителями диалектов приводило к взаимному влиянию литературного языка и диалектов: в литературный язык проникали диалектные слова, а в диалектах, наряду с местными словами, начинали употребляться как их синонимы общеупотребительные слова.

Например, из диалектов в литературный язык вошли такие слова, как отава, филин, хилый, мямлить и др.

В царской России литературный язык мало влиял на диалекты, так как население было в основном неграмотное. В советское время литературный язык активно распространяется через школу, радио, печать, телевидение.

С распространением литературного языка рамки использования диалектных слов и оборотов сужаются; они используются преимущественно людьми старшего поколения. Из диалектного языка уходят прежде всего лексические и семантические диалектизмы, которые заменяются общеупотребительными словами.

Диалектные слова - часть словаря национального русского языка. Некоторые диалектные слова - это бывшие общерусские слова, не сохранившиеся в литературном языке. Чтобы объяснить историю развития языка, надо изучать диалекты.

Одним из выдающихся ученых, посвятившим свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах, содержащий более 200 000 слов. Словарь В. И. Даля - наше национальное достояние.

В настоящее время русские диалекты изучаются по программе, разработанной Институтом русского языка Академии наук СССР. Ученые-лингвисты, студенты, учителя отправляются в диалектологические экспедиции. На основе собранных материалов ученые составляют областные диалектные словари. В настоящее время ведется большая работа по составлению многотомного «Словаря русских народных говоров».

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл . (областное).

III. Работа с учебником

Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (стр. 43), профессионализмов (стр. 45), жаргонизмов (стр. 45).

Конечно, диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы по-своему интересны, но без них русский язык мог бы существовать. К общенародной лексике относится огромное количество слов всех частей речи, как самостоятельных, так и служебных. Мы рассмотрели общеупотребительные слова, примеры слов и их значение.

Зачем же нужны носителям языка местные говоры? Употребление подобных слов нередко помогает авторам художественных текстов создавать особую поэтику, передавать настроение, более ярко выразить образ персонажа. При этом писатели стараются не перенасытить свой текст диалектизмами, в противном случае читателям многое будет непонятно.

Цель работы – описание использования необщеупотребительной лексики в текстах современных СМИ, оценка уместности ее употребления. К терминологической лексике относятся слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий, установления содержания понятий, их отличительных признаков. Различают диалектизмы, зафиксированные в толковых словарях литературного языка с пометкой «областное», и внелитературные диалектизмы, известные только в говорах. Экспрессивность жаргонной лексики способствует тому, что слова из жаргонов переходят в общенародную разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Большинство слов, получивших распространение за пределами жаргонов, можно считать жаргонизмами только с генетической точки зрения, а в момент их рассмотрения они уже принадлежат к просторечию. Это говорит о том, что использование жаргонизмов и арготизмов делает речь не только грубой, но и нечеткой. Употребление жаргонизмов чаще всего мотивировано авторской коммуникативно-прагматической установкой. Следует отметить, что жаргоны, имеющие функционально-семантическое значение с различными суффиксами пренебрежения, употребляются с целью эмоционального воздействия на читателя. Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Например, слова «брезг» (рассвет) и «зобать» (кушать) на сегодняшний день употребляются лишь в нескольких российских диалектах. Случается, что лексическая единица перестает быть общеупотребительной и становится профессиональным жаргонизмом. Общеупотребительные слова – это лексические единицы, которые могут бесследно стираться из памяти людей. К сожалению, это правда.

Эмоционально-экспрессивная лексика

Помимо стилистически нейтральных лексических единиц, среди общеупотребительных слов встречаются такие, которые могут произноситься каждым человеком, но только иногда. Например, слова: «землица», «растяпа», «газетка», «бородатый», «скверик» — тем отличаются от стилистически нейтральных лексических единиц, что их можно назвать эмоциональными или даже экспрессивными. Наоборот, к данной лексике могут прибавляться термины (специальные либо диалектные), употребление которых прежде было урезано. Интересно, не правда ли? Общеупотребительные слова в русском языке представляют большой интерес для многих исследователей.

Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами этого стиля является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Стили речи обслуживают какие-либо сферы человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения. В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) - с другой.

Сфера употребления. Эти слова, как и означаемые ими явления, встречаются лишь в определенных говорах.

Устаревшие слова (архаизмы и историзмы).

В таких случаях слово становится архаизмом, например: устарело слово пошлый в значении “популярный”. Историзмы — это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль.

Знание стилей речи дает представление о том, какими языковыми средствами нужно пользоваться в той или иной ситуации.

Стилистическими ошибками называют употребление словесных конструкций или отдельных слов, не соответствующих стилевому оформлению текста и нарушающих коммуникативную целесообразность предложения. Лексико-стилистические ошибки представляют собой неоправданное применение в тексте канцеляризмов, жаргонизмов, архаизмов и вульгаризмов.

Часто можно встретить в тексте упоминание стилистических ошибок, которые являются следствием выбора неправильного слова или словосочетания, не подходящего к основному тексту.

Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий. Бывают случаи, когда слово из общенародного словаря уходит в профессиональные жаргоны. Диалектные слова используются преимущественно в устной форме речи, так как и сам диалект – это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности. 3) лексические диалектизмы – слова, и по форме, и по значению отличающиеся от слов общеупотребительной лексики: кочет – петух, намедни – на днях, гутарить – говорить, инда - даже и т.п. Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном среди «своих», т.е. в общении с людьми того же социального круга, что и говорящий.

Избавление от стилистических ошибок

Современный русский язык. Лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Введение. Лексика. Дрофа, 1997. Арго. С. 37. Диалектизмы.

Чтобы избавиться от стилистических ошибок, над ними следует проводить специальную работу. Предупреждение и исправление смешений стиля разовьет языковое чутье и воспитает речевой вкус человека. Однако при этом следует помнить, что разные смешанные стили лексики часто являются удачным стилистическим приемом, направленным на создание иронического или комического эффекта.

Всем лингвистам известно, что к диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. У предпринимателей используются и общепринятые и диалектные слова и выражения, например, учет- пересчет товара. Он отметил отличии жаргонизмов от профессиональных слов: арготизмы отличаются от профессионализмов следующими чертами. Это значит, что рядом с ними всегда существуют синонимы общенародного употребления. Мы выяснили, что основной группой арготизмов являются общенародные слова с особым, специфическим значением.

Основной чертой этого стиля является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора. Публицистический стиль применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей. Художественный стиль отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей.

В русском языке имеется несколько лексических пластов, каждый из которых отличается сферой употребления и назначением.

Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски. Например: гутарить (южнорусское) - говорить, баить(северорусское) - говорить.Специальная лексика - это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий.

За счёт огромного количества научной лексики. Прогресс в обществе, во всех его сферах приносит много новых технологий, усовершенствований.

Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Термины принадлежат литературному языку и фиксируются в специальных терминологических словарях и толковых словарях с пометой специальное. При этом значение используемых единиц (жаргонизмов, заимствований) обычно расширяется, переосмысляется по отношению к другим сферам деятельности.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. В частности, есть разные виды обособления.Обособление второстепенных членов предложенияНа письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. В научных текстах найти их практически невозможно. Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство.

Специальная лексика включает в свой состав слова и выра­жения, употребляемые группами лиц, объединяемых по роду заня­тий, деятельности, т. е. профессиональной общностью. Рост научно-технических знаний обу­словливает появление большого числа новых понятий и их наи­менований. Профессионализмы служат для большей дифференциации, уточне­ния термина (в метеорологии названия снежинок в зависимости от их формы: звездочка, игла, еж, пластинка, пушинка, столбик). 2) другие — в пейоративных целях (от англ. pejorative — уничижительный, неодобрительный).

Есть несколько сложных моментов. Почему? Потому что возможность понимания того или иного из них зависит от образованности человека, а не от его принадлежности к какой-либо профессии или роду занятия.

