Александр Невзоров: биография, семья, образование, журналистская карьера, политическая деятельность, фото. Александр Невзоров: «Я хочу, чтобы мой сын знал, что подарки принес папа, а не какой-то косматый дед в шубе Где живет александр невзоров

В начале 90-х на телевидении стали появляться журналисты, полностью разоблачавшие существующие на то время порядки и нарушения. Благодаря «горячим» репортажам Александра Невзорова раскрылись серьезные преступления и аферы. Одиозность и решимость идти в своей работе до конца сделали его очень популярным, но в то же время в непростые 90-е годы он не раз из-за этого рисковал своей жизнью.

Биография

Родился острый на язык журналист и публицист Невзоров в Ленинграде 3 августа 1958 года. Отец Александра, Глеб Невзоров, был профессиональным художником. Любовь к журналистике перенял от матери, Галины Георгиевны. Когда Саша был маленьким, отец ушел из семьи и мать воспитывала сына одна. Дед по линии матери работал в КГБ, руководил отделом по борьбе с бандитизмом. Видимо именно от него разоблачителю Невзорову и передалось желание говорить правду и обличать аферистов.

Все фото 8

Александр посещал Ленинградскую школу, в которой было углубленное изучение французского языка. Его всегда отмечали как прилежного и старательного ученика, мальчик проявлял способности во всех предметах и был на хорошем счету у преподавателей. После успешного окончания школы поступил в Литературный институт. Параллельно с учебой посещал церковный хор, изъявил желание получить дополнительное образование в Духовной академии Москвы. Но на 4-м курсе оказался в центре скандала, в котором Невзорова обвинили в нетрадиционной сексуальной ориентации. И он был отчислен.

В молодые годы активный Александр Невзоров пробовал себя в различных профессиях. Он подрабатывал грузчиком в магазинах, на рынках. После применил свою специальность и был литературным секретарем, пытался писать сценарии. Затем после случайного знакомства с каскадерами решил испытать силы в этой опасной профессии. Все складывалось удачно, но все же неуемная энергия требовала независимости. И Саша стал журналистом, причем радикально отличался от своих собратьев по телевизионной кухне. В конце 80-х, в ногу со временем перемен и перестройки, на экраны стала выходить передача «600 секунд» от Александра Невзорова.

В ней ежедневно отражались «горячие» факты из жизни города Ленинграда. Зрители, уставшие от скучных новостей и «дежурных» ведущих, с нетерпением ожидали очередной порции разоблачений. Но работа оказалась опасной. Александр Невзоров был непримиримым борцом с преступностью, взятками и коррупцией. Конечно же не всем это нравилось, и в 1990-м на рискового ведущего было совершено покушение. Дело в том, что редакция собирала информацию от любых источников, и однажды к ним позвонил человек, готовый предоставить компромат на известную личность. Так, во время встречи он выстрелил в Александра. Благо пуля, попавшая в район сердца, не задела жизненный орган. После выздоровления журналист продолжил свое дело, был участником штурма МВД в Риге, громил вместе с активистами балтийские таможни. В начале 90-х Невзоров проводил репортажи о работе омоновцев в Вильнюсе и назвал цикл «Наши». События 1992−1993 годов не могли не привлечь внимания искателя «жареных» новостей, и Александр находился в гуще революции, снимал расстрел Белого дома. Война в Приднестровье, Югославии, карабахский конфликт, Ирак, Чечня – все это отображалось в сводках активиста. Невзоров неоднократно получал ранения, был контужен, попадал в плен к боевикам. Журналист награжден орденом «За личное мужество», медалями «Участник боевых действий в Чечне», «Защитник Приднестровья». Его документальные фильмы «Ад», «Чистилище» вышли в эфир в 1995 и 1997 годах и ярко отразили факты о кровавых событиях в Чечне. В 1997 году Александра приглашают вести программы «Невзоров», «Дикое поле», «Дни». Активная позиция журналиста стала поводом для приглашения в качестве консультанта губернатора Ленинградской области Валентины Матвиенко. В 1994 году к нему обратился с предложением Борис Березовский, и Невзоров становится советником правительства Российской Федерации и личным аналитиком Березовского. На данный момент Александр Глебович является консультантом генерального директора Первого канала, членом научного общества анатомов. Журналист легко владеет несколькими языками. Многие знают об увлечении репортера лошадьми. Любовь к этим животным началась со времен каскадерства. Сейчас у Александра собственная школа, в которой обучают верховой езде без элементов принуждения и насилия над животными.

Личная жизнь

Публицист и журналист Невзоров сейчас состоит в третьем браке. Первой супругой была Наталья, сотрудница Российской национальной библиотеки, с которой он познакомился в церковном хоре. В этом союзе родилась дочь Полина. Тяжелые будни, проблемы с работой и заработками внесли в жизнь молодых бытовые проблемы, которые после отразились и на отношениях. Он то и дело пропадал на подработках, что мало устраивало Наталью. Вскоре пара развелась, и Александр Невзоров продолжил свои журналистские будни. Второй женой была известная всем Александра Яковлева, актриса, сыгравшая в культовом «Экипаже», «Человеке с бульвара Капуцинов». Здесь столкнулись два сильных характера. Самолюбивая Александра и амбициозный Саша постоянно находились в состоянии конфликта. Молодые люди с трудом выдержали несколько лет и решили расстаться. В 1991-м году Александр познакомился со своей третьей супругой, с которой до сих пор живет счастливо. У них большая разница в возрасте – 15 лет, но данный факт не мешает семейной идиллии. Супруга Лидия – ученый-ипполог, профессиональный художник, в 2007 году у пары родился сын Саша. Лидия вместе с мужем работала над фильмами «Лошадиная энциклопедия», «Конный спорт: секреты мастерства» и т. д. Дочь Полина вышла замуж за известного российского актера Алексея Горобченко. Сейчас семья обитает в загородной резиденции, принимает друзей и родных.

Для наших сегодняшних читателей, мы подготовили биографию интересной личности, деятельность которой известна во многих уголках мира. Представляем вашему вниманию Александра Невзорова – режиссера-постановщика, публициста, видеоблогера и ученого-ипполога.

До недавних пор, он занимался репортерской деятельностью, а также вел знаменитую передачу на телевидении, которая стала самой рейтинговой. Вдобавок ко всему, стоит отметить, что Александр является участником военных действий, а после занял места депутата Государственной Думы.

Многие, кто следят за его деятельностью, отмечают, что он яркий пример нонконформиста, который не поддерживает государственный правопорядок.

