Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Дидат. Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Дидат Ничто не происходит просто так

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Price Realized: $46 000

Freud, Sigmund. Die Traumdeutung. Leipzig and Vienna: Franz Deuticke, 1900 . PMM 389.

Уход: $46,000. Аукцион Christie"s. The Haskell F. Norman Library of Science and Medicine. Part III. 29 октября 1998 года. New York, Park Avenue. Лот № 1354.

В верхней части титула дарственная надпись автора своему другу и помошнику Вильгельму Флиссу: "Seinem theuern Wilhelm/24 Okt 1899".

Подробное описание лота: 8o (220x145 мм.). (Small tear at bottom of title-page, two tiny punctures near Freud"s inscription.) Contemporary brown boards, title and author"s name gilt-lettered on spine, edges stained greenish-blue (ends of spine a bit chipped, worn along front outer joint, fore-corners slightly worn). Provenance: Wilhelm Fliess (presentation inscription to him from Freud); the Fliess family; Jeffery Masson, editor of The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess: 18887-1904 (1985); acquired from Masson by Haskell F. Norman in 1989.

Знаменитая книга Зигмунда Фрейда, выдержавшая несчетное количество переизданий, по праву считается одним из главных бестселлеров XX века. Так как в США психоаналитоков больше чем во всем остальном мире, то Фрейда надо продавать только в Америке. Иногда цены зашкаливают. Был бы хороший экземпляр.

Автограф очень важный для биографов Фрейда: Вильгельм Флисс (1858, Арнсвальде - 1928, Берлин) - немецкий врач-отоларинголог и психоаналитик. Друг и корреспондент З. Фрейда. Изучал и исследовал проблемы женской сексуальности. Разработал теорию периодичности жизненных действий людей. Ввёл в оборот понятия бисексуальность, сублимация и сексуальный латентный период, которые были использованы З. Фрейдом при развитии психоанализа. Задолго до публикации книги О. Вейнингера «Пол и характер» подробно и систематически развивал идею и теорию бисексуальности. Между 1895 и 1900 годами, когда он изучал толкования снов и их самоанализ, Фрейд доверял Флиссу все свои опыты и эксперименты и свои открытия в том числе значение бессознательного, исполнения желаний аспектов мечты, концепции репрессий, важности инфантильной сексуальности и Эдипов комплекс.


FIRST EDITION of The Interpretation of Dreams , PRESENTED BY FREUD TO WILHELM FLIESS, HIS CLOSEST FRIEND AND CONFIDANT during the preparation of this revolutionary work that Freud considered his greatest achievement; ARGUABLY THE MOST IMPORTANT COPY EXTANT (aside from Freud"s own); INSCRIBED BY FREUD at the top of the title-page: "Seinem theuern Wilhelm/z. 24 Okt 1899." "Between 1895 and 1900, when he studied his dreams and pursued self-analysis, Freud confided in Fliess his experiences and his discoveries including the unconscious, the wishfufillment aspects of dreams, the concept of repression, the importance of infantile sexuality, and the Oedipus complex. Although Freud did not dedicate a book again after his disappointment with Breuer (see note to lot 1349), he acknowledged his admiration for Fliess by referring to him as the "godfather" of Die Traumdeutung and planned to send him a copy as a birthday present in October 1899. That the gift was acknowledged was stated in Freud"s letter to Fliess of 27 October 1899: "Thanks for your kind words in response to my sending you the dream book. I have long since been reconciled to the thing and await its fate in resigned suspense...Incidently, it has not yet been issued; only our two copies have so far seen the light of day." Freud"s inscription in Fliess"s copy may be translated, "For my dear Wilhelm""

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики". Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.


«Толкование сновидений» - первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. Первый тираж вышел в свет в 1900 году и долгое время не находил покупателей. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное. Вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей:

«Толкование сновидений есть Via Regia к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений».

Содержание:

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

2. ВВЕДЕНИЕ.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.)

II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ.

III. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.

IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ.

V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ.

VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.

VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ.

3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ.

5. ПРИМЕЧАНИЯ.

Основные положения теории сновидений Фрейда:

1. Сновидение - это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного - вытесненные желания.

