Ученые о существовании души. Как ученые пытались доказать существование души. Безграничная любовь к матери

В этой статье речь пойдет о душах. О, человеческих душах, мои читатели!.. О том, что есть у каждого из нас… Однако, не все в это верят. Итак, давайте разберемся в том, что есть душа? И существует ли она на самом деле. Вот вам четыре доказательства существования души:

1. Доказательство историко-религиозное. Во всех странах и у всех народов в основе религии есть такое понятие, как человеческая душа. В одних религиях, душа после смерти подвергается реинкорнации и возрождается в своих «новых жизнях» уже на иных ипостасях (восточные культы, буддизм). В других религиях душа после смерти попадает в чистилище (католичество). Кстати, в иудаизме - некий аналог чистилища называется «Гуф».

В иных религиях души сразу попадают в рай или ад (православие, ислам). Некоторые люди, придерживающиеся атеистических взгляда, тем не менее признают существование души, однако, считают, что после смерти душа превращается в одно сплошное «ничто», к примеру, душа атеиста после смерти как бы сливается с некой безликой бесконечной серой массой, в процессе разлагаясь на бессчетное количество мельчайших частиц и сливаясь с этой серой массой. Согласитесь, что, не смотря на то, что Ад и Рай по-разному видят представители тех или иных религий.

Однако, почти все они считают, что после смерти есть некое пространство, куда переселяется наша личность. Этим пространством, согласно христианству является царствие Божие, а той, субстанцией, что туда переселяется и является наша душа. Итак, душа существует по тому, что сама идея существования души уже заложена во всех религиях мира.

2. Доказательство физиологическое. Для начала рассмотрим один любопытный эксперимент, проведенный в Великобритании. Английские ученые производили взвешивание человеческих тел до и после смерти. В результате этого эксперимента им удалось установить, что умершее человеческое тело теряет в весе 11 грамм. Эксперимент проводился на различных людях, однако, цифра в 11 грамм оставалось неизменной. Итак, что же покидает человеческое тело после смерти? Ни у меня, да думаю и у вас, мои читатели, нет других мыслей, что этим чем-то, покидающим человеческое сердце может быть что-либо иное, кроме души.

3. Доказательство биоэнергетическое. Что есть мысль, господа читатели? Возможно, мысль есть некий процесс в результате, которого человеческое тело выделяет некую энергию, которая, преобразуясь по средствам нервной системы, может в некотором смысле исторгаться из тела, преобразовываясь в виде фона, окружающего человека. Как правило, этот фон называется аурой. Конечно, аура или же «спектральное излучение человеческого тела», как иногда именуют это явление, не имеет прямого отношения к религии, так как является областью биоэнергетики

Однако, предположим на секунду, что раз по этому излучению определить здоров ли человек, по крайней мере физически, то аура может быть неким биоэнергетическим отпечатком личности человека. А что может быть этим самым отпечатком, кроме «души»?

Так что же, аура - это душа?.. Скорее всего нет, однако это как -бы ее «снимок». Итак, душа существует, так как она находит себе энергетическое воплощение.

4. Доказательство по академику Бехтереву, или идея материальности мысли. Согласно мнению некоторых ученых мысль может в виде направленного потока некой энергии перенаправляться от человека к какому-либо объекту. Так знаменитый американский экстрасенс Урри Геллер мог силою мысли нагревать обыкновенные металлические ложки и гнуть их. Таким образом, он преобразовывал энергию мысли в термо-энергию (тепловое излучение). Некоторые люди могут мысленно двигать небольшие предметы, преобразуя свои мысли в механическую энергию. Кроме всего прочего есть некоторые люди, которые уверяют, что могут читать чужие мысли. Здесь речь идет о преобразовании человеческой мысли в некое подобие радиоволн, которые могут использоваться в качестве коммуникативного интерфейса, иначе говоря, для процесса мысленного общения.

Последний пример ярко иллюстрирует с собой один видных советских экстрасенсов, Вольф Мессинг, который читал мысли публики, прямо у нее на глазах. Многие склонны видеть в том процессе, который принято называть целительством, когда один человек может силою своей мысли излечить другого, тоже некий процесс перехода энергии мысли в особый вид излучения, который способен оказывать положительное влияние на человеческий организм. В данном случае, можно в качестве примера, рассматривать такую знаменитую целительницу, как Джуна!

Если человеческая мысль материальна, а что это так впервые стал говорить академик Бехтерев, то нужно задаться вопросом: «Может ли мысль умереть вместе с физической смертью тела?».

А вернее даже не мысль, а ее носитель. Однако, если при смерти мозг, как, впрочем, и нервная система, умирает, то, как же тогда мысль продолжает жить дальше?.. Ответ очевиден! Носителем мысли, как, впрочем, и той самой энергии, которая позволяет эту мысль материализовывать, является ни что иное, как душа. А после физической смерти человеческого тела этот самый источник энергии, которым в некоторой степени и является человеческая душа, по закону сохранения энергии, никуда не девается, а просто переходит в другую ипостась.

И это тоже есть доказательство существования человеческой души! Итак, вот 4 основные ПОЛОЖЕНИЯ, в моей теории о человеческой душе:

1. Итак, душа существует по тому, что сама идея существования души уже заложена во всех, религиях мира.

2. Душа существует, так как именно она является той субстанцией, что покидает человеческое тело после смерти.

3. Душа существует, так как она дает внешние эффекты, которые можно измерить (аура, излучение и т. д)

4. Душа существует, так как она является вместилищем мысли, которая обладает некой энергией. А по закону сохранения энергии, после физической смерти человеческого тела, она не исчезнет бесследно. А перейдет в другое физическое состояние (взойдет на другую ипостась бытия).

Протоиерей Григорий Дьяченко

Показания здравого разума также с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная.

В природе материальной ничто не уничтожается. То, что называют разрушением, есть только перемена формы, фигуры. Огонь, например, сжигает дерево, но на самом деле огонь только разрушает дерево, только разлагает его на частицы более или менее тонкие, как-то: на пепел, пар, газ. Если бы возможно было соединить все эти частицы и взвесить их вместе, то мы получили бы вес, равный весу дерева. Следовательно, дерево не исчезает. Тело животного тоже разлагается, и частицы, какие составляли его, служат для составления других тел. Если бы можно было соединить и взвесить все эти частицы, то мы увидели бы, что они равны по весу с прежним телом. Следовательно, и тело животного не уничтожено. Искусству человеческому невозможно обратить в ничтожество самую малую частицу материи. Это очевидно. И между многочисленными исследованиями, произведенными над природой, нет ни одного, которое послужило бы доказательством, что частицы материи могут быть уничтожены.