Прежде чем говорить о достижениях конкретного человека, некоторым людям будет интересно узнать внешние данные кумира. Поэтому, если вы являетесь именно таким, представим вам рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Невзорову – именно такой вопрос могут задать различные почитатели его трудов. Итак, примерный рост составляет чуть более 180 сантиметров, а вес – 78 килограмм.

Летом 2018 года, будет отмечать свой юбилейный, 60-тый День Рождения Александр Невзоров. Фото в молодости и сейчас легко отыскать в Интернете и сравнить, какие возрастные изменения коснулись журналиста за все время.

Биография и личная жизнь Александра Невзорова

Биография и личная жизнь Александра Невзорова – это именно то, чем интересуются новые поклонники перед изучением трудов. Родился он в августе 1958 года, в городе Ленинград. Примечательно, что свою будущую деятельность, мальчик «подсмотрел» в своей семье. Мать Галина работала журналисткой. Об отце, Александр никогда не рассказывает – он его не помнит.

В школе, помимо основных предметов, мальчик дополнительно изучал французский язык. Также, будучи юношей, начал петь в православном храме. После школы, он обучается в литературном институте. В то же время, ему удалось избежать армии, притворившись психически больным. В период 80-90-х годов, сменил огромное количество профессий, среди которых был и грузчик, и секретарь, и сценарист, и даже каскадер.

Карьере на телевидении дан был старт в 1983 году. Первая работа – корреспондент выпусков новостей, а уже через 4 года, Александр начинает вести передачу «600 секунд». Чуть позже, его фотографии украшали советские календари, наравне с другими известными жителями Ленинграда.

Популярность приносит и негативные последствия – в 90-х, на журналиста напали – он получил огнестрельное ранение. В 1991 году была снята первая документальная лента – «Наши». Здесь рассказывалось о Литовском правительстве, которое поддерживало отделение от СССР.

Примерно в тот же период, работал в жюри Каннского фестиваля. Был принят в государственную думу, однако почти не появлялся в ней и не голосовал за принятие законов.

В 1995 году выходит документальный фильм «Криминальная Россия» - здесь, Александр сыграл самого себя. Также, вышла картина «Ад», в которой рассказывалось об ужасах чеченских войн. «Чистилище» под авторством Невзорова также придерживает этих рамок.

В начале тысячелетия, увлекся лошадьми. Основал свою школу, где обучал людей иппологии – сюда входило и обращение с животными, и история и прочее. В 2004 году, по данной тематике вышел художественный фильм. Спустя два года была снята документальная картина, которая помогает в воспитании лошадей.

В 2012 году, Невзоров становится доверенным лицом главы государства. Сам он отмечает, что его религиозные взгляды не мешали этому. С начала 2000-х, журналист занимает четкую позицию, где выступает против православия и повсеместного его насаждения.

Первые романтические отношения Александра начались в 80-х годах. Тогда, избранницей стала Наталья, на которой позже женился журналист. Родилась дочь, однако вскоре, брак распался. Следующей избранницей стала Лидия, спустя некоторое время, они сыграли свадьбу и до сих пор живут счастливой семьей. Также, ходили слухи об еще одном браке, однако актриса, которой это приписывали, заявила – это неправда.

Семья и дети Александра Невзорова

Семья и дети Александра Невзорова также интересует поклонников, и не удивительно – здесь есть что рассказать. Сам будущий журналист воспитывался в неполной семье – бабушка и мама. Мама, к слову, была журналистом. Её отец работал в МГБ и боролся с террористическими организациями в Литве, которая в тот момент входила в состав СССР. Невзоров рассказывает, что отца своего не видел, поэтому информации о нем нет.

Сейчас, у журналиста двое детей. Однако, когда он расстался со своей первой супругой – перестал помогать дочери, и в её воспитании почти не участвовал. Подробнее о детях мы расскажем ниже.

Сын Александра Невзорова – Александр

Сын Александра Невзорова – Александр родился в 2007 году. На тот момент, журналист был женат на Лидии. К слову, именно в этом браке, по-прежнему состоит Александр. Сейчас мальчику уже 11 лет, и родители полностью вовлечены в воспитание своего сына.

Те, кто следят за персоной Александра, уже начали гадать – окажет ли влияние семья на выбор дальнейшей профессии. Сами родители говорят, что какой бы путь не выбрал сын – они его поддержат. Их дело – помогать и подсказывать ему. Известно, что Невзоров младший получает хорошее школьное образование, и попутно начинает изучать иностранные языки.

Дочь Александра Невзорова – Полина

Дочь Александра Невзорова – Полина является первенцем в семье журналиста. Родилась она в то время, когда он состоял в первом браке. Однако после развода, он прекратил любое общение со своей супругой и дочерью.

На данный момент известно, что Полина вышла замуж за российского актера Сергея Горобченко. Свадьба состоялась в 2007 году. О внуках известного журналиста говорить сложно, т.к. мало информации, касательно дочери. Некоторые издания говорят о пяти детях – судить сложно. Да и сам Александр вряд ли узнает о пополнении одним из первых – дочь и отец не поддерживают даже дружеских отношений.

Бывшая жена Александра Невзорова – Наталья Невзорова

Бывшая жена Александра Невзорова – Наталья Невзорова познакомилась со своим будущим мужем, когда они оба попали в церковный хор. Попутно с этим, женщина является научным сотрудником в рукописном отделе Российской национальной библиотеки. Симпатия возникла почти одновременно, и у обоих сразу.

В середине 80-х, молодые люди сыграли свадьбу, и чуть позже, родилась дочь Полина. Но брак не был долгим – знакомые говорят, что он изначально был недостаточно крепким. Некоторые связывают это с постоянными командировками мужа. Однажды, он просто подал на развод и прекратил любое общение с родными людьми.

Жена Александра Невзорова – Лидия Невзорова

Жена Александра Невзорова – Лидия Невзорова родилась в 1973 году, и как вы уже посчитали, она младше супруга на 16 лет. Но разница в возрасте никак не повлияла на отношения или официальный брак. В то время, Лидия рисовала картины и так же, как и будущий супруг, увлекалась лошадьми. Конечно же, общие интересы привлекли молодых людей, и возникла любовь с первого взгляда.

Журналист рассказывает, что он рад встрече с женой. Также, по многочисленным фотографиям можно сказать, что оба супруга счастливы, воспитывают сына Сашу. Помимо семейных дел, супружеская пара продолжает заниматься иппологией, и ведут свою школу.