2. Функция сновидений - оберегать сон. Сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

3. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами.

«Толкование сновидений» - первая работа, познакомившая со взглядами Фрейда русских читателей. Первое русское издание появилось уже в 1913 году. На протяжении своей жизни Фрейд периодически пересматривал и дополнял первое издание. Его теория сновидений в скорректированном виде была изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916-1917) и подверглась новому пересмотру в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933). Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку:

«Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными. Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего, следует уяснить смысл самого сна, его назначение. "Биологическим смыслом сна, - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек прекращает воспринимать внешний мир, прекращает действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает»".

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются (сознательное), или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного, и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком - образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., - то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или - в терминах более поздней модели Фрейда - Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение. Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

1. сексуальные желания (в том числе - и в особенности - запрещаемые этическими и общественными нормами - например, инцест);

2. ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни - родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям - не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно - «собственно, создатель сновидения». Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение - сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний:

«22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзину вишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получит несколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Герман съел все вишни».

Или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет. Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении. Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

1. Превращение мыслей в зрительные образы.

2. Сгущение.

3. Смещение.

4. Вторичная обработка.

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, - это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят.

«Итак, вы будете рады, если сможете изобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическое сидение (Darauf sitzen)».

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Первый механизм цензуры - сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе. Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г. Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Второй механизм цензуры - смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug). Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein). Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением - результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое - ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, - истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Толкование символов

Человек. Символ человека в целом - дом. «Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин».

Родители. Символы родителей - «император и императрица, король и королева или другие представительные лица».

Рождение. «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».

Смерть. Символ смерти - отъезд, поездка по железной дороге.

Нагота. Символ наготы - одежда вообще и форменная одежда в частности.

Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на мужской член по форме - палки, зонты, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить - ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие (ружья, пистолеты, револьвер); предметы, из которых льется вода - водопроводные краны, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину - висячие лампы, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты - пилочки для ногтей, молотки и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься - воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также шляпа и пальто; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом - ногой или рукой.

Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают «предметы, обладающие свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя» - шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ящики, карманы и т. д.

Матка. «Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла».

Символы - единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Если рассматривать этот вопрос с христианской точки зрения, то это шарлатан. Оккультный мыслитель, философ, который исказил христианские взгляды, духовную жизнь, полностью перевернул все представления в обратную сторону. Все то, что было выработано в христианскую эпоху в процессе религиозного душепопечительства, было перевернуто с ног на голову.

Зигмунд Фрейд состоял в масонских организациях, и все его основные труды и работы сначала получали одобрение в масонских организациях Европы. Например, «Бней-Брит» - «Сыны Завета». Еврейская организация масонского типа, она и сейчас существует. И только потом, когда его работы получали антихристианское звучание и одобрение, они публиковались. То есть велась целенаправленная подрывная деятельность против христианской церкви. И задача ставилась – оторвать европейское человечество от пастырской психологии, то есть переориентировать к фрейдистской. Ведь все вопросы духовной жизни решались в церкви, а Фрейд в конце 19-го и начале 20-го веков выступил атеистом в сфере психологии. П

Причем Фрейда не признавали даже психиатры его времени. Например, у нас академик Павлов считал, что идеи Фрейда – чистая фальсификация. И ряд европейских мыслителей, не только психиаторов, считали, что фрейдизм – это оккультное учение. Фрейд разрабатывал ветхозаветную парадигму отношения к человеку и его духовной жизни. В некоторым смысле это был зашифрованный иудаизм. То есть идеи, которые были выработаны в иудейской культуре, использовались Фрейдом и выставлялись на передний план. Например, проблема толкования сновидений. Всем известно, что проблема толкований сновидений – это краеугольный камень фрейдизма. Первая его книга так и называлась – «Толкование сновидений». Фрейд переворачивает там все. Если раньше в христианской культуре налагался полный запрет на какое-либо толкование сновидений, то Фрейд предлагал наоборот распутывать, разгадывать и применять в жизни. Христианство говорит, что это неверно, что нельзя жить во снах и иллюзиях, которые отчасти имеют демоническое происхождение. А Фрейд говорит, что надо все восстанавливать. Причем это еще и языческая традиция. Потому что в языческой культуре, в отличие от христианской, сны как раз толковались. То есть христианство накладывает табу на толкование снов, а Фрейд его снимает.