Первое предложение имеет нейтральную стилистическую окраску, второе же более эмоционально - автор показывает, что вода, которую он пил из источника, очень хороша. Также благодаря использованию слов можно передать и отрицательные оттенки значения.

Обратимся к понятию «термин». Здесь представлено три наиболее полных определения, данных в словарях иностранных слов.

Новый словарь иностранных слов (EdwART, 2009).

Темрмин (лат. terminus предел, граница)

  • 1) слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве;
  • 2) в логике - составной элемент суждения (субъект и предикат) или силлогизма; силлогизм предполагает три термина: большим термином силлогизма называется предикат вывода, меньшим термином - субъект вывода; третье, опосредствующее понятие, входящее в посылки силлогизма, называется средним термине м;
  • 3) в древнеримской мифологии - бог - охранитель межей и пограничных межевых знаков, столбов, камней, которые считались священными.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (Чудинов А.Н., 1910).

Темрмин (лат. terminus)

  • 1) принятое условное выражение, название, свойственное какой-либо науке, ремеслу;
  • 2) срок;
  • 3) у римлян: бог границ, которому было установлено празднество терминалия;
  • 4) пограничный столб, колонна;
  • 5) в логике: название понятия, как части суждения.

Большой словарь иностранных слов (Издательство «ИДДК», 2007).(совпадает с определение Ушакова)

Термин (термина, м. [латин. terminus - предел, граница]).

  • 1) в формальной логике - понятие, выраженное словом (филос.);
  • 2) слово, являющееся названием строго определенного понятия. Специальные термины (обозначающие специальные понятия отдельных отраслей науки, искусства, техники, производств и т.д.).

В русских словарях значение слова «термин» аналогично, т.к. слово заимствованное.

Значение по Ефремовой:

Термин - слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие в какой-л. области знания.

Значение по Ожегову:

Термин - слово или словосочетание - название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Значение по словарю Даля:

Термин - выражение, слово, речение, названье вещи или приема, условное выражение. В каждой науке и ремесле свои термины, принятые и условные названия. Терминология, собрание и объяснение таких речений, имянословие, имясловие. -гичный, -гический словарь, имянословный, словарь научных и ремесловых речений.

Как мы видим, значение слова «термин» было достаточно многообразным: логика, философия, мифология, определение. Нас интересует та его часть, которая трактуется как «слово, точно обозначающее какое-либо понятие в определенной сфере науки или деятельности».

Итак, что же включает в себя «термин». При определении его статуса необходимо обратить внимание на его связь с основной единицей языка - словом. Для развития терминологии необходимо было установить, что такое «термин», какие признаки он в себя включает, и главное, как соотносится со словом.

Прежде всего, термин рассматривается как элемент специального языка, определенной системы, так как «термин существует лишь постольку, поскольку является элементом этой системы». Но термин прежде всего является словом, лексической единицей, и его специфика (принадлежность к специальной лексике) является вторичной. Специфику же, в свою очередь, определяет оппозиция термина с общеупотребительной лексикой.

Проблема статуса термина вплоть до 1970-х гг являлась предметом оживленных дискуссий, о чем свидетельствуют материалы специальных конференций (списать с гриневич). С одной стороны было стремление противопоставить термины общеупотребительной лексике, вывести их за пределы языка (Капанадзе, 1965). С другой стороны - идентифицировать их с общеупотребительной лексикой (Кузьмин, 1962). В середине 1970-х гг это проблема несколько затихла, так как к тому времени уже установилось более-менее одинаковое понимание значения термина как слова или сочетания, которое связанно с понятием, принадлежащим какой-либо области знаний или деятельности. При этом большое количество формулировок «не препятствовало единству понимания понятия «термин»».

Почему же возник вопрос о разграничении (или неразграничении) терминов и общеупотребительной лексики? Для этого надо обратиться к истории. В книге Гринеевича «Введение в терминоведение» автор в качестве примера приводит строительство. Это один их древнейших видов человеческой деятельности и жилище - такая же привычная для нас вещь, как еда или одежда. Поэтому в спецкатегории архитектурных элементов и типологий зданий входят такие понятные всем термины, как «одноэтажный», «многоэтажный», «больница», «магазин», «окна», «двери» и так далее.

