Я присмотрелся попривык к окружающим меня явлениям. Вводные слова и знаки препинания при них. действие и его результат

Упражнение 255. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1.1. И скоро ль на радость соседей-врагов могильной

засыплюсь землею? (Я.). 2. Я к сожалению должен при-

бавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 3. Руки

мои к страшной моей досаде слегка дрожали, горло со-

хло (Т.). 4. Как бы неровен час чего не спалило? (Ч.). 5. К

нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце

(Пришв.). 6. К своему полному разочарованию мальчик

не видел ни плакучих ив ни серого неба (Кат.). 7. К

удивлению Пети в участке не было ни воров ни пьяниц

ни босяков (Кат.). 8. Найденов к изумлению Нагульнова

в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу

II. 1. Отец как видно был сведущ только в совете ко-

пить копейку (Г.). 2. Но может быть вы хотите знать окон-

чание истории Бэлы? (Л.). 3. Печорин был погружен в

задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу

{Л.). 4. Правда смех Лизы мне показался принужденным

(Т.). 5. В самом деле ничего съестного в деревне мой ку-

чер не нашел (Т.). 6. Героиней этого романа само собой

разумеется была Маша (Л. Т.). 7. Очевидно город этот

жил всеми силами своей жизни (Л. Т.). 8. Платок был

отличный и наверное стоил копеек сорок (М.-Сиб.).

9. Отец по-видимому находился в самом благодушном

настроении (Кор.). 10. Щенок видать из породистых

(Нов.-Пр.). 11. Действительно босой мальчик в своей рва-

ной кацавейке больше походил на пастушонка (Кат.).

12. Да несомненно поезд остановился (Кат.). 13. После

этого по сути и спрашивать об ее отношениях к Григо-

рию было незачем (Шол.). 14. А мечтал он может статься

подойти путем другим у окошка постучаться жданным

гостем дорогим (Твард.).

Ш. 1. По моему суждению пожар способствовал ей

много к украшению (Гр.). 2. Ведь я как вам известно из

рядовых (Г.). 3. По словам капитана до ближайшего пор-

та остается два дня пути (Гонч.). 4. Я как уже сказано

никогда не отличался красноречием (Т.). 5. Но по слухам

какая-то часть упорно сражалась под Каменском не про-

пуская немцев на Лихую (Фад.). 6. Погода в районе их

дома была по мнению Софьи Ивановны гораздо луч-

ше, чем на всей улице (Павл.).

ГУ. 1. Стало быть вы не хотите перейти во владение

Троекурова (П.). 2. Иван Иванович имеет необыкновен-

ный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифо-

рович напротив больше молчит (Г.). 3. Впрочем он был в

душе добрый человек (Г.). 4. В письме Петрухиной мате-

ри было послано во-первых благословение во-вторых

поклоны всех и наконец известие о том, что Аксинья

пошла в люди (Л. Т.). 5. Да и наконец всегда лучше впасть

в ошибку думая хорошо (М. Г.). 6. Чапаев никогда не

отказывался от вмешательства в подобные дела; наобо-

рот он любил разобрать все сам и вывести разных него-

дяев на чистую воду (Фурм.). 7. Таким образом игра в

ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной про-

фессии (Кат.).

V. 1. Словом они были то что говорится счастливы

(Г.). 2. Я присмотрелся попривык к окружающим меня

явлениям или вернее сказать чудесам природы (Акс.).

3. Нрава Татьяна была весьма смирного или лучше ска-

зать запуганного (Т.). 4. Признаться сказать ни в какое

время Колотовка не представляет отрадного зрелища

VI. 1. Струсил ты признайся когда молодцы мои на-

кинули тебе веревку на шею? (П.). 2. Я вам расскажу всю

истину только пожалуйста не выдавайте меня (Л.). 3. Где

же это позвольте бьио? (ГГавл.). 4. А я видите ли никогда

не служил (Пан.).

Д л я с п р а в о к. Запятыми выделяются вводные слова и

словосочетания, среди которых можно наметить следующие ос-

новные группы:

1У вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость,

сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью,

к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к

досаде, к прискорбию, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к

ужасу, к стыду, на радость, на счастье, на беду, чего доброго,

нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час

2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени

реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возмож-

ность, неуверенность и т. д.): конечно, несомненно, без всякого со-

мнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется,

бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по

всей вероятности, может, может быть, быть может, должно

быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в

самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по суще-

ству, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю

3) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого:

говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению..., по

сведениям..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-

вашему, по слухам, по преданию, помнится, с~лышно, дескать, мол

4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последо-

вательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив,

тности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, напри-

мер, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати ска-

зать, к слову сказать, во-первых, во-вторых vi т. д., с одной сторо-

ны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;

5) вводные слова, указывающие на приемы и способы офор-

мления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иными сло-

вами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту го-

воря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так

выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать,

что называется, собственно говоря, вообще говоря, вернее сказать,

точнее сказать и др.;

6) вводные слова, представляющие собой призывы к собе-

седнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сооб-

щаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фак-

там: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли),

знаешь (ли), знаете (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те),

согласитесь, вообразите, представь (те) себе, извини (те), прос-

ти (те), веришь (ли), верите (ли), скажем, допустим, предполо-

жим, пожалуйста и др.

Вводные слова могут указывать также оценку меры того, о

чем говорится (самое большее, самое меньшее, по крайней мере),

показывать степень обычности сообщаемого (бывает, бывало,

случается, по обычаю, по обыкновению), выражать экспрессив-

ность высказывания (по правде, по совести, по справедливости,

кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться

сказать, надо сказать, сказать по чести, честно говоря, между

нами говоря, между нами будь сказано).

Вводные слова выделяются запятыми. Если в вводном сло-

восочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обыч-

но ставится тире, например: С одной стороны, сочинение инте-

ресно по своему содержанию, с другой - оно страдает неровнос-

тью изложения.

П р и м е ч а н и е. Не являются вводными и не выделяются

сочетания по совету..., по указанию..., по требованию, по реше-

нию, по распоряжению, по замыслу и др., например: По совету

врача курс лечения продолжен; По здешним порядкам так делать

не полагалось.

Упражнение 256. Перепишите, ставя, где нужно, знаки пре-

1.1. Было должно быть уже поздно. 2. Письмо должно

быть срочно доставлено адресату. 3. Захватите с собой

кстати и ноты. 4. Ваш приход сегодня "как нельзя более

кстати. 5. Лицо путника казалось очень утомленным.

