Русский портрет XVIII века Презентацию подготовила: Главатских Екатерина. Презентация - Портрет в русской живописи XVIII века В.Боровиковский «Портрет Екатерины II»

В отделе Искусства работает выставка - "Как ангел красоты, являемый с небес". Портрет русских женщин XVIII века - документ человеческой жизни".
Женщин XVIII столетия называли хрупкими бабочками. выпущенными на волю из теремов волей Петра Великого, который энергично прошиб окно в Европу. Хорошо он поступил, или плохо, спорят, и будут спорить, его потомки. К ним относимся и мы с вами. Восемнадцатое "столетье безумно и мудро" представляется неким золотым интерьером, населённым пудреными париками, необъятными кринолинами, красными каблуками и учтивым менуэтом. Словом, полно театральности. Однако именно тогда шла своя, очень энергичная и живая, духовная работа. Великосветская красавица - Венера и Минерва в одном лице. XVIII век будто шагает семимильными шагами - от стеснительных нимф петровских ассамблей до весьма независимых и отважных "смолянок" - женщин новой породы, созданных Екатериной II.
На портретах любимца Петра Ивана Никитина царевна Наталья Алексеевна, царевна Прасковья Ивановна, цесаревна Анна Петровна, сестра, племянница и дочь преобразователя - слегка скованные, умные, впитывающие в себя иноземные науки, пишущие пьесы, выходящие на подмостки собственных сцен, жаждущие отеческого престола. О каждой можно написать книгу.
Спустя примерно полвека на сцену выступили уже настоящие энциклопедистки. Смолянки на полотнах Дмитрия Левицкого безудержно демонстрируют свои таланты. Воспитанница института благородных девиц Катя Молчанова - истинный образ своего века. Гордо выпрямившись, сидит у стола в пышном атласном платье. Лицо с резко оттянутыми висками - уверенное, и такая же улыбка. Полная внутренняя раскрепощённость. Перед девушкой - чудо науки, электрическая машина, в руке книга, заложенная пальцем. Горячий интерес к наукам, искусствам, чnение запоем, переводы с иностранных языков - всё занимает девушку.
Екатерина Орлова, жена того самого, возлюбленного Ектерины II. Портрет юной статс-дамы торжественно-параден. Высоко взбитая прическа. Полыхает алым орденская лента, идущая через плечо. На губах торжествующая улыбка, но есть в ней что-то обреченное. Жена Григория Орлова умерла в молодости от чахотки.
Общий тон блистательному веку задавали императрицы. Тяжёлая, с убогим вкусом и скрытным сердцем Анна Иоанновна. Поверхностно-весёлая, бесшабашная, но умная и скрывающая свой практический ум под лукавой маской Елизавета Петровна. Не зря на гравюре Евграфа Чемесова, мастера психических характеристик, в её приятном лице так мало традиционной беззаботной весёлости вечно танцующей пухленькой красотки. Что-то тревожит её, будто властительница не может найти покоя. Елизавета то и дело меняла дворцы и в них опочивальни, и даже в церкви не могла долго стоять на месте. Была ли Петрова дщерь духовно одинокой, хотя беззаветно любила сама и её преданно любили?
Екатерина Великая - законодательница на портрете Д. Левицкого. С самого начала царствования представления о ней были неоднозначны. Её боготворили и ненавидели. В чем причина? В знаменитом ли лицемерии императрицы, в умении обвораживать и обманывать? Необходим суд беспристрастный. Особенно в нынешний год 400 - летия Романовых. Екатерина "наказ писала, флоты жгла", вырабатывала ежедневно новые законы. В 1768 году решила привить себе оспу. Чтобы понять значение сего поступка, надо знать, что это была за болезнь, косившая людей тысячами и уродовала лица тех, кому посчастливилось выжить. Против прививок же восставало духовенство, и сами медики, не говоря уже о простом народе. А вот Екатерина вступила в борьбу с самой смертью, начав с себя, сына Павла и фаворита Орлова, вводить в стране оспенную прививку. Лучшим детищем Екатерины стал Эрмитаж, родившийся в 1764 году как частная коллекция. В окружении полотен Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, античных статуй и камей, царица собирала узкий кружок друзей.
Вглядитесь в лица, постарайтесь глубоко проникнуть в духовный мир дам блистательного 18 века - тех, кому дали право на высокую нетленную жизнь знаменитые художники.


Никитин И. Царевна Прасковья Ивановна

Никитин И. Цесаревна Анна Петровна




Луи Каравакк. Императрица Анна Иоанновна


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности женского портрета XVIII в ека Выполнила: Любезнова Т. Проверила: Наймушина О.Д.

В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Но однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Поэтому 18 век часто называют веком портрета. Действительно в это время особенно усиливается интерес к человеческой личности.