Александр Невзоров болен раком легких

Несколько лет назад, известный публицист изменился внешне, причем, это было заметно даже в стиле одежде. Многие начали говорить о болезни, в частности, что Александр Невзоров болен раком легких.

Журналисты начали создавать противоречивые статьи, где сравнивали внешний вид мужчины и приводить различные доводы. Сам публицист не комментировал различные заявления. Со временем, различные заголовки, вроде «Невзоров Александр Глебович болен раком» сошли на «нет» и больше не публиковались. Сейчас можно сказать, что журналист не собственное здоровье, и продолжает заниматься своей деятельностью.

Инстаграм и Википедия Александра Невзорова

Многие известные люди заводят страницы в социальных сетях, чтобы общаться с фанатами, рекламировать собственную деятельность и прочее. Наш сегодняшний герой – не исключение, и его официальные страницы легко отыскать при помощи интернета.

Наряду с этим, Инстаграм и Википедия Александра Невзорова становятся все популярнее. В социальной сети собрано большое количество подписчиков, которые следят за жизнью журналиста – там часто публикуются фотографии в кругу семьи. В Википедии, любой желающий сможет отыскать основную информацию о жизни, деятельности и творчестве Невзорова.

Александр Невзоров – известный российский тележурналист, ведущий программы «600 секунд».

Детство и юность

Родился Александр в непростой семье, мать была – журналисткой, и дочерью военного. По знаку зодиака он – Лев. Дата рождения – 3 августа, 1958 год.
Будучи маленьким ребенком, он рос без отца, и поэтому по сей день не знает, как он выглядит, и кем он был вообще. Когда ему исполнилось семь лет, он поступил в лингвистическую школу, где углубленно изучали французский язык.

С детства его привлекала журналистика, и поэтому, окончив школу, сразу поступает в литературный институт. Как и все молодые люди, он не хотел попасть в армию, и по этой причине стимулировал психическое расстройство.

Из-за своего своеобразного характера был исключен из московского семинария. Однажды он серьезно увлекся конным спортом, после чего он решил стать каскадером. Вначале 80-х несколько раз менял место работы, он был и литературным секретарем, сценаристом, музейным работником и даже работал грузчиком.

Начало журналисткой карьеры

После долгого и тернистого пути к журналистике, ему удалось стать тележурналистом в 1983 году. В начале своей карьеры он был обычным корреспондентом, который вел репортажи. Спустя четыре года у него появляется собственная программа под названием – «600 секунд».

В 1989 году он попал в список «Самых известных ленинградских телеведущих мира». А год спустя на него было совершено покушение, неизвестный выстрел телеведущему прямо в сердце. К большому счастью, пуля не задела жизненно-важных органов.
Несмотря на то, что Александра чуть ли не убили, телеведущий не бросил своего поприще. И стал еще активнее работать, так в 1991 году вышел его первый документальный фильм о Литве. Кинолента получила положительные отзывы от критиков.

Журналистика и политика полностью охватили Невзорова, он был участником неформального движения и открыл собственную независимую компанию «600».
В 2000-ом году он решает, что пора немножечко уйти от журналистики, и начинает активно заниматься лошадьми. Во Франции у него был близкий друг – Марио Любраши, с которым он ухаживал за лошадьми и фермой.

В 2004 году при помощи съемочной группы и своих усилий мир увидел картину Александра под названием – «Лошадиная энциклопедия». Сюжет фильма был основан на истории появления этих прекрасных животных. Позже были выпущены еще три документальных фильма посвященные истории лошадей.

У него есть собственный канал на YouTube, все его ролики посвящены атеизму. Он ничего не имеет против абортов, самоубийств, и эвтаназии. Считает, что пора прекращать в школе вести «Основы православия».

Личная жизнь

Женился Александр на девушке Наталии, в начале 1980-х годов. После долгого бурного романа, они решили расписаться, через несколько месяцев на свет появился их общий первенец – Полина Невзорова. Из-за того, что телеведущий много времени проводил в командировках, брак продержался недолго, и он ушел из семьи, полностью оборвав отношения с женой и дочерью.

В 90-х Александр знакомится с молодой художницей Лидией, которая была младше его на шестнадцать лет. Вскоре молодые люди поженились, а в 2007 году родился сын. Сейчас Невзоров полностью доволен личной жизнью, и все свое время посвящает жене и сыну.

Александр Невзоров
Род деятельности: репортёр, журналист, телеведущий, публицист
Дата рождения: 3 августа 1958
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство: СССР → Россия

Александр Глебович Невзоров (род. 3 августа 1958, Ленинград, СССР) - в прошлом советский и российский репортёр, телеведущий, депутат Государственной думы четырёх созывов Ныне - публицист, основатель, «мастер и наставник» Школы «Nevzorov Haute Ecole». Ведёт интернет-передачу «Уроки атеизма» на YouTube.
Родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. Воспитывался матерью. Дед - Георгий Владимирович Невзоров - сотрудник МГБ - возглавлял в 1946-1955 годах отдел по борьбе с бандитизмом на территории Литовской ССР. Мать Невзорова Галина Георгиевна, журналистка. В юности Александр Невзоров был певчим в церковном хоре. С 1983 года работал на Ленинградском телевидении. Был Александр Невзоров каскадёром. Учился в Московской духовной семинарии, но был отчислен с 4 курса. Утверждает, что не сделал церковную карьеру по причине того, что у него нормальная сексуальная ориентация.

Стал известен в конце 1980-х годов Александр Невзоров как телевизионный журналист, автор и ведущий программы «600 секунд». Всесоюзный зритель впервые увидел ведущего культовой программы ленинградского ТВ в сюжете легендарной программы «Взгляд», снятом журналистом Евгением Додолевым.
13 декабря 1990 года Александр Невзоров на пустыре встречался с неизвестным информатором, который двумя днями ранее предложил компромат на чиновника. На встрече неизвестный подошёл к журналисту и выстрелил в область сердца. В ответ журналист стрелял из газового пистолета, но промахнулся. Александр Невзоров не получил значительных ранений, так как пуля стрелявшего прошла рядом с левой подмышкой не задев сердца и крупных сосудов.