6. Шахматную партию казалось нельзя было уже спасти

никакими ходами. 7. Вероятно погода переменится.

8. Полученное сообщение вполне вероятно. 9. Фраза эта

между прочим напомнила мне одну старую- шутку

10. Эта фраза была сказана между прочим. 11. С одной

стороны дороги приближались войска, с другой навстре-

чу им шли жители освобожденной деревни. 12. С одной

стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво,

с другой вызывает опасение из-за обычной в это время

года жары. 13. Я само собой разумеется не отказал свое-

му другу в его просьбе. 14. При этих условиях все это

само собой разумеется. 15. Мой спутник чувствовал себя

превосходно после продолжительной прогулки; я на-

против устал. 16. В купе я сидел напротив пожилого пас-

сажира. 17. Это теоретическое положение совершенно

очевидно. 18. Очевидно придется серьезно готовиться к

экзаменам. 19. К удивлению мальчиков дорога оказалась

не столь утомительной. 20. К удивлению мальчиков при-

мешивались испуг и растерянность.

П. 1. Мне в частности книга очень понравилась. 2. Книга

понравилась многим в частности мне. 3. Во французском

языке например отсутствует склонение. 4. В некоторых

языках например во французском отсутствует склоне-

ние. 5. Вы вернетесь допустим через пять дней. 6. Рассказ

нала допустим в пятом.

III. 1. Эта книга весьма полезная, а значит ее нельзя

вательно нужно торопиться. 3. Лето мы скорее всего про-

ведем в деревне, а впрочем вопрос этот окончательно

еще не решен. 4. Река по соседству отнюдь не мелкая, а

наоборот глубокая.

IV. 1. Ребенок очевидно испугавшись посторонних

бросился к матери. 2. Ребенок испугавшись посторонних

очевидно бросился к матери. 3. Ребенок испугавшись

очевидно посторонних бросился к матери. 4. Дождь од-

нако же казалось зарядил надолго (Т.).

V. 1. Слышится будто грохотание грома. 2. Все словно

изменилось с тех пор. 3. Пришли как раз к началу спек-

такля. 4. Произошло это якобы не так. 5. Я ведь ничего

подобного не утверждал. 6. Вернемся приблизительно

через час. 7. Объем работы оказался примерно вдвое боль-

ше. 8. Поступить нужно было именно так. 9. Решительно

не к кому было обратиться за советом. 10. Это просто

непонятный случай. 11. Он даже не ответил на мое пись-

мо. 12. Бывало он часто приходил к нам.

Д л я с п р а в о к.

1. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве ввод-

ных (следовательно, не членов предложения), то в качестве чле-

нов предложения (чаще всего сказуемых или обстоятельств); ср.:

Он, может быть, скоро вернется. - Он может быть при жела-

нии весьма исполнительным. Проще всего проверить син-

таксическую роль таких слов путем изъятия их из состава пред-

ложения: в одном случае (без вводного слова) структура пред-

ложения сохраняется, в другом (без члена предложения) - чаще

всего распадается. Лишь в немногих случаях этот способ провер-

ки неприемлем; ср.: За тем лесом, видно, озеро. - За тем лесом

видно озеро (в обоих случаях структура предложения сохраняется

без слова видно). Для отдельных слов возможны другие приемы

проверки.

Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь

мыслей, порядок изложения (в значении «и еще») или дает оцен-

ку факта с точки зрения говорящего, например: Можно, нако-

нец, использовать площадку при школе для спортивных игр; Пове-

дение этого ученика становится, наконец, нетерпимым. Наобо-

рот, слово наконец не является вводным, если имеет значение

«под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»,

например: Давал три бала ежегодно и промотался наконец (П.);

Догадался наконец; Наконец приехал. Ср. близкое по значению со-

четание в конце концов: В конце концов все разрешилось благопо-

лучно (когда? - обстоятельство). - Он, в конце концов, прав (ввод-

ное выражение). Часто удается проверить указанное различие в

роли слова наконец добавлением к нему частицы -то: при об-

стоятельствах это большей частью возможно, а при вводном слове

нет. Ср.: Наконец он приехал - наконец-то он приехал (но нельзя

сказать: во-первых..., во-вторых..., наконец-то).

Слово вообще, как правило, не является вводным. В качестве

наречия оно имеет значение «в общем», «в целом» (Вообще это

верно, но в данном случае это не так), «обычно», «постоянно»,

«всегда» (Погода здесь вообще холодная), «совсем», «ни при каких

условиях» (Он вообще не хочет лечиться). В значении же «вообще

говоря» слово вообще является вводным: Мне, вообще, это ка-

жется странным.

Слово однако является вводным, если стоит в середине или

в конце предложения: Он, однако, заблуждается; Он заблужда-

ется, однако. В начале предложения слово однако, как правило,

имеет значение противительного союза но и не является вво,

ным: Тема не новая, однако интересная.

2. Если слова например, в частности, главным образом, допус-

тим, положим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или

присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем

оборотом, то есть после них никакого знака не ставится (см. уп-

ражнение 249, п. III).

3. Союз а (реже союз но) не отделяется запятой от последу-

ющего вводного слова, если образует с ним одно целое: а зна-

чит, а впрочем, а следовательно, а во-вторых, но стало быть и т. д.

Для проверки следует вводное слово изъять или переставить в

другое место предложения; если такая перестановка возможна

без нарушения структуры предложения, то союз не связан с ввод-

ным словом и отделяется от него запятой, в противном случае -

нет. Ср.: Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал

еще крепче и энергичнее (Т.) - опустить или переставить вводное

слово нельзя, сохраняя при этом в предложении союз а, так как

они связаны между собой; Вся жизнь Никиты не была постоян-

ным праздником, а, напротив, была неперестающей службой

(Л. Т.) - при помощи союза противопоставляются два однород-

ных члена предложения, и вводное слово не связано с союзом.

После других союзов запятая перед вводным словом ставит-

ся: Уже поздно, и, пожалуй, нам пора возвращаться; Он собира-

ется прийти к нам, но, признаться, мне не хочется с ним встре-

4. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособлен-

ного оборота, то между ними никакого знака не ставится. Если

же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то

оно выделяется запятыми на общем основании.

