Базовый сценарий развития экономики рф. Россия: сценарии развития экономики. Показатели бюджета муниципального образования

Банк России, настороженный внешними и внутренними факторами неопределенности, составил несколько сценариев развития российской экономики на следующие три года: базовый, неблагоприятный и негативный. Причем в базовом сценарии не учтено введение налога с продаж и длительная геополитическая напряженность.

«Инфляционные риски в России остаются на повышенном уровне», - предупредила в пятницу, 12 сентября, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе презентации новых «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы».

В ближайшие три года условия развития российской экономики, согласно документу, будут характеризоваться высокой степенью неопределенности. ЦБ опасается, что, с одной стороны, инфляцию могут разогнать внешние факторы - геополитическая напряженность, санкции, динамика цен на нефть, с другой - налоговая и тарифная политика правительства и внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями.

Чтобы обозначить свою политику при реализации тех или иных рисков, Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики. При базовом сценарии введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется, будет достаточно увеличения объемов рефинансирования банковской системы. При реализации менее благоприятных сценариев ЦБ будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков, - от валютных интервенций для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке до валютного рефинансирования и беззалоговых кредитов.

Базовый сценарий

Согласно опубликованному документу, Банк России считает наиболее вероятным сценарий, который к тому же является наиболее благоприятным: геополитические риски снизятся после первой половины 2015 года, цены на нефть будут относительно стабильны, а тарифная и налоговая политика правительства не будет создавать дополнительного давления на инфляцию. В целом базовый сценарий близок к прогнозу Минэкономразвития на тот же период.

Он не предполагает введения новых санкций, хотя старые, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам, станут сдерживающим фактором для роста экономики в 2015 году. Основной вклад в рост ВВП будет вносить внутренний спрос, но и он будет ограничен низкими темпами роста заработной платы и розничного кредитования. Финансирование инфраструктурных проектов за счет Фонда национального благосостояния, инвестиционный проект по расширению газового экспорта в Китай и использование инструментов рефинансирования ЦБ должно способствовать восстановлению инвестиционной активности.

Даже при наиболее оптимистичном сценарии темпы роста спроса на деньги и кредит будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, а денежное предложение будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию, что приведет к дальнейшему росту задолженности банков перед ЦБ. Ранее ЦБ отмечал, что совокупный объем рефинансирования уже к концу 2014 года достигнет 7 трлн руб., максимального значения с кризиса 2008 года: сегодня он превышает 8% от всех обязательств банков, еще три года назад он был на уровне 1,7%.

Впрочем, при базовом сценарии это будет практически единственным вызовом ЦБ, «риски для финансовой стабильности будут умеренными и введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется».

Неблагоприятный сценарий

Предпосылками для реализации менее оптимистичного сценария ЦБ считает сохранение внешнеполитической напряженности на протяжении всех трех лет, более длительное действие взаимных санкций и повышение налоговой нагрузки на экономику. Только введение налога с продаж может привести к разовому значительному ускорению инфляции на 1–1,5%, отметила Набиуллина. При реализации этого сценария также ожидается больший отток капитала, который вызовет ослабление рубля. Изменение курса, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через увеличение экспорта, с другой - приведет к повышению инфляционного давления. В этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений - на уровне 6–6,5 и 4,5–5% соответственно.

Банк России в таком случае будет стремиться снижать инфляцию «постепенно, не создавая угрозы чрезмерного торможения экономической активности». А в случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе регулятор готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков - от валютных интервенций до валютного рефинансирования, беззалоговых кредитов.

Негативный сценарий

Третий сценарий предполагает наиболее негативные внешние и внутренние условия для развития российской экономики. Он основан на предпосылках, сходных с предыдущим сценарием в части пролонгированного действия санкций и параметров налоговой политики, но предполагает еще и снижение цен на нефть на $20 за баррель к 2017 году.