То, что мыслит в нас, именно душа, есть существо. Какое это существо? Если бы мы подумали, что оно материально, то и в таком случае оно не может быть уничтожено, как и всякий другой предмет материальный. А так как оно духовно, то еще менее подвержено уничтожению; мыслящее и выше, и лучше не мыслящего; следовательно, уничтожение его немыслимо. Так как нет ничего в нас и вокруг нас такого, что было бы уничтожаемо, то как же выйдет, что душа есть единственное существо, подверженное уничтожению? Тело мое сохраняется, а душа, которая мыслит, любит, действует, которая есть образ Божий, почему она не сохранится?

Рассматривая внимательно душу, мы замечаем, кроме того, что она не может быть разрушена подобно телу, ни разложена, как тело, на составные части; потому что душа есть существо простое, не материальное, не составленное из каких-либо частиц материи. Оттого душа не подвержена изменениям, которым подвержено тело; и причины, которые действуют на тело, чтобы изменить или разложить его, не могут действовать на душу, потому что она не материальна. Мы рассмотрим те доказательства, какими наука утверждает бессмертие души и убеждает нас, что душа, будучи существом совершенно отменным от материи, не может быть разрушена тем, что разрушает существо материальное.

1-е доказательство . Тело подвержено постоянным изменениям во всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существует уже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Все, что это тело имело прежде из твердых и жидких частиц, вошло в состав других тел людей, растении, минералов, точно так же, как после смерти какого-либо человека тело его, разлагаясь, входит в состав новых тел. Но несмотря на это, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была за двадцать лет назад. Если же душа остается та же в то время, когда тело изменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное от тела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря на совершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. Какое различие существует между тем, что происходит с телом в то время, когда душа соединена с ним, и тем, что происходит с телом после того, как душа отделится от него в час смерти? После смерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее, незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, с которым она была соединена прежде. Не служит ли это доказательством того, что ее существование отлично и независимо от существования тела?

2-е доказательство . Если бы материя одарена была способностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мы чувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частиц материи. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящее начало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек не приобретает более мыслящих способностей; его способность чувствовать тоже остается одна. Опять, лишается ли человек какого-либо члена, ноги или руки, или глаза, он с этим не теряет способность мыслить.

3-е доказательство . Мысль не может быть произведена никаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагают вещества в тысячи различных форм; пусть в продолжение месяцев, годов, столетий прибавляют туда сколько угодно материальных стихий, газов, песку, плоти, крови, костей и т.д. – никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, не вспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали ее всем законам химии, физики и механики.

4-е доказательство . Всякая материя занимает пространство; а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; потому что оно существует простым и неразделимым среди множества ощущений и мыслей всякого рода, рождающихся в нашей душе. В одно и тоже время я вижу текущую у ног моих чистую волну, слышу пение птиц, ощущаю приятную свежесть, обоняю запах цветов, ощущаю вкус плода, размышляю о важном предмете, и все эти чувства и мысли не смешиваются в душе моей, и то, что во мне мыслит, не отлично от того, что во мне слышит, ощущает и видит. Но если бы душа была материальна и имела бы протяжение, как материя, то эти ощущения, эти мысли смешались бы; невозможно было бы различить их друг от друга; они составили бы смесь. Несколько красок, соединенных вместе, составят одну краску и притом совершенно отличную от всех входящих в состав ее. Тело, подверженное толчку многих других тел, которые действуют на него вдруг в различных направлениях, не уступят направлению ни одних, ни других тел, а идет по направлению, происходящему от соединения частных толчков. Итак, единство и разнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеет протяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, то каждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Если бы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единства неясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало одну известную часть души, то было бы разнообразие, но не единство. Существо, которое может обнимать мыслью и сравнивать прошедшее, настоящее и будущее, нематериально, ибо тогда одна и та же мыслящая сила не могла бы вместить всех этих трех предметов, не исказив и не разрушив их. А если бы было несколько мыслящих сил, то где была бы точка, соединяющая и постигающая все эти три предмета?

5-е доказательство. Если бы душа была материальна, то можно было бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точно так же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А между тем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека и заставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Если бы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, как покоряют и изнуряют тело. Палач может обратить тело в пепел, но он не имеет никакой власти над душей; она остается независимой от всех сил физических, действующих на нее. Воля не может быть разбита, как материя; целая армия не могла бы принудить благочестивого человека к дурному поступку, если бы даже подвергла его жестоким мучениям. Целый мир менее силен, чем воля, эта могущественная способность нашей души.

6-е доказательство . Однако доказательство каждодневного опыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это – борьба души против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас, когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их, побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Если бы плоть, кровь, физические склонности господствовали в нас, то было бы невозможно противиться им, они господствовали бы над нами, они управляли бы, как им угодно и действовали бы по законам материи чисто физическим. Тогда не было бы свободы в человеке, не было бы ни добродетели, ни долга, ни нравственности, ни религии. Мы были бы принуждены действовать по законам физическим, были бы, подобно светилам, принуждены двигаться в пространстве по силе законов движения, тяготения и прочее. Представьте себе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который, однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и вы согласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним власти непреодолимой, - а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась от материи.

7-е доказательство . Если бы все было материально в нас, то чувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их. При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывали бы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытывают одинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает и ранит их. А мы, однако же, знаем, что один остается холоден и невозмутим при виде зрелища, которое трогает и волнует других до слез.

8-е доказательство . Из вещественности души вытекало бы еще то, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему в человеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышление часто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицает дело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели он удерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душа была материальна, как тело.

Представим еще несколько доказательств бессмертия души, которые заимствуются из нравственной природы человека.

Заметьте прежде всего, что желание жить и жить всегда, которое находится в сердце каждого человека, дано Создателем не без цели. Это есть как бы первое указание на бессмертие души, как бы первое побуждение готовиться к жизни будущей.

Желание жить связано с желанием счастья, коего жаждет всякий. Эта жажда счастья не утоляется здесь; следовательно, должна быть жизнь будущая, где бы могло исполниться это пламенное желание нашего сердца. Мы видим, что Бог, давая человеку известные желания, дает вместе с тем и средства к удовлетворению их.

Мучимые жаждой, мы можем напиться; голод можем утолить пищей; уставши от труда, мы чувствуем нужду подкрепить и обновить свои силы покоем, и благодетельный сон подкрепляет их и обновляет. Но счастья мы ищем непрестанно, и никто нам не может дать его. Ужели же это счастье нигде не существует? Ужели Бог вложил в нас это желание, не имея намерения удовлетворить его когда-нибудь? Нет, Промысл Божий, который доставляет нашему телу все блага земные, не может навсегда оставить нашу душу, алчущую счастья. И так как счастье не находится здесь, то оно должно существовать за пределами настоящей жизни, в жизни будущей, в недрах Божьих.

Есть другое желание, близкое желанию счастья, это — желание усовершенствования, которое, по кратковременности нашей земной жизни, не может быть удовлетворено здесь. Нам кажется разумным думать, что Бог, даровавший нам это желание, удовлетворит его в жизни будущей. Заметьте, что в этой жизни способности нашего разума и нашего сердца не развиваются и не усовершенствуются до такой степени, до какой могли бы развиваться и усовершенствоваться. Но Бог не оставляет Своих произведений неполными, неоконченными.

Следовательно, надобно предполагать, что по Своей премудрости Он бережет для нашего духа другую жизнь, где человек сделается тем, чем может быть.

Человек способен приобретать каждый день новые познания. От детства до старости сколько успехов он может сделать в науках! Как он может усовершенствовать себя в благочестии! Однако же он умирает, и его умственное и нравственное образование остается незаконченным.

Он мог бы еще более усовершенствоваться в том и другом; он мог бы лучше изучить чудесные явления мира Божия; он хочет искоренить в своем сердце пороки и на место их насадить добродетели, - словом, мог бы еще более приблизиться к тому идеалу, который указан Самим Богом. Но смерть останавливает человека, прежде чем он окончит тот путь, который должен был бы пройти! В таком случае Бог оставил бы Свое дело незаконченным; скажем более, Он попустил бы человеку умереть навсегда в ту минуту, когда человек наиболее способен усовершенствоваться! Но можно ли представить, чтобы мудрый строитель набросал кучу песка на мраморный фундамент, вместо того чтобы окончить здание? Можно ли представить, чтобы отец, давши превосходное начальное воспитание своему сыну, запер бы его на остальное время жизни в четырех стенах, вместо того чтобы дозволить ему продолжать учение и собрать плоды этого первого воспитания? Так и здесь. Невозможно, чтобы человек, который любит добро, который стремится к совершенству, коего идея и чувство даны ему Богом, был остановлен на пути своего усовершенствования. У кого из нас нет желания узнать лучше чудеса природы, законы, по коим Промысл управляет миром? У кого нет желания узнать лучше Виновника всего существующего? Какое дитя не желает видеть отца, которого оно знает только по благодеяниям, полученным от него? Разве Бог дал бы нам возможность возноситься мыслью к Нему, если бы мы должны наслаждаться более ясным созерцанием Его природы, Его совершенств, конечной цели творения мира и т. п.

Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели! Ужели Бог уничтожил бы ее, прежде чем это усовершенствование будет окончено? Совершенство, как и счастье, есть растение не здешнего мира; оно принадлежит другому царству.

Всякое растение имеет почву, климат ему свойственные, но для совершенства нет здесь родины. Где же она, если не в будущей жизни? Человек есть венец всего земного творения; но это творение незакончено. Мы - только камни, предназначенные войти в сооружение великолепного здания; мы находимся в приготовительной школе, где получаются только зачатки учения; мы проходим только детский возраст того длинного века, которому имя «вечность». Смерть только совлечет с нас земную и грубую оболочку, недостойную нашего будущего существования.

Когда мы припомним, что люди, имевшие самое чистое сердце, непрестанно боровшиеся с врагами духовными и прославившие себя множеством побед, как, например, святой апостол Павел, не были уверены и после непрерывных трудов, что достигли совершенства, к которому стремились; когда подумаем, что Господу должно же быть приятно видеть те успехи, какие делают в благочестии Его создания, приятно видеть, как они все более и более приближаются к уподоблению Ему, тогда не можем вообразить, чтобы Бог оставил их на половине пути к добродетели, чтобы Он в награду за их отличные заслуги даровал им смерть, уничтожение. Это было бы ужасно; это было бы несообразно с благостью и мудростью Божественной!

Очень сильное и даже поразительное доказательство бессмертия души есть беспорядок, царствующий в мире нравственном, где часто добрый человек страдает, а злой блаженствует.

Иоанн Креститель был обезглавлен в темнице по желанию нечестивой Иродиады. Ирод избивает вифлеемских младенцев, а сам умирает как царь. Вообще, история полна примеров счастливых пороков и несчастных добродетелей. Но если бы мы были обличены достаточной властью, то, конечно, наградили бы человека добродетельного и наказали бы порочного. Если же мы, будучи злы по природе, сделали бы это, то ни это ли должен сделать и Бог? Тот, Кто вложил в наше сердце чувство справедливости, неужели Сам сделается виновником несправедливости? И так как добродетель не награждается здесь вполне, а порок не наказывается достойно, то не должна ли быть другая жизнь, где всякому воздано будет по делам его?

Пусть не говорят, что человек добродетельный, как бы он ни был несчастлив, хотя бы был в узах, на эшафоте, на кресте, все-таки получает здесь свою награду в одобрении внутреннего голоса, который говорит ему: это хорошо! Пусть не говорят, что злой человек, хотя увенчан был бы честью и славой, хотя восседал бы за великолепной трапезой, жил среди наслаждений, получает в угрызениях совести достойную награду за свои злодеяния. Правда, что совесть одобряет или порицает; но этот голос не есть достаточное воздаяние: одобрение есть поощрение преуспевать в добре; порицание есть предостережение от зла. Если праведник переносит жестокие мучения, одобрение совести не препятствует ему чувствовать их и быть подверженным жестокой скорби. Если злой человек мучим совестью, то ему легко рассеяться среди светских удовольствий, коим он предается, и он не чувствует острия совести, пронзающей его. Если что способно поддерживать верующего в его горестях, так это надежда венца, обещанного на небе тем, которые на земле течение скончали и веру соблюли. Если бы эта надежда не осуществилась, то добрый человек был бы создание несчастное и Неразумное. И для чего бы он страдал? Для пустого имени, для ничтожества; он был бы жертвой своей веры, своей честности, своей добродетели. Злой человек был бы тогда самым умным человеком; и он избрал бы благую часть, удовлетворяя Своим страстям, поступая, как внушало ему его сердце, как казалось его испорченным глазам. И если бы он достиг того, чтобы заглушить свою совесть и ожесточить свое сердце, если бы он пил неправду, как воду, и наслаждался бы таким образом спокойно плодами своих пороков, то он достиг бы высшей степени мудрости. Это такие вещи, которые отвратительны для всех чувств души человеческой. Легко сказать: «добродетель получает здесь свою награду», когда философствуешь, сидя спокойно за обильным столом; Но праведник, который находится в узах, в сырой и мрачной темнице, которого в будущем ожидает только эшафот или костер, получает ли он соответственное и действительное вознаграждение в сознаний того, что он был верен Богу, добродетели и преуспевал до конца. Нет, Бог не ограничит этой малой, этой жалкой и почти Ничтожной наградой труды и болезни человека добродетельного. Бог, Который дозволил расти плевелам среди доброй пшеницы на поле этой жизни, не для одинакового употребления предназначил плевелы и пшеницу. Если Он дозволил, чтобы в этом мире было смешение благ и несчастий, то это для того, чтобы побудить человека к высоким добродетелям. Он никогда не попустил бы, чтобы одинаковая участь постигла верного исполнителя законов правды и ужасного преступника. Будет другая жизнь! Душа должна быть бессмертна!

Есть еще одно сильное доказательство бессмертия в привязанности, которую имеют родители к детям; вот как мы рассуждаем в этом случае: отец и мать любят своих детей и, находясь у смертного одра своего дитяти, они хотели бы не только возвратить его к жизни, но сделать так, чтобы оно жило всегда, хотели бы создать ему рай и устроить его счастье навеки. А что сделали бы родители, то тем более сделает Бог - Бог, от которого родители получили эту привязанность к детям, Бог, который не может желать уничтожения того существа, которое создано по Его образу, Бог, который даже и тогда, когда является судиею, не перестает быть милостивым отцом!? («Воскресное Чтение»1866 г. Чт. в обществе люб. дух. проев.1882 г.).

И если бы все должно было окончиться для нас в могиле, то мы не дали бы себе отчета в цели, для которой Бог даровал человеку понятие о смерти; не лучше ли было бы, чтобы Он сокрыл ее от нас, как сокрыл от животных, которые имеют только инстинкт самосохранения, но не знают, что такое умереть. Зачем напрасно пугать людей? Разве не довольно одной потери жизни? Но если мы предположим существование за гробом и бессмертие души, тогда для нас понятно. Богу угодно было дать человеку понятие о смерти не для того, чтобы она была для него источником страха, но чтобы она внушила ему серьезные размышления о жизни, о ее цели, о необходимости приготовить себя к существованию, которое должно последовать за настоящим существованием. То понятие, какое мы имеем о смерти, мне кажется побуждением не бояться ее. Могу ли я поверить, чтобы Бог извлек нас из ничтожества для того, чтобы заставить нас бояться его в продолжение всей нашей жизни, потом снова ввергнуть нас в ничтожество навсегда. При таком предположении мы имели бы право сказать Виновнику всего: зачем Ты создал нас таким образом? Отними от нас этот светильник, который освещает нам нашу несчастную участь. О человек! Если ты должен погибнуть навсегда, то сойди с престола этого мира: ты более не владыка; позавидуй участи животного, которое не предвидит и не боится смерти, оно счастливее тебя. Но Боже вечный! Ты не для того обогатил нас Твоими драгоценными дарами, чтобы сделать из них орудие наших бедствий; эта мысль оскорбительна для Твоей благости! Ты сделал нас способными понимать смерть для того, чтобы она служила для нашего поучения: это как бы откровение другой жизни, это как бы указание на то, что по смерти мы не перестанем существовать.

Решение возражений против бессмертия

Что имело начало, то будет иметь и конец. Так обыкновенно говорят: но почему так говорят? Все причины сводятся к тому, что на опыте так бывает: имевшее начало, потом имеет и конец. Действительно, окружающее нас представляет большей частью это явление. Большей частью, но не все. Земля явно имела начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не говорит. Небо имело начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не показывает. Вообще мир имел начало, но последует ли конец? Этого по опыту нельзя сказать. Таким образом, сам опыт, откуда добыто известное правило, что имеющее начало, имеет и конец, подтверждает его только по частям, а не вообще. Вообще говоря, опыт показывает, что многое, имеющее начало, не имеет конца.

Если за этим от опыта перейти к умозрению, то окажется совершенно противное. Надобно сказать, что все, возымевшее начало, вечно, так как не должно иметь конца. Почему? Потому что конец противоположен началу, так же как минус - плюсу, как холод - жару, как тьма - свету. Как одно выйдет из другого? Это невозможно. Тут тот же закон, по которому физики утверждают, что телу, которому сообщено движение, вечно должно двигаться в ту сторону, куда двинуто, доколе не встретит препятствия.

Если бы человек создан был для земли и не продолжал жить за гробом, то он вправе жаловаться, что не попеклись хорошо поместить его. Зачем ему тогда было давать такие желания и мысли? Зачем не дать то, что нужно для удобства земной жизни? Теперь он может переносить эти неудобства благодушно, в чаянии вечной жизни; а коль скоро вознаграждения нет, то он вправе роптать и обвинять. Скажут; ему все дано, что нужно. Нет, очевидно, недостает многого.

Бессмертие никто не может сделать очевидным, - правда. Но кто может очевидным сделать и небессмертие? Доказательства материалистов нерешительны; все сводится к тому, что тело умершего истлевает, и мы перестаем видеть его. Для нас его более нет, но есть ли оно само для себя, — этого мы не можем решительно отвергать уже потому, что не можем видеть как душа уничтожается. Скажут, есть причина подозревать, что нет, коль скоро не видим. Так, но есть причина подозревать, что есть. Какая причина? Не только нравственная, - даже материальная: например, присутствие полной души перед самой смертью, когда тело уже можно сказать полуразрушилось.

