Храмы в эпоху римской империи. Самые интересные церкви и соборы рима Какие храмы в древнем риме

В прошлом церкви были главной целью большинства посетителей Рима. Верующие со всех концов Европы совершали долгое и трудное путешествие в Рим, чтобы поклониться семи холмам, на которых располагались паломнические церкви. Среди них были четыре патриархальных базилики (Сан Джованни ин Латерано, Собор Святого Петра в Ватикане, Сан Паоло Фуори ле Мура и Санта-Мария Маджиоре), а также три других церкви: Санта Кроче, Сан Лоренцо Фуори ле Мура и Сан Себастиано. Среди сегодняшних туристов все еще есть паломники, но намного больше церквей Рима посещаются в качестве достопримечательностей. Путешественники восхищаются их архитектурой и шедеврами искусства внутри. Здесь Вы найдете работы самых великих живописцев - Микеланджело, Рафаэля, Бернини, Караваджо, Сансовино, Филиппо Липпи и многих мастеров мозаичного искусства, наряду с фресками и каменной кладкой со времен Средневековья и более ранних эр.

Базилика Святого Петра

Самая знаменитая церковь Рима - базилика Святого Петра в Ватикане посвящена Апостолу, который, как полагают, был первым Епископом Рима и первым Папой Римским. Оригинальная церковь Св. Петра была посвящена в 326 и создана под патронажем императора Константина. В 1452 Папа Римский Николай V решил создать совершенно новую церковь, которая строилась до конца 18-го века. Непосредственно у входа в базилику находится известная Пьета Микеланджело, законченная в 1500 и защищенная укрепленной стеклянной панелью. Другие достопримечательности собора Св. Петра - богато украшенная Часовня Причастия с работами Бернини (шатер) и Борромини (бронзовая решетка), большой купол Микеланджело, легендарная бронзовая статуя Восхождения на престол Св. Петра, гробница Св. Петра, Папский алтарь с бронзовым балдахином Бернини. Мастер создал этот навес, когда ему было всего 25 лет, как истинный шедевр барочной скульптуры. В левом проходе находятся могилы известных Пап Римских, созданные ведущими мастерами, включая Бернини. Еще больше гробниц находятся в склепе самой знаменитой церкви Европы.

Сан Джованни ин Латерано

Санта-Мария-ин-Космедин

В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин - один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима . В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.


Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.

Санта Мария ин Травестере

Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде - настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.

Церковь Санта Сабина

Церковь Санта Сабины была создана Петром Иллирием в 425-432 годах. Она сохраняет статус ранней христианской базилики, даже при том, что была украшена в 824. На стене над входом расположена одна из самых старых мозаик в Риме с двумя женскими фигурами, а в центральном дверном проеме установлены старейшие деревянные двери в христианском искусстве, датирующиеся 432 годом. Вырезанный неизвестным мастером из африканского кедра тонкий и выразительный рельеф иллюстрирует сцены Ветхого и Нового Завета. Восемнадцать из оригинальных 28 панелей сохранились до наших дней. Церковный неф расположен между 20 коринфскими колоннами из Паросского мрамора, как и украшенный мрамором хор. К церкви примыкает доминиканский монастырь, в котором Св. Фома Аквинский был монахом, а также красивый романский монастырь. Терраса рядом с церковью открывает великолепный вид на реку Тибр, площадь Венеции и Ватикан.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Оригинальная базилика была создана здесь в 4-5 веках и посвящена Св. Павлу. До восстановления собора Св. Петра это была крупнейшая церковь в мире. Собор был восстановлен, будучи полностью разрушенным пожаром в 1823 и снова завоевал славу одной из четырех патриархальных католических церквей, а также одной из семи паломнических церквей Рима. Часть оригинального внутреннего убранства была сохранена и украшает новую церковь. Мозаики на фасаде были добавлены в 19-м веке, но на внутренней стороне Святой Двери Вы увидите элементы старой бронзовой двери из Константинополя (11 век). Обширный неф размерами 12 на 60 метров разделен на пять проходов с 80 колоннами, которые ведут посетителя к триумфальной арке с мозаиками пятого века, алтарю и апсиде. Высоко на стенах размещены 265 медальонов с портретами всех Пап.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде - от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.

Церковь Святой Пракседы

Церковь Святой Пракседы сохранила черты ранней христианской базилики, пройде через множество этапов преобразования. Её высокий неф переходит в пресвитерию, где мозаики девятого века покрывают красивейшую в Риме триумфальную арку и апсиду. Многочисленные мозаики и фрески были созданы не как художественное оформление для прославления библейских событий и святых, а как иллюстрированные книги для просвещения преимущественно неграмотных Средневековых прихожан в доктринах веры. Часовня Сан-Дзено похожа на средневековую иллюстрированную книгу, где каждый уголок покрыт мозаиками с изображением святых и библейских символов.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта раннее-христианская базилика является одной из семи католических паломнических церквей. Она была основана Константином Великим и несмотря на многочисленные разрушения и реконструкции сохранила свою оригинальную форму базилики, с высоким нефом с узкими боковыми проходами, алтарем на более высоком уровне и массивными колоннами. Здесь стоит обратить внимание на прекрасную инкрустацию цветных камней и мрамора на двух кафедрах проповедника, которую считают самым прекрасным образцом в Риме. Мозаики на триумфальной арке изображают Христа в окружении святых. Ниже, на уровне первой базилики, расположена могила Папы Римского Пия IX, который умер в 1878.

Церковь Санта Констанца

Одной из самых красивых церквей Рима считается Санта Костанца, построенная в начале четвертого века как мавзолей для дочери Константина. Этот небольшой архитектурный шедевр составляет лишь 22.5 метра в диаметре и довольно прост в дизайне, с непретенциозной кирпичной внешностью. Но внешний вид крайне обманчив, в чем вы сможете убедиться во внутренней части церкви. Внутреннее убранство Санта Констанца оформлено из редких и дорогостоящих материалов. Тонкие настенные мозаики включают священные христианские и языческие фигуры с детализированными животными и птицами, порхающими среди виноградных лоз. В церкви преобладает римская архитектура с 12 двойными колоннами с капиталами, ранними христианскими символами и мозаичным искусством.


Рим – вечный город, католический и очень религиозный. Путешественникам, которые приезжают в Рим, впрочем, не обязательно нужно быть католиками, чтобы полюбоваться красотами восхитительных храмов, которые стоят здесь не одно столетие.

Посещение местных католических церквей станет полезным и интересным опытом как для католиков, так и для рядовых туристов, которые ценят красоту и историю, запечатленную в этих многовековых постройках – настоящих жемчужинах архитектуры. Ниже вы найдете самые красивых храмы Рима, которые нужно посетить, если вы окажетесь в столице Италии.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

Говорят, что именно в Базилике Санта-Мария-дель-Пополо представлены лучшие примеры творчества художников эпохи Возрождения, включая Рафаэля, Бернини и Караваджо. Церковь была построена в 1099 году, чтобы справиться с убеждением римлян о том, что призрак императора Нерона бродит по площади возле северных ворот Рима, и все из-за дерева, в котором жили зловещего вида вороны. Дерево было срублено, а на его месте появилась церковь.

Laboratorioroma.it

Санта-Мария-ин-Трастевере

Санта-Мария-ин-Трастевере – одна из старейших церквей в Риме, большинство историков полагают, что она была построена около 350 года до н.э. Церковь имеет впечатляющую мозаику XII-XIII веков; за прошедшие годы она была значительно расширена и реконструирована. Церковь была разрушена, когда Рим был разграблен в 410 году до н.э., но потом храм восстановили.

С этой церковью также связана легенда, согласно которой в день, когда родился Христос, с неба на землю полилось масло. На этом месте и была потом возведена церковь Санта-Мария-ин-Трастевере.

sulpalco.it

Санта-Мария-Сопра-Минерва

Санта-Мария-Сопра-Минерва управляется Доминиканцами. Она стоит на месте, где когда-то был храм египетской богини Исиды, хотя в то время считалось, что это был храм греко-римской богини Минервы. Церковь построена в 1370 году и расположена примерно в квартале от Пантеона. Считается, что Санта-Мария-Сопра-Минерва – это единственный на сегодняшний день сохранившийся пример оригинальной готической церкви в Риме. Здесь находится статуя работы Микеланджело, а также впечатляющие фрески XV века.

thecarousel.it

Пантеон

Пантеон является одним из немногих крупных культовых сооружений в Риме, который не был построен изначально как католическая церковь. Пантеон является важнейшим архитектурным сооружением в Риме, он был построен как храм римских языческих богов при императоре Адриане около 118 года до н.э., затем был уничтожен пожаром в 80 году до н.э. Пантеон превратился в католическую церковь в начале VII века. Здесь похоронены два короля и величайший из художников Возрождения – Рафаэль.

rome-roma.net

Базилика Сан-Клементе

Базилика Сан-Клементе названа в честь святого Климента, который был третьим папой после Святого Петра. Базилика находится всего в нескольких кварталах от Колизея. Нынешний храм построен поверх четырех прежних строений, в том числе, других церквей, которые были разрушены пожарами. Современную базилику стоит посетить ради того, чтобы увидеть ее сказочно красивые фрески и мозаики.

settemuse.it

Сан-Джованни-ин-Латерано

Сан-Джованни-ин-Латерано (церковь Святого Иоанна Латеранского) является одной из четырех главных базилик в Риме. Она посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту, известна как «собор Рима и мира». Считается, что первая это первая католическая церковь, построенная в Риме. Внешне храм не кажется таким же богато украшенным, как другие церкви, но стоит только заглянуть внутрь, и вы будете поражены. Украшением стен, колонн, мозаиками, фресками и даже подсвечниками с изображениями пророков.

deviantart.net

Базилика Санта-Мария-Маджоре

Базилика Санта-Мария Маджоре является одной из важнейших католических церквей в Риме. Церковь включает впечатляющий набор артефактов и искусства, представляющих христианское искусство цивилизацию Древнего Рима. Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы отдать дань уважения базилике, где каждый витраж, колонна или фреска имеет свою религиозную историю. Путешественники, которые будут в Риме 5 августа, возможно, захотят увидеть празднование La Madonna della Neve с чудесным снегопадом.

civitavecchia.portmobility.it

Собор Святого Петра

Это не самая старая католическая церковь в Риме, но, безусловно, самая известная в Италии и одна из самых известных во всем мире. Считается, что собор построен на месте распятия первого папы. Современному собору потребовалось 150 лет, в течение которых велась реконструкция, но оно того стоило. Именно здесь находятся произведения величайших художников эпохи Возрождения, например, Микеланджело, который спроектировал купол.

Сегодня, слово «форум» у нас ассоциируется со всевозможными дискуссиями, что витают во всемирной паутине. На форуме можно обсудить тему, что интересует, высказать своё мнение, найти единомышленников и т.д. Но многие даже не задумываются об истинном значении и происхождении этого слова, корни которого как, оказывается, берут своё начало из древнего Рима.

Форум Римский - был известен на всю Италию, в его стенах решались судьбы людей, городов и стран. Здесь выносились на обсуждение важные вопросы и задачи древней империи, менялись деньги, выступали политики, провозглашались и принимались законы. Ни одно важное решение не могло вступить в силу, если оно не было провозглашено на Форуме Древнего Рима. На площади проводили состязания гладиаторы, одни из них награждались почестями, а других могли казнить на глазах у большого столпотворения народа. Здесь было построено множество храмов Древнего Рима, дворцов, каждый из которых был уникален и отражал культуру того времени.

Сам по себе Форум представляет огромную площадь размерами 500 метров квадратных, которая имеет интереснейшую историю и целый комплекс памятников архитектуры римской империи. Большая часть храмов Древнего Рима была разрушена людьми и течением времени, но есть и те, что можно лицезреть и сейчас. Его ещё и называют музеем под открытым небом, посетить который стремятся миллионы туристов.

История возникновения

Форум древнего Рима как таковой, возник во времена, когда правил великий Тарквиний Древний. Он приказал осушить низину, которая располагалась меж четырёх холмов. С северной стороны - это был холм Квиринал, с южной - Палатин, восток представлял ‒ Эсквилин, а западный холм назывался ‒ Капитолий. Для осушения территории, что была насыщена родниками, была сооружена первая в мире канализационная система. Рабочие установили стоки для отвода воды и Большую Клоаку, что была соединена с дренажным приспособлением. Римляне и поныне используют античную Большую Клоаку для отвода ливневой воды.

Когда территория была высушена, принялись за строительство. Изначально Форум Римский был предназначен для торговли и ярмарок. Поэтому первыми соорудили торговые ряды с множеством лавок, а немного позже трибуны для выступления политиков и влиятельных римлян, а также места для торжеств и казни, которая всегда происходила публично. С каждым годом Форум Романума разрастался, на большом базаре можно было купить всё что угодно, сюда съезжались жители со всех ближайших регионов. На протяжении столетий Форум переживал рассветы и падения, его уничтожали и возрождали вновь. Сегодня большая часть его территории находится в руинах, но есть и уцелевшие здания и сооружения, что дышат историей и возвращают нас в античный мир.

\

Храмы Древнего Рима

Наряду с помостами для ораторов принялись за возведение соборов, храмов и дорог ведущих к центру Вечного города. У подножья холмов создавалась царская резиденция, строились усадьбы для аристократов и вельмож города. Архитектура римской империи, что создавалась древними мастерами, не может оставить никого равнодушным. Даже по наполовину разрушенным зданиям и руинам, можно судить о великой культуре древнего народа.

