Жизнь и творчество презентация к уроку по литературе на тему. Презентация:Сергей Есенин.Жизнь и творчество презентация к уроку по литературе на тему Стою один среди равнины голой

Слайд 2

Серебряный век

  • Слайд 3

    Слайд 4

    • «Есенин, «не от мира сего». Он не поэт революции… Поэт погиб потому, что был несроден революции…К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества… (Троцкий 19 янв. 1926г. «Правда»)
    • «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого национального характера: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще...» (Бухарин 12 янв. 1927г. «Правда»)
    • «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.» (М.Горький)
    • «Гений – всегда народен» (А.Блок)
    • «Он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым» (М.Горький)
  • Слайд 5

    Есенин - тончайший лирик, умеющий мастерски передавать все оттенки настроения человека, состояние его души, поэзию сердца, его музыку. "Крестьянская тема" в его творчестве стала темой национальных судеб, образы деревни - образом России, Родины. Произведения Сергея Есенина вошли в золотой фонд советской поэзии.

    Слайд 6

    • Встреча с Блоком в Петербурге определила будущее Есенина.
    • Он твердо решил быть поэтом.
  • Слайд 7

    Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина.

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».

    Слайд 8

    В раскрытии темы Родины Есенин проходит долгий путь: от «бревенчатой избы» к «Руси Советской».

    Слайд 9

    А за ним,
    По большой траве,
    Как на празднике отчаянных гонок,
    Тонкие ноги закидывая к голове,
    Скачет красногривый жеребёнок.

    Слайд 10

    Тема Родины тесно связана с философской темой: природа-Родина-место человека в мире.

    Не жалею, не зову,не плачу.
    Все пройдет, как с белых яблонь дым,
    Увяданьем золота охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Слайд 11

    Все мы,все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь,
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть иумереть

    Слайд 12

    Чувство кровной сопричастности к России,к ее судьбе становится главным для Есенина. В раскрытии его он проходит долгий путь от поэта «золотой бревенчатой избы» к поэту революции, «Руси Советской», к «Анне Снегиной»

    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть Земли
    С названьем кратким «Русь».

    Слайд 13

    Сложная, противоречивая гамма чувств в душе поэта по-своему отражала в стихах драматизм послереволюционной действительности. Но только предельная искренность и честность перед собой, перед Родиной могла рождать в сердце поэта стихи.

    Посмотреть все слайды

    С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Константиновское земское училище С.Есенин год




    С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».


    В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно- художественное общество «Страда».встречается с Блоком, А. А. Блок Фотография. 1916


    С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г. «... Днём у меня рязанский парень со стихами.... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».


    В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. «Радуница», С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.


    Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья"). Радуница


    В гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова- Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др. С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.


    В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.С.А. Есенин призывается в армию, Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).


    В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым. Служба в армии


    События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии). Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.имажинизма: С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография г.


    Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Имажинизм


    Женившись на американской танцовщице Айседоре ДунканЖенившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород» С. А. Есенин и А. Дункан Фотография г.


    «Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами. И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую - то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою». Айседора Дункан Отрывок из поэмы «Черный человек»


    В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.


    Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет () отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян. «Персидские мотивы»


    Шаганэ ты моя, Шаганэ Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) «Шаганэ». Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей: «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» «Руки милой пара лебедей - В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют...» «Руки милой пара лебедей...»


    В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез). С. А. Есенин. Фотография


    Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия. У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г. Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925


    «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» (Б. Пастернак). «Есенин чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца» (Ю. Марцинкявичюс). «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии» (Н. Тихонов). «Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький). Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский).



    Сергей Александрович Есенин (1895-1925)




    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком,

    Стою один среди равнины голой,

    А журавлей относит ветер в даль,

    Я полон дум о юности веселой,

    Но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно.

    Не жаль души сиреневую цветь.

    В саду горит костер рябины красной,

    Но никого не может он согреть.

    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком,

    И журавли, печально пролетая,

    Уж не жалеют больше ни о ком.







    Сергей Есенин

    Александр Блок





    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.


    О Русь, малиновое поле

    И синь, упавшая в реку,

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску.

