В конце лета 1825 г. члены Южного общества охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной новостью о существовании другой тайной организации - Общества соединенных славян.
Оно имело собственную историю, возникшее 1818 г. основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии юнкером Петром Борисовым и его братом Андреем. Начиналось все с политических целей, но вскоре перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание. Однако спустя какое-то время в сотрудничестве с Люблинским братья Борисова выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Теперь их цель была объединением всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию.
Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ,и были противниками военной революции.
Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов.
«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества.
Члены Славянского общества также отличались своим имущественным положением. Они в основном принадлежали к мало имущественному положению.
Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу.
Главное что их привлекало в Южном обществе так это его демократические идеи.
«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению. Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия.
Междуцарствие. План Государственного переворота
Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены.Все резко изменилось осенью 1825 г.
В ноябре 1825 г. умирает Александр I.Сына у него не было и наследником престола являлся его брат Константин. Но Константин отрекся от престола из-за невозможности передать престол своим потомкам, это держали в тайне потому что наследником должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жесткий, ненавидимый в армии.
Формально новым императором являлся Константин I,но его брат боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, объявил себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга Николаю I.
Декабристы еще при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент наступил. В то же время им становится известно что их предали и доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе императора.
Члены тайного общества приняли решение выступать.
Был разработан следующий план действия.14 декабря, в день «переприсяги»,на площадь выйдут революционные войска под командованием тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Именно на нее потому что здесь находится сенат, тут сенаторы 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу в котором объявлялось «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства.
Было решено как только восставшие войска блокируют Сенат, революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требования не присягать новому императору Николаю I и издать революционный Манифест.
тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске (См. Новоград-Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества («Правила», «Клятвенное обещание») содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов) С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).
Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.
Л. А. Сокольский.
- - «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОИНСТВЕННЫХ СЛАВЯН», черновой набросок стих. Л. , задуманного, по-видимому, в связи с первым посещением поэтом Новгорода в начале авг. 1832, во время поездки из Москвы в Петербург...
Лермонтовская энциклопедия
- - первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия...
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - древнерусское слово, которое означает народное собрание, сход с целью совещания. Слово это встречается и в памятниках церковно-славянских, но очень редко...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Вечерница - почти на всех славянских языках обозначает вечернюю звезду, Венеру, появляющуюся сейчас после заката солнца и очень часто светящуюся вместе с луной. Ее же называют утренницей, ютренницей, польск. jutrzenka...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - князь поморских славян: бодричей, вагров и полабов, сын Удо, воспитывался в монастыре св. Михаила в Люнебурге...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - круговая пляска славян, то же что ronde y французов. Скорая, веселая музыка К. имеет двухдольный размер...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название "опhèна" мы встречаем в сербских грамотах XII в....
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским...
Большая Советская энциклопедия
- - тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы. Свыше 50 членов...
Современная энциклопедия
- - тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы. Св. 50 членов...
Большой энциклопедический словарь
- - "общество соединённых слав"...
Русский орфографический словарь
- - сущ., кол-во синонимов: 1 праславяне...
Словарь синонимов
"Общество соединённых славян" в книгах
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО
Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль АлексисАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО Легче понять свободу и равенство, свойственные Соединенным Штатам, чем бурлящую тамполитическую деятельность. - Эта деятельность охватывает всю страну;
Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего средневековья
Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид ВасильевичГлава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего
1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом
автора Семенов Юрий Иванович1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом Третье значение термина «общество» - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание
1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом
автора Семенов Юрий Иванович4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом Третье значение термина "общество" - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание
6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных исследований
Из книги Современная история автора Пономарев М. В.№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных
Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян
Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь
Общество соединённых славян
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество)
Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр АлексеевичТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.
41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных
43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными
Важней всего - погода в Сочи / Общество и наука / Общество
Из книги Итоги № 1 (2014) автора Итоги ЖурналБыть сему месту пусту / Общество и наука / Общество
Из книги Итоги № 5 (2012) автора Итоги ЖурналБыть сему месту пусту / Общество и наука / Общество В начале декабря «Итоги» напророчили: «В архитектурной среде мечтают: если ничего не строить на месте снесенной «России», откроются такие виды и панорамы, что и не снилось!» Речь идет об
8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество
Из книги Сорос о Соросе. Опережая перемены автора Сорос Джордж8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество КК – Вы недавно сказали, что вы переносите свое внимание из Восточной Европы на Запад. Почему?ДС – После изменения режимов в Восточной Европе прошло 5 лет. На пике революции возможно было практически все. Я пытался
На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьёв.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.
П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, - писал он, - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники».
Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля подлежала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином.
Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...». В то же время Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения.
Южное общество объявило неэффективной деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.
«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предложениям, теориям не было конца, - вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. - Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия».
