Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания. Нравственные проблемы в романе Фадеева «Разгром Сюжет и композиция произведения


Проблема гуманизма в романе А.Фадеева разгром является центральной. Автор в своем произведении показал две концепции гуманизма: буржуазный гуманизм Мечика и пролетарский гуманизм Левинсона.

Разберем все по порядку. Павел Мечик - главный герой романа. Анализируя его действия и мысли мы сразу делаем вывод, что он истинный гуманист и проповедник идей гуманизма: он против любого насилия, очень миролюбивый и ранимый. Из его диалогов с другими героями, например, с Варей или Пикой и его внутренних монологов мы видим, что он скучает по своему дому, по своей любимой девушке, по мирной жизни. Но сложившееся у читателя впечатление довольно обманчиво. Ибо его псевдогуманизм всегда приводил к печальным последствиям: из-за его, как он считает, гуманистических действий Фролов узнал о том, что его хотят усыпить.

Всем итак было тяжело пойти на этот поступок, а после того, как правда всплыла и он выпил приготовленный яд, отряду стало еще труднее. В конце романа гуманизм Мечика приводит к гибели почти всего отряда: он был назначен дозорным и его задача была разведать дорогу впереди и сообщить об обнаружении врага. Неприятеля он обнаружил, но отряд не предупредил. И трусливо сбежал. Подставив весь отряд под шквальный огонь. Почти все бойцы знали, что погибнут, но смело дали свой последний бой. Задумайтесь, действия Мечика гуманистические или эгоистические? Левинсон - антипод Мечика. Его поступки действительно соответствуют гуманистическим идеям: он думал о себе в последнюю очередь, об отряде - в первую. Жизнь постоянно ставила его перед выбором: действовать ради себя или ради своего партизанского отряда. Решение усыпить Фролова тяжело далось Левинсону, однако это было исключительно ради благополучия всего отряда. Глаза местного жителя, полные слез, когда у него забирали последнюю свинью, я думаю, еще долго вспоминались Левинсону. Но он, опять - же, действовал на благо других, чтобы отряд не умер от голода. Постоянный внутренний конфликт Левинсона, когда ему так не хотелось вставать утром, но он делал это и продолжал командовать отрядом. А теперь вернемся к образу Мечика и задумаемся над его поступками. Он действовал всегда ради себя и думал только о себе, что противоречит идеям гуманизма. Даже после предательства он плакал не потому, что предал, а потому что очень любил себя и свои псевдогуманистические идеи, в которые предательство отряда совсем не вписывалось. А Левинсон всегда поступал на благо окружающих его людей, а о себе думал в последнюю очередь. Это, я считаю, и есть истинный гуманизм.

Обновлено: 2019-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Поскольку главное для автора - внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе: «Трудный крестный путь лежал впереди". На этих "путях-дорогах» (заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги - как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.

В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе Достоевского "Преступление и наказание" пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.

По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них -меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать выбирать. Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.

Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.


4. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И МАСС В РОМАНЕ.

События в романе происходят во времена гражданской войны. Сюжет очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома и до последнего прорыва отряда вырисовываются характеры героев. Центральное место в романе занимают несколько фигур: Левинсон, командир отряда, Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер.

Мечик - совсем другой тип человека, ничего не имеющий общего с Метелицей и Морозкой. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает глубже понять героев романа. Наиболее ярко в произведении раскрываются взаимоотношения между Мечиком и Морозкой. Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Он живет так, как ему хочется. Это смелый, горячий, преданный своему делу парень. Об этом говорят его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен. В плену, зная, что его ждет смерть, Метелица думает об одном: принять ее нужно достойно. Автор любит Метелицу, и поэтому он не пишет о нем с насмешкой, как делает это, говоря о Морозке.

Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, но зато он естествен в своих поступках. Худшее качество его на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству. В целом Морозка - хороший человек. Ему присуще важное, ценное качество - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика. Это выявляется даже на суде: «...Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтоб позор или как!..» Автор заставляет читателя симпатизировать Морозке. В конце романа он героически погибает. Средоточием лучших качеств является Левинсон. Все мысли и поступки Левинсона выражают интересы отряда. Ему не хватает чудесных качеств - жизненной силы, любви к жизни - иначе Левинсон был бы идеальным человеком. И все же он прекрасный командир.