Как пишет РБК daily , первые два сценария исходили из прогноза на сохранение умеренной нисходящей динамики цен на нефть - с $106,5 за баррель в среднем с начала 2014 года до $102,5 в 2017 году - за счет более быстрого расширения мирового предложения по сравнению с мировым спросом при достаточной рентабельности добычи нефти из нетрадиционных источников. При негативном сценарии более слабые темпы роста мировой экономики, прежде всего Китая, и динамичное увеличение экспорта нефти из США и стран Ближнего Востока приводят к резкому снижению цен на нефть до $86,5 за баррель. Причем, как отметила Набиуллина, «это не стрессовый сценарий, он также вполне реалистичен». При реализации этого сценария для стабилизации ситуации могут быть использованы средства Резервного фонда. Это увеличит внутренний спрос, но полностью заместить внешний не сможет. Ослабление рубля, к которому приведет падение цен на нефть, создаст условия для увеличения экспорта и активизирует импортозамещение, но разгонит инфляцию.

ЦБ в таких условиях придется поддерживать уверенность в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. «Можно говорить, что сейчас наиболее вероятна реализация первого и второго сценариев. Довольно велика неопределенность относительно всего, что касается бюджетной политики правительства и реализации рисков, связанных с длительным действием санкций, и трудно предсказать, что именно будет происходить», - объясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «В любом случае есть очень большая вероятность, что ЦБ придется снова вводить нестандартные инструменты вроде беззалоговых кредитов. В ближайшие годы регулятору нужно будет замещать средства, которые не будут доступны с внешних долговых рынков, а в банковской системе уже нет достаточного объема свободных залогов. Валютное рефинансирование представляется менее вероятным шагом, так как это приведет к проблемам с прогнозированием золотовалютных резервов и дестабилизирует настроения на валютном рынке. Если кому-то нужна валюта, он может ее получить на валютном рынке», - добавляет Орлова.

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)

3.1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

Адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

Усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

Исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

Необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

Начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

Усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

Степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

Интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

Модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

Развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

Укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

Интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

Интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0 - 5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Рассмотренные три основные сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013 - 2030 гг. будет находиться на уровне 90 - 110 долларов за баррель. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 164 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах 2010 года в среднем за период 2013 - 2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ.

При этом существуют риски, что траектория цен на нефть может быть ниже, чем в основных вариантах. Ожидаемое существенное увеличение поставок нефти из нетрадиционных источников, таких как сланцевая нефть, может быть не полностью скомпенсировано ограничением добычи со стороны стран ОПЕК и снижением добычи в традиционных районах (Северное море, Мексика). В этих условиях траектория цен на нефть может иметь понижательную тенденцию относительно уровня 2011 - 2012 годов и в целом закрепится между основным вариантом и вариантом A, предполагающим снижение цен до 70 долларов США за баррель в постоянных ценах. Еще выше риски большего снижения цен на газ в результате активизации разработок сланцевого газа не только в США, но и других регионах мира. Рост предложения газа повышает вероятность полной отвязки цен на газ от динамики цен на нефть.

Базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики, в эффективном встраивании в новую функциональную схему экономического пространства Российской Федерации за счет комплексного вовлечения наличных ресурсов "старого портфеля", формирования инфраструктур и реализации проектов, позволяющих актуализировать ресурсы "нового портфеля". Характерной особенностью, отличающей развертывание данного сценария, является то, что ключевые базовые сектора Пензенской области (машиностроение и АПК) должны подвергнуться мощной консолидации в рамках крупных (российского и/или международного масштаба) корпораций. За счет этого действующие пензенские предприятия получат новый импульс в своем развитии, а на территории области будут создаваться дополнительные мощности.

Таким образом, базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики за счет консолидации ключевых предприятий базовых отраслей в рамках крупных корпораций и прихода в Пензенскую область крупных профильных инвесторов.

Базовый сценарий предусматривает три этапа:

1. Усиление эксплуатации доступных ресурсов. Предполагается восстановительный рост и вовлечение естественных ресурсов, доступных в регионе, в хозяйственный оборот. Восстановительный рост в промышленности Пензенской области уже произошел, прежде всего в пищевой, целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности и машиностроении, о чем свидетельствует высокая загрузка производственных мощностей предприятий по основным видам продукции.

Экономический подъем, наблюдаемый в Пензенской области в последние три года, обусловлен прежде всего восстановительным ростом и начавшейся модернизацией. Реализованные новые проекты были связаны с использованием "старого портфеля" ресурсов и осуществлялись на основе импортированных типовых технологий.