Mатвеев Андрей (Матвеевич?) -знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву - художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Матвеев Андрей Матвеевич

Портрет А.П. Голицыной. 1728 Изображение княгини помещено в овал, вписанный в прямоугольник холста. На А.П. Голицыной роскошное платье красного цвета с крупными рубиновыми застежками на рукавах, а на груди - драгоценный жалованный портрет Петра I, знак отличия статс-дамы. Но парадный портрет кисти А. Матвеева не так прост и однозначен, как может показаться с первого взгляда

Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Антропов Алексей Петрович

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. ГТГ. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Художник не стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своей героини, он фиксирует лишь статичные, постоянные качества ее натуры. При этом как истинный представитель своей эпохи Антропов не забывает и об общественном статусе модели. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Между 1744 и 1751. Сергиево-Посадский музей-заповедник Публикуемый портрет Елизаветы Петровны является копией с работы придворного живописца Луи Каравака, учителя А.П. Антропова.

Портрет императрицы Екатерины II. 1766. ГРМ.

Аргунов Иван Петрович

Портрет Толстой 1768 г. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г. В 1770 - 80-е rr . он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)- первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

Рокотов Федор Степанович

Портрет А. П. Струйской.1772 г. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Портрет неизвестной в розовом платье. 1770г Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

«Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773. ГРМ Д.Г. Левицкий воспроизводит сцену из парадного спектакля с участием смолянок. Буколические пастушок и пастушка напоминают пасторальный дуэт из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условного задника с плоско написанными купами деревьев. В изысканный цветовой аккорд сливаются сияние шелка светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.

Портрет Н.Я. Левицкой. 1780-е гг. ГРМ Портрет жены художника датируется по покрою платья и форме прически.

Портрет Урсулы Мнишек. 1782. ГТГ На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония.

Портрет Екатерины II. 1782. ГРМ Д.Г. Левицкий, очевидно, никогда не писал императрицу с натуры. При работе над этим полотном он использовал «Портрет Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) Вигилиуса Эриксена. Надо заметить, что оригинал был исполнен интереснее и тоньше. Однако царственная заказчица осталась довольна: известно, что в 1782 году за этот портрет Левицкий получил из Кабинета императрицы 500 рублей - деньги по тем временам немалые.

Боровиковский Владимир Лукич

Портрет М.И. Лопухиной. 1797 ГТГ В портрете графини Лопухиной атрибуты и антураж призваны играть новую, дотоле не свойственную им роль: выявлять не общественное положение изображенного лица, а его личностные качества. Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой

Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803 Групповой портрет семьи Безбородко во многом следует канонам сентименталистского направления в русском искусстве рубежа XVIII и XIX веков.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794. ГТГ Во второй половине XVIII века в русской живописи появляются портреты, сохраняющие парадность лишь как форму, в которую художники вкладывали новое содержание. Это относится и к портрету государыни Екатерины II работы Боровиковского. Он изобразил императрицу старушкой-помещицей: она прогуливается с любимой собачкой по своему царскосельскому парку без всякого официоза и торжественности.

Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. ГТГ Елизавета Темкина - дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического. На портрете ей 23 года. Современники находили, что она похожа на отца.

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.


В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще Постепенно иконы становились реалистичнее, рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов . А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя , а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

  • традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе

Луи Токке «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1756

  • живопись иностранцев на территории России — россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество.

Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, сентиментализм и предромантизм).

Парсуна — родоначальница светского портрета

В начале XVIIІ века, а для провинции — и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб.

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Россика как портретное направление

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

И.П.Аргунов. «Екатерина Алексеевна»

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды изображения, как:

Парадный

(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

А.П.Антропов «Портрет М.А.Румянцевой»

Полупарадный

(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

Камерный

(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

Интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета

В.Л.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной» ,1797

Русские мастера научились правильно

  • выстраивать картинную плоскость,
  • анатомически верно передавать человеческое тело,
  • овладели искусством перспективы,
  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

  • выработали свои композиционные схемы,
  • тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
  • Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и отечественные мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века. Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.


Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда. Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.
















«Портрет неизвестного в треуголке» (Начало х годов).


В первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова " (), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.


"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий


"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Левицкий


И тут же "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в годах.Левицкий






Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.

Слайд 1

Портрет в русской живописи XVIII века
Шадрина Е.С., учитель МХК, НПОШ «Содружество» г.Долгопрудный, 2010

Слайд 2

Рубеж XVII-XVIII вв.
Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.
Парсуна М.В.Скопин-Шуйского. XVII в.
Никитин И.Н. Портрет Петра I. 1717 г.

Слайд 3

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.

Слайд 4

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета.
Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г.
Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Слайд 5

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.
Портрет статс-дамы А.М.Измайловой
Портрет Петра I

Слайд 6

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

Слайд 7

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера?
Портрет Екатерины II. 1783 г.
Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Слайд 8

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.

Слайд 9

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Слайд 10

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Слайд 11

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.
Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится? Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет взгляд ее и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. Полонский

Слайд 12

Определите тип этих портретов кисти Боровиковского.
Портрет князя А.Б.Куракина. 1871-1802 гг.
Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.

Loading...Loading...