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставит-

ся: Так, например, к соединительным союзам относится союз ни;

Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души (Дост.).

5. Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запя-

тыми частицы ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно,

как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, про-

сто, решительно, исключительно, как бы, даже и др. Частица бы-

вало запятыми выделяется.

Упражнение 257. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

I. 1.Я чаю небо с овчинку показалось (Я.). 2. Вот у

меня я думаю получше глаза (Г.). 3. Душа моя я помню с

детских лет чудесного искала (Л.). 4. И этот голос чудно-

новый ей мнилось все еще звучал (Л.). 5. Он меня вы

знаете очень уважает (Г.).

II. 1. Покойный дедушка сколько я помню был род

бабушкина дворецкого (П.). 2. Первый тост был выпит

как читатели может быть и сами догадаются за здоровье

нового херсонского помещика (Г.). 3. Эти собаки если не

ошибаюсь происходят от простых дворняжек и овчарок

(Купр.). 4. Она была красивая и что еще важнее умная

женщина (Павл.).

III. 1. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки

оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам

правя выехал со двора (П.). 2. В жаркое летнее утро это

было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенно-

го (Акс.). 3. Владимир Сергеич так именно звали молодо-

го человека в пальто с недоумением посмотрел на сво-

его человека и торопливым шепотом проговорил... (Г.).

4. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на

Пьера (Л. Т.). 5. И каждый вечер в час назначенный иль

это только снится мне? девичий стан шелками схвачен-

ный в туманном движется окне (Бл.).

Для с п р а в о к.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно вы-

деляются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим

великолепным картинам (Л.); Он ехал теперь к Яузскому мосту,

где, ему сказали, был Кутузов (Л. Т.).

2. Запятыми выделяются вводные предложения, начинаю-

щиеся с союзов как, если, сколько, и т. п., например: Завтра, как

сообщают газеты, открывается художественная выставка; Не-

сколько лет назад, если не вшибаюсь, произошло землетрясение в

Турции; Эта книга, сколько я могу судить о ней, будет иметь

большой успех.

3. Вставные предложения или словосочетания (т.е. такие,

нения, поправки к основному высказыванию) менее тесно свя-

заны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают

из его структуры. Выделяются такие конструкции скобками или

тире; они находятся в середине предложения или в конце его,

но не в начале: Мой приход - я это мог заметить - сначала

несколько смутил гостей (Т.). Параша (так звалась красотка на-

ша) умела мыть и гладить, шить и плесть (П.). Более сильным

выключающим знаком являются скобки, которыми обычно вы-

деляют так называемые вставные предложения, отличающиеся

от вводных тем, что они не выражают отношение говорящего к

высказываемой мысли, а содержат различного рода добавочные

замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в

целом или отдельное слово в нем и иногда резко выпадающие

из синтаксической структуры целого, например: Однажды вече-

ром (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой

осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны (П.);

Он обещал казакам пожаловать их крестом и бородою (илецкие,

как яицкие, казаки - все были староверцы), реками и лугами,

деньгами и провиантом, свинцом и порохом (П.); Души неопытной

волненье смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы

друга (П.).

При наличии одного вводного (вставного) предложения

внутри другого второе (так сказать, внешнее) выделяется скоб-

ками, а первое (внутреннее) - при помощи тире, например:

После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже

Чудовка - так назывался самый крупный из них - была до

этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным цен-

Упражнение 258 (повторительное). Перепишите, ставя, где

нужно, знаки препинания.

1.1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убы-

вать овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен был

от Пугачева в Оренбург шпионом (Я.). 3. Вечер провел я

по обыкновению своему у коменданта {П.). 4. Мужчины

пили спорили и хохотали словом ужин был чрезвычай-

но весел (П.). 5. Дама казалось была тронута (77.). 6. Оба

старичка по старинному обычаю старосветских поме-

щиков очень любили покушать (Г.). 1. Я думаю однако ж

что нужно бы в белом жилете (Г.). 8. Бурая свинья вбе-

жала в комнату и схватила к удивлению, присутствую-

щих не пирог или хлебную корку а прошение Ивана

Никифоровича (Г.). 9. Погода была ветреная, ветер од-

нако не совсем был попутный (Гот.). 10. Вы верно едете

в Ставрополь? (Л.). 11. Про вас я не слышал к несчастью

ничего но многое от вас конечно узнаю (J7.). 12. Малый

был неказистый что и говорить а все-таки он мне нра-

вился (Т.). 13. Мальчишки ложились брюхом на порог

закидывали ноги кверху и таким образом- перекидыва-

лись за дверь (Т.). 14. Горный воздух без всякого сомне-

ния действует благотворно на здоровье человека (Т.).

15. Действительно верстах в двух-трех впереди нас тол-

стый столб сизого дыма медленно подымался от земли

(Т.). 16. Водились за ним некоторые слабости: он напри-

мер сватался за всех богатых невест в губернии (Т.). 17. А

вы я вижу шелковый (Т.). 18. Жара заставила нас нако-

нец войти в рощу (Т.). 19. Лошадка его к истинному мо-

ему удивлению бежала очень недурно (Т.). 20. В течение

целой недели мое положение в сущности нисколько не

улучшилось (Г.).

II. 1. Здесь в самом деле чудесно (Т.). 2. Молодой воро-

бей упал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и

сидел неподвижно (Т.). 3. Теперь по всей вероятности

вихри кружась и увлекая с земли пыль сухую траву и

перья поднимались под самое небо; вероятно около са-

мой черной тучи летали перекати-поле, и как должно

быть им было страшно! (Ч.). 4. И этот учитель греческого

языка этот человек в футляре можете себе представить

едва не женился (Ч.). 5. Итак за все время, пока я счита-

юсь взрослым, к великому огорчению моего отца го-

родского архитектора я переменил девять должностей

(Ч.). 6. Однажды это было в ясный осенний день перед

вечером старик Цыбукин сидел около ворот (Ч.). 7. Отец

по-видимому находился в самом благодушном настрое-

нии (Кор.). 8. Кое-где пали как будто синие полосы отда-

ленных дождей (Кор.). 9. Булочники их было четверо дер-

жались в стороне от нас^М. Г.). 10. Когда все кончилось

а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом

поехал по равнине (А. Н. Т.). 11. Только меньшенький

Артамон ему шел двадцать первый годок находился при

отце для писания писем ведения счетов чтения разных

книг (А. Н. Т.). 12. Цезарь так звали льва в зверинце спит

и тихо взвизгивает (Купр.). 13. Правление уполномочило

его ускорить работы то есть иными словами он сам себя

уполномочил к этому (Купр.). 14. Выяснилось таким об-

разом что во-первых полное окружение трудно дости-

жимо из-за природного препятствия с запада и во-вто-

рых что противник готовится либо принять бой в мест-

ных условиях либо рассеяться в глубине бора (Фед.).