2. Инвестиционный рост в Пензенской области будет происходить прежде всего в базовых секторах, что связано с модернизацией и развитием действующих предприятий, приходом в область новых инвесторов. Однако также будут формироваться новые значимые сектора экономики за счет внешних инвестиций. К этим секторам следует отнести глубокую лесопереработку, промышленность строительных и отделочных материалов, биотопливную индустрию, розничную торговлю и сектор развлечений, девелопмент. Основополагающими причинами инвестиционного роста Пензенской области станут процессы общего экономического роста в Российской Федерации, а также развития рынков, как продукции инвестиционного назначения, так и потребительских товаров и продуктов питания.

Реализация инвестиционного роста в различных секторах экономики области потребует определенных целенаправленных действий для обеспечения благоприятного сценария и сокращения системных рисков, с которыми может быть связан такой рост:

а) в машиностроении и металлообработке Пензенской области развертываются масштабные программы модернизации основных производств (главным образом на предприятиях, ориентированных на рынок нефтегазового, энергетического и транспортного оборудования). Заявленные к реализации в 2006-2008 годах инвестиционные программы только машиностроительных предприятий региона суммарно составляют более 3 млрд.руб. Реализация инвестиционных планов действующих предприятий будет сопровождаться высвобождением трудовых ресурсов и повышением квалификационных требований к работникам. Для этих предприятий актуальными вопросами являются:

1) механизмы взаимодействия с системой ВПО через рынок труда;

2) модернизация базовых инженерных инфраструктур в г.

Пензе;

3) формирование в г. Пензе современного транспортно-логистического комплекса. Благодаря сохранившемуся значительному контингенту квалифицированных работников есть возможность разместить в г. Пензе в ближайшие 5 лет 2-3 крупных производства данного профиля. Ориентировочный объем инвестиций составит 4-5 млрд. рублей, (1-1,3 тыс. новых рабочих мест). Целевыми инвесторами являются такие компании, как Трансмашхолдинг, Атомэнергомаш, крупные зарубежные корпорации. Для этого класса инвесторов принципиальным являются:

Стабильность, объем и специализация рынка труда;

Наличие инвестиционных площадок в г. Пензе с подведенными инженерными инфраструктурами;

Развитый транспортно-логистический комплекс.

Вокруг крупных машиностроительных компаний, уже сегодня испытывающих дефицит производственных мощностей, недостаток квалифицированных кадров и страдающих от недостаточной гибкости производственных процессов, складываются кластеры небольших производственных (выпуск деталей, узлов и компонентов) и сервисных (ремонт, инжиниринг, логистика, питание и социальное обеспечение работников и прочее) компаний. Эти компании связаны с крупными промышленными предприятиями кооперационными субподрядными связями, однако все вопросы управления и развития кадрового потенциала решают самостоятельно. Это позволяет заказчикам высвобождать финансовые и управленческие ресурсы для решения задач стратегического развития основного бизнеса. Для формирования и развития таких кластеров важным представляется:

Формирование рынка производственной офисной недвижимости, в т.ч. за счет вовлечения в оборот объектов обанкротившихся или находящихся в плачевном состоянии промышленных предприятий г. Пензы и других крупных городов области;

Налоговые льготы и поддержка со стороны банковского сектора проектов создания небольших (число занятых до 100 человек) производств и компаний, предоставляющих производственные услуги;

Образовательные программы и консультационная поддержка для руководителей малых предприятий;

б) основная динамика развития агропромышленного и сельскохозяйственного комплексов Пензенской области будет связана с ростом интереса крупных агропромышленных корпораций (российских и зарубежных) к земельным ресурсам региона.

Их эффективное с точки зрения рынка продуктов питания освоение будет связано не только и не столько с развитием непосредственно сельского хозяйства, сколько с развертыванием индустрии первичной переработки сельскохозяйственного сырья (растительных культур, мяса, молока). Есть возможность в ближайшие 5-8 лет развернуть в области еще 1-2 крупных свинокомплекса (по 150-200 тыс. голов), построить 1-2 новых сахарных завода (мощностью по переработке сахарной свеклы и/или сахара-сырца 200-250 тыс. тонн каждый), разместить предприятие по переработке молока и производству молочных продуктов, построить 2-3 завода по производству моторного топлива из биологического сырья - биоэтанола (мощностью 100-130 тыс. тонн топлива в год каждый) при условии корректировки сложившейся в Российской Федерации системы налогообложения (акциз составляет 23,5 рубля на литр), по производству денатурированного спирта, и осуществить целый спектр менее масштабных агропромышленных проектов. Суммарный объем инвестиций в эти объекты может превысить 25 млрд. рублей. Такие возможности возникают в связи с неплохой ресурсной обеспеченностью Пензенской области (земля, энергетика и трудовые ресурсы), а также ввиду динамичного развития биотопливной промышленности в мире.