Каждый человек, живущий в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Метелица, Морозка сделали это ценой своей жизни, что нее касается Мечика, то он не сделал ничего хорошего людям. Не зря Фадеев еще в начале романа называет его словами Морозки - «желторотый». В самые решительные моменты он поступал подло, сам того не осознавая. Роман ставит перед читателем ряд вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Идея романа заключается в том, что в ходе гражданской войны происходит отбор «человеческого материала», идет «огромнейшая переделка людей». Погибают герои, живущие ради других людей, осуждены трусливо бежавшие с поля боя.

Мне понравилось это произведение. Оно дало мне возможность лучше узнать историю моей страны, ощутить будни гражданской войны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геронимус Б.А. Б.А. Лавренев. М., 1983.

2. Кардин В. «Обретение». М., 1989.

3. Лавренев Б. «Сорок первый» М., 1989.

4. Старикова Е. Б.А. Лавренев (1891-1959) М., 1982.

5. Фадеев «Разгром»

6. Красиков C.И. «Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса 1914-1920 гг.»

7. Поляков Ю.А. «Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние» М., 1992

8. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1987

9. Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. Учебник для ВУЗов. История России. М.: Высшая школа, 2001.

10. Ахиезер А.С. 1991. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. М.

11. Бровкин В.Н. 1994. Россия в Гражданской войне: власть и общественные силы.


Их произведения проникнуты раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. В произведениях «Разгром» и «Сорок первый» усматривается нравственное общечеловеческое начало. Огромная нравственная сила писателей Фадеева и Лавренева состоит в том, что они сумели принять страдания за свой народ, сумели сохранить веру. Страдания за народ, ...

Сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика, автор, безусловно, использовал литературную традицию. И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова - тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики уничтожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теплому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных...

Сочинение *

330руб.

Описание

Сочинение школьного типа по роману А.Фадеева "Разгром". Рассматриваются вопросы гуманизма в военный период и эволюции понятия "гуманизм" на примере данного произведения. ...

Введение

Нет ничего ужаснее и бесчеловечнее войны, особенно войны гражданской. Война отрицает такие общечеловеческие ценности, как сострадание, терпимость, право на жизнь, свободу и счастье, то есть те ценности, которые и составляют основу гуманизма. Гуманизм – это вера в личность человека, уважение к другим; на войне же человеческая жизнь теряет ценность.
Гражданская война 1918 – 1920 годов была одним из самых трагичных периодов в Отечественной истории. Автор романа «Разгром» (1927) А.А. Фадеев на личном опыте испытал ужасы гражданской войны. И, несмотря на то, что Фадеев придерживался революционных взглядов и до конца оставался верен большевистской идеологии, он, как и любой настоящий художник, наделил своих персонажей противоречивой и сложной внутренней жизнью. Так, в эпизоде экспропр иации свиньи у крестьянина-корейца автором разыгрывается сложная моральная дилемма: с одной стороны отнятие Левинсоном и партизанами свиньи у нищего крестьянина, с другой - внутренние переживания самого Левинсона, который не поднимает бросившегося ему в ноги корейца не из жестокосердия, но, как писал сам Фадеев, потому что «он боялся, что сделав это, он не выдержит и отменит свое приказание».