15. И кроме свежевымытой сорочки скажу по совести

мне ничего не надо (Маяк.). 16. Он примет взвод а может

роту (Щип.). 17. Петька так по привычке почти все звали

Исаева высунул в дверь свою крошечную птичью го-

ловку (Фурм.). 18. Такого бурана рассказывают степняки

не было уже много лет (Фурм.). 19. Терентий пробавлял-

ся мелкой слесарной работой но во-первых работы было

мало и во-вторых много времени отнимали неотлож-

ные дела (Кат.). 20. Он встал и прихрамывая он был на

протезе подошел к окну (Кае.).

Упражнение 259 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным.

«Багратион - лучший генерал русской армии», -

так выразил свое мнение о Багратионе как о полковод-

це Наполеон, который, кстати сказать, не раз доволь-

но безуспешно посылал против него лучших своих мар-

И действительно, любимец и правая рука Суворо-

ва, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской ар-

мии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Баг-

ратион был великим мастером наступательного боя. Для

этого он обладал всеми необходимыми качествами: во-

первых, тактическим глазомером, во-вторых, железным

упорством и, наконец, поистине легендарной храброс-

тью. Он всегда находился в самых опасных местах. «На

него находили минуты вдохновения, - говорит о нем

очевидец. - Огонь сражения зажигал что-то в душе его.

Глаза его сияли; он командовал, и в бурке, с нагайкой

в руке, на простом донце несся он, опережая колонны,

чтобы из начальствующего генерала стать простым пере-

довым воином». Это видели и ценили солдаты и любили

его так, как они любили Суворова и Кутузова.

Известно, между прочим, что лишь очень немногие

из полководцев прошлого пользовались искренним рас-

положением солдатской массы. Но служить под нача-

лом Багратиона хотя и было почетно, но, по отзывам

современников, весьма опасно: багратионовы адъютан-

ты считались обреченными людьми.

Военная служба Багратиона началась с 1782 года,

когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с

самого начала (после первой же стычки он был найден

среди убитых) и до конца. Он участвовал ни больше ни

меньше как в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою

храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии

и вершины Альп до Бородинского поля, где французс-

кая граната поставила кровавую точку в его блистатель-

ной биографии.

(По С. Б о р и с о в у)

ОБРАЩЕНИЕ

Упражнение 260. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1. Спящий в гробе мирно спи; жизнью пользуйся

живущий (Жук.). 2. Степанушка родной -не выдай ми-

лый! (А/?.). 3. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч

осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чер-

ных скал вершины (Я.). 4. Как хорошо ты о море ноч-

ное! (Тютч.). 5. Раззудись плечо! Размахнись рука! Ты

пахни в лицо ветер с полудня! (Колъц.). 6. Отец отец ос-

тавь угрозы свою Тамару не брани (Л.). 7. Ну, полноте,

полноте балагур шутник вы этакий (Т.). 8. Я всю свою

звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс (Маяк.).

9. Крепче конское бей копыто отчеканивая шаг! (Багр.).

10. Расти страна где волею единой народы все слились в

один народ цвети страна где женщина с мужчиной в

одних рядах свободная идет! (Л.-К.). 11. Ну ты шевелись,

а то прикладом огрею (Я. О.). 12. Смерть а смерть еще

мне там дашь сказать одно словечко? (Твард.).

Д л я с п р а в о к. Обращения выделяются или отделяются

запятыми вместе со всеми относящимися к ним словами.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произно-

сится с восклицательной интонацией, то после него ставится

восклицательный знак, например: Эх, братцы! Нехорошо у нас

Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него

никаким знаком, например: Не прав твой, о небо, святой приго-

Если распространенное обращение разбито на части, то каж-

дая из них выделяется запятыми, например: Отколе, умная, бре-

дешь ты, голова? (Кр.).

Личные местоимения ты и вы, как правило, не являются

обращениями, а выступают в функции подлежащего. Однако они

могут входить в состав распространенного обращения, напри-

мер: Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Дрст.). В

виде исключения личные местоимения ты и вы могут сами по

себе выполнять функцию обращения, заменяя собой название

лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются

запятыми: Эй, ты, остановись!

В редких случаях в роли обращения выступают слова не в име-

нительном падеже, называющие какой-нибудь признак лица, к

которому обращаются с речью; такие слова выделяются запяты-

ми, например: Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию?

Если между повторяющимся обращением стоит частица а, то

перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ста-

вится, например: Мама, а мама, разреши мне немного погулять!

Между двумя обращениями, связанными неповторяющим-

ся соединительным союзом, запятая не ставится (как и при од-

нородных членах в этих условиях), например: Здравствуй, солнце

да утро веселое! (Ник.)-

43. Затранскрибируйте предложения, опишите в них первые десять неповторяющихся звуков.

1. Человек сам создает вокруг своей работы поэтическое состояние. (Пауст.) 2. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (Пауст.) 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или чудесам природы. (Акс.)

44. Затранскрибируйте данные слова. Цифрами обозначьте уровни сонорности звуков (4 - гласные, 3 - сонорные звонкие согласные, 2 -

шумные звонкие согласные, 1 - глухие согласные, 0 - пауза; у звука [и]

звучность ослаблена по сравнению с другими гласными и равна 3,5). Подчеркните слоговые звуки, постройте схемы сонорности этих слов, определите количество слогов в них.

В слове подберезовик пять вершин сонорности, т.е. пять слогов, образуемых пятью слоговыми звуками.

Байдарка, е¸, исключительный, взвизгнул, чьи, длиннее.

45. Докажите, что данные ниже слова могут произноситься с разным количеством слогов. Постройте схемы сонорности для обоих вариантов.

Кентавр, театр, Геракл, арбитр, смысл, корабль.

46. Анализируя ритм данных стихотворных строк, определите, с каким количеством слогов произносятся выделенные слова. Постройте схемы сонорности.