Я не был и не существовал, - а очевидно, начал быть, существую: cogito, ergo sum.. Была какая-то сила, которая вызвала меня от небытия к бытию и которая потом содержит меня доселе в бытии.

Так как я прежде не был, то могу и опять не быть: но так как не был и стал быть, то по опыту уже заключаю, что могу опять пройти в небытие и снова быть воззван - тою же силою - к бытию. Это чистая и прямая логика!

Следует сразу сказать, что официальная наука к существованию души в целом относится очень скептически. Поэтому попытки доказать или опровергнуть ее реальность в основном предпринимаются энтузиастами, при этом результаты их исследований всякий раз подвергаются серьезной критике.

Главной причиной столь скептического отношения официальной науки к исследованию души является то, что само ее существование как некой нематериальной бессмертной сущности выходит за рамки научных знаний. Проблема в том, что зафиксировать нематериальное с помощью материальных измерительных приборов невозможно, а наука доверять только тому, что можно измерить, существование чего можно доказать на основе строгого научного подхода.

Доказательства существования души

Так как душу нельзя исследовать прямыми научными методами, остаются косвенные. Самым известным феноменом, доказывающим существование души, стал так называемый посмертный опыт. Люди, выведенные из состояния , очень часто рассказывают удивительные истории о том, что они вышли из тела и видели все, что происходило рядом. Они в подробностях описывают действия врачей, пытавшихся их спасти, детали интерьера. Некоторые за время нахождения вне тела успевают побывать в других городах у своих родственников.

Многие из тех, кого врачи буквально вырвали из лап смерти, рассказывают о световом тоннеле, по которому их куда-то уносило. Некоторые встречались с уже умершими родственниками. При этом подавляющее большинство людей, переживших посмертный опыт, говорят о том, что им очень не хотелось возвращаться.

Как наука относится к таким сообщениям? С недоверием. Многие ученые считают, что все это не является доказательствами существования жизни после смерти – а значит, и существования души. Световой тоннель ученые объясняют затуханием деятельности участков мозга, ответственных за зрение. То, что многие люди обнаруживали себя вне тела и ясно видели все, что происходило вокруг, просто не берется во внимание. В крайнем случае, все на галлюцинации.

Где находится сознание человека?

Вопрос о том, сознание, имеет к изучению души самое непосредственное отношение. Ведь сознание, судя по всему, принадлежит именно душе. Очень важно то, что ученым так и не удалось найти участки мозга, ответственные за сознание человека. Более того, очень многие серьезные нейрофизиологи высказывали мнение, что сознание находится вне мозга.

В частности, голландские физиологи недавно пришли к выводу, что сознание существует даже после того, как мозг перестает функционировать. Об этом же писала и директор НИИ Мозга человека Наталья Бехтерева. Итогом ее многолетних исследований стала полная убежденность в существовании жизни после смерти – а значит, и души.

Исследований, доказывающих существование бессмертной души, с каждым годом становится все больше. Их описания уже начинают появляться в серьезных зарубежных научных изданиях. Это вполне закономерно – истинный ученый не может отрицать факты, даже если они противоречат его картине мира. Поэтому можно не сомневаться, что попытки энтузиастов доказать существование души научными методами будут продолжены.

Говорят, как-то раз Сталин спросил ученого-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Валентина Войно-Ясенецкого (Луку): «Неужели знаменитый врач верит в существование души?»

«Верю», – сказал хирург. «Вы нашли ее в теле человека во время операции?» – «Нет». – «Так как же можно верить, что душа существует?» – «А верите ли вы, что у человека есть совесть?» – задал встречный вопрос Войно-Ясенецкий. Сталин какое-то время молчал, а потом ответил: «Верю». И тогда ученый сказал: «В телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил».

В Библии сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Говоря по другому, не мозг и не сердце, а душа делает человека человеком. А вот наука отрицала ее существование.

Живые после смерти

Одним из доказательств наличия души считаются случаи, когда человек получает черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью, а то и совсем лишается головы, но, несмотря на это, совершает разумные действия.
О достоверном примере такой фантастической живучести говорит рапорт капрала Роберта Крикшоу, который был обнаружен в архиве британского военного министерства.

В нем изложены обстоятельства гибели командира роты йоркширского линейного полка капитана Теренса Малвени во время завоевания англичанами Индии в начале XIX столетия. Это случилось в ходе рукопашной схватки при штурме форта Амары. Капитан снес саблей голову солдату противника. Но обезглавленное тело не упало на землю, а вскинуло винтовку, в упор выстрелило английскому офицеру прямо в сердце и только после этого упало.

Очевидцем такого же невероятного, с точки зрения здравого смысла, случая довелось стать ветерану Великой Отечественной войны, бывшему полковому разведчику Борису Лучкину. Во время поиска в тылу у немцев командовавший их разведгруппой лейтенант наступил на прыгающую мину-лягушку.

У этих мин был специальный вышибной заряд, выбрасывающий ее на метр-полтора вверх, после чего происходил взрыв. Так и произошло. Во все стороны полетели осколки. Один из них начисто снес голову командиру, шедшему впереди в метре от Лучкина. Но обезглавленный лейтенант, со слов старшины, не рухнул на землю, хотя у него остались лишь подбородок и нижняя челюсть. Выше не было ничего.

И вот это изуродованное тело расстегнуло правой рукой ватник, вытащило из-за пазухи карту с маршрутом движения и протянуло ее, уже залитую кровью, Лучкину. Лишь после этого убитый лейтенант упал. Поиск был сорван. Разведгруппа была вынуждена возвращаться к своим. Тело лейтенанта, даже после смерти «думавшего» о своих солдатах, они вынесли и похоронили возле штаба полка.

Еще более невероятный эпизод. Сразу после войны в лесу под Петергофом грибник нашел какое-то взрывное устройство. Захотев рассмотреть его, поднес к лицу. Прогремел взрыв. Грибнику напрочь снесло голову, но он прошел без нее двести метров, причем три метра по узенькой доске через ручей, и только потом умер. Уверяют, что это не байка: материалы остались в архиве уголовного розыска.