В то же время, в не менее древней области человеческой деятельности - медицине - большинство слов не является общеупотребительными. Иногда только присутствует некий параллелизм: «царапина - мед. экскориация», «свинка - мед. эпидемический паротит».

Тем не менее нельзя отрицать, что во всякой терминологии обязательно есть некоторое количество лексических единиц, которые употребляются как в профессиональной, так и в обыденной речи. Данные единицы называются консубстациональными. Относительно данных единиц сложились разные точки зрения. Одни специалисты считают, что консубстациональные единицы появились в результате заимствования из общеупотребительной лексики, другие - что каждое слово было термином на момент возникновения, но не все остались терминами в настоящий момент.

Вторая точка зрения более легкая к пониманию. Более полно ее обосновал Н.Ф. Яковлев. Он говорит о том, что термины в ходе исторического развития языка становятся бытовыми словами по мере того, как новые технологические изобретения, новые политические понятия входят в общенародный быт, в массовое употребление. Бытовые слова - это термины, потерявшие новизну, но сохранившиеся в быту. Такое слово может являться и общеупотребительным, и термином. Например, «вода» - бытовое слово, однако в химии оно является термином «вещество H 2 O».

Факт заимствования общеупотребительных слов в специальную лексику хорошо известен. (ГЛ 7 дополнить) Даже если слово изначально употребляется как термин (скорее всего заимствовано), то этимологически можно проследить, что в родном языке оно тоже когда-то являлось общеупотребительным, бытовым. С другой стороны, если посмотреть в самую глубь истории, то слова, которые в настоящее время являются общеупотребительными (шприц, мост), раньше были специальной лексикой первых лекарей или ремесленников.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день практически каждое нейтрально окрашенное существительное является понятием, которое используется как термин в той или иной области науки. Например, «книга», «журнал», «плакат» - это различные виды изданий. Очень часто наименования различных производственных процессов и явлений совпадают с бытовыми. Это свидетельствует о том, что граница между терминологией и общеупотребительной лексикой нестабильна в силу постоянного двустороннего процесса: превращение терминов в общеупотребительные слова и наоборот.

Однако, как мы уже говорили ранее, невозможно отрицать факт наличия специальных терминов, которые употребляются в узких кругах. Каковы же отличия между терминами и бытовыми словами?

Основное отличие - специальная область употребления (профессиональное употребление), так как каждый термин тематически специфичен. Термин используется для называния понятий и знакового его обозначения. Это свойство термина наиболее важное, оно объясняет не только принадлежность термина к специальной области знания, но и все его свойства.

Обобщая определение в словарях (Толковые словари Ефремовой, Ожегова, Ушакова; Энциклопедический и Логический словарь), понятие - это логически оформленная мысль о классе предметов или явлений, которая имеет достаточно ясное и устойчивое содержание и относительно очерченный объем.

Понятие принадлежит к определенной области знаний, термин - элемент фиксированного подъязыка и употребляется как таковой только в пределах данного подъязыка.(гринеевич)

Говоря о связи термина и понятия, важно подчеркнуть еще два момента:

1. Понятие, которое обозначается термином, взаимосвязано с другими понятиями той же области, является элементом системы понятий.

И, следовательно:

2. Термин взаимосвязан с другими терминами, является элементом терминологической системы.

Первый признак выражен в определении В. С. Кулебакина и Я.А. Климовицкого: «Термин - это слово (или словосочетание), являющееся единством звукового знака и соотнесенного (связанного) с ним соответствующего понятия в системе понятий данной области науки и техники» (Лингвистические проблемы... 1970, с. 19-20).

Второй признак отражен в определении термина, приведенном в книге «Русский язык и советское общество. Лексика современного русского литературного языка»: «Термин - это такая единица наименования в данной области науки и техники, которой приписывается определенное понятие и которая соотнесена с другими наименованиями в этой области и образует вместе с ними терминологическую систему» (Русский язык и советское общество. Лексика... 1968, с. 152). В этих двух определениях более или менее четко показаны логические признаки термина: связь термина с понятием и его логическая системность (иногда ее называют систематичностью).