В январе 1991 года Александр Невзоров снял фильм «Наши» о январских событиях в Вильнюсе, показанный по Первой программе Центрального телевидения. Фильм героизировал бойцов Вильнюсского ОМОНа, сохранившего верность СССР в то время, когда Литва объявила о своей независимости. В ноябре того же года на митинге в Санкт-Петербурге Невзоров провозгласил создание Народно-освободительного движения «Наши». Четырежды (с 1993 года) выдвигался в Государственную думу как независимый депутат от разных избирательных округов, был членом Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Александр Невзоров утверждает, что за 4 срока в Государственной думе был ровно 4 раза.
В 1993 году защищал Белый дом, участвовал в событиях у телецентра «Останкино». В 1994-1998 годах был консультантом-аналитиком Бориса Березовского. Участвовал во многих локальных вооружённых конфликтах. В начале 1990-х годов основал независимую телекомпанию (НТК) «600». Создал серию репортажей «Наши» о советских и российских солдатах в горячих точках (Вильнюс, Приднестровье, Нагорный Карабах и др.).
Автор книги «Поле чести» (1995) о современной российской политике. Снял два фильма о Первой чеченской войне: «Ад» (документальный, 1995) и «Чистилище» (художественный, 1997). Демонстрация по Первому каналу телефильма «Ад» о штурме российскими войсками Грозного вызвала негативную реакцию представителей либеральной общественности, обвинивших создателя картины в предвзятости к чеченцам. В 1995-1999 годах был ведущим телепередач «Дикое поле», «Дни» и «Невзоров ».

В декабре 1999 года баллотировался в Государственную думу по 206 избирательному округу Санкт-Петербурга, но проиграл представителю Союза правых сил Юлию Рыбакову. В марте 2000 года повторно баллотировался в Государственную думу 3-го созыва по 99-му Всеволожскому избирательному округу Ленинградской области, так как в данном округе в декабре 1999 года 1-е место занял кандидат «против всех» и были назначены довыборы. Александр Невзоров занял 1-е место. В декабре 2003 года он выиграл выборы в Государственную думу 4-го созыва в 100-м Всеволожском округе.

Автор телевизионного фильма «Лошадиная энциклопедия» и книги «Лошадиная энциклопедия». В этих трудах Александр Невзоров рассказывает о роли лошади в истории, о её использовании в разные исторические эпохи и об отношении человека к этому животному. Основное внимание уделено противоречиям между биологической природой лошади и образом жизни лошадей, сформированным человеком. Фильм «Методика Nevzorov Haute Ecole: основные принципы», законченный в 2006 году, представляет зрителям основные концептуальные моменты воспитания лошади по методике Школы «Nevzorov Haute Ecole», не являясь при этом учебным пособием, а только лишь ознакомительным. Кроме того, Александр Невзоров снял художественно-документальный фильм «Лошадь распятая и воскресшая», который был показан на «Первом» канале в начале июня 2008 года. В 2010 году закончена работа над новым фильмом «L.E.P.» («Lectio Equaria Palaestra», «Манежное лошадиное чтение»), вызвавшим ещё до показа на телеэкранах множество споров и крайне разнополярных отзывов. В 2007-2010 годах Александр Невзоров издавал журнал «Nevzorov Haute École». После проигрыша в судебном процессе по поводу незаконного размещения в журнале фотографий, журнал перестал выходить. Протестует против конного спорта как явления. Является основателем, руководителем и мастером Школы «Nevzorov Haute Ecole».

С июля 2007 по январь 2009 года Александр Невзоров вёл авторскую колонку в журнале «Профиль», с сентября 2009 года ведёт ту же колонку (с простым названием «Невзоров») в еженедельнике «Однако»:
Летом 2007 года главный редактор «Профиля» Михаил Леонтьев уговорил Невзорова вести в журнале колонку. Над её названием главный редактор долго не думал: колонка именовалась «Невзоров», потому что к звучанию этой фамилии, ставшей Именем, добавить нечего.

Александр Невзоров ведёт интернет-передачу «Уроки атеизма», состоящую из выпусков со средней продолжительностью 9 минут. Критикует введение в школах «Основ православной культуры». В 1990-е годы считал себя православным христианином, но позднее стал атеистом и начал выступать с резкой критикой Русской православной церкви. Утверждает, что ведёт с церковью «своеобразный диалог». Указывает на причастность многих священнослужителей к гомосексуализму и педофилии. В качестве доказательства приводит списки тех, против кого было заведено уголовное дело в связи с противозаконными действиями сексуального характера. В передаче «Уроки атеизма» своего канала на YouTube в ответ на обвинение во лжи со стороны Всеволода Чаплина, пообещал выпустить книгу под названием «Педофилия в РПЦ», иронично подчеркнув, что «естественно, на титульной странице будет посвящение Чаплину как вдохновителю этого труда».

Критика Александра Невзорова

Программа «600 секунд» резко критиковалась за то что в ней стало появляться всё больше и больше сюжетов с беспрецедентно откровенными натуралистическими сценами насилия и разрушения - пожары, мёртвые дети, нагота, мат - за что передача и сам Невзоров неоднократно подвергались критике. В программе не раз показывалась гниющая пища - как овощи, так и животные, - и эти кадры во время повсеместного дефицита продовольствия вызывали как отвращение, так и негодование против властей, допускающих это. Кроме того Невзоров начал открыто продвигать в передаче политические взгляды в основном русского националистического толка: в передаче часто затрагивались православные религиозные темы, движения за независимость прибалтийских советских республик освещались крайне отрицательно, а омоновцы, воюющие против сепаратизма были исключительно положительными героями; в ответ на вопрос телезрителей «Как голосовать на референдуме о сохранении СССР?» было показано в замедленной съёмке как голосовать против распада Союза, а перед выборами Президента РСФСР в 1991 году Невзоров высказал в передаче поддержку Альберту Макашову.

7 февраля 2012 года Александр Невзоров был внесён в список доверенных лиц Путина, что породило критические отзывы со стороны некоторых представителей РПЦ в связи с известной антиклерикальной позицией публициста. После антиправославных высказываний Невзорова начальник предвыборного штаба Путина Станислав Говорухин сказал, что было бы правильным решением лишить журналиста статуса доверенного лица.

Критика Александра Невзорова

Личная жизнь Александра Невзорова
Александр Невзоров Женат. Жена - Лидия Невзорова , также является иппологом. В 2007 году у супругов родился сын, который по словам Александра в будущем тоже будет заниматься дрессировкой лошадей. Александр Невзоров является вегетарианцем.