2002 год, апрель – в Нью-Йорке к пастору Гарри Уоррену из собора Св. Патрика пришел неизвестный мужчина и начал жаловаться на депрессию и бессмысленность своего существования, а потом неожиданно вынул из-за пояса револьвер Ruger 35-го калибра и приставил его к своему виску.

Брат Майк, принимавший посетителя поспешил покинуть приемную, чтобы, по его словам, предупредить всех в доме oб опасности, но тут прозвучал выстрел. Забежав в комнату, священник увидал на полу тело посетителя, у которого выстрелом снесло полголовы. Когда же брат Майк наклонился над ним, рука самоубийцы вдруг поднялась и протянула ему записку… В которой неизвестный просил похоронить его на армянском кладбище.

А вот драматическое свидетельство жителя Грозного Зелимхана Юнусова. который был на городском рынке, когда там взорвалось заложенное боевиками мощное взрывное устройство:

«Было около 14.30, когда прозвучало несколько очень сильных взрывов… Вокруг кричали и плакали женщины, везде раненые, оторванные руки и ноги, кровь. Немного в стороне от меня я увидал труп человека, которому оторвало голову. Тело лежало отдельно, голова отдельно. Вокруг стояли люди, не осознававшие, что с ними произошло. Вдруг рука мертвого человека вцепилась в лежавшую рядом сумку и судорожно прижала ее к груди. Очевидно, в ней было что-то очень важное для покойника, может быть, последние деньги».

Выходит, даже внезапная и полная утрата мозга вовсе не влечет за собой мгновенную смерть. Но тогда кто или что управляет телом, заставляя его совершать довольно разумные действия?

Наука о существовании души

В 1972 году на канадской научной конференции всемирно известный кардиохирург д-р Уилфред Бигелоу поверг в шок своих ученых коллег, подняв «ненаучную» тему. Как он сказал, те, кто отрицает существование души, напоминают ему советского космонавта, который, вернувшись с орбиты, доложил, что Бога нет, потому что он его там не видел.

А вот у Бигелоу после 32-х лет хирургической практики не остается никаких сомнений в существовании души: «Порой мне приходилось присутствовать при том когда люди переходят из состояния жизни в смерть. В это время наблюдаются таинственные перемены. Одна из самых заметных – неожиданное исчезновение жизни или блеска в глазах. Они становятся тусклыми и буквально безжизненными». Свое выступление доктор Бигелоу закончил так: «Как человек, верящий в существование души, считаю, что настало время проникнуть в тайну этого явления и узнать, что оно собой представляет».

Ученый мир заявление канадского кардиохирурга встретил скептически. Основной аргумент: никакого понятия о душе, дающегося нам в опыте, получить нельзя. В любом опыте результатом будут только проявления нашего внутреннего мира. Знание о душе как о целостном явлении выходит за рамки опыта и поэтому не может быть предметом научного знания, которое должно всегда опираться на опыт.

Но доводы скептиков опровергли. Множество опытов, проведенных за прошедшие десятилетия, подтвердили наличие у людей этого «неанатомического органа».

Начало 90-годов – сотрудники ранее секретной лаборатории профессора Виталия Хромова во Всесоюзном исследовательском институте радиовещательного приема и акустики им. А. С. Попова (ВНИИРП) провели опыты по улавливанию физического проявления «душевной субстанции». Как выяснили, оно носит характер энергетического излучения, создающего устойчивое поле, которое возможно увидеть на экране специального компьютера.

По свидетельствам побывавшего в лаборатории журналиста, «это поле выглядело как существо, отдаленно напоминающее новорожденного ребенка, с непропорционально большой головой, крошечным тельцем, скрюченными конечностями, скорей смахивающими на огрызки крыльев, веерообразным хвостом, в основании видимым вполне отчетливо, но затем, по мере удаления от туловища, все более размытым и буквально растворяющимся в пространстве».

Исследования Хромова остались незамеченными. Однако в конце 1990 года мир облетело сенсационное сообщение: душа материальна и ее можно взвесить. В одной из лабораторий Америки было установлено, что душа – это биоплазменный двойник человека, который имеет яйцевидную форму. Она покидает тело человека в момент его смерти.

Взвешивая умирающих на специально сконструированных весах, в которых учли все известные физиологии весовые колебания тела, уходящего в небытие, исследователь Лайэлл Уотсон отмечал удивительный факт: они становились легче на 2,5-6,5 грамма! При этом в каждом случае потеря веса проходила не плавно, а скачкообразно, в виде нескольких последовательных ступеней. Значит, душа покидает тело не сразу, а рывками?

Это выглядело таким фантастичным, что научный мир отказывался верить, пока в Институте полупроводников Академии наук Литвы доктор естественных наук Эугенюс Кугис не провел уникальный цикл исследований в палатах для тяжелобольных. Точные измерения ученого показали, что в момент смерти люди теряют от 3 до 7 граммов веса. Как считает Кугис, это и есть «вес души, покидающей тело». Таким образом, данные в обоих случаях совпали, то есть налицо была воспроизводимость явления, которую наука считает критерием его истинности.

Кстати, такого рода изменения веса тела человека наблюдаются не только в момент смерти. Нечто подобное фиксируется и в период сна. В одном швейцарском медицинском центре исследователи провели любопытный эксперимент. Двадцать три добровольца ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. И в тот момент, когда люди переходили грань между явью и сном, они теряли в весе от 4 до 6 граммов. Словно душа во время сна покидала тело и отправлялась куда-то странствовать. После пробуждения все испытуемые точно на столько же прибавляли в весе.

Дальнейшие эксперименты дали возможность пролить свет на отдельные интересные детали процесса «расставания» души с телом.

К примеру, врач Ипполит Барадюк из Франции, решил попытаться увидеть уходящую душу. Он использовал специальную фотоаппаратуру, чтобы уловить внешние изменения, происходящие в непосредственной близости от человека, уходящего в другой мир. И ему это удалось – во время кончины его жены.