Второе важное свойство термина - содержательная точность и ясность. Значение термина должно быть четким, ограниченным. Точные границы, как правило, устанавливаются с помощью дефиниции - научное определение, которое одновременно является и определением значения термина. Дефиниция - необходимая составляющая термина, так как именно она играет ключевую роль при выделении термина из общеупотребительной лексики. Что включает в себя данный элемент термина? Дефиниция раскрывает содержание понятия, а значит перечисляет все его признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов. Можно выделить несколько наиболее общих параметров:

  • · Функция. «Переплет» - твердое или мягкое покрытие (состоящее из крышек и корешка), предназначенное для защиты скрепленного с ним книжного блока. В отличие от обложки переплет изготавливается из более прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком с помощью более сложных видов шитья, клапанами корешкового или окантовочного материала и наружными сторонками форзаца и нахзаца.
  • · Состав. «Пергамен - материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся для письма и в переплетном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Лицевая (мясная) сторона пергамена отличается гладкой текстурой, оборотная (шерстяная) - бархатистой. Писчий материал, получаемый из кож животных в процессе специальной обработки, исключающей дубление. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью.
  • · Пространственное положение. «Суперэкслибрис» - владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги.
  • · Свойства. «Ледерин» - материал для переплетов на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу. В отличие от коленкора ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком.
  • · Получение. «Инкрустация» - способ нанесения изображения путем вклейки в специально отведенные места фонового покровного материала высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором изображение находится в той же плоскости, что и фон.

При употреблении обыкновенного слова, мы обычно не всматриваемся в его структуру, не ищем отличительные признаки, а оперируем лишь внешним представлением и внешними связями. Таким образом, отличие между термином и общеупотребительным словом в том, что термин предполагает полное определение, выстроенное по определенным законам. Общеупотребительная лексика подразумевает наиболее поверхностные, бытовые свойства соответствующего объекта.

При наличии дефиниции, термин предполагает еще и такие свойства, как:

  • · принадлежность к специальной области знаний;
  • · независимость от контекста;
  • · однозначность;
  • · стилистическая нейтральность;
  • · конвенциональность термина - целенаправленный характер появления термина, подразумевающий тщательные выбор названия для какого-либо нового понятия;
  • · воспроизводимость в речи.
  • · номинативный характер, обусловленный главной функцией термина;
  • · четкое положение в системе.

Помимо признаков термина, рассмотрим предъявляемы к нему требования. Гринеевич в своей работе говорит о том, что термин должен рассматриваться в трех аспектах:

  • · синтаксический - форма, строение термина;
  • · семантический - значение и содержание термина;
  • · прагматический - особенности функционирования термина/

Требования к форме:

  • 1. соответствие нормам языка:
    • - устранение профессиональных жаргонизмов («ляп» - грубая ошибка в печати);
    • - устранение отклонений от фонетических и грамматических норм: «эслибрис - прав. экслибрис».
  • 2. краткость - отсутствие слов, не несущих смысловой нагрузки, отсутствие плеоназма. «
  • 3. деривационная способность термина
  • 4. инвариантность - неизменность их формы

Требования к содержанию:

  • 1. Непротиворечивость семантики - отсутствие противоречивости между лексическим и терминологическим значением слова - соответствие термина отражаемому им понятию. «Обложка - мягкая обертка, покрышка из бумаги, ткани и др. материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая его от загрязнения и разрушения.
  • 2. Однозначность термина в данной терминологии.
  • 3. Полнозначность - наличие в значении термина достаточного количества признаков для идентификации. «Составной переплет» - переплет, покрытие которого состоит из нескольких частей, как правило, выполненных из различных материалов (например, корешок из кожи, крышки - из ткани или бумаги).
  • 4. Отсутствие синонимов. «Фальчик» - полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, соединяющая части составного форзаца, либо приклеенная к корешковому сгибу тетради или к отдельным вклейкам. См. также: «кантик».

