План урока по обломову что такое любовь. Презентация на тему "Испытание любовью (Обломов и Ольга Ильинская)". Планируемые образовательные результаты

Цели урока .

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
    4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
    5. Развивать творческие способности.
    6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.
    2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

    1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
    2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания "Ассоциативные ряды",

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова "Обломов".

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова ).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа . (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, - М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, - М.: Вако, 2005 г.


Урок литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов"
Тема: «Обломов» как роман о любви.
Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Цели урока:
1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.
2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.
3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.
Оборудование урока:
Текст (Гончаров И.А. Обломов: роман. В 4-х ч. Т.: 1985г.), эпизоды из экранизации романа «Обломов» Гончарова «Несколько дней из жизни Обломова» Н.С.Михалкова, тетради.Ход урока:
На доске: Обломов и Ольга. История любви.
Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?
(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).
Гончаров огромное значение придавал чувству любви. Устами Штольца он говорил, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию.
Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.
«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …
Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».
Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.
Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).
Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).
В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.
Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).
В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:
Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).
Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).
Такая разная любовь (с.286, 287).
(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).
(Рассказ учителя о мифе «Пигмалион и Галатея»).
Несмотря на это, Ольга любит Обломова. Далее в ее чувстве идет «пробуждение» сознания, которое выражается через природу.
«Лицо ее наполнилось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием…Солнце также иногда выходит из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровью и вдруг обольет светом целый пейзаж».
(Эпизод из фильма).
Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.
Свободен ли обломов в своей любви?
Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).
Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.
Быть свободным – это быть таким, каким задумал тебя Бог: «Познайте истину, и истина сделает вас свободным». Он познал ее (с. 243-244, 303).
Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?
(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).
Когда мы пишем письма?
Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?
Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).
Кульминацией их любви становится разлука.
(Чтение по ролям эпизода на с.420).
Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).
Почему брак Ольги и Штольца был возможен?
Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?
Домашнее задание: письменное высказывание на вопрос: «Возможно ли другое развитие этих отношений?».


Приложенные файлы

МБОУ «Домаховская СОШ»

Предмет – литература Класс – 10 Учитель- Козина Т.А.

Тема: Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Цель урока. Осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии.

Планируемые образовательные результаты

Самостоятельность оценки идейно-художественного содержания произведения.

Умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.

Формирование качества речевых навыков и умений (виды речевых высказываний)

Коммуникативные.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Способность участвовать в речевом общении.

Регулятивные.

Способность извлекать информацию из разных источников.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Рефлексивные.

Оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать.

Совершенствование духовно-нравственных качеств.

Уважительное отношение к русской литературе.

Форма урока: школьная мастерская.

Тип урока: открытие нового знания.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение.

Ресурсы урока: роман И.А.Гончарова «Обломов», учебники: Ю.И. Лебедев. Русская литература XIX века ч.2 10 класс, Литература 10 класс под ред. В.И.Коровина 2ч.

Музыка: Ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма».

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Звучит ария «Casta diva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?

Ответы обучающихся.

II . Актуализация знаний.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- О любви.

- Об Обломове и Ольге Ильинской.

- О взаимоотношениях героев.

- Об испытании Обломова любовью.

А что такое любовь?

Какое место в романе занимает любовь?

-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.

-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.

«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том, что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.

Что Гончаров писал о любви?

- Одной из своих знакомых Иван Александрович писал: « Вы правы, подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять её к деятельности»

-Прекрасные слова о любви говорит один из героев Гончарова Штольц: «Любовь с силой архимедова рычага движет миром».

Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?

- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?

Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?

Формулирование темы урока.

Попробуем сформулировать тему урока.

- Любовь в жизни Обломова.

- Испытание любовью.

- Обломов и Ольга Ильинская.

Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.

Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?

- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.

- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.

Основная часть. «Открытие» нового знания.

Чем Ольга привлекла внимание Обломова?

-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …

Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.

- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»

Ведь именно после исполнения Ольгой арии « Casta Diva » у Обломова вырывается признание:

-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!

Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».

Почему Обломов заинтересовал Ольгу?

- Ольге с Обломовым было легко и свободно. Он был добрее и проще Штольца. Ольга не чувствовала себя с ним ученицей.

- Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. (Чтение фрагмента с.168).

Но настоящий источник сближения заключён в самих героях: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей присуще обоим.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их.

Как изменилась жизнь Обломова после встречи с Ильинской?

- Встаёт в 7 часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нём: выходит в сюртуке. Он весел, напевает: отчего же это?

Отчего же Это?

- Любовь к Ольге разбудила этого большого ребёнка.

Какой вывод можно сделать из этого?

Истинная любовь способна возродить человека, сделать его деятельным.

Значит, Обломов проснулся?

Но почему в отношениях героев звучит диссонанс?

-« Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность» Она уже не радует, а скорее омрачает. Обломов приходит к выводу: «Любовь – претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я – вор!.» Он пишет своей возлюбленной страстное одухотворённое письмо.

Глубокое чувство и желание счастья любимой девушке читаются в его письме: «Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в моё существование: можно ли: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня. «люблю, люблю, люблю!» - сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» - твёрдо отвечаю я. Вы не любите меня, но вы не лжёте – спешу прибавить, не обманываете меня, вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить…» Обломов честен в своём письме: «Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения, а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Это письмо приносит ему чувство облегчения: «Странно! Мне уж не скучно, не тяжело!- думал он. – Я почти счастлив… Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз в письмо».

Учитель. Для того чтобы сказать, что настоящей гармонии в отношениях Обломова и Ольги Ильинской не было, необходимо обратиться к их объяснению (ч. 2, гл.9). Именно здесь выясняется разница между любовью Ольги и любовью Обломова. Если Обломов – «Сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь долг: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить». Именно после этого объяснения Обломов понимает разницу в их отношениях. Им руководит чувство, ей – воля.

Но только ли Обломов чувствует отсутствие гармонии в отношениях?

- Ощущение какого-то несовершенства отношений ощущается уже обоими героями: «Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворённость счастия! Чего недостаёт ей? Что ещё нужно? Ведь это судьба – назначение любить Обломова? Любовь эта оправдывается его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины».

-Она смотрела на него с спокойной гордостью и твёрдо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твёрдости, а слёз, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уж пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя»

Мы видим, что воля Обломова молчала «на призыв её воли», а страсть, которая могла бы пробудить душу Обломова ото сна, так и не проснулась в Ольге.

Каков финал этих отношений?

- Обломов возвращается на диван, а Ольга разрывает их отношения: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Так почему же Обломов вновь возвращается на Диван, вновь засыпает?

- Он не находит гармонии ни в общественной деятельности, ни в любви.

Подведём итоги.

Свободен ли Обломов в своей любви?

Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?

-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».

-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.

-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»

Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.

- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.

- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.

Почему же всё заканчивается Выборгской стороной, халатом, диваном?

- Ольга не поверила в Обломова. Она верила только в свою высокую миссию. Видела себя лучом света и путеводной звездой для Обломова. Для неё Обломов «Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

- Ольга видела в мечтах деятельного активного Обломова, а он мечтал об идиллии в Обломовке. Это приводит к отсутствию гармонии в отношениях.

- Замыслы Ольги тоже не были высокими. Она хотела того же, что и Штольц: Программа пробуждения исчерпывалась: хлопотами по устройству имения, поездкой в приказ, чтением газет. Вот что предлагает Ольга взамен лежания на диване.. А где же высокие цели? Может быть, поэтому увядает любовь Обломова и Ольги.

-Духовно возродить Обломова Ольга не смогла. В этом вина прежде всего Ильи Ильича. Судьба посылает ему настоящее счастье, но в тоже время тяжкое испытание. Герой начинает борьбу с «обломовщиной», собственной леностью. Это борьба в нём самом. И проигрывает он самому себе. Обломов не может преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдаётся. Что приводит его к духовной гибели.