Фрагмент работы для ознакомления

Он всегда стоит перед моральным выбором, но условия братоубийственной войны, в которых принимается решение, не терпят промедления. Гуманистическая позиция Фадеева в «Разгроме» проявляется главным образом в том, что он демонстрирует, что у его героев нет и не может быть в принципе оправданий своим действиям, но самое страшное заключается в том, что иного выхода у них нет. В романе «Разгром» скрыты сложные, не имеющие однозначной оценки моральные проблемы, проблемы гуманизма. С одной стороны, нам демонстрируется героизм партизан (Фролов осознает ситуацию и добровольно выпивает яд), их человечность, ведь они не просто сражаются за идеалы, готовые убивать и совершать насилие без разбору, но испытывают угрызения совести за совершенное зло, веря, что делается это во благо будущего. С другой стороны, мы видим Мечика, интеллигентного, романтически настроенного человека, чья мораль не совпадает с моралью партизанской, но, скорее, является общехристианской, отвергающей насилие. И Мечик, как и другие персонажи романа, оказывается перед тяжелым выбором. Он дезертирует, но бегство кажется ему мучительным. Он противится отравлению Фролова, убийству крестьянина «в жилетке», но, тем не менее, ест свинью наравне со всеми, потому что голоден. Очевидно, что Фадеев, рисуя героев колеблющимися и сомневающимися личностями, ставя их в ситуацию трагического выбора в нечеловеческих обстоятельствах военного времени, демонстрирует так называемый «исторический» гуманизм, отличный от гуманизма общечеловеческого.

Список литературы

А. Фадеев "Разгром"

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

» - главное произведение в творчестве Александра Александровича Фадеева. Судьба писателя драматически окрашена: удачный литературный дебют не получил развития, служба в партии забрала весь талант и силы. Но это все нисколько не умаляет достоинства и художественной ценности романа «Разгром», увидевшего свет в 1927 году. Это творение – яркое отражение того, что гражданская война может быть прекрасным материалом для создания психологической прозы.

Действие романа разворачивается в отряде партизан. И хотя герои А. Фадеева выступают за большевиков, в произведении нет пространных рассуждений о власти, старой и новой России, о Боге. Несколько незначительных упоминаний обрисовывают исторический и культурный контекст того времени.

Главное, на что обращает внимание автор, - размышления, внутренние переживания, происшествия в жизни партизан. Герои «Разгрома» имеют ближайшую конкретную цель, они, казалось бы, совсем и не заботятся о светлом будущем страны. Но вклад каждого отдельного человека значим для формирования нового строя. И во всей этой многогранной исторической картине героям даются испытания на прочность внутренних качеств и принципов, предлагается нравственный выбор.

В связи с тем, что для Фадеева на первом месте стоит внутренний мир действующих лиц, количество событий в романе незначительное.

Завязка располагается далеко от начала произведения, лишь только в шестой главе. Партизаны на путях-дорогах сталкиваются с разными опасностями: водой, огнем, тайгой, врагами. Нельзя сбрасывать со счетов и внутренние разногласия и конфликты. Сюжетная линия романа представляет собой преодоление и испытание.

Крупным планом прорисованы в романе два эпизода: первый – с корейцем, второй – с раненым Фроловым.

Зная, что его ждут больше 150 голодных людей, Левинсон изымает у корейца свинью, тем самым обрекая его семью на верную смерть. Выбор между жизнью одного и жизнью многих не первых раз поднимается на страницах художественных произведений. Фадеев испытывает своего героя, ставит его в ситуацию нравственного выбора.

И это не единственный подобный случай. Вторым по значимости эпизодом становится приказ Левинсона дать яд смертельно раненому Фролову. Этот поступок продиктован желанием избавить товарища от мучений, ведь итог все равно будет один. Тогда уж лучше ему «помогут» свои, чем враги. Скупое и четкое решение Левинсона, лишенное эмоций, противопоставляется истерике Мечика , наблюдавшего за открытым отравлением партизана Фролова. Романтик и интеллигент, он поддается чувствам, и такой поступок для него тяжел и необъясним.

Наверное, это неумение брать на себя ответственность и нерешительность приводят к тому, что Мечик становится предателем. Он не готов, как Морозка , пожертвовать своей жизнью ради других. Спасенный, он даже самому себе не сможет оправдать этого поступка.

Александру Александровичу Фадееву понадобилось чуть больше сотни страниц, чтобы еще раз показать ситуации нравственного выбора, когда четко видна граница между добром и злом в душе человека, и как он, преодолевая это препятствие, становится либо хуже, либо лучше.

Loading...Loading...
В начало страницы
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 1
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 67,5 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: