Условия регистрации политической партии. Как создать в россии легальную политическую партию

1. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента их государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

2. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующим органом и его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

3. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в регистрирующий орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

4. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

5. При установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона регистрирующий орган не позднее чем через месяц со дня получения документов выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

6. В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в регистрирующий орган копии свидетельств о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

7. Сроки, предусмотренные пунктами 4 и настоящей статьи, продлеваются в случае, если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков судебное решение не вступило в силу.

8. В случае если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. В этом случае на структурное подразделение политической партии распространяются требования, установленные настоящим Федеральным законом для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

9. За государственную регистрацию политической партии и ее региональных отделений взимается регистрационный сбор в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Размер регистрационного сбора за государственную регистрацию политической партии составляет пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году государственной регистрации политической партии. Размер регистрационного сбора за государственную регистрацию регионального отделения политической партии составляет три минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году государственной регистрации регионального отделения политической партии.


Подтверждением государственной регистрации или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г.

Гражданам об их политических правах

Политическая считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической.

Как зарегистрировать свою партию

Можно, конечно, взять первое попавшееся. Правда, не всегда получается удачно. Скажем, в середине 90-х была такая Партия искоренения преступности, законности и порядка. Это пример неудачного названия. Не все мечтают искоренять законность и порядок.

В Минюсте уже лежат заявки с интересными названиями. Нетократическая. Субтропическая. Как говорится, на любителя. Не все живут в субтропиках, и совсем уж никто не знает, что значит «нетократическая».

Как создать партию?

Если в процессе создания партии будет нарушено законодательство, то деятельность либо будет прекращена, либо она даже не сможет быть зарегестрирована, и соответственно, существовать на легальных основаниях.

Федеральный закон № 95, вступивший в силу 11 июня 2001 года, полное название которого звучит, как «О политических партиях», регламентирует не только создание, но и регистрацию политических партий на территории РФ.

Как создать партию

Но если даже и не повесит – ему такой ярлык тут же повесят окружающие…

И наоборот. Если человек на оба вопроса ответит «да», то ему все покажут большие пальцы и признают «перспективным партийным лидером». Ибо – как же? Что еще нужно партайгеноссе для счастья? Ну, разве что название еще придумать… Достаточно.

Я бы назвал для краткости этот основополагающий принцип нашей политической жизни «принципом Суркова».

Новая газета

Парламентских партий сегодня четыре: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. Не прошедших в Госдуму - три: «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко».

Единственная «медведевская либерализация» законодательства в вопросе регистрации - партия теперь должна иметь не 50 тысяч членов по стране, а 45. Обязательная численность региональных отделений в более чем половине субъектов РФ снижена с 500 до 450 человек.

Политические партии России

» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 2) определяет, среди прочего, что политическая должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу.

Поэтапный план-график создания политической партии

а также от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ)

— протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее — уполномоченное лицо организационного комитета) (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Регистрация политической партии — под Ключ!

Такой законодательный акт как закон «О политических партиях в Украине» официально закрепляет юридическое определение термина, устанавливает порядок ее создания и процедуру прекращения деятельности, указываются ключевые принципы их организационного построения, источники поступающего финансирования, а также возможные формы участия в политической жизни.

Отношения между партиями и государством согласно конституции Украины строятся на принципе партнерства.

29/03/2012

Никто не заставлял дураков молиться о партийном строительстве. Всего лишь упростили процедуру. А могучие лбы уже бьются об пол в порыве очередного политического энтузиазма. В Минюсте лежат 70 заявок на регистрацию партий.


Е сли народ отжигает - значит, это кому-нибудь нужно. Народу надо помочь. Слегка покопавшись в памяти, я составил инструкцию «Как создать политическую партию».