Но не будем заканчивать урок на этой печальной ноте

Нельзя не согласится с мнением известного литературного критика А.В.Дружинина: «… нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – может ли быть иначе, с чистою, по-детски ласковой русской душой, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою…»

Домашнее задание: Прощальный разговор Обломова и Ольги. Ч.3 11 глава.

Ответ на вопрос. Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего»?

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Приволжска Скатова Марина Львовна

Слайд 2

Эпиграф

Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине. Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем.

А.В.Дружинин

Слайд 3

Цель урока: показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа

И.А. Гончарова «Обломов» через его взаимоотно-шения с Ольгой Ильинской

Слайд 4

Вопросы:

1) Почему Ольга и Обломов расстались?

2) Явились ли перемены в душе Обломова необратимыми?

Слайд 5

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ…»

«…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что- нибудь мысли …»

«…То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо- голубых глаз.»

Слайд 6

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова».Ольга- Елена Соловей, Обломов- Олег

Табаков, Штольц- Юрий Богатырёв.

Слайд 7

Что сблизило героев?

Обломов Ольга Ильинская

Им обоим скучно среди светских людей

«Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»

Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие цинизма.

Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу, рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия, деятельности.

Слайд 8

Задание 1.

Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с Ольгой Илья Ильич проявляет лучшие черты своего характера. Какие это черты?

Слайд 9

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее чувство

делает их души похожими.

«Да, я что-то добываю из неё,- думал он.- Из неё что- то переходит в меня.»

«Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом.»

«Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. Она уже знала мысль Обломова.»

Слайд 10

Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу

Обломов перестал спать, сбросил вместе с халатом свою апатию, лень, стал читать, ездить по гостям, начал верить в будущее.

«Он догнал жизнь,то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно.»

Что значит любовь для Ольги?

«Ей нравилась роль путеводной звезды…»

«Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг…»

Она «укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил.»

«…ты должен стать выше меня. Я жду от тебя этого.»

Слайд 12

  • Обломов загорается рядом с Ольгой
  • Ольга ждёт от него постоянных действий
  • Она желает, чтобы добрый, доверчивый Обломов, сохранив свои лучшие качества, прибавил себе воли, энергии.
  • Без Ольги его тянет на диван
  • Обломов долго не может быть деятельным, потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
  • Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги».
  • Слайд 13

    Задание 2

    Проанализируйте эпизод, в котором

    Илья Ильич делает Ольге предложение руки и сердца. Оправдались ли ожидания Обломова во время этой встречи?

    Слайд 14

    Обломовщина берёт верх над любовью. Лень, стремление к покою побеждают чувство к Ольге. Преображение Ильи Ильича было временным.

    Слайд 15

    Домашнее задание

    1. Как Гончаров показывает постепенное сближение Обломова и вдовы пшеницыной? (ч.3, гл.2,3,4,6; ч. 4, гл.1). Сравните портрет героинь:Ольги и Пшеницыной.

    2. Письменно по выбору:

    Как относится Агафья Матвеевна к Обломову?

    В чём проявляется её любовь к нему?

    Критик Ахшарумов написал: « Пшеницына любила Обломова так сильно, как 40000 Ольг не в состоянии полюбить его.» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свою точку зрения.

    Посмотреть все слайды

    Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

    Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

    Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

    Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

    (Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

    И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

    Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

    Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

    Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

    Отношение героя к Обломову

    Отношение Обломова к герою

    Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

    Требует от Захара почитания и послушания

    Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

    Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

    Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

    Хочет любить, не теряя покоя.

    Агафья Матвеевна

    Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни- покой и удобство Ильи Ильича.

    Сближается с героиней, но не любит ее.

    Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей.

    Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

    Начнем с Захара — слуги Ильи Ильича Обломова.

    С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

    - Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

    Ребята, есть вопросы к выступающему?

    Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

    Вывод: Захар -верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

    Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

    Назовем эти отношения любовь-дружба.

    Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.

    Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

    - "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

    Назовем это чувство любовь-любовь.

    Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

    Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

    Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

    Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

  • Loading...Loading...