Далее идет развитие его идей: сексуальность, детская сексуальность. Фрейд не подтвердил свои данные научными исследованиями, научных доказательств у него нет. К тому же всех религиозных людей и в особенности монахов он считал психопатами.

Поначалу его теория так и воспринималась как очередной масонский заговор против христианства. Казалось, что фрейдизм - мыльный пузырь, который скоро лопнет. Но получилось наоборот. Журналистика того времени подхватила эту философию, чтобы его использовать как некий таран христианской психологии для разрушения идей. Иногда в этом смысле Фрейда сравнивали с Марксом. Маркс – радикал, разрушитель. Собственно, такие же разрушительные идеи были и у Фрейда. И современные философы, психологи когда знакомятся с фрейдизмом, не понимают его темной стороны. Глубоко никто в эту тему не вникает и исторический контекст никто не учитывает.

До 1996 года у нас в стране был запрет на психоанализ и фрейдистские методики. И уже Ельцин как раз подписал указ, что эту методику можно использовать. Теперь она официально разрешена как один из методов психотерапии. При этом фрейдизм крайне опасен для психического здоровья человека. У меня есть ряд публикаций на эту тему, где я показываю жертвы после посещения сеансов психоанализа. Многие люди доходят до суицида, у других разрушается иммунная система, нарушается сон. Есть ряд неопровержимых фактов, которые подтверждает антинаучность этого метода. Например, психолог Ганс Айзенк провел научные исследования в больницах, где содержались люди престарелого возраста, больные раком. А на западе широко применяются психологические методики. Врачи работают с умирающими и тяжелобольными. Ганс Айзенк с помощью статистики показал, что количество смертей среди людей, больных раком и ишемической болезнью сердца, которые проходили сеансы психоанализа, увеличилось. Работа была опубликована в 90-е года в журнале «Психологические науки». Она показывает абсурдность фрейдизма. Причем писали об этом и другие критики Фрейдизма, философы, социологи.

Вопрос неоднозначный. Сейчас у нас в стране психоанализ неплохо развит. Существует Институт психоанализа, который находится на станции метро «Кутузовская», там даже готовят специалистов в этой сфере. Кто-то принимает эти методы, а кто-то отрицает. Идет некая борьба. Для тех, кто стоит на узких национальных, христианских позициях Фрейд – однозначный антипод, знамя западного модерна. А для тех, кто исповедует либеральные ценности, Фрейд - звезда, тот, кто совершил переворот в психологии.

Я и сам изучал психоанализ, у меня есть дипломы на эту тему. Но сначала когда это изучаешь, то все кажется объективным. Затем, когда начинаешь пытаться разобраться в теме глубже, сразу появляется обратная сторона. Первоначально, конечно, в своем творческом поиске я стоял на позиции фрейдизма. Но когда обратился к христианской доктрине, к христианской психологии, в частности, то увидел, что существует серьезная критика фрейдизма. Открыл для себя много нового. Поменялись взгляды, изменилась и оценка.

Сейчас как рассуждают: человек имеет право выбора. Он может пойти к магу оккультисту, астрологу. А может пойти к православному священнику. То есть у человека есть свобода, методик много, как и разных подходов к психологии: психоанализ, гуманистическая психотерапия, экзистенциальный подход и другие. Казалось, что западные ценности будут доминировать. Но в нашей стране идет уклон в христианскую сторону. Сейчас почти при каждой церкви открыты кабинеты психологии, то есть те же психологи, которые получили образование.