Название

Название - это полдела и одна большая беда. Прохоров уже несколько месяцев ломает голову над названием партии. Даже конкурс объявил, а толку никакого. Не получается.
Все приличные названия уже когда-то использовались, запачкались и превратились в политический секонд-хенд. Можно, конечно, взять первое попавшееся. Правда, не всегда получается удачно. Скажем, в середине 90-х была такая Партия искоренения преступности, законности и порядка. Это пример неудачного названия. Не все мечтают искоренять законность и порядок.

В Минюсте уже лежат заявки с интересными названиями. Нетократическая партия. Субтропическая партия. Как говорится, на любителя. Не все живут в субтропиках, и совсем уж никто не знает, что значит «нетократическая». Вот Партия «Без названия» - это креативно. Но, к сожалению, умные люди название «Без названия» уже застолбили.
Всякие там республиканские, демократические, социалистические партии - это отстой. В них черт ногу сломит.

Предлагаю несколько названий. На выбор.
Универсальный вариант: Ваша партия. Простенько и со вкусом.
Тоже универсальный вариант: Любимая партия. Немного претенциозно, но в провинции выходят «Любимые газеты», и, говорят, их кто-то читает.
Продвинутый вариант: MegaParty. Так сказать, для креативного класса.
Продвинуто-националистический вариант: Партия.Ру.

Программа

Спишите откуда-нибудь. И как-нибудь назовите. «Пять шагов в будущее». Или «Повысим зарплату - понизим квартплату». Без разницы.
Главное не программа, а слоганы. Которые, естественно, должны быть яркими и запоминающимися.

Один кандидат, на которого я работал, шел на выборы под лозунгом «Вернем авиации крылья». Очень, надо сказать, запоминающийся слоган. Порождал массу вопросов. Причем тут авиация? Кто и когда отобрал у авиации крылья, которые теперь обещают вернуть? Короче говоря, кандидат занял последнее место. Но ведь и я вам первого не гарантирую.

Кого брать в партию?

Это самый главный вопрос. Лучше всего, конечно, чтобы ваша партия состояла из одного человека. Тогда ей не страшны расколы. Да и вас вряд ли кто-нибудь свергнет с поста председателя. Увы, нужно 500 человек.

Здесь я расскажу одну историю. Быль. Иначе говоря - притчу.
В 96-м году я ездил в город Архангельск собирать подписи за кандидата в президенты Явлинского. Местная организация «Яблока» с этим справиться не могла. Ее возглавлял замечательный человек. Врач. Интеллигент, хоть и с именем Иван. Но, как говорится, чуток размазня.

Раз пришел к нам в офис бизнесмен. А офис у архангельского «Яблока» был странный. Коморка, вход в которую лежал через зал. Этот зал «Яблоко» делило с кришнаитами. Утром и днем в этом зале мы принимали подписные листы, а вечерами кришнаиты устраивали там свои бдения.

В общем, бизнесмен кое-как продрался сквозь танцующих кришнаитов в нашу коморку. Поговорил с председателем организации и ушел недовольным.
- Я, - говорит, - не могу иметь дела с таким несолидным господином. Я, - говорит, - даже с вами могу иметь дело, а с таким несолидным не могу.
Мне в то время стукнул 21 год, и особой солидностью я, как вы понимаете, не отличался. Разве что на фоне председателя организации.

Председатель тоже остался недовольным.
- Дожили, - говорит. - Только бизнесменов мне не хватало.
- Чем, - говорю, - тебя не устраивают бизнесмены?
- Их, - говорит председатель, - только подпусти - тут же меня сковырнут. Хватит того, что в партию Андрюха записался.

Андрюха - это человек, который сдавал нам с напарником квартиру. Иногда, впрочем, заявлялся туда с женщинами, запирался в большой комнате и вешал на дверь червовую даму.
- Чем, - спрашиваю председателя, - тебя Андрюха не устраивает? Он же твой одноклассник.
- Андрюха, - говорит председатель, - грозился отобрать у нашей организации факс. Зачем тебе, говорит, Ивашка, факс? Мне, говорит, нужнее.