I. 1. Словно смотришь в бинокль перевернутый - Все, что сзади осталось, уменьшено.

На вокзале, метелью подернутом, Где-то плачет далекая женщина.

(К. Симонов)

2. У Пулковской горы усатый генерал Бинокль наводил на Витебский вокзал¾

(Р.Рождественский)

II. 1. И шальной, шевелюру ероша,

 замешательстве смысл темня, Ошарашит тебя нехорошей, Глупой сказкой своей про меня.

(Б.Пастернак)

2. Руслан томился молчаливо, И смысл, и память потеряв.

(А.Пушкин)

III. 1. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, вс¸ кипит.

(А.Пушкин)

2. Здесь мрамор свой. Край мрамором богат, Театр будет круглый и высокий.

47. Затранскрибируйте слова, цифрами обозначьте под знаками транскрипции уровни сонорности звуков, разбейте слова на слоги, охарактеризуйте каждый слог (прикрытый-неприкрытый, открытый-закрытый).

 каких из этих слов возможен вариантный слогораздел? Почему?

Î б р а з е ц: прохладный [пра ə õëà´ äíûə è] - [ïðàə -õëà´-äíûə è].

1-й слог прикрытый, открытый; 2-й слог прикрытый, открытый; 3-й слог прикрытый, закрытый.

Командирский, истопник, крейсерский, астрономия, ее, сумрачный, стандартность, лепесток, портретный, орфограмма, окружающая, капризничать, сверкание.

48. Определите место слогораздела в словах, состоящих из звуков следующей сонорности:

1 1 4 3 2 4 1 4;

4 3 2 4 2 3 4 3,5; 4 1 1 4 2 3 1 1 4 3,5

Подберите слова, состоящие из подобных звуков.

49. Затранскрибируйте тексты, разбейте слова на слоги, приведите характеристику каждого слога (прикрытый или неприкрытый; открытый или закрытый).

1. Поток сгустился и тускнеет,

È прячется под твердым льдом,

È гаснет цвет, и звук немеет В оцепененьи ледяном.

(Ф.Тютчев)

2. Березы желтою резьбою Блестят в лазури голубой, Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

3. Летняя бабочка вдруг закружилась под лампой полночной: Каждому хочется ввысь вознестись над фортуной непрочной. Летняя бабочка вдруг пожелала ожить в декабре, Не разглагольствуя, не помышляя о Зле и Добре.

(Б.Окуджава)

4. Я валяюсь на траве - Сто фантазий в голове.

Помечтай со мною вместе - Будет их не сто, а двести.

50. Затранскрибируйте текст, разбейте слова на слоги.

Кто открывал материк чужой, Кто умирал от стрелы случайной, Все покрывалось морской водой,

Все заливалось прохладной тайной.

(Э.Багрицкий)

УДАРЕНИЕ

51. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих парах слов (различает разные формы одного и того же слова,

некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).

Бе´гом - бего´м, кру´жки - кружки´, ру´ки - руки´, хло´пок - хлопо´к, но´шу - ношу´, а´тлас - атла´с, Ма´шина - маши´на, про´сите - проси´те, во´лос - воло´с.

52. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях разли- чие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лекси- ческом значении.

Ха´ос - хао´с, эле´ктрик - электри´к, мокро´та - мокрота´, у´гольный - уго´льный, и´наче - ина´че, языково´й - языко´вый, на´голо - наголо´, тво´рог - творо´г, свя´зные - связны´е.

53. Определите, подвижное или неподвижное формообразовательное ударение в следующих словах.

Вензель, бровь, глупость, губа, слон, ужас, лицо, глубокий, сильный, сказать, плакать.

54. Подберите к данным ниже словам производные от них слова и определите, подвижное или неподвижное словообразовательное ударение в этих производных словах.

О б р а з е ц: лета´ть - л¸тчик (подвижное), лета´ть - полета´ть

(неподвижное) и т.д.

Облако, топот, звезда, небо, горький.

55. Затранскрибируйте тексты, найдите в них проклитики и энклитики. Определите тип клитик - абсолютные или относительные. Ответ аргументируйте.

1. Ox, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.Пушкин)

2. Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

(И.Крылов)

3. От жалоб на судей, На сильных и на богачей

Лев, вышед из терпенья, Пустился сам свои осматривать владенья.

(И.Крылов)

4. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода:

Наш воевода

В родню был толст, Да не в родню был прост;

А с умыслу он мухи не обидит. Вот добрый воевода видит: Вступило от овец прошение в Приказ:

«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас».

(И.Крылов)

56. В следующих текстах найдите слова: 1) безударные (проклитики

è энклитики); со слабым ударением; 3) с побочным ударением.

1. Гидрометцентр сообщает, что день завтра будет сухим и теплым, температура воздуха около пяти градусов тепла.

2. Ты, брат, погоди. Никто, кроме тебя, этого не сделает. Хоть и собрался ты было уезжать, но придется тебе задержаться на два дня. Энергохозяйство наше хоть и стало на ноги, но без тебя нам не справиться.

57. Расставьте в данном тексте фразовые и синтагменные ударения. Является ли слово, выделяемое таким ударением, наиболее важным в смысловом отношении?

Еще не посветлело небо и под покровом мрака спят лес и горы, как неожиданно откуда-то прорвется одинокий и невнятный вскрик или стон¾ То по лесу пронесся ветерок, отзовется звонким журчанием ручей, и, сожалея о короткой ночи, в старом ельнике уныло прокричит сова или филин.

58. Придумайте четыре диалога, в которые входила бы фраза Медвежонок забавлял посетителей зоопарка так, чтобы в каждом из диалогов акцентное выделение падало бы на другое слово.

ИНТОНАЦИЯ

59. Прочитайте вслух предложения, имеющие разные типы интонационных конструкций (ИК). Составьте схемы ИК. Подумайте, можно ли изменить место центра в приведенных примерах и тип ИК. Придумайте и произнесите вслух по три-четыре фразы с такой же интонационной конструкцией, как и анализируемая.

1. Девочка ходит в школу. 2. Зачем ты это делаешь? 3. Ты слышала прогноз погоды? 4. Ваше имя? 5. А фамилия? 6. Какая чудесная погода! 7. Как она готовит!

60. Прочитайте данные тексты вслух, вертикальными чертами обозначьте границы синтагм и фраз, подчеркните центры интонационных конструкций, схематически изобразите движение тона, определите типы ИК.

1. - Этот кинотеатр далеко от метро?

- Нет, совсем рядом.

- Все ребята уже видели этот фильм. А твои братья?

- Ты бы слышал, как они смеялись, когда рассказывали о нем.

2. Ты устал? Да я сам вижу: ты устал. Ну, ничего: ты устал, а мы тебе поможем!

3. Ваш ребенок плачет? Да посмотрите: ваш ребенок плачет!

À вы? Смотрите в другую сторону!

61. Прочитайте отрывки из стихотворений вслух, нарисуйте схемы интонационных конструкций, определите их типы.

1. Я три ночи не спал. Я устал.

Мне бы заснуть. Отдохнуть¾ Но только я лег - звонок!

Кто говорит?

Носорог.

Что такое?

- Áåäà! Áåäà!

Бегите скорее сюда!

(К.Чуковский)

2. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали.

62. Придумайте ситуации, в которых фразы Осень и Все пропало произносились бы с разными типами ИК.

63. Придумайте диалоги, в которых были бы представлены все типы интонационных конструкций.

ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

64. Благодаря каким позиционным чередованиям согласных возможны следующие рифмы?

1. Дед - ответ, арап - раб, след - поэт, ряд - золотят.

2. Сутки - будки, доски - березки, тетрадка - перчатка, сладкой - палаткой.

Найдите примеры подобных рифм в произведениях поэтов, предпо- читающих точную рифму (Н.А.Некрасов, А.К.Толстой и др.).

65. Затранскрибируйте следующие сочетания предлога с существительным. Определите, какие позиционные чередования согласных происходят на стыке служебного и знаменательного слов. Подберите, где

необходимо, примеры, подтверждающие наличие подобных чередований.

1. Из огорода - из сада, от ¾ - от брата, к воде - к взлету, через ¾ - через поле. 2. Без отца - без жены, без ¾ - с шубой, через ¾ - через журнал, из ¾ - из щуки. 3. От окна - от солнца, от игры - от шума, под ¾ - под жасмином, над ¾ - над щепкой.

4. Без дома - без дела, из сада - из села, с соком - с ¾, от топора - от ¾.…

66. О каких позиционных чередованиях согласных говорит произношение звуков на стыке слов сторож с шубой, шкаф в фойе, роспись с

серебром?

67. Затранскрибируйте данные пары слов. Определите, какие позиционные чередования согласных происходят в них. Какой фонетической позицией обусловлены эти чередования? Подберите, где необходимо, примеры, подтверждающие наличие позиционного чередования.

1. Шестой - шесть, узда - уздечка, растолкать - расселить, шелест - ¾, гнездо - ¾, трасса - ¾, мясной - ¾, безобразный - ¾, растащить - ¾, бант - ¾.

2. Вагон - вагончик, барабан - барабанщик, стакан - ¾, гонка - ¾, бревно - ¾, обман - ¾.

68. Какое позиционное чередование согласных наблюдается в данных парах слов? Определите фонетическую позицию, вызывающую это че- редование. Подберите, где необходимо, примеры, подтверждающие наличие чередования.

Участие - участник, пропагандист - пропагандистский, сердечный - сердце, солнечный - солнце, голландец - голландский, известие - ¾, корысть - ¾, турист - ¾, истец - ¾, шотландец - ¾.

69. Затранскрибируйте данные фразы. В каких морфемах слов, входящих в эти фразы, могут происходить позиционные чередования согласных? Докажите свою точку зрения, подбирая другие слова с теми же морфемами, что и в данных. В каждом случае указывайте фонетическую позицию, обусловливающую то или иное чередование.

1. Безжалостное солнце поджаривало нас на сковородке пустыни. 2. Группка из семи мальчишек младшего возраста яростно подзуживала дерущихся. 3. Целься тщательнее - попасть с шести шагов удалось даже худшим из участников. 4. Задребезжали стекла от пролетевшего сверхзвукового самолета.

70. Найдите в словах текстов морфемы, в которых могут происходить позиционные чередования согласных. Ответ аргументируйте.

I. Махова сторожка и правда оказалась не чем иным, как крепко сшитой, хотя и обветшавшей бревенчатой избой, обнесенной пряслом. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой стороны расстилалась обширная луговина. Шагах в ста от забора росла могучая береза, тщетно пытавшаяся своей тенью прикрыть луг.

(По В.Солоухину)

II. А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

(К.Паустовский)

ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

71. Приведите примеры чередований гласных звуков в одной морфе-

[î] - [àə ] - [ə ]; [ý] - [èə ]; [à] - [àə ] - [ə ]; [î] - [èə ].

Докажите, что эти чередования позиционные. Каким фактором они обусловлены?

72. Определите по формуле А.А.Потебни силу каждого слога в данных словах.

Отбросившая, вытянутый, поохотиться, переучивать, очаровывающий.

73. Подберите однокоренные слова к слову летать. Проанализируйте их структуры по формуле А.А.Потебни.

74. Затранскрибируйте данные тексты. Над безударными гласными укажите степень их редукции (1 - редукция 1-й степени, 2 - редукция 2-й степени).

I. Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу все гуще и сильнее. Я всегда любил смотреть на освежающее тихое падение или опущение снега.

(С.Аксаков)

II. Наступал тот предвечерний час, когда солнце, отполыхав, только скрылось за бугром, и на станицу опустились подсвеченные зарей сумерки.

(М.Шолохов)

75. Приведите примеры чередования гласных звуков в одной морфеме. Докажите, что эти чередования позиционные.

Î á ð à ç å ö: [à] - [à] (ì[à´]ìà - ì[à´]ìå). [ó] - [ó]; [î] - [î]

76. Определите, чередование каких гласных звуков наблюдается в выделенных служебных морфемах данных слов.

Бежавший - бежать, кричавший - кричать, скажу - молчу, ножа - ключа, пойдешь -лжешь, киевляне - парижане.

77. Затранскрибируйте сочетания слов. Определите, какие чередования гласных происходят на их стыке. Где необходимо, приведите примеры, доказывающие наличие подобных чередований.

Перо иволги - крик иволги, дождь и град - снег и град, гость Иры - друг Иры, ¾ - без интереса, ¾ - мир искусства.

Докажите, что эти чередования позиционные.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

78. Объясните, почему так оцениваются сигнификативные и перцептивные позиции в следующих словах.