Прагматические требования:

  • 1. Внедренность - термин должен быть употребляем, общепринят среди специалистов
  • 2. Интернациональность - одинаковость или близость по форме и содержанию терминов в не менее трех национальных языках.
  • 3. Современность - вытеснение из употребления устаревающих терминов, замена их новыми. («высокая печать», «св)
  • 4. Благозвучность - термин должно быть удобно произносить, а также термин не должен вызывать нежелательных ассоциаций.

Лексика русского языка очень многообразна. Есть в ней неологизмы, историзмы, профессионализмы, диалектизмы и другие группы специальных слов. Однако самую большую группу составляют общеупотребительные слова.

Какие слова называются общеупотребительными?

Само название говорит за себя. Это такие слова, которые входят в основной словарный запас каждого человека, употребляются в речи ежедневно, понятны и доступны любому, независимо от возраста, профессии, места жительства. Они доступны и понятны всем, кто говорит на русском языке. Именно они являются ядром, основой языка, как разговорного, так и литературного. Эти слова находятся в активном запасе человека, то есть употребляются постоянно: на работе, дома, в разговоре с друзьями, коллегами.

Примеров общеупотребительных слов очень много, причём это слова практически всех частей речи. Это такие слова, как «дом», «небо», «река» – существительные; «я», «мы», «вы» – местоимения; «пришёл», «сказал», «написал» – глаголы; «большой», «красивый», «хороший» – прилагательные и многие другие.

Общеупотребительные слова ещё называют стилистически-нейтральными, потому что их можно использовать в любом стиле: научном, художественном, официально-деловом, публицистическом. Данные слова употребляются и в повседневной разговорной речи, и на приёме самого высокого уровня.

Язык - постоянно развивающееся явление. Поэтому любая лексика пополняется, и общеупотребительная тоже.

Как пополняется общеупотребительная лексика?

За счёт огромного количества научной лексики. Прогресс в обществе, во всех его сферах приносит много новых технологий, усовершенствований. Появляются новые слова, которые со временем становятся общеупотребительными. Так в начале эры космонавтики новыми были слова «космонавт», «астронавт», «луноход», а сейчас это уже не неологизмы, а привычные всем слова. Постепенно становятся общеупотребительными слова, связанные с компьютерной техникой, рыночной экономикой, нанотехнологиями. Они всё прочнее входят в ежедневную жизнь людей.

Лексический активный запас пополняется в процессе интеграции, глобализации, протекающей очень бурно на современном этапе. Диалог культур, религий, политическое, экономическое взаимодействие стран и народов приводит к появлению новых и новых слов. Заимствованные иноязычные слова постепенно переходят в разряд общеупотребительных: «демократия», «конфессии», «консенсус».

Постепенно часто употребляемые слова научной, профессиональной и даже диалектной лексики становятся общеупотребительными.
Таким образом, пополнение общеупотребительной лексики происходит постоянно. Это свидетельствует о повышении уровня культуры, образованности каждого человека в отдельности и общества в целом.

В русском языке имеется несколько лексических пластов, каждый из которых отличается сферой употребления и назначением. Прежде всего, словарный запас языка делится на две большие группы: общенародные и имеющие ограниченную область использования. Познакомимся с примерами общеупотребительных слов в русском языке. Такая лексика используется как в письменной, так и в устной речи в самых различных ситуациях.

Терминология

Общеупотребительные слова, примеры которых будут приведены ниже - это основное богатство языка. Они понятны каждому, вне зависимости от места проживания, рода деятельности или профессии. Без подобного пласта, который составляет лексическое ядро языка, было бы невозможным само его существование.

Примеры слов общеупотребительной лексики таковы: кошка, квартира, иллюзия, литература, ходить, бежать, красивый, умный, широкий, зеленый, мы, они, быстро, весело. Как видим, сюда относятся слова различных частей речи, используя которые, можно описать любую жизненную ситуацию.