Программы Александра Невзорова

Программа 600 секунд Александра Невзорова
Политика. Петербургский стиль

Фильмы Александра Невзорова

Александра Невзорова
1995 - Повар (про людоеда Кузикова)
1995 - Ад (о чеченской войне)
1997 - Чистилище - режиссёр, сценарист, кинопродюсер
2005 - Лошадиная энциклопедия - режиссёр, сценарист
2006 - Методика Nevzorov Haute Ecole: основные принципы - производство «NEVZOROV HAUTE ECOLE»
2008 - Лошадь распятая и воскресшая - спектакль, документальный фильм (Россия) режиссёр, сценарист
2010 - Lectio Equaria Palaestra (Манежное лошадиное чтение) - Россия, режиссёр

Библиография Александра Невзорова

Невзоров А. Г. Поле чести. - СПб.: Международная издательская корпорация, 1995. - 320 с. - ISBN 5900740129
Невзоров А. Г. Лошадиная энциклопедия. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2005. - 358 с. - ISBN 5-17-033457-2
Невзоров А. Г. Трактат о Школьной посадке. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2008. - 128 с. - ISBN 978-5-17-052660-4
Леонтьев М. В.,

Александр Невзоров, тот, который из "600 секунд" и автор "Лошадиной энциклопедии" и "Краткой истории цинизма", нынче все свое время посвящает нейроанатомии. Как результат - членство в Российском научном сообществе анатомов, гистологов и эмбриологов. В Петербурге весь сезон была невероятно популярна выставка "Тело человека: мертвые учат живых", проходившая под кураторством Невзорова. Сейчас он пишет книгу о происхождении интеллекта и снимает проект для "Первого канала". "Не про лошадей" - предупреждает Александр Глебович. Одним словом, Невзоров крайне занят, поэтому встречались мы урывками, между кастингом к телепроекту. Первая наша встреча состоялась 8 июля. Это и определило начало разговора…

"Эйнштейн называл Библию собранием примитивных легенд"

Невзоров: Вас ничего не смущает в отношении этого праздника? Дня любви, семьи и верности?

РГ: Нет, а что такое, Александр Глебович?

Невзоров: А вы знаете историю святых Петра и Февронии? Он тяжело болел, она согласилась его лечить только при условии "выходи за меня замуж". Он полечился, полечился и… отказался. А она, девушка хитрая, немножко его недолечила. И он к ней вернулся. Так путем шантажа она и стала его женой. Этот вымученный и, судя по всему, бездетный брак просуществовал некоторое время. Затем они постригаются в монахи и тем самым разводятся. Когда происходит пострижение, всякие связи с земным прерываются. Тем не менее, он, умирая, посылает к ней гонцов с требованием, чтобы она умерла в один день с ним. А дальше происходит удивительное - они умирают, их кладут по разным гробам в разных местах. Но каким-то образом они оказываются в одном гробу - чистый кошмар на улице Вязов. И так происходит дважды. Согласитесь, весьма сомнительная история.

РГ: В вашей интерпретации звучит соответственно. Но почему-то все-таки их выбрали покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности?

Невзоров: Потому же, почему в качестве символа России выбрали князя Александра Невского, который для того, чтобы спокойно ездить в Орду и целовать сапоги хану, "защищал" нас от европейского просвещения. Хотя надо заметить, что Александра Невского канонизировала не церковь, а еврейский режиссер Сергей Эйзенштейн в своем фильме.

РГ: Почему вы подчеркнули национальность Эйзенштейна?

Невзоров: Потому что именно таковым он был и этого не скрывал. Подчеркнул же я потому, что еврейство - болезненный вопрос России. Все остальные национальности воспринимаются не так остро. Кстати, прошу не считать меня антисемитом. Для меня, как анатома, вопрос национальности вообще не существует. Анатомическое строение у человека очень вариативно. Могут разниться размеры селезенок, печени, протяженность блуждающего нерва, катастрофически глобально могут разниться размеры головного мозга и т.д. - и все в пределах одной национальности. Все это деление на национальности - абсолютный бред, тем более, что не бывает чистопородных русских или чистопородных кого-либо еще - мы же не результат селекции, как какой-нибудь ирландский сеттер.

Надо понимать, что все это - национальности, "особые пути", литература, вера - всего лишь внутривидовые игры приматов, которые ведут к строго инстинктивным вещам. К доминированию, к возможности пользоваться самками, лучшей едой, лучшей пещерой.

РГ: А как же совесть? Разве она на уровне инстинкта?

Невзоров: Не более чем культурологический миф. Важно понимать реальный масштаб этих игр. И что, как только нас не станет как вида, Земля вздохнет с колоссальным облегчением, и жалеть о нас никто не будет.

РГ: И никакого смысла в нашем существовании нет?

Деление на национальности - абсолютный бред, не бывает чистопородных русских или чистопородных кого-либо еще

Невзоров: Абсолютно. Эволюция - бесстрастная штука. Гораздо правильнее и мужественнее признать свое место в этом мире, смириться с тем, что человек есть всего лишь развившееся животное, причем, недавно развившееся, - как в свое время нам объяснили Чарлз Дарвин, сэр Альфред Уоллес, Томас Генри Хаксли и все остальные эволюционисты. И чем трезвее, тем бережнее мы будем к себе относиться.

РГ: Парадокс.

Невзоров: Да, потому что для человека необходимо знание, что он опасное существо. Что нет никаких сверхъестественных или потусторонних рычагов воздействия на него. Зная про себя правду - что человек очень опасное, конфликтное, предельно жестокое существо, мы договорились о некоей норме поведения. Всякий, кто нарушает конвенцию, подлежит наказанию. Все очень просто.

РГ: Может быть, человек - всего лишь недавно развившееся животное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, извините, мне ближе эйнштейновское "Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности". И, кстати, вас не смущает то, что великий физик не отрицал метафизику мира?

Невзоров: Эйнштейн называл Библию собранием по-детски примитивных легенд.

РГ: Библию - да. Но он верил в бога Спиноза - бога, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, а не в бога, которого заботят человеческие судьбы и поступки.

Невзоров: Я никогда не видел никакой метафизики в человеческом теле. И, честно говоря, не очень понимаю функцию, роль и предназначение души. Полагаю, что это просто забавный миф. А что касается Эйнштейна, то, о чем вы говорите - это некий, скажем так, честный вывод из недостаточного знания Вселенной. Потому что вера - это всего-навсего отсутствие знания и ничего больше. Эйнштейн был бесконечно честным и гениальным физиком, космологом, человеком, который умел вычислять и формулировать законы происхождения и существования Вселенной, но и он, как мы знаем, не всегда оказывался прав.