Однако следует учесть, что:

Во-первых, сырьевая база (сельскохозяйственный комплекс) Пензенской области потребует существенной реструктуризации и расширения, включая расширение посевных площадей, корректировку профиля использования сельхозугодий (в пользу свеклы, фуражного зерна и культур для подготовки комбикормов), изменения масштаба ведения хозяйства для повышения эффективности (главным образом за счет концентрации предприятий и/или формирования эффективных кооперативных структур), интенсификации ведения сельского хозяйства за счет повышения уровня механизации, химизации и модернизации систем ирригации. Расширение посевных площадей возможно только в результате системного девелопмента земель сельскохозяйственного назначения;

Во-вторых, расширение производства в АПК потребует развития современного транспортно-логистического сектора. В противном случае привлекательность Пензенской области будет снижаться по мере прихода крупных игроков;

В-третьих, для разделения рисков и затрат потребуется прямое участие власти (региона и муниципальных образований) в формировании инженерно обустроенных площадок для размещения новых предприятий - так называемых агропромышленных парков;

В-четвертых, реализация крупных инвестиционных проектов будет означать смену технологической платформы всего хозяйства, что, в свою очередь, приведет к возникновению массового спроса на специалистов, которые в настоящее время недоступны в сельских районах области. Одновременно сократится занятость в агропромышленном и сельскохозяйственном комплексах - с нынешних 20 процентов от общего числа занятых до 6-7 процентов. Это означает необходимость реализации целого комплекса мер по переподготовке кадров и перепрофилированию части из них, а также программ по формированию иных сфер занятости в сельской местности;

в) формирование кластеров лесопромышленных предприятий и предприятий индустрии строительных и отделочных материалов позволит создать новые значимые сектора экономики, задействуя имеющийся потенциал природных ресурсов и кадровый потенциал в юго-восточных районах области и Никольском, Иссинском и Наровчатском районах. Эти проекты имеют большое значение для развития строительной индустрии Пензенской области и соседних регионов в контексте роста объемов строительства и реализации приоритетных национальных проектов. Значительная часть этих проектов будет реализована на принципах "Гринфилд" (новое малоэтажное строительство), поэтому предпочтительным является механизм формирования промышленных парков соответствующего профиля в Чаадаевке (лесопромышленный комплекс) и в районе Иссинско-Маисской группы месторождений. Суммарный объем инвестиций в ближайшие 5-6 лет по этим направлениям может превысить 8-9 млрд.

рублей, а реализация проектов этих двух промышленных парков позволит создать 2,5-3 тыс. рабочих мест в стагнирующих сегодня районах области;

г) постепенное усложнение экономики региона (состоит в т.ч. в выводе из ведения предприятий функций стратегического управления, управления стоимостью, маркетинга, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), финансового управления и т.д.) и формирование мощных "периферийных" и "поддерживающих" видов бизнеса, таких как логистика, разнообразные услуги и проч., а также рост благосостояния и уровня запросов людей ведут к формированию большого нового сегмента региональной экономики - городского девелопмента. Будет динамично расти спрос на услуги гостиничного сектора, на качественную городскую среду и разнообразные развлечения, рекреацию. Опережающими темпами будет развиваться мультиформатная торговля, повысится спрос на жилую недвижимость и начнет формироваться рынок офисной недвижимости. Сформируется концентрированный (локализованный на единой площадке) либо распределенный транспорно#-логистический узел города, в разы увеличится внешний пассажиропоток и повысятся спрос и требования к качеству высшего образования (как технического, так и гуманитарного). Все это будет означать одно - г. Пенза войдет в фазу интенсивного развития. При благоприятном развитии событий ежегодно только в объекты коммерческой недвижимости (торговые центры, офисы, склады, гостиницы и проч.) г. Пенза сможет привлекать от 2 до 3,5 млрд. рублей прямых инвестиций в среднесрочной перспективе.

