Происхождение, виды и функции политических элит. Типология политических элит Современные теории элит

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  3. Аминокислоты – структурные единицы белка. Классификация аминокислот по структуре радикала. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Значение для организма незаменимых аминокислот.
  4. Апластические анемии: этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, принципы лечения.
  5. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
  6. Ассортимент изделий из пластмасс. Классификация, основные виды и требования к изделиям из пластмасс.
  7. Билет 2. Взаимодействие объектов хоз.деят-ти человека с ОС. Классификация загрязнений ОС.
  8. Бортовые отсосы. Кольцевые отсосы. Применение. Классификация. Конструирование

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

1)стратегическая функция – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества.

2)организаторская функция – осуществление на практике выработанного курса, а также воплощение политических решений в жизнь.

3)интегративная функция- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, разрешение конфликтных ситуаций.

4)коммуникативная функция – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения.

Чтобы эффективно реализовать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов. Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль.


| 2 | | | |

И какую роль в обществе они играют. Выясним, по каким особенностям проходит разделение разных видов упомянутой элиты. Узнаем их признаки и функции. И определим, в чем именно заключается понятие: "типы политических элит", "формирование элит".

Типы

Виды политической элиты делятся по целому ряду особенностей. Так, в зависимости от способа отбора, она может определятся как открытая или закрытая. А при ориентировании на занимаемое место в ее можно разделить на правящую и оппозиционную.

Политическая элита может быть объединенной или разъединенной, в зависимости от характера внутренних отношений в ней, и низкой или высокой, по степени представительства.

По способу отбора

Политическая элита может быть открытой или закрытой. Первая характеризуется тем, что при желании попасть в её ряды перед претендентом появляется ограниченное число формальностей, которые нацелены на то, чтобы подобрать человека с необходимыми личными качествами.

Механизм её работы - выборы, которые подразумевают конкурентную борьбу. Особенностью данного типа элиты является то, что ей обеспечена высокая степень циркуляции. Иными словами, попасть в неё могут представители различных слоев. Благодаря этому в открытую элиту часто приходят люди с новыми идеями. От этого наблюдается низкая преемственность в вопросах выработки политики.

Политическая элита, сформированная по типу гильдий (закрытая) характеризуется тем, что попасть в неё кандидат может лишь соответствуя значительному количеству формальных требований. В этом случае большую важность играет личная преданность по отношению к руководству и готовность без вопросов выполнять полученные приказы. В качестве механизма отбора используется назначение.

Из плюсов можно сказать, что такие элиты обеспечивают высокую степень преемственности при выработке политики, низкое количество внутренних конфликтов, а также поддерживают уравновешенность принимаемых решений. Но при этом инициативные люди сюда приходят в малом количестве (к тому же им не дают возможности хорошо развернуть деятельность). Это ведёт к тому, что закрытая элита костенеет, деградирует и вырождается. Степень циркуляции в данном случае низкая.

Закономерности

Следует сказать, что функции и типы политических элит являются взаимосвязанными. Как пример можно привести следующее.

Существуют пары: закрытая и объединенная; открытая и разъединенная. Но это вовсе не значит, что один признак всегда является сопутствующим другому, хотя при этом в их группировании прослеживаются весьма явные закономерности.

Также нельзя точно сказать, что какая-то элита полностью открытая или закрытая, поскольку нет четких границ в данном определении.

Характер внутренних отношений

В данном случае могут быть такие типы политической элиты: объединённая и разъединённая. В первом случае она довольно сплочена и может похвастаться высокой степенью интеграции. Внутри такой элиты межгрупповая конкуренция держится на низком уровне, а конфликты не переходят в стадию непримиримого характера. Причем при объединении на основе определённой идеологии возникает нетерпимость ко всем, кто придерживается инакомыслия.

Наиболее оптимально действуют элиты, которые объединились на основе консенсуса. В таком случае ими вырабатывается соглашение относительно основных ценностей, целей и методов политики, которая будет проводиться.