Слава богу, в науке можно и даже нужно ошибаться, поскольку даже ошибки представляют большую ценность. Как-то Вольфганга Паули спросили, не кажется ли ему, что одна статья ошибочна. Он ответил, что это определение слишком мягко - статья даже не ошибочна. Так и ошибки Эйнштейна - гениальные ошибки. И у него было недостаточно знаний. Оно и у Стивена Хокинга недостаточно, и у Эрвина Шредингера. Если мы посмотрим на Ньютона, то убедимся, что, да, он был религиозным человеком, хотя исповедовал арианство (согласно которому Христос - божественный посредник между Богом и человеком, подчиненный создавшему его Богу-Отцу), проклятое христианской церковью. То, что не понимал в мироустройстве, он заменял гипотезой Бога. Иначе говоря, там, где не хватает знаний, образовывается вера. И это естественно. Если бы вы понятия не имели, что такое керосин, и вдруг увидели горящую воду, вы бы начали верить во что-нибудь сверхъестественное. Но сегодня все сложнее и сложнее сохранять незнание.

РГ: Вы говорите об отсутствии знаний. Но и вы тоже не можете однозначно говорить об отсутствии метафизики. Как заметил профессор Филип Джонсон, один из самых уважаемых критиков теории эволюции, не существует неопровержимых экспериментальных доказательств, что эволюция не управлялась неким Божественным планом.

Невзоров: Я, к сожалению, не видел ни одного авторитетного свидетельства о каком бы то ни было событии, имеющем в основе своей метафизику.

РГ: Как говорила Сьюзен Зонтаг, нас окружает "неопределенная набожность". И ведь не случайно… Стоит ли лишать нас какого-либо смысла и опоры?

Невзоров: Если вы хотите видеть тайну - пожалуйста. Верьте во влюбленность, в совесть, в патриотизм, который считается чем-то вроде сексуально-географического влечения, а на самом деле это контракт, который заключается с удобным тебе местом. Верьте в Артемиду, в Иисуса, в кого хотите. Я совершенно не хочу вам в этом мешать и ни в чем разубеждать. Я прекрасно понимаю, что люди очень дорожат своими иллюзиями. Ведь стереотипы существуют не только потому, что они удобны, но и потому, что они любимы. Но могу заметить только одно - научно в наличии какой-либо метафизики вы не убедитесь.

РГ: Вам самому-то не страшно жить в пустыне бессмысленности?

Невзоров: Я объяснил свою позицию. Нет, мне не страшно, потому что я абсолютно доверяю той научной точке зрения, которая сложилась к XXI веку уже основательно. И не вижу никаких причин искать другие гипотезы для объяснения жизни. Гипотеза Бога имеет право на существование так же, как и любая другая. Но она настолько слабая, настолько чисто декларативная, что всерьез ее принимать не следует.

РГ: И все же о метафизике - британские ученые установили, что человек рождается с верой в Бога, что ход мышления ребенка включает интуитивную веру в сверхъестественное.

Невзоров: Имена этих ученых? Человек приходит на свет после 9 месяцев вынашивания, имея уровень спинального животного. С полным отсутствием каких бы то ни было знаний, представлений о мире, с очень ограниченной сенсорикой. Он только начинает воспринимать звуковой мир. Что касается прецепции, ощущения самого себя, да, оно есть, но ведь что такое наше сознание? Это сумма внешних ощущений.

РГ: Но разве нельзя отнести к метафизике врожденное чувство человека к красоте?

Невзоров: Представление об эстетике, как вы знаете, варьируется в зависимости от эпохи и географии. Понятно, что мы с вами иначе воспринимаем красоту, нежели жители VII века. Это вариативность, не закрепленная эволюционно, нейрофизиологически.

РГ: Хорошо. У древних людей, по сути, была одна задача - выживание, продолжение рода. Но археологические открытия середины XX века доказывают, что им были свойственны эстетические чувства.

Невзоров: В совершенно ничтожной форме. Эстетика - это для очень сытых людей, живущих в сложившемся социуме с определенными предпочтениями.

РГ: Но подождите - неужели надо быть сытым, чтобы выйти на берег реки и испытать чувство потрясения от великолепия пейзажа? У вас никогда не захватывает от такой красоты дух?

Невзоров: Не особо. Сходите в скверик напротив, найдите там паука и рассмотрите: как, в принципе, функционально и неплохо с точки зрения дизайна придумана его форма. Но главное здесь то, что дизайн абсолютно неразрывен с морфологией. Потому что если бы у паука было на три ноги меньше, или у него был бы глаз в попе вместо тех восьми, что у него в голове, то, вероятно, вы бы не любовались столь совершенным дизайном. Он был бы алогичен. Я отмечаю этот дизайн и эту эстетику всегда только как следствие природного эволюционного совершенства. Все в нас объясняется исключительно физиологией. И в случае с видом на реку тоже.

"Не надо морочить себе голову всякими глупостями об общественном благе"

РГ: О вашем отношении к эвтаназии и спрашивать не стоит.

Невзоров: Нормально отношусь к эвтаназии. Человек имеет полное право распоряжаться своей жизнью. И умереть не обязательно на койке с проводками, а выбрать гораздо более красивый способ. Человек имеет право на самоубийство. Каждая женщина имеет право делать со своим плодом все что угодно. Человек - не собственность государства.

РГ: Пусть он ничья собственность, но нельзя быть эгоцентричным и забывать о своих близких. Когда из жизни уходит подросток, что делать его матери?

Невзоров: Да, он имеет право на этот выбор, но он и несет за это ответственность. Данный выбор продиктован, вероятно, несознательностью, продиктованной в свою очередь малым количеством знаний. Задача родителей - дать как можно больше знаний, чтобы этот выбор не был сделан. Но вы все пытаетесь драматизировать, пытаетесь осмыслить с социальной точки зрения. А надо просто принять, что есть человек, есть его выбор. И я полагаю, у каждого человека должно быть достаточно душевных сил, чтобы эту трагедию пережить. Вспомните спартанских матерей.

РГ: Нашли пример - Спарта! Что же хорошего в истории о мальчике, внутренности которого прогрыз лисенок?

Невзоров: Это было не бессмысленно. Потому что это было примером великолепного воспитания и потрясающим вкладом в человеческую цивилизацию. Возможно, более ценным, чем Гомера, Гесиода или изнеженных афинских мужчин. Если вы вспомните замечательные слова, что когда я пишу то, что хочу и говорю то, что хочу, в этом есть частичка вклада спартанского царя Леонида, который прежде всего ценил безграничную человеческую личную свободу и умение противопоставлять себя любому диктату.

Я против того, чтобы в стране, которая мне не безразлична, опять насаждали какую-то религиозную доктрину

РГ: И где они, ваши спартанцы?

Невзоров: В каждом из нас. И говорить с вами на эту тему мы можем и благодаря им тоже.

РГ: Они существовали не так уж долго, значит, не прошли естественного отбора.