На фотоснимках, сделанных через 15 мин после ее смерти, через час и через 9 часов зафиксированы три этапа расставания тела с душой. Первая фотография зафиксировала над телом полупрозрачную туманность, напоминающую небольшое облачко. На снимке, сделанном через час, облачко занимает почти всю поверхность снимка. Спустя 9 часов – это уже клочья рассеявшейся туманности. А медиками из Санкт-Петербурга при помощи аппаратуры инфракрасного видения зафиксировали, что в момент смерти от человека отделяется некий полупрозрачный энергетический объект эллиптической формы. Впоследствии он растворяется в пространстве.

Ведущий нейрофизиолог нашего времени, член-корреспондент Российской академии наук, Академии медицинских наук и многих иностранных академий Наталья Петровна Бехтерева писала: «Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И… сталкивалась со “странными явлениями”. Общий вывод наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в другой форме, в виде чего-то отделяющегося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем “душа”. Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека».

Душа заменяет мозг

На протяжении долгого времени ученые вообще отказывались обсуждать вопрос о душе, пренебрежительно называя ее «поповской выдумкой». А вот народный опыт никогда не ставил под сомнение наличие души у человека. Да к тому же отводил ей важнейшую роль в его жизни. Это нашло отражение хотя бы в том, что в языке устойчиво присутствуют многие выражения, связанные с этим понятием. К примеру, такие, как «душа болит», «душа радуется», «чужая душа потемки», «камень с души спал», «душа ушла в пятки», «брать грех на душу» и т. д. и т. п.

Парапсихологи называют эту «божественную искру» энергетической сущностью. Но дело не в терминологии. Главное в другом людям не дано познать научным путем промысел Божий, то есть его замыслы и деяния. Потому можно сколько угодно гадать, для чего Творец дал человеку душу и какие функции она выполняет в нашем бренном теле. Но приведенные выше факты говорят, что в экстремальных ситуациях эта энергетическая сущность на какое-то время берет на себя управление организмом, заменяя мозг, и лишь потом оставляет тело. Это происходит очень редко, причем, возможно, только тогда, когда конкретный человек должен выполнить нечто такое, что было чрезвычайно важным для него при жизни. Другого ответа пока нет.

Подтверждением возможности того, что душа может заменить мозг и управлять телом, является научное исследование, проведенное Питером Фенвиком из Лондонского института психиатрии и Сэмом Парина из Центральной клиники Саутгемптона. Скрупулезно изучив медицинскую документацию 63 кардиологических больных, ученые сделали сенсационные выводы: традиционное представление о прекращении работы мозга из-за дефицита кислорода ошибочно.

Ни у одного из находившихся не было зафиксировано существенного снижения содержания живительного газа в тканях центральной нервной системы, когда все процессы в мозге уже остановились. Получается, когда сердце перестало биться, душа командовала и легкими, и кровеносной системой?!

Трое ученых из Голландии провели самое масштабное на сегодняшний день исследование людей, «побывавших на том свете», и пришли к аналогичному выводу. Душа способна поддерживать жизнедеятельность организма человека.

Одним из не поверивших коллегам, был видный кардиолог Майкл Саб из Америки. Чтобы опровергнуть «бредовую» идею , он провел самые тщательные исследования, сопоставляя рассказанное 116 пациентами, переживших клиническую смерть, с тем, что фактически происходило в то время, когда они находились « », и что было доступно объективной проверке.

Профессор Саб сделал не утешительные для себя выводы: душа после временной смерти физического тела продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать и чувствовать. Это неопровержимо доказывает тот факт, что, по свидетельству врачей-реаниматологов, нередко пациенты, в подробностях рассказывали, какие действия проводили медики с их безжизненными телами и даже что имело место быть в это время в соседних палатах.

Душа-путешественница

Относительно недавно ученые сделали удивительное открытие, связанное с душой. Как оказалось, душа может на некоторое время покидать и живого человека, причем не только во сне! Речь идет о загадочном феномене, известном как « », когда некоторые люди способны каким-то непостижимым образом путешествовать в пространстве, физически оставаясь на одном и том же месте.

На Востоке этот уникальный дар давно приписывают буддийским монахам и индийским йогам. Но западные ученые считали такие рассказы вымыслом. Скептицизм постепенно улетучился, когда изучением «выхода из тела» занялись серьезные исследователи.

Во время эксперимента совершенно здоровых людей вводили в состояние гипнотического транса, которое позволяло душе «выйти на свободу». При этом велась двойная проверка: с одной стороны, душа, покинувшая физическое тело, могла побывать в заданной зоне и, вернувшись, рассказать через испытуемого о том, что она там наблюдала. С другой стороны, ученые, поставив специальную аппаратуру в этой зоне, могли зафиксировать присутствие души.

Как раз такое исследование было выполнено доктором Ч. Тартом из Калифорнийского университета, доктором Р. Моррисом, группой энергетических исследований из Института биоэнергического анализа и многими другими. Эксперименты с измерением изменений в состоянии физического тела и с регистрацией души проводили и в России на базе клиники нейрохирургии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, а также в Институте психологии и Институте биологии РАН. В одном из экспериментов принимала участие группа добровольцев из восемнадцати человек, владеющих методом медитации для погружения в транс. Для регистрации этого состояния всем им проводили регистрацию биоритмов мозга. В результате были достоверно выявлены путешествия вне тела в различные районы Москвы, отдаленные от места проведения опыта на несколько километров, и даже в другие города.

Видный специалист в физиологии мозга, работающий в Институте радиоэлектроники РАН, доктор медицинских наук И. В. Родштат писал: «Люди в состоянии выхода из тела якобы совершают длительные путешествия, но отнести их переживания к галлюцинаторным не представляется возможным, так как информация, почерпнутая ими в своих странствиях, отмечается высокой достоверностью».

Кстати, интересное открытие, связанное с «нематериальной» душой, сделано в Принстонском университете (Америка). В экспериментах брали участие экстрасенсы, уверенные в наличии души у человека. Их усаживали под специально сконструированной установкой, из которой высыпались легкие шарики. Когда экстрасенс думал о чем-то абстрактном, шарики, падая, согласно законам физики, образовывали горку правильной формы. Но стоило ему сосредоточиться на душе и ее материальных проявлениях, как форма горки изменялась.

Сами «внетелесные путешественницы» говорят, что ощущение «покидания» собственного тела и наблюдения за собой со стороны появляется мгновенно без всякой связи с происходящим вокруг. Происходит это, как правило, внезапно для них самих и в первый момент вызывает «благожелательное удивление» по отношению к тому, что они видят со стороны.