3. Переход к экономическому росту "нового качества". В результате внедрения технологий, обеспечивающих современный технологический уклад в базовых секторах (сельское хозяйство, АПК, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, приборостроение, деревопереработка и индустрия строительных материалов), в Пензенской области будет сформирована зрелая постиндустриальная экономика, ее тип, характерный для процессинговых центров. Основой технологических кластеров станут высшие учебные заведения области и инфраструктурный комплекс, состоящий из научно-исследовательских институтов. На этом этапе инвестиции будут направляться не только в производственный комплекс и поддерживающие сектора хозяйства, но и в проекты, обеспечивающие создание новых технологий и перспективные решения, которые в дальнейшем будут определять конкурентоспособность пензенских производителей на российских и международных рынках.

Варианты реализации базового сценария

В связи с большой значимостью для развития Пензенской области таких нестабильных внешних факторов, как условия торговли на основных мировых рынках продукцией базового сектора Российской Федерации и комплекса внутренних факторов (структура, качество и эффективность мер государственного управления в регионе), возможны несколько вариантов реализации базового сценария: пессимистический сценарий, инерционный и активный. Наиболее вероятными являются инерционный и активный варианты сценария (таблица 1).

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

Хабалтуев А.Ю.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики,



Россия, г. Улан-Удэ

Бальжиев Ж.Д.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрен базовый сценарий социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, базовый сценарий, экономический эффект.

Базовый сценарий предполагает реализацию основных мероприятий, направленных на исключение негативных последствий. В базовом сценарии предполагается ресурсное и финансовое ограничения.

Сценарий предполагает реализацию проектов с низкими рисками, но при этом обеспечивающий значительный экономический или социальный эффект.

На первом этапе - ведется работа, направленная на поддержание существующих производств и организаций, ведется разработка нормативно-правовых документов регулирующих инвестиционную политику района и снижение административных барьеров, а также начинается работа по продвижению бренда «экологически чистого продукта».

На втором этапе - привлечение инвесторов для развития промышленности в районе, согласно, созданной инвестиционной политики и снижения административных барьеров. Развитие социально-бытовой, транспортной инфраструктуры.

На третьем этапе - создание наукоемких и инновационных производств, в том числе в сфере АПК, реализация программ с целью повышения уровня жизни и обеспечения качественных условий жизни на селе.

В таблице 1 представлена реализация базового сценария - рост направлений социально-экономических показателей МО «Джидинский район» Республики Бурятия до 2030 года до 50 % (Демография и занятость, развитие экономического потенциала и промышленность).

Таблица 1

№ п.п. Наименование показателя Ед. изм. 2014 факт 2015 факт 2016 оценка 2019 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз
Демография и занятость
1.1 Численность населения Тыс. чел. 26,05 25,61 25,03 23,9 24,5 26,5
1.2 Численность занятых в экономике Тыс. чел. 13,5 13,2 13,0 12,2 13,0 13,5
1.3 Уровень общей безработицы % 9,1 9,8 10,0 9,6 9,3 9,0
Развитие экономического потенциала
2.1 Объем инвестиций в основной капитал Млн. руб. 675 458,04 500 217,4 550 750
2.2 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) Млн. руб. 380 304,6 286,43 112,4 400 500
2.3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО Млн. руб. 171,6 168,5 144,4 98,58 108,44 119,23
2.4 Расходы консолидированного бюджета на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя Руб. 2301,7 2057,8 2169,91 2386,13 2444,08 2377,36
2.5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Руб. 20698 21505 21290 23800 27000 30000
Промышленность
3.1 Объем отгрузки, в том числе: Млн. руб. 230 399,94 439,1 520 605 732
3.2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Млн. руб. 25,5 91,2 106,69 114,52 121 128
3.3 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Млн. руб. 198 302,94 326 400 456 570

К основным механизмам реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Джидинский район» относятся:

1. Нормативно-правовое регулирование (Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий Стратегии, приведение в соответствие целеполаганию стратегии муниципальных программ);

2. Совершенствование системы местного самоуправления с целью усиления взаимодействия муниципальных и общественных структур для решения задач социально-экономического развития МО;

3. Привлечения институтов гражданского общества в реализацию Стратегии, решение проблематики района;

4. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционные стандарты МО, формирующих инвестиционно-привлекательный климат.

Список литературы

  1. Стратегия социально-экономического развития МО «Джидинский район» Республики Бурятия.
  2. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г.Ю. Ветрова - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
  3. Устойчивое развитие сельских территорий. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под научн. ред. М. Дитериха, А.В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
  4. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.
Loading...Loading...