Невзоров: 400 лет существовала Спарта, и за это время свое дело они сделали. Их вклад в культурологическую эволюцию человечества как раз и заключался в том, чтобы погибнуть. Самое сильное, неоспоримое доказательство, которое может представить человек - это способность пожертвовать жизнью.

РГ: Александр Глебович, вы говорите о внутривидовых играх, но при этом довольно активно участвуете в социальной жизни.

Невзоров: Где же это я активно участвую? Абсолютно никак не участвую. Меня звали в программу на НТВ, не поленитесь, позвоните редактору и узнайте, сколько они меня уговаривали.

РГ: Но вы же не отказались.

Невзоров: Потому что находятся рычаги воздействия на меня. Либо меня просто побеждают занудством. Но я никуда не хожу, не бегу со своими взглядами и не предлагаю их. Меня спрашивают - я отвечаю. А это огромная разница.

РГ: Могли бы и отказаться. Помните, как римский император Диоклетиан, который отказался от власти и остаток своих дней выращивал капусту.

Невзоров: И он отмахивался от всех предложений вернуться. Поверьте мне, я также отмахиваюсь от большинства предложений, а их много.

РГ: И неужели вам не хотелось бы вернуться на ТВ, скажем, в качестве ведущего конфликтных программ, подобных "ГордонКихоту" или "К барьеру"?

Невзоров: Мне не интересно заниматься телевидением. Зачем мне все это, собственно говоря, сегодня, когда я в свое время все это телевизионное пространство прошел и покорил? Уже нет дикого леса, где можно истреблять дикарей, нет сражений - повсюду дыма, пашни, трактора. Люди живут своей жизнью. Мне как профессиональному завоевателю там делать нечего.

РГ: И что же, молодому амбициозному журналисту сегодня на телевидении негде развернуться?

Невзоров: Да нет, конечно, найдется где развернуться. Надо только иметь запас жестокости, цинизма, беспринципности, храбрости, готовность рисковать и умение терять. Но прежде всего, не надо морочить себе голову всякими глупостями об общественном благе.

РГ: Вы не хотите возвращаться на телевидение и отказываетесь от всех предложений. Но достаточно активно оппонируете православной церкви. Ваше мнение о том, что церковь не должна иметь собственность, яростно обсуждалось общественностью. Зачем вам эта борьба?

Невзоров: Потому что надо было прорывать блокаду.

РГ: Блокаду?

Невзоров: Да, потому что существовала блокада, когда о церкви можно было говорить только комплиментарно.

РГ: Но зачем вам эта возня? Очередные "внутривидовые игры"?

Невзоров: Не люблю блокады. Опять же, я не делаю это навязчиво или предлагая кому-то прорвать эту блокаду. Просто меня спрашивают, а я не буду же двурушничать и лукавить. Я ни с кем не воюю. Поймите, я не имею ничего против веры, как таковой. Ничего не имею против Иисуса Христа, христианства. Мне что Христос, что летающий макаронный монстр…

РГ: Еще у религиозных скептиков есть пародийный символ - "невидимый розовый единорог"…

Невзоров: Есть еще какое-то газообразное позвоночное. Так вот они для меня все равноценные фигуры. Я ведь только против того, чтобы в стране, которая мне не безразлична, опять насаждали какую-то религиозную доктрину, я против появления православной медицины. В чем ее отличие от обычной медицины? Я против того, чтобы церковь не облагали налогами. Почему один платит налоги, а другой - нет, но при этом точно также пользуется дорогами, здравоохранением и прочим? Почему есть некая профессия, которая избавляет ее представителей от уплаты налогов? Меня это категорически не устраивает. Как только церковь займет положенное ей по Конституции место, любые претензии тут же отпадут.

РГ: А ведь был период, когда вы сами хотели податься в монахи.

Невзоров: Во-первых, это было в самой ранней молодости. Во-вторых, во многом родилось во мне протестно. Больше всего я ненавидел всевозможные проявление коллективности, и у меня было желание отгородиться и не принимать участие в жизни общества. И, наконец, мало ли что было раньше. Существует такая вещь, как персональная эволюция. Она совершенно неизбежна, поскольку существуют книги, события, люди, которые меняют человека. Если он остановился на каком-то этапе, уже, скорее, достоин определенного рода жалости, а не восхищения.

РГ: Вы все-таки нашли место, где можно опять сражаться…

Невзоров: Да нет же, я вовсе не воюю против кого-либо. Я лишь подставляю свои бока. И не случайно - ведь с моей репутацией все вопросы давно решены. Достаточно ее один раз основательно испортить, чтобы жить в абсолютной свободе. Чтобы понимать, насколько мне наплевать на мою репутацию, надо прожить мою жизнь, иметь то количество разоблачительных, проклинающих, осуждающих публикаций, сколько их было в пору "600 секунд". После всего этого вырабатывается такое веселое равнодушие. Единственно, что меня смущает немножко - когда меня долбасят, то все время перебирают замусоленные фактики двадцатилетней давности. Мне обидно - у меня в биографии есть гораздо более кошмарные, с точки зрения общественного мнения, и гораздо более живописные факты из разных эпох моей жизни. Я даже думаю, не устроить ли что-нибудь вроде аукциона и несколько особенно омерзительных фактов из своей биографии продать подороже?

РГ: И куда деньги?

Невзоров: Мне, конечно.

РГ: А как же благотворительность?

Невзоров: Я ею не занимаюсь. Меня это не интересует.

"Всякая война приводила к торжеству дворников над интеллектуалом"

РГ: Кстати, в одном издании прочла вашу реплику по поводу затонувшего судна "Булгария" - мол, поскольку моих родственников там не было, мне все равно. Правда, так сказали?

Невзоров: Да. И заметьте, меня спросили, и я ответил, а не лез к кому-то: "А давайте я вам расскажу, как я отношусь к крушению корабля". Там, действительно, никого из моих родственников и друзей не было - почему я должен переживать?

РГ: А элементарное сочувствие?

Невзоров: Сочувствие возможно… Но все же это не имеет никакого отношения ко мне, и меня это, правда, мало волнует.

РГ: Вы же живете в этой стране, должны быть созвучны происходящему в ней.

Невзоров: Почему? Я нигде не подписывался на созвучие. У меня нет этой обязанности.

РГ: Подобная дистанцированность и эгоцентризм чреваты анархией.

Невзоров: Но ведь мы и без того перегрызаем друг другу горло, защищая свою территорию. Но мы это делаем с произнесением никому не нужных слов, а так будем делать это молча. Это гораздо симпатичней, поверьте.