Briefe 1873-1939, ausgew. u. hrsg. von Ernst und Lucie Freud, Frankfurt am Main 1960; 2., erw. Aufl. (2nd (enlarged) ed)., Frankfurt am Main, 1968. 3., korrig. Aufl. 1980 Trans.: Letters 1873-1939 (ed. E. L. Freud) (trans. T. and J. Stern), New York, 1960; London, 1961. Letters of Sigmund Freud; selected and edited by Ernst L. Freud, Basic Books, 1960; Enthält Briefe an: Abraham, Karl; Achelis, Werner; Andreas-Salomé, Lou; Baumgardt, David; Beer-Hofmann, Richard ; Bardi (Berdach), Rahel; Berdach (Bardi), Rahel; Bernays, Edward L.; Bernays, Emmeline; Bernays, Martha; Bernays, Minna; Binswanger, Ludwig; B’nai B’rith; Bonaparte, Marie; Braun-Vogelstein, Julie; Breuer, Josef; Breuer, Mathilde; BÜrgermeister der Stadt Prˇı´bor; Carossa, Hans; Carrington, Hereward H. L.; Dyer-Bennett, Richard; Ehrmann, Salomon ; Einstein, Albert; Eitingon, Max; Ellis, Henry Havelock; Ferenczi, Sa´ndor; Flatter, Richard; Fließ, Wilhelm; Fluß, Emil; Freud (Familie); Freud, Adolfine; Freud, Alexander; Freud, Amalie; Freud, Anna; Freud, Ernst L.; Freud, Lucie; Freud, Margit; Freud, Martha; Freud, Martin; Freud, Mathilde; Freud, Rosa ; Freud, Sophie; Freund, Anton von; Freund, Roszi von; Gomperz, Elise; Gomperz, Heinrich; Groddeck, Georg; Guilbert, Yvette; Halberstadt, Max; Halberstadt, Sophie; Hall, Granville Stanley; Heller, Hugo; He´renger, Alexandre ; Hitschmann, Eduard; Hooper, Franklin Henry; Indra, Alfred; Jones, Ernest; Jones, Herbert; Jones, Loe; Jung, Carl Gustav; Keyserling, Hermann Graf von; Knoepfmacher, Wilhelm; Koller, Carl ; Kraus, Karl; Lamplde Groot, Hans; Lampl-de Groot, Jeanne; Levy, Kata; Levy, Lajos; Lipschütz, Alexander; Löwy, Heinrich; Low, Barbara; Magnes, Judah Leon; Mann, Thomas; Monod-Herzen, Edouard; Montessori, Maria; Morselli, Enrico; N. N.; N. N. (Mutter eines Homosexuellen); N. N. (Thoman, Maria); Paquet, Alfons; Pfister, Oskar; Popper-Lynkeus, Josef; Putnam, James Jackson; Rank, Otto; Rhondda, Lady; Rie, Oscar; Roback, Abraham Aaron; Rolland, Romain; Schaeffer, Albrecht; Schiller, Max; Schnitzler, Arthur; Schur, Max; Silberstein, Eduard ; Simmel, Ernst; Singer, Charles; Steinig, Leon; Stekel, Wilhelm; Strachey, Lytton ; Struck, Hermann; Tandler, Julius; Viereck, George Sylvester; Voigtländer, Else; Wechsler, Israel Spanier; Weiss, Edoardo; Wells, Herbert George; Wittels, Fritz; Wittkowski, Victor; Zweig, Arnold; Zweig, Stefan. − Die Briefe an Martha Bernays sind auch als Einzelband veröffentlicht: Freud, S., Brautbriefe, ausgew., hrsg. und mit einem Vorwort von Ernst L. Freud, Frankfurt am Main 1968; Neuausgabe Frankfurt am Main 1988 (Fischer Taschenbuch Nr. 6733). UngekÜrzte Neuauflage einschl. der Briefe von Martha Bernays in (2011b) und (2013a)

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды , и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.


Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз - последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.


Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.


Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.


В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна - единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.

  • Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.

  • Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
  • Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.

  • Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Цитаты

  • «Любовь и работа - вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет... Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». - из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Библиография

  • Толкование сновидений
  • Три очерка по теории сексуальности
  • Тотем и табу
  • Психология масс и анализ человеческого «Я»
  • Будущее одной иллюзии
  • По ту сторону принципа удовольствия
  • Я и оно
  • Введение в психоанализ
Loading...Loading...