Храм Венеры-Очистительницы

По мнению ученых, одним из первых был построен Храм Венеры-Очистительницы. Это была Великая святыня для античных воинов, которые проходили здесь таинство очищения. В храме очищались и благословлялись не только мужчины, но и пленницы сабиянки, которых привозили с собой римляне в качестве трофея. Само здание не уцелело до нашего времени, о его внешних данных можно судить только по некоторым обломкам, что удалось отыскать при археологических раскопках.

Храм Диоскуров

Параллельно с развитием города (5-2 век до н.э.) не стихали войны, что наносили большой отпечаток на внешний вид и культуру столицы. Финикийские и римские правители ни как не могли договориться между собой, вследствие чего велись ожесточенные бои. Многие сооружения были разрушены и на их месте строились новые. Именно в этот период возвели Храм Диоскуров. Это было место для поклонения двум сыновьям Юпитера, их звали Кастор и Поллукс. Сегодня, Храм Диоскуров больше известен по оставшимся трём колоннам, что величественно стоят в древнем городе. Их ещё называют «Три сестры», которые всегда неразлучны.

Храм Сатурна

Большая Святыня была построена в 4 веке до н.э. римлянами, в честь памятного события, а именно уничтожения власти этрусского предводителя Тарквиния. Храм находится в юго-западной части Форума Древнего Рима, и имеет интересную историю. Изначально в здании хранились сокровища со всей Империи. Ежегодно здесь проводилось торжество под названием Сатурналий. В этот день исчезали границы между рабами и царями, все были равны между собой. Кроме того господин мог даже прислуживать рабу и выполнять его пожелания. Люди дарили друг другу подарки, пировали и веселились. Позже, в нём подсчитывали бюджет казначеи и собирались налоги. Строение несколько раз подвергалось большим разрушениям и пожарам, но его снова отстраивали и приводили в порядок. Несмотря на стойкость Храма Сатурна, полностью сооружение сегодня увидеть нельзя. Но стоит посмотреть только на одни колонны, что остались до нынешнего времени и понять - что это было грандиозное сооружение.

Храм Конкордии

Нередко между рабами и знатными вельможами происходили склоки и раздоры. Очень часто споры перерастали в ненависть и вражду. Но, несмотря на это, им приходилось сосуществовать, так они зависели друг от друга. Именно в честь примирения знати и бедняков был сооружен Храм Конкордии, которая почиталась у римлян как Богиня Согласия. Он был построен в 4 веке до н.э. в западной части центра столицы.

Храм Веспасиана

В этот же период был возведён ещё один Храм Древнего Рима - Святыня Веспасиана. Его соорудили в честь императора, что правил в те времена и его сына. После их смерти в храме находились статуи двух императоров. Здание было достаточно просторным и имело прямоугольную форму. Сегодня можно увидеть не только руины здания, но и 15-метровые колонны, что каким-то образом уцелели.

Храм Цезаря

Великий император Юлий Цезарь - известен всему миру как первый правитель Римской империи, что до 27 года до нашей эры считалась республикой. Он вместе со своим приемником Октавианом Августом внесли большой вклад в развитие культуры не только столицы, но и всей империи. Римский Форум расцвел за время их правления и ещё больше укрепился как место, где вершатся судьбы и главные политические и религиозные события. После смерти Цезаря, его тело было подвержено погребению, а на этом месте создали храм в честь великого императора. Неподалёку от храма была сооружена арка Августа. На ней отображались все победоносные события, что произошли за время их царствования. На сегодняшний день от храма остались только громоздкие глыбы, что сохранили в себе тайны того времени.

Храм Венеры и Ромы

Немалый вклад в архитектуру Древнего Рима внёс и другой правитель империи Адриан. Он приказал соорудить большой дворец в восточной части Римского Форума, посвященный покровительницам столицы. Ими являлись богини Венера и Рома. Для постройки был выбран большой участок, что граничит с Колизеем. Само здание выглядит достаточно необычным и непохожим на другие строения. Внешне оно представляло собой два громадных купола, по задумке архитектора символизирующих богинь храма, что стояли друг напротив друга. Охраняли храм большие колонны, которые были четко выстроены вокруг здания. Эту достопримечательность очень хорошо можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо сохранилась одна часть здания, которая во времена христианства, была переделана на церковь Santa Francesca Romana.