Самое удивительное, что после нашего отъезда Андрюха действительно факс отобрал.
В предпоследний день я на специально заказанном автобусе возил сборщиков в город Северодвинск. Мы (вернее - они) собрали кучу подписей. На обратном пути, разумеется, бухнули. Студенту, который собрал больше всех подписей, я предложил создать и возглавить молодежное «Яблоко».
- Сначала, - говорю, - молодежное, а потом, глядишь, и Ивана сковырнешь. Не ты, - говорю, - так кто-нибудь другой.
- О’кей, - говорит студент.

На том и порешили. Ну и выпили, конечно, для закрепления успеха.
На следующий день приходит студент.
- У меня, - говорит, - есть проблема. Я вчера забыл сказать.
- Какая, - говорю, - проблема?
- Судимость у меня. Условная. Это ничего?
- Условная, - говорю, - конечно, лучше, чем безусловная, но хорошего мало.
- Может, повременим с организацией-то?
- Да, - говорю, - повременим. Надо еще раз все хорошенько обдумать.
К счастью, на следующий день мы улетели в Петербург. А председателя Ивана все-таки свергли. Вот и думайте, кого набирать в партию?

Бизнесменов нельзя - сковырнут. Веселых и разбитных парней тоже нельзя - факс отнимут. Со студентами вообще лучше не связываться.
Я думаю, лучше всего набирать членов за деньги. По сотне за человека. Умножаем на пятьсот. Получаем 50 тысяч рублей.

Потянуть можно. Тем более на ближайших же выборах отобьете. Как? Ну, этого я не знаю. Вам же нужна партия, а не мне.

ранее:

Способы создания политических партий

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Федеральный закон «О политических партиях» (статья 11) предусматривает два способа создания политической партии: 1) на учредительном съезде политической партии, 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения: 1)

о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию; 2)

о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии; 3)

о принятии устава политической партии и принятии ее программы; 4)

о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для чего образуется организационный комитет?

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (статья 12 Федерального закона «О политических партиях»). В состав этого комитета должно входить не меньше 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Росрегистрацию о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: 1)

сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны); 2)

протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Росрегистрация или ее территориальный орган в день получения уведомления и названных выше документов выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему такого документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет: 1)

осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии; 2)

открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.

После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет

об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

Если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество также возвращается жертвователям.

Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация (движение) публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

По экономическим причинам публиковать указанную выше информацию целесообразно именно в «Российской газете», поскольку она обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию. Причем закон устанавливает и четкий срок, в который «Российская газета» обязана произвести такую публикацию, - в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений. Создавать организационный комитет в случае преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.

После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее 200 газетных строк.

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

В отличие от иных общественных объединений, для которых государственная регистрация является добровольной, политическая партия и ее региональные отделения подлежат обязательной государственной регистрации (статья 15 Федерального закона «О политических партиях»), которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Свидетельством государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно Росрегистрацией и ее территориальными органами. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в Росрегистрацию не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Росрегисрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, то государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии?

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов. Заявление о государственной регистрации политической партии представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 17). Копии решений учредительного съезда политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий установлены в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии. Росрегистрация в день получения указанных документов и материалов обязана выдать уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Росрегистрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее региональному отделению свидетельство об их государственной регистрации, подтверждающее факт внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанное свидетельство должно быть выдано не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Следует заметить, что предпринимались попытки в судебном порядке оспорить регистрацию и перерегистрацию всех политических партий в Российской Федерации, однако они не увенчались успехом, во многом по формальным основаниям. Так, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело по заявлению Б. о признании недействительной регистрации и перерегистрации в 2002 г. Минюстом России всех политических партий в соответствии с принятым Федеральным законом «О политических партиях».

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. в принятии искового заявления Б. отказано в связи с его неподсудностью Верховному Суду110. В частной жалобе заявитель просил об от- мене определения, ссылаясь на его незаконность. Кассационная коллегия оставила определение судьи Верховного Суда от 23 декабря 2002 г. подлежащим оставлению без изменения.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании постановлений о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий.