Разновидности

Примеры общеупотребительных слов довольно многообразны. Прежде всего выделяется группа стилистически нейтральных, которые могут использоваться носителями языка в любом стиле речи. Особенности стилей и примеры лексики представлены в таблице.

Лексика в зависимости от стиля

Краткая характеристика

Примеры общеупотребительных слов

Разговорный

Предназначен для общения в быту

Понимаю, учитель, школа, карандаш, подготовка, посуда, механизм, родители, уроки

Точность, достоверность, логичность. Стиль богат терминами

Эволюция, параллелизм, конспект, меридиан, гипотенуза

Применяется для написания докладных записок, протоколов, подобных документов

Нижеподписавшиеся, заявление, расписка, обязуюсь, прилагаю, обстоятельства, по причине

Публицистический

Целью использования является не только информирование, но и эмоциональное воздействие

Как сообщили, ожидается, парламентарий, выборы, сооружение, строительство, открытие, предполагается

Художественный

Используется для написания литературных произведений

Проникновенный, возвеличить, низвергался, величественный

Итак, вне зависимости от стиля речи основным назначением общенародных слов является организация общения. Благодаря им носители языка понимают друг друга, могут выражать свои мысли как в устном диалоге, так и на письме.

Есть несколько сложных моментов. Так, слова присущие научному стилю, в частности термины, могут быть ясны не всем, но тем не менее, относятся именно к общенародному пласту. Почему? Потому что возможность понимания того или иного из них зависит от образованности человека, а не от его принадлежности к какой-либо профессии или роду занятия. Так, литературный термин «эпитет» может быть неясен только тем, кто плохо учился в школе.

Выражение эмоций

С точки зрения использования общеупотребительные слова, примеры которых приведены ниже, подразделяются на такие группы:

  • нейтральные (мама, мир, бегать, хорошо, эмоция, кошка, квартира, нравится, зеленый, качественный и многие другие);
  • стилистически окрашенные (хорошенький, водичка, времечко, старушка).

Если первая группа слов просто передает информацию, то вторая выражает отношение автора. Сравним:

  • Вода в источнике была прохладной.
  • Водичка в источнике была прохладной.

Первое предложение имеет нейтральную стилистическую окраску, второе же более эмоционально — автор показывает, что вода, которую он пил из источника, очень хороша.

Также благодаря использованию слов можно передать и отрицательные оттенки значения. Сравним:

  • Он грозно сверкал своими глазами.
  • Он грозно сверкал своими глазищами.

Отличия от диалектизмов

Рассмотрим примеры общеупотребительных слов и диалектных слов, а также их различия. Для удобства восприятия данные помещены в таблицу.

Как же разграничить общеупотребительный лексический пласт и диалектные слова?

  • Сфера употребления. Если общеупотребительные слова понятны всем и употребляются повсеместно, то диалектная лексика присутствуют в речи определенных групп людей, проживающих в деревнях и селах, то есть она территориально ограничена. Так, образованный человек, занимающийся изучением говоров, может хорошо знать, что означают слова «гуска» (гусыня), «цибуля» (лук), «дробина» (лестница), даже употреблять их на своих лекциях. Но данные слова все равно будут диалектными, поскольку в живой разговорной речи они не употребляются, заменяясь литературными синонимами.
  • Лексические диалектизмы, свойственные определенной местности, имеют литературный синоним и могут быть на него заменены: «кушак» - пояс, «пятры» - чердак, «векша» - белка.

Есть также и этнографические диалектизмы, которые не имеют синонимов - общеупотребительных слов, примеры таковы: «манарка» - так в Татарстане называют женское пальто; «шанежки» - картофельные пирожки. Эти слова, как и означаемые ими явления, встречаются лишь в определенных говорах.

Значение диалектизмов

Зачем же нужны носителям языка местные говоры? Употребление подобных слов нередко помогает авторам художественных текстов создавать особую поэтику, передавать настроение, более ярко выразить образ персонажа. При этом писатели стараются не перенасытить свой текст диалектизмами, в противном случае читателям многое будет непонятно. Активно использовали подобную лексику:

  • Тургенев (бирюк - нелюдимый человек, верх - овраг).
  • Мамин-Сибиряк (ступни - обувь, заплот - забор, битва - мучение).
  • Шолохов (толока - выгон, урезать - ударить).
  • Есенин (санки озера - края).
  • Пришвин (елань - топкий участок болота).