В Северном обществе программные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество новых «вольнодумцев».
Постепенно между двумя организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие послереволюционное устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
Ещё с лета 1823 г. Южное общество поддерживало связь с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу примкнуло Общество соединённых славян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыльного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к малоимущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспотизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.
Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём военного переворота. Несмотря на расхождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество - во имя великой цели.
Планам революционеров не суждено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедленном выступлении в столице. Действовать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декабристским организациям. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспитании последующих поколений борцов с самодержавием.
Общество соединённых славян имело сложную первоначальную историю. В том же 1818 г., когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое «Общество первого согласия», преследовавшее цель борьбы за демократический строй, В 1823 г молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Нежелай иметь раба, когда сам быгь рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывагот «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.
Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия»,- сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского (эти воспоминания - важный источник для изучения идеологии Общества соединённых славян). «Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза а для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия - угнетателя трудовых масс, тюремщика народов. Идея панславизма лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия-, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма.
Объединение Общества соединённых славян с Южным обществом декабристов. Осенью 1825 г., накануне выступления, Общество соединённых славян объединилось с Южным обществом и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей цели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель для них лишь отодвигалась в будущее; первоочередным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободит Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредит в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом»,- обещал славянам Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.
Члены Общества соединённых славян стали энергично вести агитацию среди солдат, готовя их к перевороту. Главной их опорой были солдаты расформированного Семёновского полка, уже имевшие опыт в ыступления 1820 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
соединённых славян, тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества ("Правила", "Клятвенное обещание") содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).
Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.
Л. А. Сокольский.
Большая советская энциклопедия, БСЭ.
2012Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
(Славянский союз Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. … - ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
- ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
(Славянский союз, Славянское общество), тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми … - ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в Словаре русского языка Лопатина:
`Общество соединённых слав`ян (организация … - ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в Орфографическом словаре:
`общество соединённых слав`ян (организация … - ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
(Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и … - ОБЩЕСТВО в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-06-13 Time: 02:41:51 * Общество живёт не отрицательными идеями, но идеями положительными. (Сен-Симон) * Если бы не … - ОБЩЕСТВО в Словаре Аналитической психологии:
(Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего … - ОБЩЕСТВО
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАВИСИМОЕ - см. ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
УЧАСТВУЮЩЕЕ - см ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
СМЕШАННОЕ - см СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
СЕЛЬСКОЕ - см. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (00 0) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ТОВАРИЩЕСТВО ОБЩЕГО ТИПА - объединение двух и более физических и юридических лиц с целью организации и … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное одним или … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
ПРОСТОЕ - см. ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
КЛАССИФИКАЦИОННОЕ - см КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
ГРАЖДАНСКОЕ - см ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
АКЦИОНЕРНОЕ ОТКРЫТОЕ - см ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
АКЦИОНЕРНОЕ - см АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО … - ОБЩЕСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, … - ОБЩЕСТВО
I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной … - ОБЩЕСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
- ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словарике:
в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, … - СОЕДИНЕННЫХ
СОЕДИНЁННЫХ ШТ́АТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ ИНСТИТУТ РАН (до 1974 Ин-т США), н.-и. учреждение, изучающее экономику, социальные отношения, внутр. и внеш. … - ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ, см. … - ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОБЩЕСТВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ Всесоюзное, обществ. орг-ция, объединявшая чл. большевистской партии с дорев. стажем. Существовало в 1922-35 при Истпарте, затем при … - ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз, Славянское об-во), тайная орг-ция декабристов на Ю. России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А.И. … - ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОБЩЕСТВО РУССКИХ СКУЛЬПТОРОВ, см. … - ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (1821-1929; до 1875 Общество поощрения художников), осн. в С.-Петербурге дворянами- меценатами. Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художников … - ОБЩЕСТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, с. 1) Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Жизнь первобытного общества. Рабовладельческое общество. Общество может … - ОБЩЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова.
- ОБЩЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). общество та или иная … - ОБЩЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества....Маркс положил конец … - ПОГРЕБЕНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН в Словаре Обрядов и таинств:
Погребение у древних славян У славян обряд трупосожжения появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной … - ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться … - в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, … - в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни … - ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН
? Х. у славян распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии … - СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ СЛАВЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов … - СЕЛЬСКАЯ ПОЗЕМЕЛЬИАЯ ОБЩИНА У СЛАВЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто … - КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии … - ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество … - США в Справочнике Стран мира:
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Государство в Северной Америке, состоящее из 50 штатов и территорий Пуэрто-Рико, Американское Самоа, Гуам и Виргинские острова. … - ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковнославянский язык Под именем … - СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Срезневский (Измаил Иванович) - знаменитый филолог-славист, родился 1 июня 1812 г. в Ярославле, умер 9 февраля 1880 г. в Петербурге. …