Особенностью разъединенной элиты является низкая степень интеграции. Это сопровождается наличием острой борьбы между разными группировками, которые хотят иметь под своим контролем стратегические должности, сферы контроля и руководить распределением ресурсов. Благодаря высокой степени конкуренции широко практикуются осуждаемые методы борьбы (в том числе и грубая компрометация соперников).

Место в политической системе

Ранее отмечалось, что в случае с определением места в политической системе, различают правящую элиту и контрэлиту. К первой относят тех, кто косвенно или прямо принимает участие в управлении обществом. Контрэлитами называют лиц, обладающих качествами, которые характерны для элит, но в силу различных препятствий или своего социального статуса не имеющих возможности осуществлять управление.

Под контрэлитой могут понимать, к примеру, политическую оппозицию, поскольку она желает ослабить власть элиты и перебрать на себя часть или все её полномочия. В более широком смысле под этим может пониматься социальная группа, которая наделена элитарными качествами.

Особенностью в данном случае является то, что она не хочет быть в составе правящей элиты, а имеет перед собой цель лишить её власти, чтобы в последующем выстроить новую систему. Осуществляется это посредством социальных революций.

Степень представительности

Этот параметр важен для народа. Ведь если элиты обладают высокой степенью представительности, то они смогут выразить интересы большого количества сегментов общества. Таким образом оно будет развиваться более-менее сбалансировано. Если же степень представительства низкая, то, соответственно, будут представлены интересы незначительного числа сегментов.

Эта типология используется для понимания процессов трансформации, которые проходит политическая элита. Признаки, которые привели к современному положению дел, можно найти в прошлом. Давайте рассмотрим ситуацию на примере современной РФ.

В дореволюционные часы элита и контрэлита формировались в условиях, когда отсутствовали демократические свободы в обществе. Официально она состояла из чиновников и формировалась по сословному принципу. Таким образом, лучше всего в ней представлялись интересы верхов (причем это было открыто и законно). Начиная с 1917 года, место элиты начинает занимать «пролетарская» бюрократия. Она формировалась согласно бессословно-номенклатурному принципу. Законодательно было оформлено, что бюрократия представляет интересы всего народа.

Другие виды

Рассмотренные ранее типы политической элиты являются общепринятыми при классификации. Но существуют и другие подходы, которые предлагают свои способы классификации. Давайте же разберем альтернативные версии того, какие типы политической элиты могут быть:

  1. Традиционные и современные.
  2. Высшая, средняя и административная.

Традиционные и современные элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании используемых элитой средств утверждения. Так, для традиционных элит характерным является опора на определенные явления:

  • обычаи;
  • собственность на землю;
  • воинскую доблесть;
  • знатность происхождения;
  • религиозные заслуги и т. д.

В качестве примеров можно привести родовую знать, земельную аристократию, религиозные иерархии и др.

Современные элиты получают свою власть благодаря ценностям, которые распространены в наше время:

  • финансовые капитал;
  • профессиональные достижения;
  • образованность и др.

К современным элитам можно отнести предпринимателей, политических лидеров, представителей научно-технических ремесел. Но это относится не ко всем поголовно, а только к тем, кто может влиять на принимаемые решения и занимает определённую властную позицию.

Высшая, средняя и административная элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании полученных властных полномочий, но четких критериев этого нет. Высшей элитой считают людей, которые могут оказывать влияние на самые значимые в масштабах общества решения. В качестве примера можно привести глав государств, председателей парламентов, премьер-министров - всех, кто занимает высокие посты в любой из трёх ветвей власти. Количественно данная группа обычно колеблется в диапазоне от 100 до 200 человек.

К средней элите относят большое число должностных лиц, которые получают своё положение во время выборов. К ней относят членов государственной думы (если рассматривать реалии Российской Федерации), губернаторов, лидеров разных политических партий и общественных движений, глав городов и так далее. В этой среде наблюдается сильная дифференциация, поэтому в качестве объединительного фактора здесь выступает то, что её представители избираются на выборах.