    Холодной скорби не измерить,

    Ты на туманном берегу.

    Но не любить тебя, не верить -

    Я научиться не могу.

    И не отдам я эти цепи,

    И не расстанусь с долгим сном,

    Когда звенят родные степи

    Молитвословным ковылем.



    Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.


    Шаганэ Тальян

    Августа Миклашевская

    Надежда Вольпин

    Анна Изряднова

    Айседора Дункан

    Софья Толстая

    Галина Бениславская

    Зинаида Райх


    Шаганэ ты моя, Шаганэ! Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.


    Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, Уйду бродягою и вором. Пойду по белым кудрям дня Искать убогое жилище. И друг любимый на меня Наточит нож за голенище. Весной и солнцем на лугу Обвита желтая дорога, И та, чье имя берегу, Меня прогонит от порога


    До свиданья, друг мой, до свиданья

    Милый мой, ты у меня в груди.

    Предназначенное расставанье

    Обещает встречу впереди.

    До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

    Не грусти и не печаль бровей, -

    В этой жизни умирать не ново,

    Но и жить, конечно, не новей

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Сергей Есенин (1895 – 1925)

    3 октября 1895 г. родился великий русский поэт Сергей Александрович ЕСЕНИН … Родился я с песнями В травном одеяле, Зори меня вешние В радугу свивали. С.Есенин

    Дом в с. Константиново, где родился С. Есенин «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Козьминской волости, в селе Константиново…»

    Родители Сергея Есенина - Александр Никитич и Татьяна Федоровна. 1905г. «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство…» Родители С.Есенина. 1924 г. Есенин с матерью

    С.Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912г. С.А. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистинском бульваре в Москве. 1925 год. Есенин с отцом и дядей. 1913 г.

    … Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу… Школа, которую с отличием закончил С.Есенин

    С. Есенин и Николай Клюев. Фотография 1916 г. С.А. Есенин и С.М. Городецкий. 1915 год. Н.А. Клюев, С.А. Есенин, Всеволод Иванов. 1924 год. С.А. Есенин и Л.М. Леонов. 1924 год.

    З.Райх с детьми - Таней и Костей Зинаида Райх – актриса, жена С.Есенина

    С.Есенин и А. Дункан С.Есенин и А. Дункан. Берлин. 1922г. С.Есенин и А.Дункан в Америке 1922 г С.Есенин и А.Дункан. Берлин. 1922г. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь… С.Есенин

    Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. С.Есенин «Письмо к матери» … И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

    Дом-музей С.Есенина в с. Константиново.

    Московский государственный музей С.Есенина

    Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных… О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!... Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер!... «Я последний поэт деревни» С.Есенин. Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли…

    Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей её покинуть. С.Есенин

    Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С.Есенин


    В центре творчества Есенина – сложный, многогранный образ Автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего, а не свободного сына» своей родины. Это – поэт, родившийся в деревне, связанный с крестьянским общим мироощущением и жаждавший воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек – неотъемлемая часть единой живой Природы. А.Н. Захаров


    Сергей Александрович Есенин ()


    Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Теперь это село называется – Есенино. Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в их семье была довольно тяжелая. Мать не ладила со свекровью, ее родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки.


    Александр Никитич Есенин () и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (). Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок и куда в 1912 году поступил работать Сергей Есенин конторщиком, когда переехал из своего села Константиново в Москву. А жил он с отцом недалеко от улицы Щипок в Большом Строченовском переулке, в доме Крылова, 24, в общежитии "холостых приказчиков"...


    Федор Андреевич () и Наталья Евтихиевна () Титовы - дед и бабушка Есенина по матери (родители Татьяны Федоровны). Титов Иван Федорович, дядя Есенина по матери. Есенин Илья Иванович () двоюродный брат поэта. Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".


    Дед Есенина человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии. Также он сильно любил внука. Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет…. Таковы впечатления будущего поэта о детстве. Кроме деда Сергея воспитывала и его бабка. «Стихи начал слагать рано, толчки давала бабка». Она рассказывала сказки, а если ему не нравился конец, он переделывал на свой лад.