Как следует из содержания заявления, поданного на первую инстанцию, Б. просит признать недействительной регистрацию и перерегистрацию политических партий. Данные требования не отнесены законом к подсудности Верховного Суда. Изменение подсудности возможно лишь с согласия обеих сторон, так как, в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду заявлений с требованиями, аналогичными указанными выше, а Конституция в соответствии с ее статьей 15 имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то в принятии заявления судьей Верховного Суда было отказано обоснованно.

Вместе с тем из заявления Б. видно, что его требования сводятся к ликвидации ряда политических партий и общественных объединений. Как правильно указано в определении судьи, согласно статьям 39, 41 Федерального закона «О политических партиях», статье 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации политической партии может быть подано в Верховный Суд федеральным уполномоченным органом, генеральным прокурором и федеральным органом исполнительной власти. Заявитель к ним, как и к лицам, указанным в статьях 42, 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» и правомочным ставить вопрос о прекращении деятельности общественного объединения, не относится, поскольку ему не предоставлено право на обращение в суд с такими требованиями, и в принятии заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Какие документы необходимы для государственной регистрации партии, созданной путем преобразования из общероссийской общественной организации (движения)?

Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения), в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за

их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Заявление о государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах; устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о ее преобразовании в политическую партию, принятии устава политической партии и принятии ее программы, преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 18). Копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о преобразовании ее в политическую партию представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для ее преобразования в политическую партию («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (см. приложение 20). 9.

Передаточный акт общероссийской общественной организации (движения), составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Росрегистрация в день получения документов и материалов, указанных выше, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации регионального отделения политической партии?

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган Росрегистрации представляются следующие документы: 1.

Копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения) о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии. От регионального отделения политической партии могут потребовать также заявление о государственной регистрации регионального отделения политической партии (представляется в двух экземплярах). Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для го- сударственной регистрации юридических лиц. 2.

Заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии. 3.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии. 4.

Заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии о его создании с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии (см. приложение 19). Копии протоколов конференций или общего собрания регионального отделения политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии установлен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию каждого регионального отделения политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Список членов регионального отделения политической партии. Территориальный орган Росрегистрации в день получения перечисленных

выше документов выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Следует особо отметить, что территориальный орган Росрегистрации не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в следующих случаях: 1.

Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. 2.

Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют следующим требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»:

а) в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, используются наименования иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности; наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имя и (или) фамилия гражданина;

б) наименование политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав; используется наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;

в) символика политической партии совпадает с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

г) в качестве эмблемы и иных символов политической партии используются эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

д) символика политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав (запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства). 3.

Не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации политической партии. 4.

Росрегистрацией установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях». 5.

Нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в двух следующих случаях: 1) не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии; 2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Необходимо помнить, что программа политической партии представляется исключительно для сведения Росрегистрации. Любые ошибки, неточности в программе не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Единственным исключением является создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Росрегистрации запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом. Отказ в государственной регистрации оформляется в форме заключения и утверждается Росрегистрацией или ее территориальным органом, и заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов, причем с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Политической партии и ее региональному отделению может быть отказано в государственной регистрации по основаниям, изложенным в статье 20 Федерального закона «О политических партиях».

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляется в рассмотренном выше порядке для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Практика государственной регистрации общественных объединений показывает, что нередко в такой регистрации отказывают по причине несоответствия представленных общественным объединением документов требованиям регионального законодательства. При этом необходимо помнить, что руководствоваться здесь нужно требованиями именно Федерального закона «Об общественных объединениях». Поэтому положения законов субъектов Российской Федерации, противоречащие этому федеральному закону, следует обжаловать в суд.