А вообще, вы все очень глобально пытаетесь обобщить. Во-первых, не думаю, что мой опыт может кому-то показаться настолько соблазнительным, что все захотят стать Александром Невзоровым. А во-вторых, для этого нужно все-таки прожить настолько же извилистую, сложную, богатую черт знаем чем биографию. Приобрести навыки идеологического гладиатора и вообще много чего. Это не всем доступно.

В этом благополучном XIX веке и вы, и я могли оказаться в качестве тех, кого продают на невольничьем рынке

И еще - для того, чтобы так жить, как я, нужно иметь серьезные интересы в какой-то узкой специальности, или узкой профессиональности. В этом случае ты не можешь позволить себе вычитывать новости из интернета, потому что у тебя на столе лежит груда из 28 книг, которые надо не только прочесть, но еще переложить закладочками, что-то отдать на ксерокопирование, что-то отсканировать и т.д. Я вообще не интересуюсь тем, что не имеет ко мне или к моей работе прямого отношения. Я, например, как-то с большим удивлением узнал, что убили какого-то Ладена. И поскольку он ко мне не имеет отношения, я тотчас о нем забыл. Или что мне за дело до каких-то отдыхающих, которых смыло в большом количестве на Бали или еще где-то…

РГ: О Японии тоже не слышали?

Невзоров: Об этом мне теща рассказала - она очень боится АЭС. Это такой информационный наркотик, на который все подсажены. Но я счастливо это избегаю. И знаю многих серьезных, ответственных людей, которые живут в естественном "вакууме" своих собственных мыслей, представлений, идей, знаний. И не интересуются всей этой суетой, вроде тайфунов, АЭС, кораблей.

РГ: Которые для большинства из разряда "хлеба и зрелищ"?

Невзоров: Конечно же. Нельзя же говорить о новостях, как об источнике знаний. То, что нам с экранов ТВ рассказывают про ту же самую Фукусиму - это не знания. Для того, чтобы ситуацию знать, надо туда отправиться, провести там 2-3 месяца, полностью владеть вопросами ядерной, радиационной безопасности, технологий и производств и т.д. Изучать вопрос глубоко, вдумчиво, чтобы иметь право хотя бы рот открыть на эту тему.

РГ: В каком-то смысле новости хороши для поддержания беседы. Представим ситуацию, когда за одним столом оказываются несколько человек, каждый из которых "заточен" на чем-то своем. Как им найти контакт?

Невзоров: А в чем проблема-то? Всегда есть общие темы, на которые я беседовал с людьми, которые совершенно ничего не понимали в том, чем я занимаюсь в настоящую минуту, неважно, что это было - лошади, мозги, каббала или масоны. Вот теперь появилась прекрасная тема - дети.

РГ: Вас интересуют чужие дети?

Невзоров: Да. Мне интересно сравнивать развитие и характеры, отмечать особенности собственного ребенка.

РГ: А прежде какая тема объединяла столь разных людей?

Невзоров: Дамы. Это в высшей степени универсальная тема, вызывающая интерес у людей любых сословий. К тому же она крайне вариативна.

РГ: Недавно случайно подслушала разговор в кафе двух двадцатилетних людей - для них были откровением такие слова, как Хиросима, Освенцим. Вас это не пугает?

Невзоров: Нет, мне совершенно все равно, о чем не знают те или иные молодые люди. Мой сын будет знать и что такое Хиросима, и что такое Освенцим, и все остальное.

РГ: Но вы осознаете, что в принципе, он будет "белой вороной"?

Невзоров: И что? Во-первых, сложно говорить за то, каким мир будет через 15-20 лет, когда ему придется с ним столкнуться всерьез. Но поверьте мне, уравнивать его с той серостью, о которой вы говорите, я не собираюсь. Опять же, не надо драматизировать. Была и есть некая серая масса и интеллектуалы, между ними всегда была четкая демаркационная линия. Сейчас серая масса получила возможность легализовать свою культуру. И ею упивается. Но в чем проблема? Если вы относитесь к этой референтной группе, вы слушаете Киркорова, а если нет - то не слушаете?

РГ: Но речь идет о доминировании того, кого Дмитрий Мережковский в начале прошлого века назвал "грядущий хам", имея в виду, разумеется, не пролетария, крестьянина, а именно "мурло мещанина", говоря словами Маяковского. Того, кто отдавит ногу на улице и не только не извинится, но еще и порадуется.

Невзоров: Вы опираетесь на XIX век. Уверяю вас, были века, когда дворники не только ноги отдавливали у дам, но и насиловали на пороге их же собственных домов, среди зарезанных барчат.

РГ: Это же экстремальная ситуация…

Невзоров: Мы можем с вами насчитать 169 лет мира за всю историю человечества. А всякая война, неважно, религиозная она, территориальная или этническая, приводила к торжеству дворников над любым интеллектуалом. Обратное происходило, но в редких случаях. Не идеализируйте прошлое. Не сравнивайте с относительно благополучным XIX веком. При этом помните, что в этом благополучном XIX веке и вы, и я могли оказаться в качестве тех, кого продают на невольничьем рынке...

Так что как замечательно писал Пушкин, "Кто жил и мыслил, то не может в душе не презирать людей…" Вот это презрение надо изначально внедрить, объяснить.

РГ: Вы сына настраиваете на определенный камертон? Между тем он сам должен сделать выбор - презирать ему или нет людей.

Невзоров: Нет, я его не настраиваю, я ему говорю правду. А дальше пусть он сам выбирает.

РГ: Представьте себе ситуацию - спустя годы к вам приходит сын и говорит: "Папа, я решил стать священником".

Невзоров: Да и ладно. Каждый имеет право играть в те игры, в которые он хочет.

РГ: Но вы-то вкладывали в него совсем иное.

Невзоров: Ну и что? Это его право.

РГ: И напоследок. Если вы так мизантропически смотрите на "сегодня" человечества, никаких надежд не возлагаете на его будущее?

Невзоров: Что-то изменится, когда люди перестанут ощущать себя овцами, рабами, чьей-то собственностью. Когда власть не будет навязывать национальные идеи, пытаться вмешиваться в личную жизнь.

РГ: И каким же образом повысится наша сознательность?

Невзоров: Она повышается естественным образом.

РГ: Ага, все-таки божественная эволюция...

Невзоров: Нет, это внешняя локальная эволюция той погремушки мозга, которую мы называем интеллект. И которая есть следствие прогресса, накопления знаний, которое поневоле затрагивает всех.

Loading...Loading...