Храм Весты

На юго-востоке Форума Древнего Рима, находится территория, которая посвящена богине Весте. Это был непосредственно сам храм и дом весталок. Сама богиня считалась хранительницей домашнего очага, поэтому в храме должен был всегда гореть огонь. Изначально его поддерживали дочери царя, а немного позже девушки, которых назывались весталками. Честь стать весталкой и поддерживать огонь домашнего очага, выпадала не каждой. Девушки выбирались только из благородных семей, до того как им исполнялось 15 лет. Им нельзя было вступать ни в какие отношения с мужчинами вплоть до 30 лет. Если какая из девушек ослушивалась, её тут же закапывали в землю заживо. Весталки выделялись из толпы особыми нарядами и очень почитались у древних римлян. Для осуждённого, которого вели на смертную казнь, встреча с весталкой означала отмену приговора и освобождение.

От дома весталок остался лишь атриум и несколько статуй верховных жриц. Во время недавних археологических раскопок были обнаружены и фрагменты самого храма.

Храм Антония и Фаустины

Храмы Древнего Рима всегда создавались в честь великих событий, свершений и подвигов. Любовь во все времена творила чудеса и побуждала к подвигам всех влюбленных. Ярким таким примером является храм Антония и Фаустины построенный в 141 году. Его соорудил Антоний Пий, который сильно тосковал по своей умершей жене. Красивое здание очень хорошо сохранилось до нашего времени благодаря тому, что в 11 веке было использовано в качестве храма Святого Лаврентия. Древнюю базилику отреставрировали и поддерживали в первозданном виде ещё долгое время. Сегодня прямоугольное здание с рядом колонн невольно возвращает нас в древние времена и завораживает своим превосходством.

Базилика Максенция и Константина

Огромное по своим размерам сооружение могло бы затмить даже самые известные современные постройки. Использование мрамора, драгоценных камней и металлов при возведении и оснащении здания не может не впечатлять. Первый камень в строительство храма заложил император Максенций в 308 году. Во время его правительства базилика была полностью отстроена. Её длина составляла 100, а ширина 65 метров. Это было самое большое сооружение в древнем городе. Изначально храм украшала скульптура Максенция, а после его снятия с престола ‒ Константина, в честь которых и названа базилика.

Помимо храмов, на территории Форума Римского есть большое количество арок и историческим мест, по которым можно читать историю римской империи. Изображения повествуют о войнах и перемириях, победах и поражениях, жизни и смерти древнего народа. Неповторимая архитектура римской империи ‒ это как летопись, что отображает культуру, устрой, правила и жизненные принципы древней эпохи.

Для посещения уникального музея под открытым небом, достаточно приобрести единый билет, который предназначен для посещения таких мест как Колизей, холм Палатин и сам Форум Древнего Рима. Если вы планируете досконально изучить все исторические сооружения, тогда без помощи квалифицированного гида вам просто не обойтись.

Посетить Вечный город, и насладится увлекательной экскурсией, предлагает компания сайт. Только у нас вы найдете лучшие путешествия и приемлемые цены. Тур подбирается индивидуально под ваши предпочтения. Заходите на наш сайт и убедитесь в этом сами. Мы сделаем все, чтобы путешествие оставило самые яркие эмоции и положительные впечатления!

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.


В Риме более 900 церквей. Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко. Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

1. Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем , в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск , установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio in Prati

Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio). В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих. По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.


Где находится и как добраться

Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка . Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.


«Фальшивый купол» церкви Святого Игнатия

Где находится и как добраться

Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу.

Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

B asilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело , и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.



Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее. Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора. На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

Где находится и как добраться

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR (Esposizione Universale Roma) – архитектурного проекта фашистского режима, вдохновленного наследием имперского Рима с его возвеличиванием роли государства и правителей.

Базилика Святых Петра и Павла получилась весьма монументальной, этаким переосмыслением собора Святого Петра (проект Микеланджело действительно был взят на вооружение архитекторами), как Дворец итальянской цивилизации («квадратный» Колизей) стал переосмыслением Колизея. Она находится на холме, возвышаясь над Тибром, из-за чего, как шутят местные, некоторые неосведомленные туристы по пути из Фьюмичино в центр даже принимают ее за оригинальный собор Святого Петра.

К базилике ведет ступенчатый пандус, который венчают гигантские статуи святых Петра и Павла (как и у собора Святого Петра). Фасад церкви облицован травертином – самым популярным материалом в Риме, который использовался, например, и при строительстве Колизея.

Где находится и как добраться

Базилика Святых Петра и Павла находится в квартале EUR на юго-западе Рима. Неподалеку от церкви находится самый знаменитый образчик архитектуры режима Бенито Муссолини – «квадратный» Колизей. Ближайшая станция метро: EUR Palasport (линия B). Адрес церкви: Piazzale dei Santi Pietro e Paolo, 8.

Loading...Loading...