ï. − + +

Î á ð à ç å ö: êîò [ ê + °î+ ò− ].ñ.

Рассмотрим сигнификативные позиции в слове [к°от]. Звук [к] стоит в сигнификативно сильной позиции перед гласным звуком, так как только фонема /к/ может реализоваться в данной позиции этим звуком; в звуке [к°] не могут совпасть, нейтрализоваться какие-либо другие фонемы. То же самое можно сказать и о звуке [о] - только фонема /о/ может реализоваться под ударением этим звуком; следовательно, это сигнификативно сильная позиция для [о]. Звук [т] стоит в сигнификативно слабой позиции, так как звуком [т] может реализоваться не только фонема /т/, но и фонема /д/ (го[д]ы, но го[т] - фонема /д/ представлена звуком [т] в позиции конца слова).

Рассмотрим перцептивные позиции. Звук [к°] стоит в перцептивно слабой позиции, так как под влиянием последующего лабиализованного гласного также становится лабиализованным; основной же вариацией фонемы /к/ является звук [к] (например, в слове [кран]), а не [к°]. Звук [о] стоит в перцептивно сильной позиции, это основной представитель своей фонемы. То же можно сказать и о звуке [т].

[ï° óò’], [àə ñ’°î´ ë], [÷’ à´ è ê ə ].

79. Приведите примеры звуков, стоящих в следующих позициях: 1) сигнификативно сильная, перцептивно сильная; 2) сигнификативно сильная, перцептивно слабая; 3) сигнификативно слабая, перцептивно сильная; 4) сигнификативно слабая, перцептивно слабая.

80. В русском языке три сигнификативно сильные позиции по глухо- сти-звонкости:

1) перед гласными: [т]ом - [д]ом;

2) перед сонорными согласными: [к]ладь - [г]ладь; 3) перед /в/, /в’/ + гласный или сонорный согласный: о[т] ворот -

по[д] воротами.

Почему такие позиции называются различительными? Продолжите ряд примеров на каждый тип позиции.

81. В русском языке три сигнификативно слабые позиции по глухо- сти-звонкости:

1) на конце слова: пру[д]ы´ - пру[т]ы´ - пру[т]; 2) перед шумными глухими и звонкими согласными: ко[с’]и´ть -

ре´[з]ать - ко[з’]ба´ - ре[з’]ба, подко´[с]ка - ре´[с]ка;

3) перед /в/, /в’/ + шумный согласный: о[т] воды - по[д] водой, но

о[д] взглядов - по[д] взглядами.

Продолжите ряд примеров на каждый тип позиции.

82. В русском языке существуют следующие сигнификативно сильные позиции по твердости-мягкости:

1) на конце слова: шеc[т] - шес[т’];

2) перед гласными: [в]ол - [в’]¸л;

3) переднеязычные перед заднеязычными и твердыми губными: ба[н]ка - ба[н’]ка;

4) некоторые переднеязычные перед твердыми переднеязычными:

ко[н]ский - ию[н’]ский; 5) [л] - [л’] перед всеми согласными: по[л]ки - по[л’]ки. Приведите

примеры на каждый тип позиции.

83. Затранскрибируйте поговорки, обозначьте сигнификативные позиции, у согласных звуков обозначьте сигнификативные позиции по глухости-звонкости и твердости-мягкости (делайте это под знаком транскрипции, обозначая сначала позицию по глухости-звонкости, а под этим обозначением - позицию по твердости-мягкости).

1. Снег глубок - год хорош. 2. Родной куст и зайцу дорог. 3. Старый друг лучше новых двух. 4. У кольца нет конца.

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

«Не спутай кармашки»

Старшие классы

Игра «Не спутай кармашки» проводится следующим образом. На карточках, которые лежат на столе, написано по одному примеру. На доске прикреплены кармашки с тем или иным определенным обозначением. В игре участвуют две команды. Участники игры по очереди от каждой команды выходят к столу, берут карточку, на которой написано слово, словосочетание или предложение. Ученик решает задачу и кладет карточку в соответствующий кармашек. Учитель ведет учет правильных ответов. Все внимательно слушают ответ товарища и делают вывод, правильно ли решена задача. Если допущена ошибка, право ответа передается другой команде. Темы для игры могут быть самыми разнообразными. Покажем это на конкретных примерах.

Тема: «Разряды вводных слов по значению»

Карточки с предложениями

Ученик находит вводные слова, определяет их значение, объясняет знаки препинания, затем вставляет карточку в соответствующий кармашек.

1) Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская. (В.Катаев)

2) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. (Л.Толстой)

3) Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или, вернее сказать, чудесам природы. (С.Аксаков)

4) Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? (А.Пушкин)

5) Он краснеет – стало быть, ему стыдно.

6) По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. (И.Гончаров)

7) Честно говоря, устал после лекции. (К.Симонов)

8) Вам, на мой взгляд, такое поведение не к лицу.

9) Маша, как водится, была всем недовольна.

10) А Булычов, надо прямо сказать, в плохом виде! (М.Горький)

11) Так, к всеобщему удовольствию, все и получилось.

12) А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту. (М.Горький)

13) А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим. (А.Твардовский)

14) Вы, извините, о детях лучше бы подумали!

15) Между прочим, хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется, один и ваш мост взорвал. (К.Симонов)

16) Вообразите, наши молодые уже скучают. (И.Тургенев)

17) Яша, по воспоминаниям друзей, обожал охоту и рыбную ловлю.

18) Вчера светило солнце; сегодня, наоборот, с утра моросит дождь.

Тема: «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

На доске прикреплены 2 кармашка:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся в обязательном порядке обосновывает свой ответ.

1) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (А.Пушкин)

2) Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.Тургенев)

3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

4) Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай. (Н.Гоголь)

5) Дуб держится – к земле тростиночка припала. (И.Крылов)

6) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.Пушкин)

7) Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И.Тургенев)

8) Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)

9) Я проснулся: заря уже занималась.* (И.Тургенев)

10) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.Чехов)

11) Глубже пахать – больше хлеба видать. (Пословица)

12) Молвит слово – соловей поет. (М.Лермонтов)

13) Иногда мне думается – надо убежать.* (М.Горький)

14) Однако пора вставать: уже без четверти шесть. (А.Пушкин)

15) Приказ есть приказ – так его воспитали.