Никакого страха или боли, желания обратиться к окружающим или вступить с ними в контакт они не испытывают. Они не представляли, сколько времени находились вне своего тела…

Вера в загробную жизнь, в вечность души и перерождение ее во времени существовала во многих культурах со времен, когда люди обладали еще мифологическим сознанием.

Но общество развивалось, возникали религии. Последние также согласны с тем, что наша душа бессмертна и способна к воскрешению.

Не остались в стороне и ученые. Казалось бы, здесь дело должно обстоять сложнее — ведь необходимы факты, доказательства того, что конкретная жизнь человека не конечна. Но мало-помалу доказательства стали появляться в исследованиях ученых разных дисциплин.

Научный взгляд на реинкарнацию

Психиатр Ян Стивенсон проводил исследования в области реинкарнационики. В основном исследовал , описывали события прошлых жизней и приводили факты, которые можно было проверить. Рассматривались случаи, когда можно было рассказы-воспоминания подтвердить документально: описание места жительства, имена родственников и т. д.

Он также пытался соотнести врожденные дефекты, у детей с данными о ранах, повреждениях на телах тех, кем они, возможно, были в прошлых жизнях.

В области медицины также нашлись те, кто смог подтвердить гипотезу о том, что у человека есть душа. И она продолжает жить и после остановки сердца.

Один из создателей исследования, анестезиолог Стюарт Хамерофф сообщил, что, когда перестает биться сердце человека, информация, хранящаяся в мозге, не умирает, а продолжает “течь во Вселенной”.

Я полагаю, что сознание, либо его предшественник, всегда существовали во Вселенной, вероятно, со времен Большого взрыва ”, — поделился Хамерофф.

«Если перестает биться сердце, а кровь перестает протекать по сосудам, микротрубки утрачивают собственное квантовое состояние.

Все же квантовая информация, находящаяся в них, не разрушается. Она уничтожена не может быть, поэтому распространяется, рассеиваясь по Вселенной.

Когда пациент, попадая в реанимацию, выживает, то может рассказывать о «белом свете», даже может наблюдать, как «выходит» из собственного тела. Если же человек умирает, то квантовая информация неопределенный период существует вне тела. Именно она и является душой », – пояснил ученый.

Так, случается, когда квантовые вещества, которые формируют душу, покидают нервную систему и проникают в просторы Вселенной, — растолковали ученые.

То, что мы определяем как сознание, является итогом эффекта квантовой гравитации Вселенной. Собственную гипотезу исследователи назвали «Orch OR» /«оркестрированная объективная редукция»/.

Иными словами, наши души – не просто взаимное действие нейронов в мозге. Состоят они из ткани самой Вселенной; существовали еще до начала времени.

Данная идея близка представлениям в индуизме и буддизме, исходя из которых, сознание – это неотъемлемая часть Вселенной.

А как этот вопрос рассматривают точные науки?

Доказательства бессмертия души в физике

Физик-теоретик Роберт Ланца из Университета Wake Forest в Северной Каролине посредством квантовой физики попытался доказать, что жизнь существует и после смерти.

На чем основывается его эксперимент? На теории о том, что существуют параллельные Вселенные, в которых синхронно могут происходить события, только по-разному.

Все, что может случиться, происходит в какой-то момент между этими Вселенными, а это значит, что смерть не может существовать как таковая, она лишь переход в параллельную реальность, а не абсолютное завершение жизни.

Смысл в том, что люди привыкли верить, что жизнь линейна и конечна. И соотносят себя только с физическим телом.

На самом деле в мозгу человека есть рецепторы, на которые можно повлиять, и небо будет казаться зеленым или красным. Мы привыкли воспринимать жизнь как смесь карбонатов и молекул. Но это диктует только наше сознание. На самом деле все может быть абсолютно не так ”, – комментирует Ланца.

На самом деле все, что вы видите, не существует без вашего сознания. Именно оно придает миру смысл ”, – говорит Ланца, добавив, что “именно сознание человека определяет форму и размеры Вселенной. И даже время – это результат человеческого сознания ”.

Смерть в понимании большинства людей — это иллюзия, созданная нашим сознанием.

По мнению Ланца, жизнь человека похожа на многолетний цветок, который возвращается, чтобы цвести в мультивселенной.

Научные исследования не стоят на месте, и так как “все науки стремятся к математике”, то и данная дисциплина не осталась в стороне. И даже больше!

Жизнь после смерти доказана математически

Юрий Бернальд, студент Уральского федерального университета, вывел математическую формулу существования жизни после смерти.

Однажды, изучая предел, я задумался: после смерти не должно быть ничего. Но ничто быть не может.

Итогом моих размышлений стала формула, как я считаю, доказывающая, что Более того, эта формула доказывает, что зависит она прежде всего от нас самих ”.

Он пояснил, что полную версию формулы намерен опубликовать в научной статье, однако показал, как она выглядит в общих чертах: L = f (t), где L - жизнь, выраженная в виде информации, t - время.

«Жизнь и смерть я рассмотрел как функцию от времени, тогда смерть будет пределом этой функции, при времени t, стремящемся к плюс бесконечности. Мы знаем, что при раскрытии он дает неопределенность - видобесконечность, деленную на бесконечность.

Для этого он должен собой представлять отношение двух выражений. Если рассматривать жизнь как поток информации о том, что мы делаем, что мы думаем, то это будет отношение суммы за весь период жизни к данным о текущем ее моменте.

Решением такого предела является константа. Таким образом, мы однозначно делаем вывод о том, что жизнь после смерти существует », - говорит Берланд.

Берланд был номинирован на молодежную Нобелевскую премию. Вручение премии состоится в ходе шестого Евразийского экономического форума молодежи, который пройдет в Екатеринбурге весной 2015 года.

Все больше и больше сведений о существовании жизни после смерти появляется именно в научной среде.

И если уж математики вывели формулу — а “в математике, как ни в какой другой области, ничего не принимают на веру, здесь всегда требуются доказательства”, — то можно предположить, что — нечто большее, чем мифологические и религиозные воззрения.

P.S. Друзья! Давайте поддержим молодого ученого в его стремлении доказать, что жизнь души вечна. Быть может, именно его открытие поможет многим людям преодолеть самый главный страх — страх смерти.

Loading...Loading...