Под административной элитой понимают высший слой чиновничества, который занимает высокие позиции в комитетах, министерствах и иных органах государственного управления. Их особенностью является то, что их назначают.

Заключение

Как видите, существуют различные типы элит. Система координат их классификации будет меняться зависимо от того, что мы будем выбирать в качестве отправной точки. Если есть желание попасть в состав элиты, то необходимо помнить, что это не дело одного дня. Для этого человеку необходимо иметь авторитет, знания и связи.

Не менее важным является и осознание того, что большие права - это соразмерные им обязанности. За принимаемые решения приходится расплачиваться. Поэтому в своих желаниях необходимо быть осторожным и избегать совершения действий, последствия которых верно оценить не получается.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

1)стратегическая функция – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества.

2)организаторская функция – осуществление на практике выработанного курса, а также воплощение политических решений в жизнь.

3)интегративная функция- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, разрешение конфликтных ситуаций.

4)коммуникативная функция – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения.

Чтобы эффективно реализовать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов. Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль.

3. Классификация элит

Основные типологии элит

Г.Моска и В.Парето акцентировали внимание в большей степени на структуре и общих принципах функционирования элит, поэтому предполагавшиеся основания классификации элит теоретиков-основателей достаточно широки. В качестве критериев они пытались применить такие масштабные показатели, как политическая стабильность либо нестабильность, формы правления, экономические условия и даже "уровень цивилизации". Следует отметить, что, несмотря на неудачные попытки классифицировать элиты на основе данных критериев, Парето и Моска выделили в качестве возможного основания форму и особенности организации власти (или политический режим), выделяя склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам (Моска), а также разделяя методы реализации элитами собственной власти (Парето). По Парето, существуют элиты, полагающиеся на свои ум и хитрость, и элиты, руководствующиеся категориями насилия, религиозными и др. иррациональными факторами. Для более простого разграничения этих типов, Парето применил термины Макиавелли, назвав их элитами "лис" и "львов" соответственно.

Исследователями элит последующих поколений также предложены различные варианты классификации элит, причем в большинстве случаев последователи действовали в широких рамках концепции Г.Моска. Наиболее распространенный принцип классификации, применяемый в современных моделях, был предложен в 1950 году Р.Ароном.

Р.Арон выделяет 3 типа элит: 1) сплоченную, представляющую собой монолитную структуру с высоким уровнем централизации внутренних отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, олицетворяющую арену доминирования одной группы в общем управленческом слое (нацистская Германия); 3) разделенную; утверждающую плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

Типологию, близкую к классификации Арона, предлагают К.Бек и Дж.Мэлой – 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Традицию Арона завершает одна из более поздних классификаций (1985 г.), разработанная Г.Филдом и Дж.Хигли. Ученые выделяют 4 типа элит: 1) идеологически сплоченная (коммунистические режимы, а также нацистская Германия), для которой характерны высокий уровень внутренней интеграции и проведение в жизнь ценностей только одной идеологии; 2) разобщенная (в большинстве развивающихся стран), характеризующаяся минимальным уровнем структурирования, и, часто, жесткой конкуренцией между элитными группами; 3) частично сплоченная (имела место в послевоенных Италии и Японии, во Франции в 1960-70 г.г.), которая отличается наличием наиболее влиятельной фракции в элитной группе, внутри которой устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно сплоченная (большинство европейских стран конца ХХ века), для которой свойственна широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, демонстрирующими при этом идеологические и политические различия.

Элиты в трансформирующемся государстве

Для государств, находящихся на стадии трансформации, характерно повышение роли элит в политической системе. Это обусловлено возрастанием уровня ответственности правящего слоя, так как именно в переходный период закладываются основные принципы и механизмы функционирования государственной системы будущего.

В данном аспекте первостепенную важность приобретает «дееспособность» элиты, выражающаяся в наличии эффективного механизма контроля над процессами внутри государства, а также в возможностях привлечения действенных социально-значимых ресурсов.