    Таким образом, его духовная жизнь складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность поэта оказалась непрочной. «В бога верил мало, в церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь сохранил любовь к народным преданием, сказкам, песням. Здесь лежали истоки его творчества. Есенин вспоминает: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За это меня ругала только бабка». Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой. Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.


    Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырёхклассное училище. Учение ему давалось легко. Уже в школе он стал проявлять поэтические наклонности. «Я сочинять стал рано, лес с девяти, - вспоминал поэт, - но долгое время сочинял духовные стихи». Стихи Есенина гг. убеждают, что уже в эту раннюю пору он находит собственный путь в поэзии. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – всё это присуще его ранним произведением. В 1912 окончил Спас-Клепиковскую школу, и перед ним встал вопрос, что делать дальше. Родные отправляют его в Московский учительский институт, но сам Есенин к этому не стремится. Его отправили в Москву к отцу, который к этому времени стал приказчиком у купца. Отец пристроил сына в кантору этого купца. Так весной 1912 началась московская жизнь Есенина. После пребывания Есенина в «Суриковском кружке» он стремиться продолжить своё образование. В 1913 г. поступает в Московский городской народный университет имени Л.А. Шанявского. В университете он проучился полтора года. Это было для него нелёгким делом. И трудное материальное положение заставило Сергея уехать обратно в деревню.



    С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.


    Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).


    В 1915 году, когда началась поэтическая известность Есенина, он был призван в армию. По этому поводу он сообщал в одном из писем: « От военной службы меня до осени освободили». Но в 1916 г. его всё же призвали на военную службу. Благодаря вмешательству литераторов он был направлен в так называемую «трофейную комиссию», куда определялись художники, писатели, музыканты. Вскоре он был переведен в Царское село, где работал в канцелярии дворцового госпиталя. С. А. Есенин. Фотография г,Нева. С гравюры А. Остроумовой-Лебедевой


    Есенин много надежд, верований вложил в свершившуюся в октябре 1917 революцию. В начале 1918 он переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).


    В период военной службы он также продолжал заниматься поэтическим творчеством. Шаг за шагом Сергей отходил от тех, с кем ещё недавно был тесно связан. После смерти А. Блока (1921 г.) был устроен вечер «Чистосердечно о Блоке», на котором они надругались над памятью поэта. По этому поводу Есенин говорил: «Мне мои товарищи были раньше дороги. Но когда они осмелились после смерти Блока объявить скандальный вечер его памяти, я с ним разошёлся. – Да, я не участвовал в этом вечере, и я сказал им, моим бывшим друзьям, – стыдно!» В первой половине 20 годов Есенин далеко не сразу приходил к пониманию того, что деревня должна меняться. Его постепенно убеждала в этом сама действительность, жизнь в современной деревне, в которой ещё сильны были пережитки прошлого. Он хорошо видел это, посещая родные места, с болью говорил о темных сторонах крестьянской жизни.


    В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).


    В период создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет. Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.


    Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метелью о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. 28 января 1925 г.


    Анна Романовна Изряднова () - Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. Анна Романовна Изряднова Зинаида Николаевна Райх () с детьми - Таней и Костей.Зинаида Николаевна Райх 30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.


    В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии "Зеленая мастерская" под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Публиковала в сборниках свои стихи, читала их с эстрады в "Кафе Поэтов" и "Стойле Пегаса" - так называется "кофейный" период поэзии. 12 мая 1924 года, после разрыва с Есениным, в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). Надеждой Давыдовной Вольпин Галина Бениславская. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта


    Айседорой Дункан (). Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Айседорой Дункан


    В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян) (), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой (). Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.Софьей Андреевной Толстой


    В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". Августой Леонидовной Миклашевской


    24 декабря 1925 года Сергей Есенин прибыл в Ленинград на постоянное место жительства. Прожил всего 4 дня – с 24 по 28 декабря. 28 декабря в 10 часов 30 минут утра в номере пять гостиницы «Англетер» был обнаружен его труп. На следующий день центральные и провинциальные газеты печатали и извещали о гибели поэта. Все сходились на одном: самоубийство. А так ли это на самом деле и наверное уже не узнаем.




    До свиданья, друг мой, до свиданья..." Автограф

  • Loading...Loading...