Чаще всего диалектная лексика используется в речи персонажей и снабжается авторскими комментариями и пояснениями, чтобы читатель понял, о чем идет речь.

Жаргонизмы

Мы рассмотрели, какие слова называются общеупотребительными. Примеры также были приведены. Сейчас разберемся, что такое жаргонизмы, какова их роль и специфика употребления.

Это особый пласт лексики, который используется в речи определенных кругов лиц:

  • Молодежи: «дискач» (вечеринка, дискотека), «чувиха» (девушка), «чувак» (молодой человек), «предки» (родители).
  • Компьютерщиков: «глючит» (работает с проблемами), «прога» (программа ПК), «клава» (клавиатура), «хакнуть» (взломать).
  • Заключенных: «откинуться» (освободиться), «ксива» (паспорт), «фраер» (бывший заключенный, находящийся вне стен тюрьмы), «заочница» (девушка, которая ждет заключенного).
  • Школьников: «училка» (преподавательница), «пара» (оценка «2»), «ботан» (отличник, старательный ученик), «шпора» (шпаргалка).

Многие из этих слов понятны носителям языка, другие - остаются для них загадкой, но отличительной чертой жаргонизмов является их использование в речи определенным кругом лиц.

Значение жаргонизмов

Такие слова обладают яркой эмоциональной окраской, поэтому нередко используются писателями для создания яркого образа персонажа. В устной речи они помогают лицам определенного круга лучше понимать друг друга.

Приведем примеры общеупотребительных слов и жаргонизмов: «хавка» - пища, «ишак, осел» - браузер «Интернет Эксплорер», «чайник» - малоопытный пользователь ПК, «месага» - сообщение.

Эта лексика делает общение представителей определенного круга более удобным и простым.

Профессионализмы

Приведем примеры общеупотребительных и необщеупотребительных слов, профессионализмов, присутствующих в речи представителей определенных профессий:

  • В сфере полиграфии можно встретить «лапки» - кавычки, «шапка» - заголовок.
  • Охотники употребляют слова «висеть на хвосте» - преследовать добычу с гончими собаками, «пест» - старый медведь, «полено» - хвост волка.
  • Сотрудники полиции также используют профессионализмы: «потеряшка» - пропавший без вести человек; «висяк» - дело, которое не удается расследовать.

Эта лексика понятна лишь определенному кругу лиц, объединенному профессиональной деятельностью.

Многообразие слов

Приведем примеры предложений с общеупотребительными словами (5 класс):

  • На столе стояла ваза с красивыми цветами: розами, гвоздиками и лилиями.
  • Хорошо учиться должен каждый, кто хочет быть счастливым.
  • Мама приготовила вкусный салат и испекла булочки.

Каждое слово в этих предложениях понятно любому носителю языка. Без них общение, как устное, так и письменное, было бы невозможным. Именно поэтому такой лексический пласт представляет собой богатство языка, его основу. Конечно, диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы по-своему интересны, но без них русский язык мог бы существовать. А без общеупотребительных слов, примеры которых были приведены выше, это было бы уже невозможным - люди перестали бы понимать друг друга.

К общенародной лексике относится огромное количество слов всех частей речи, как самостоятельных, так и служебных. Они используются в письменной и устной речи, для создания научных документов и журнальных статей. Чем больше таких слов знает человек, тем более насыщен и интересен его словарный запас, тем он ярче и выразительнее может высказывать свое мнение.

Мы рассмотрели общеупотребительные слова, примеры слов и их значение. Данный лексический пласт очень важен, поскольку именно благодаря подобным словам носители языка имеют возможность свободно общаться и понимать друг друга. Подобных слов очень много, они относятся к различным частям речи, могут быть как нейтральными, так и обладать определенной стилистической окраской, делая общение более богатым и интересным.

Loading...Loading...