16) На стене ни одного образа – дурной знак. (М.Лермонтов)

17) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (И.Тургенев)

Тема: «Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении»

На доске прикреплены кармашки с названиями:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся объясняет свое решение.

1) Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (К.Паустовский)

2) Уймись, или худо будет. (А.Пушкин)

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.Пушкин)

4) Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (И.Гончаров)

5) От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн)

6) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Толстой)

7) В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

8) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (А.Куприн)

9) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

10) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.Тургенев)

11) Это кто такие и что им надобно? (А.Пушкин)

12) Пусть кончится холод и наступит тепло.

13) Как он смешон и как глупы его выходки!

14) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Толстой)

15) Оглянитесь вокруг, и увидите, как все здесь изменилось.

16) Хриплый стон и скрежет ярый. (А.Пушкин)

18) Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море. (В.Катаев)

Тема: «Удвоенные согласные»

На доске прикреплены такие кармашки:

Карточки со словами

1) Огромная те_итория, 2) резиновый ба_он, 3) водный ба_ейн, 4) остроумная ка_икатура, 5) воздушный де_ант, 6) картинная га_ерея, 7) стойкий и_унитет, 8) глубокая дра_а, 9) узкий ко_идор, 10) су_огат кофе, 11) свободная диску_ия, 12) а_юминиевая посуда, 13) криста_ьная форма, 14) интересная ба_ада, 15) а_истент кафедры, 16) подробный ко_ентарий, 17) и_итация кожи.

Вводные слова.
Вспомни, какие слова называются вводными (что, как правило, обозначают, являются ли членами предложениями, как выделяются на письме). Расставь недостающие знаки препинания.
К счастью никто меня не заметил.
Погода была ветреная, ветер однако не совсем был попутный.
Был помнится праздник и базарный день.
Ночь была темна, а в нашей повозке конечно еще темнее.
Собака моя по-видимому нашла в кустах вальдшнепа и там долго стояла.
Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радости в куколки.
Тут к неописуемому восхищению Пети на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская.
Глазами кажется хотел бы всех он съесть.
Как видно и здесь Гаврик был свой человек.
Ты сказывают петь великий мастерище.
Здесь простите не три тетради, а четыре.
Почти каждому человеку очевидно знакомо ощущение неизбежного счастья.
Наше счастье очевидно.
Познакомился я раз с Полутыкиным, страстным охотником и следовательно отличным человеком.
Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
Завтра как сообщают газеты открывается художественная выставка.
Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
Ру
·ки мои к страшной моей досаде дрожали горло сохло.
По словам маменьки сынок ее был самый смирный и добрый человек.
По словам человека еще нельзя судить о его поведении.
Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или вернее сказать чудам природы.
Командиры бросили книги, карты географические других на корабле не было разговоры и стремительно побежали на палубу.
Я не успел хорошенько заметить его лица коляска слишком быстро промчалась мимо но мне показалось, что он был глубоко тронут.
Со мной был очень холоден и странное дело я словно его боялся.
Вот у меня я думаю глаза получше.
В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве теперь уже казалось ему было нелепо.
И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Солдаты их было трое ели, не обращая внимания на Пьера.

Алексеева Н.С., школа №26.


Приложенные файлы

Cлайд 1

Тема урока: Вводные слова. Учитель Кузнецова Е.В. МБОУ «СОШ № 2», г.Тарко-Сале. Цель урока: Систематизировать полученные знания, закрепить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Cлайд 2

Cлайд 3

1. ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО. К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К РАДОСТИ, К ОГОРЧЕНИЮ, К ДОСАДЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К УЖАСУ, К СТЫДУ, НА СЧАСТЬЕ, НА БЕДУ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО И ДР.

Cлайд 4

Например: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину. К сожалению, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. К великой моей досаде, Швабрин …объявил, что песня моя нехороша.

Cлайд 5

2. Выражают уверенность, неуверенность, предположение, возможность. конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется, бесспорно, наверное, возможно, должно быть, по-видимому, пожалуй, в сущности и т.д.

Cлайд 6

Например: Птицы, по-видимому, зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. Несомненно, в этом районе должно быть много мин. Может быть, я виноват перед тобою больше, чем ты предо мною. Он, кажется, совсем расстроился. И в самом деле, послышались голоса внизу.

Cлайд 7

3. Указывают на источник сообщения. говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведениям…, по сообщению…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, на мой взгляд, по слухам т.д.

Cлайд 8

Например: По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшению. Ведь я, как вам известно, из рядовых. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Погода в районе их дома была, по мнению Софьи Ивановны, гораздо лучше, чем на всей улице.

Cлайд 9

4. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения. итак, следовательно, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, во-первых и т.д.

Cлайд 10

Например: Впрочем, он был в душе добрый человек. Таким образом, игра в ушки стала для мальчика чем-то вроде выгодной профессии. Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифорович, напротив, больше молчит.

Cлайд 11

5. Указывают на приемы и способы оформления мыслей. словом, одним словом, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, если можно так сказать, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и т.д.

Cлайд 12

Например: Словом, они были счастливы. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, вернее сказать, чудесам природы. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

Cлайд 13

6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание. видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, скажите на милость и т.д.

Cлайд 14

Отрывок из песни про «Красную шапочку» Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти.

Cлайд 15

Например: Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня. Где же это, позвольте, было? А я, видите ли, никогда не служил.

Cлайд 16

Запомните! Не являются вводными следующие слова и сочетания слов. буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.

Cлайд 17

Примеры: Слышится будто грохотание грома. Все словно изменилось с тех пор. Пришли как раз к началу спектакля. Вернемся приблизительно через час. Объем работы оказался примерно вдвое. Поступить нужно было именно так. Он даже не ответил на мое письмо.

Cлайд 18

Омонимия вводных слов и членов предложения Слово является вводным Слово вводным не является наконец Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершает собой перечисление. Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (= и еще можно обратиться…). Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего). Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. В этом значении возможна частица –то. Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались…).

Cлайд 19

Слово является вводным Слово вводным не является однако Если стоит в середине или в конце предложения. Смотри, однако, будь осторожна. Сколько хлопот, однако. Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но). Мы не надеялись встретиться, однако встретились. Однако его поведение меня не обидело.

Cлайд 20

Слово является вводным Слово вводным не является. значит Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень. Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если находится между частями сложного бессоюзного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился. Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Cлайд 21

Слово является вводным Слово вводным не является главным образом Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное). Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.
Loading...Loading...