В структуре правящего слоя выделяются две группы, в наибольшей мере обусловливающие эффективность функционирования элиты в целом – это политическая и экономическая элиты. Политическая элита включает высшие и средние эшелоны исполнительной власти, парламентский корпус, судебные инстанции высшего и среднего уровней. Экономическая элита представлена руководителями влиятельных в экономической системе государства предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Следствием объективного сосуществования в элитном слое двух наиболее влиятельных групп является постоянная конкуренция между политической и экономической элитами. Безусловно, в любом государстве наблюдается определенная специфика подобной борьбы, результатом которой обычно является завоевание преимущественного положения одной из основных элит.

И с точки зрения теории элит, для переходного государства это положение является более предпочтительным – весьма важным для него является недопущение раскола элиты на противоборствующие группировки. В условиях, когда единая интегрирующая государственная идеология еще окончательно не сформирована, так называемые «игры элит», имеющие в основе исключительно узкие цели, могут привести к глубоким социальным катаклизмам, остановить которые впоследствии будет крайне сложно.

Вне зависимости от типа элиты, завоевавшей приоритетное положение, последняя в любом случае продолжает оставаться интеграционным ядром общества, важнейшая задача которого – сохранить целостность и высокий уровень консолидации в обществе. Причем, по мнению многих исследователей, только элите по силам выполнение данной миссии.

В заключение, вернемся к проблеме, поставленной в начале главы: каким образом может сочетаться наличие элиты с демократическими устоями, признанными во всех развитых государствах необходимым условием государственного развития? Учитывая объективный характер возникновения элиты в обществе, а также характеристики правящего слоя, позволяющие ему сохранять свое влияние, в современных условиях есть основания называть демократическим такое государство, элита (элиты) которого преследует цели, совпадающие с целями основной массы населения, либо соотносит свои устремления с интересами большинства граждан.


Лекция 8. Политические партии; общественные организации и движения

Основные понятия: общественное объединение; политическая партия; коммунистическая партия; социал-демократическая партия; либеральная партия; консервативная партия; революционная партия; реформистская партия; реакционная партия; правящая партия; оппозиционная партия; кадровая партия; массовая партия; парламентская партия; авангардная партия; партийная система; многопартийная система; партийная коалиция; двухпартийная система; однопартийная система; общественная организация; общественное движение; группы интересов; лоббизм; новые социальные движения; альтернативные движения; гражданские инициативы.


Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Элиты (в переводе с французского означает «лучшее», «избранное») во многих отношениях определяют лицо любого общества, поскольку именно они формируют цели и перспективы его развития. Делают они это путем принятия стратегически важных решений и использованием ресурсов государственной власти для их реализации.
Указывая на зависимость уровня развития общества от качества политической элиты, Н. А. Бердяев вывел даже «коэффициент элиты», который представляет собой отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных людей. Если коэффициент элиты приближается к 1%, то это грозит распадом государству, застоем в общественной жизни, а сама элита превращается в замкнутую касту, лишенную возможностей обновления. Если же коэффициент элиты составляет более 5%, то это означает, что общество обладает высоким потенциалом развития.
Чем же обусловлена особая роль элиты, в политике?
1. Теории элит
Политические элиты как субъекты политики. Причины существования злит
Реально политическая власть существует только тогда, когда имеются в наличии взаимодействия субъектов политики по поводу власти, которые составляют то, что называют пространством политической власти. Напомним, что субъектами политики являются личность, социальная группа, организация, государство, которые прямо или косвенно участвуют в политической жизни, способны оказывать влияние на других. Эта способность влиять на других людей называется политической субъективностью и включает в себя способность и возможность принимать политические решения, наличие средств реализации принятых решений, практическое участие в политической деятельности.
Особое место среди субъектов политики занимают политические элиты, что обусловлено ролью политики как механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита путем принятия важнейших политических решений. Без элиты нет политики, поскольку для осуществления политико-управленческих функций необходимы специальные знания, обычно отсутствующие у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования.
Следовательно, политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Существование политических элит в обществе связано с действием ряда причин, прежде всего с потребностью в существовании людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом, позволяющими им осуществлять управленческие функции. Поскольку сложно организованные социальные системы нуждаются в профессиональном управляющем воздействии, постольку существует разделение труда на управляющих и управляемых. Кроме того, политическое неравенство в обществе вызвано неравенством психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности для занятия политикой социальным группам и индивидам. Следует указать еще одну причину, а именно: управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, близость же к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей, что заставляет многих людей стремиться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоев населения, которые заняты решением собственных повседневных проблем и не рвутся к власти.
Классические теории элит
Термин «элита» в политическую науку ввел В. Парето, который отмечал: «Главная идея термина «элита» — превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». В. Парето, а также Г. Моска (1856—1941) и Р. Михельс (1876— 1936) — представители итальянской школы политической социологии — можно считать, завершили создание классической концепции элиты. Они, во-первых, признавали естественным существование политического неравенства в обществе, и во-вторых, рассматривали элиту как сплоченную группу, обладающую исключительными качествами и осознающую свое превосходство над всеми остальными.
Элитаристские теории были своеобразной реакцией западной политологии на социалистические учения, отрицавшие потребность в элите и подчеркивавшие решающую роль народных масс в истории. Не случайно в элитарных теориях анализ элит осуществлялся в контексте их значения для развития истории человеческого общества, а история общества, в свою очередь, представлялась как история циркуляции элит.
«Элиты, — писал В. Парето, — возникают из низших классов и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают... Этот круговорот элит является универсальным законом истории».
Однако Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс по-разному обосновывали существование политического неравенства правящего меньшинства и управляемого большинства.
Профессор, депутат итальянского парламента Г. Моска считал основой господства политической элиты наличие у нее власти и организации. Этот подход получил название властный, хотя иногда его называют и организованным. «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными, передовыми и мощными обществами, — писал Г. Моска, — всегда существуют два класса людей: класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть, в то время как другой, более многочисленный класс управляется и контролируется первым, причем таким способом, который обеспечивает функционирование политической организации».
Власть правящего меньшинства над большинством, по мнению Г. Моска, неизбежна хотя бы потому, что меньшинство просто лучше организовано. Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, опираются на его интеллектуальное и культурное превосходство. Это превосходство обеспечивается особым воспитанием, в процессе которого элита проникается убеждением в своем непререкаемом праве на управление. «Правящее меньшинство образуется так, — замечал Г. Моска, — что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенные материальные, интеллектуальные или даже моральные превосходства; другими словами, они должны иметь какие-то необходимые качества, которые чрезвычайно ценны и придают вес в том обществе, в котором они живут». Качества, открывающие доступ в элиту, на протяжении истории изменялись. Сначала, как полагал Г. Моска, источниками власти правящего класса были военная доблесть, богатство, теологические знания. Но постепенно все больше возрастало значение интеллектуальных способностей, образования, умения управлять.
Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои господствующие позиции и передавать их своим потомкам, стараясь превратиться в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые обусловливают конфликты элиты с другими слоями общества. Г. Моска утверждал, что история цивилизованного человечества сводится к «конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству в стремлением к вторжению на их место новых сил». Поэтому для общества одинаково опасно как превращение элиты в закрытую касту, когда она вырождается, так и ее быстрое обновление. Выход их такой ситуации, считал Г. Моска, один — найти равновесие между этими двумя тенденциями.
В. Парето включал в элиту только тех, кто демонстрирует свои выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей деятельности. Неравенство между элитой и остальной массой обусловлено, по В. Парето, естественным положением вещей — неравенством по происхождению. «Человеческое общество неоднородно, — замечал он, — и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально». Совокупность групп «индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, получает наименование элиты». В. Парето даже ввел систему индексов (баллов), по которой оценивал уровень способностей людей.
Элиту В. Парето делил на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает ха-ризматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип — «львы», для них характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. «Львы» хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип — «лисы», которые властвуют, используя различные средства манипуляции, обмана, демагогии, чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, чем к угрозе применения насилия. «Лисы» преобладают в условиях нестабильности, в переходные периоды развития общества, когда требуются энергичные правители-прагматики, способные к преобразованиям.
Социальные изменения в обществе являются, по мнению В. Парето, следствием борьбы и «циркуляции» элит. В. Парето был автором теории круговорота элит. Общество, в котором преобладают элиты-«львы», обречено на застой; общество же, где доминируют элиты-«лисы», отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению В. Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются во «львов», сторонников насилия и деспотического правления.
Иное объяснение деления общества на правящих и управляемых дал Р. Михельс. Он противопоставил партийную элиту и партийные массы. Массы неспособны. к управлению, они свыклись со своим ущемленным положением, поэтому выдвигают руководителей. Но даже самые демократические партийные вожди со временем превращаются в авторитарных руководителей, отрываются от масс, забывают об их интересах. Вокруг вождей создается аппарат (бюрократия), осуществляющий повседневное руководство массой. Этот аппарат вырождается в олигархию, в высший слой бюрократической структуры, оторванной от масс. Вывод Р. Михельса: поскольку массы некомпетентны, они нуждаются в руководстве и организации со стороны правящей элиты. Сам принцип организации — подчинение нижестоящих вышестоящим, необходимость специальных знаний приводит к возникновению партийной олигархии. На этом основании Р. Михельс отрицал возможность существования демократического правления. Неизбежность возникновения элиты и бюрократии он назвал железным законом олигархии. Массы так же заинтересованы в элите, как и элита в массах, поскольку последние способны обеспечить поддержку лидерам.
2. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора
Современные теории элиты
С начала XX в., когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако ее исследовательские традиции продолжаются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания — элитология, занимающаяся изучением элиты, условий ее формирования, роли в обществе, способов влияния на социальные изменения. Ученые считают, что существовали, существуют и будут существовать, несмотря на радикальные изменения, произошедшие в мире: доступ к образованию широких слоев общества, заметное повышение уровня жизни населения большинства стран мира, всеобщее избирательное право, открывающее доступ в политику каждому человеку. Эти изменения преобразовали лишь источники власти политической элиты, способы ее формирования в различных странах. Соответственно несколько преобразовалась и трактовка элиты: теперь ее рассматривают либо как однородную группу, либо как состоящую из нескольких групп.
Новую традицию открывает имя американского политолога Райта Миллса (1916—1962), который в работе «Властвующая элита» определил современную американскую элиту как группу статусов и стратегических ролей, в которую он включил «тех, кто занимает командные посты». Однако, поскольку власть в современном обществе институциализирована, постольку те, кто находится во главе социальных институтов, занимают «командные стратегические посты в социальной структуре». Среди «институтов» наиболее значимыми для общества, по мнению Р. Миллса, являются политический, экономический и военный институты. Те, кто возглавляет государство, корпорации, армию, и составляют элиту власти. Таким образом, в структуре американского общества, согласно Р. Миллсу, господствуют три элитные группы: экономическая (руководители корпораций), политическая (политические лидеры) и военная (руководство вооруженных сил). Между этими тремя институтами власти существуют тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества.
Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р.-Ж. Шварцевбергер. Эта «каста» во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политологов, высшей администрации и деловых кругов. Она абсолютно контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения властей, и потому элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах.
Элита в обществах советского типа имеет принципиально иную природу. Ее пытался выявить югославский политический деятель, писатель-публицист и социолог Милован Джилас (род. 1911), бывший одним из руководителей Союза коммунистов Югославии. Он — автор концепции «нового класса» (книга, в которой он ее изложил, так и называлась — «Новый класс»). После социалистических революций, по его мнению, к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность. Его природа не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая: именно монополия на власть обеспечивает монополию на собственность.