Например, гражданин Ч. оспаривал конституционность статьи 4 Закона Костромской области от 4 декабря 1998 г. «О статусе общественных объединений на территории Костромской области». Согласно этой статье областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. Заявитель оспаривал данную статью в части, предусматривающей наличие у областного (регионального) общественного объединения своих структурных подразделений на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его право на объединение, не соответствует конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, нарушает конституционно установленное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и тем самым противоречит статьям 3 (часть 4), 4, 30 (часть 1), 55 (часть 3) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации. Заявителю по данным основаниям было отказано в регистрации общественного объединения на территории Костромской области.

Вынесенным по жалобе гражданина Ч. решением Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2002 г., статья 4 Закона Костромской области «О статусе общественных объединений на территории Костромской области» в части слов «и имеющие свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области» была признана противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Во исполнение судебного решения это положение было исключено соответствующим Законом Костромской области.

Давайте обратимся к Ленину. У него вроде как в свое время совершенно неплохо все получилось.

Итак, Ленин считал, что построение политической партии рабочего класса следует начать с организации общерусской боевой политической газеты, ведущей пропаганду и агитацию за взгляды революционной социал-демократии, что постановка такой газеты должна быть первым шагом построения партии.

В своей известной статье "С чего начать?" Ленин набросал конкретный план построения партии, развитый потом в его знаменитой книге "Что делать?".

"По нашему мнению, говорил Ленин в этой статье, исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации (Речь идет о создании партии), наконец, основною нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты... Без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения".

Такой общерусской политической газетой, подготовившей идейное и организационное сплочение партии, стала "Искра".

Что касается строения и состава самой партии, то Ленин считал, что партия должна состоять из двух частей: а) из узкого круга регулярных кадровых руководящих работников, куда должны входить главным образом профессиональные революционеры, то есть работники, свободные от всех других занятий, кроме партийной работы, обладающие необходимым минимумом теоретических знаний, политического опыта, организационных навыков и искусства бороться с царской полицией, искусства скрываться от полиции и б) из широкой сети периферийных партийных организаций, из многочисленной массы членов партии, окруженных сочувствием и поддержкой сотен тысяч трудящихся.

Что касается характера создаваемой партии и ее роли в отношении рабочего класса, равно как целей и задач партии, то Ленин считал, что партия должна быть передовым отрядом рабочего класса, что она должна быть руководящей силой рабочего движения, объединяющей и направляющей классовую борьбу пролетариата. Конечная цель партии - свержение капитализма и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма и установление демократических порядков. И так как свержение капитализма невозможно без предварительного свержения царизма, то главная задача партии в данный момент состоит в том, чтобы поднять рабочий класс, поднять весь народ на борьбу с царизмом, развернуть народное революционное движение против царизма и свалить царизм, как первое и серьезное препятствие на пути к социализму.

Таким образом, можно выделить следующие основные шаги:

1. Для начала, сформулируем цели и задачи партии, выберем идеологию. Будет ли это партия революционная или нет, будет ли она правая, левая или центристская, легальная или нелегальная и т.д. Сформулируем конечную цель, ближайшую цель, напишем манифест, соберем пока что узкий круг единомышленников, придумаем название, разработаем качественный маркетинг. Нужно будет создать востребованный продукт, так что изучим гуляющие в обществе политические настроения, примем их в расчет. Выбираем целевую аудиторию. Это очень важный момент, с которым Ленин как раз не прогадал. Если мы хотим быть у власти, то смотрим в ширь, думаем о народе, как заинтересовать его большую часть, за что зацепиться.

2. Начинаем действовать. Как и писал Ленин, агитация является важнейшим шагом, который должна совершить политическая партия. Если партия не хочет так и остаться кружком по интересам, то она должна выходить в широкие массы. Создаем газету, допустим интернет-издание, да пусть даже паблик в контакте, и начинаем вести пропаганду и агитацию. Активно рекламируемся, используя любые, подворачивающиеся под руку способы. Функция нашего информационного портала - идейное сплочение партии и широкое распространение информации. Нам понадобятся какие-то гениальные теоретики, которые смогу создать прочную идеологическую базу, профессиональные политологи, а так же целый штаб профессиональных PRщиков. Это и будут наши "профессиональные революционеры".

Loading...Loading...