Итак, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: 1) элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве (эту концепцию «политического класса» развивал Г.Моска); 2) элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (подход В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход.
Типы элит
Облик и функции политической элиты в разных странах заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов. На учете влияния этих факторов основаны классификации элит.
Элита, обладающая государственной властью и принимающая важнейшие политические решения, называется правящей. Та часть элиты, которая лишена возможности осуществлять властные функции, — это контрэлита. По тому, каким образом обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту (она пополняется выходцами из определенных классов, сословий, например аристократии, тогда как доступ представителям других классов в элиту закрыт) и противостоящую ей открытую элиту, доступ в которую открыт всем социальным группам.
В отличие от американской и западноевропейской классификации индийский политолог П. Шаран выделил традиционный и современный типы элит. Они различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту ученый включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.
Современная элита рациональна, опирается на закон, формальные правила. Она состоит из четырех групп: высшая, средняя, маргинальная и административная элиты. Высшую элиту составляют те, кто занимает руководящие позиции во властных структурах и принимает все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, личные друзья и т. д. Обычно высшая элита в западных демократиях представлена в пропорции 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но решения принимает обычно узкий круг лиц в 50 человек.
В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, какой — нет. Средняя элита составляет 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После приобретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. И наконец, административная элита — это высший слой государственных служащих, в который входят руководители министерств, ведомств, комитетов. Она осуществляет исполнительские функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку искушена в управлении.
Системы отбора в элиту
Зависимость уровня развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, обусловливает необходимость тщательного отбора для выполнения властноуправленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: кто, как и из кого осуществляет отбор, каким критериям, должен отвечать кандидат на руководящую должность?
В различных странах сложились присущие только им системы отбора или рекрутирования элит.
Политологи выделяют две системы отбора в элиту: антрепренерскую и систему гильдии. Выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет говорить о конкретном механизме отбора в той или иной стране.
Антрепренерская (предпринимательская) система позволяет отбирать кандидатов в элиту в зависимости от личных качеств, не в последнюю очередь — от их умения нравиться людям. Это дает возможность отбирать кандидатов — претендентов на властные позиции из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число «фильтров», т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами за руководящие посты, в которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом (от лат. selectio — выбор, отбор), т. е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
Такая система не рассчитана на серьезный выбор по принципу профессиональной компетентности кандидата, качества его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президентом США был актер Р. Рейган, который до избрания на этот пост не был профессиональным политиком и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического образования. Однако это не помешало ему стать одним из самых популярных президентов послевоенной Америки.
Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить внешний эффект, слабая предсказуемость их поведения. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.
Система гильдии (по аналогии со средневековыми гильдиями — объединениями купцов и ремесленников) предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с большим количеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и др. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или какой-либо партии. Система рекрутирования — закрытая система. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет отбор кандидатов.
Эта система очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководства, обрекает элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. Хотя вместе с тем она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, исключает конфликты внутри элиты. Элементы гильдийской системы отбора характерны и для демократических стран, где, например, существуют партии с сильной структурой (строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.).
Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы, рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки ее населением, социального происхождения, партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (экономически состоятельные классы), университетское образование. Но в некоторых странах в нее входят и представители рабочих, фермеров.
Особую разновидность гильдийского подхода представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее отличало то, что замещение ключевых постов почти во всех сферах общественной жизни осуществлялось партийными руководителями определенного уровня. То есть элитарность и элита как проявление экономического неравенства были заменены элитарностью и элитой, формировавшимися на основе политического неравенства. Причем номенклатурная элита строилась по иерархическому принципу (при строгой соподчинен- ности), когда каждый кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе практически исключены конфликты внутри элиты, обеспечиваются преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем такая система отбора в элиту имела и серьезные недостатки, практически стоившие ей жизни. Среди них можно назвать, например, такой, как культивирование личной преданности кандидата руководству, угодничество и лесть, показная активность и т. п.

Loading...Loading...